Содержание работы по развитию графо-моторных навыков младших школьников с ОВЗ
методическая разработка
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей готовности к школьному обучению. У младших школьников с ограниченными возможностями здоровья отмечается низкий уровень готовности. Обучающиеся затрудняются логически мыслить, рассуждать, у них недостаточно развита память, внимание, связная речь. Работу по развитию графо-моторных навыков провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soderzhanie_raboty_po_razvitiyu_grafo.docx | 342.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание работы по развитию графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ
Для детей, имеющих речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в неточном выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.
Диагностику уровня развития произвольной моторики пальцев рук осуществляю в сроки, отведенные для индивидуального обследования (с 1 по 15 сентября и с 15 по 31 мая)
Для обследования произвольной моторики пальцев рук использую методику Трубниковой.
Качество выполнения говорит об уровне сформированности внимания, зрительной памяти, самоконтроля.
Сначала задание выполняется по зрительному образцу (показ и повтор), затем то же упражнение выполняется по словесной инструкции.
Для исследования развития графо-моторных навыков использую тематические рисунки "Дом, дерево, человек", "Человек", а также срисовывание геометрических фигур.
Наибольшая неполноценность ручной моторики детей с ЗПР выявляется
при проведении тестовых упражнений на исследование состояния
пространственной ориентировки на плоскости листа. Было проведено
тестирование с детьми младшего школьного возраста с ЗПР. Обучающимся
были предложены следующие упражнения «Путешествие на автомобиле», «Рисуем
узор» и графический диктант, авторов Д. Элстон, Д. Тейлор. (см. Приложение № 1)
При выполнении этих упражнений у детей отмечались следующие
ошибки:
инструкции выполняли неправильно;
затруднялись в определении право, лево;
затруднялись в определении направлений движения, предметов;
затруднялись в определении диагональных направлений;
не обращали внимания на свои ошибки.
Если ребенок уже владеет письмом, то подключаю исследование письменных работ данного ученика.
Комплекс упражнений, направленный на формирование графо-моторных навыков младших школьников
В своей работе использую словесные, наглядные и практические методы обучения. В силу специфики формируемых навыков большей частью это наглядные и практические методы.
Работу по развитию графо-моторных навыков провожу систематически по 2-5 минут ежедневно.
В начале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываем упражнения постепенно и вначале учащиеся выполняют пассивно, с помощью взрослых в медленном темпе. Темп и количество повторений постепенно увеличиваю.
Свою работу строю по следующим разделам:
Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты их движений. Считаю данный раздел одним из основных в работе по формированию графо-моторных навыков.
Рекомендую специальный комплекс упражнений (словесный, наглядный, практический методы).
Цель: развитие силы пальцев, быстроты и ритмичности их движений.
Противопоставление пальцев.
Сгибание и разгибание кисти в кулак поочередно и одновременно.
Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
Отведение - приведение пальцев.
Сжимание ластика разными пальцами.
Свободное постукивание пальцами по парте, одновременно и поочередно.
Перекладывание мячей разного диаметра.
Надавливание подушечками пальцев руки на пальцы другой.
Перекатывание в пальцах карандаша.
Передача пальцами теннисного шарика. (см. Приложение № 2)
Занятия по штриховке по контуру, обводка.
Цель: развитие зрительно-моторных координаций.
Развитию мелкой моторики способствуют упражнения, проводимые в специальных тетрадях, - орнаментальное рисование. В течение первого полугодия включаю данный вид работы практически в каждое занятие. Эти задания способствуют не только развитию мелкой моторики, но и формированию обще учебных умений и навыков, в частности, такого важного, как умение слушать и слышать инструкцию и точно ее выполнять.
- Рисование бордюров, состоящих из отрезков прямых и ломаных линий (практический, наглядный методы). (см. Приложение №3)
- Копирование и моделирование фигур из деталей. (см. Приложение №4)
- Задания на тренировку умения вести руку по заданной траектории, копирование элементов букв, написание букв и слов по шаблонам.
Приведу пример выполнения задания "Тропинки - дорожки".
Цель: выработка умения вести руку по заданной траектории (Фрагмент занятия).
- Отправимся к жилищам животных по тропинкам-дорожкам.
-Переверните листы справа. - Проведите прямую линию по узкой тропинке, пунктирную линию по извилистой дорожке, волнистую линию по широкой дороге. Пока будете работать, будет звучать музыка. Проверка. Отмечаются лучшие работы.
- Графические диктанты (словесный, практический методы). (Приложение №5)
Использую для отработки пространственной ориентации, отработке умения проводить линии в заданном направлении и определенной длины. Учу передавать форму геометрической фигуры. Приведу фрагмент занятия.
Откройте тетради, нарисуйте квадрат, треугольник, круг, овал, прямоугольник.
В круге поставьте плюс, в треугольнике точку, в квадрате галочку, в прямоугольнике палочку, в овале снежинку.
Где галочка? (В КВАДРАТЕ)
Где точка? (В ТРЕУГОЛЬНИКЕ)
Где плюс? (В КРУГЕ)
Где снежинка? (В ОВАЛЕ)
Где палочка? (В ПРЯМОУГОЛЬНИКЕ)
Какое же слово будет помогать?
Что оно обозначает?
Вывод: Предлог "В" означает, что один предмет находится внутри другого. Такой прием, помогает детям наглядно усвоить значение предлога "В", закрепить умение точно передавать форму геометрической фигуры, располагать предмет на тетрадном листе.
Работа по формированию графического образа букв (графемы).
Особым пунктом хочу выделить работу по дифференциации букв, имеющих кинестетическое сходство.
Предлагаю следующую последовательность операций:
выделение звука из слова;
определение сигнального признака артикуляционной позиции при произнесении звука (артикулемы);
соотнесение звука с буквой (графемой);
контроль правильности выбора;
запись буквы.
Работу начинаю с уточнения опытно-пространственных дифференцировок на действиях с картинками, геометрическими фигурками, мозаикой.
Для упражнений в конструировании букв алфавита использую счетные палочки, картонные элементы, нитяные узоры (см. Приложение № 6).
Дети упражняются:
- в анализе состава и структуры графического знака;
- в его синтезе из элементов;
- в сравнительном анализе букв (от более грубых дифференцировок - к более тонким).
Сначала конструкцию букв провожу в наглядно-действенном плане, а затем - отвлеченно, т.е. по представлению.
Переходя к рукописному шрифту, упражняю детей в записи чередующихся элементов букв, смешиваемых по кинетическому сходству: по образцу, исходной инструкции, под команду с постепенным увеличением темпа.
Считаю, что при дифференциации таких букв основная задача - научить детей выделять "опорные", сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и соответственно обозначаемые ими звуки).
Использую также устный диктант слогов, слов - когда дети в ответ выписывают букву в воздухе, либо пальцем на поверхности стола. Интересным приемом для детей было выписывание букв на подносе с крупой. Можно использовать вместо подносов большие плоские тарелки.
Стихотворные упражнения – Пальчиковая гимнастика
Стихотворные тексты являются основой упражнений, которые использую для развития движений руки и снятия мышечного напряжения в кисти. Кроме того, этими упражнениями развиваю чувства ритма, кратковременной слуховой памяти. (см. Приложение № 7)
Использую короткие стихи для закрепления понятия "слово". Во время чтения стихотворения на каждое слово пальчики "здороваются", т.е. последовательно соединяются с большим пальцем в кольцо. Здесь использую два варианта: пальцы можно соединять в прямом и обратном порядке, можно чередовать. Детям нравиться выполнять эти задания. По моим наблюдениям ежедневное выполнение такого упражнения развивает память детей, учит на слух различать предлог. При произнесении слов сложной структуры слежу за тем, чтобы пальцы соединялись только один раз, так как соединением отмечаем слово, а не количество слогов в слове.
Самомассаж кистей и пальцев рук
Цель: развитие движений пальцев рук, снятие мышечного напряжения, подготовка мелкой мускулатуры руки к письму.
Данный вид задания рекомендую детям, у которых повышен мышечный тонус мелкой мускулатуры. Такие дети обычно отличаются сильным нажимом при письме, и, как следствие, быстрая мышечная утомляемость, низкая скорость письма. (см. Приложение №8)
Составление фигурок из счетных палочек или спичек
Цель: развитие мелкой моторики, пространственная ориентировка, соотнесение формы предмета, развитие навыков графической символизации.
Прошу выложить на столе сначала по образцу, затем по памяти и, наконец, самостоятельно, по представлению, следующие фигуры: квадрат, треугольник, кубик, ваза, лодочка, юбочка, очки, лесенка, мельница, рыбка, пирамидка, флажок, звезда, мороженое, бабочка, аквариум, жук, окно, сумка, морковка, грузовик, рожица, брюки, пирог, мост, качели, лейка, танк, лопата, коробка карандашей, ракета, пароход, грибок, горка, тачка, беседка, снежинка, парусник, башня, песочница, самолет, кровать, телевизор, собака, корова, часы, санки, фонарик. (см. Приложение № 9)
Рисование по клеточкам
Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу, развитие мелкой моторики руки.
Дети рисуют согласно образцу фигуру простым карандашом.
Упражнения, направленные на развитие внимания и его свойств.
В данном направлении работы выделяю приоритетное направление по развитию внимания и его свойств.
Считаю, что одним из непременных условий успешного обучения в школе является развитие произвольного внимания. Результатом внимания становится улучшение всякой деятельности, которой оно сопутствует.
В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания, поэтому, работая над формированием графо-моторных навыков, провожу параллельно коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения внимания. Для этого включаю в работу следующие упражнения.
«Исключение лишнего»
Цель: развитие мышления и объема внимания.
Ребенок ищет один предмет на рисунке, который отличается от остальных. В начале это 4-5 предметов, затем количество предметов увеличиваю.
«Найди отличия»
Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.
На карточке с изображением двух предметов, отличающихся друг от друга деталями, нужно найти все отличия.
Это вид упражнений очень нравится детям, они с удовольствием выполняют его на скорость.
«Выкладывание узора из мозаики»
Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.
Дети по образцу выкладывают узор.
«Таблицы Шульте»
Цель: развитие концентрации, распределения, объема внимания, расширение поля чтения.
Дети собирают числа сначала черного цвета в прямом порядке, потом красного в обратном порядке, затем по очереди число черного цвета и число красного цвета, при этом числа черного цвета называются в прямом порядке, а красного в обратном.
Если с первыми двумя заданиями дети справляются достаточно успешно, третье задание у детей с нарушениями внимания вызывает трудности. В процессе тренировок третье задание выполняется более успешно. Улучшаются основные свойства внимания.
Библиография
1. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. - М., 1978.
2. Логопедия /Под редакцией Л.С. Волковой. / - М., Просвещение. - 1995. - с.374.
3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос, 1995.
4. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. - М., 1997.
5. В. Кондрашов. Грамматические игры и загадки. Костромское книжное издательство - 1961 г.
6. Н.А. Гегелия. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. М. - 1991 г.
7. Л.Н. Ефименкова. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М. - 1991 г.
8. Л.Г. Парамонова. Говори и пиши правильно. Дельта, Аквариум - 1996 г.
Приложение № 1
Уровень развития графомоторных навыков учащихся 2 класса
1.«Путешествие на автомобиле».
Ребенку предлагается чистый лист нелинованной бумаги и карандаш.
Установка: «Представь, что ты едешь на автомобиле. Нужно нарисовать наш
путь на этом листе бумаги». Ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем
назад, потом налево, делаем круг и...» Получится схема движения.
2. «Рисуем узор».
Ребенку предлагается чистый лист нелинованной бумаги и ряд инструкций,
которые он должен выполнить.
Установка: «Нарисуй, пожалуйста, посередине этого листа квадрат, затем
над квадратом и под квадратом на равном расстоянии от него круги одинакового размера. Слева от квадрата нарисуй треугольник, а справа – прямоугольник.
Под прямоугольником нарисуй овал».
3. Графический диктант.
Ребенку предлагается лист бумаги в клетку с точкой.
Установка: «Поставь ручку на точку. Проведи линию на 6 клеточек вниз, 6
клеточек влево, 6 клеточек вверх, 6 клеточек вправо, 3 клеточки налево вверх
по диагонали, 3 клеточки налево вниз по диагонали». Должен получиться домик.
Приложение № 2
Примерный комплекс и образцы упражнений для пальчиковой гимнастики
(упражнения выполняются от 5 до 10-15 раз)
1. Сжимание пальцев в кулак и разжимание пальцев обеих рук одновременно, затем по очереди (руки впереди, вверху или в стороны)
2. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди
3. Упражнения с «замком» (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя «замка» - «Солнечные лучи» 4. «Ножницы» - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе,
5. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев
6. Надавливание ладонью одной руки на сомкнутые пальцы другой, преодолевая сопротивление. 7. Прогибание ладони одной руки полусжатым кулаком другой с преодолением сопротивления
8. Вращение больших пальцев (пальцы, кроме больших, сцеплены в замок), затем сильно сжимать подушечки больших пальцев
9. Сгибание и разгибание пальцев по очереди, начиная с мизинца, затем с большого, в кулак (одной руки, другой, двух одновременно)
10. «Пальчики здороваются» - соприкосновение подушечек; пальцев с большим пальцем (правой руки, левой, двух одновременно).
11. «Пальчики здороваются» - соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим указательный с указательным и т.д.), а за тем 12. «Крепкое рукопожатие» - надавливание подушечек пальчиков.
13. «Кулак-кольцо» - пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются
14. «Кулак-ладонь» - руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется.
Упражнения для пальчиковой гимнастики за столом
1. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно.
2. Свободное постукивание пальцами по столу обеими рукам и поочередно.
3. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):
а) правой руки,
б) левой руки,
в) обеих рук одновременно.
4. Имитация игры на пианино.
5. Разведение пальцев врозь и сведение вместе (ладони на столе).
6. «Бегают человечки» (указательный и средний пальцы правой, затем левой, потом обеих рук).
7. «Футбол» - забивание шариков, палочек одним, двумя пальцами.
Поочередная смена положения рук «Кулак-ладонь-ребро»
8. Выполняется сначала правой, затем левой, потом двумя руками вместе. Порядок движений меняется.
9. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно.
10. Постукивание поочередно подушечками пальцев по столу одной, другой руки, а затем обеих рук одновременно
Приложение № 3
-овальные замкнутые движения с повторами в нижней части;
-полуовальные замкнутые движения с петлей вверху;
-полуовальные замкнутые движения с петлей внизу;
-полуовальные движения с повторами вверху;
- полуовальные движения с повторами внизу;
- прямые линии, соединенные с помощью дополнительного элемента;
- прямые линии с закруглением внизу вправо;
- прямые линии с закруглением влево и повтором вправо;
- прямые линии с закруглением вверху и внизу;
- прямые линии с петлей вверху и закруглением внизу;
- прямые линии с петлей внизу;
- прямые линии с петлей вверху и внизу;
- плавно изогнутые линии, начинающиеся снизу.
Например, узоры «Рыбы, «Птицы», «Кактусы» составлены на основе повторяющегося полуовала с петлей вверху или внизу путем дорисовки несложных деталей:
При выполнении бордюра «Рыбы» ученики вначале упражняются в начертании полуовалов с петлей, затем изображают полуовальную линию в петле, определяя голову, ставят точку — глаз, дорисовывают хвостик и заштриховывают туловище рыбки маленькими полуовальными штрихами, символизируя чешую.
В бордюре «Птицы» школьники рисуют над петлей кружочек — головку, ставят точку глаз, проводят короткую линию клюв и внутри петли изображают полуовал крыло.
На этой же основе (полуовальная линия с петлей) можно нарисовать кактусы, заполняя петли короткими прямыми штрихами, и другие растительные и животные формы.
Следующие бордюры: «Жук», «Божья коровка», «Малина» - используются для отработки начертания овалов и их соединений:
В процессе рисования этих бордюров дети выполняют несложные дополнительные операции по штриховке отдельных частей овала прямыми и полуовальными линиями, дорисовывают несложные детали. Учитель обращает внимание учеников на безотрывное воспроизведение овалов (по два,три) путем нижнего повтора, что способствует формированию плавности движений руки.
Упражнение в начертании полуовалов, расположенных горизонтально, дети могут завершить рисованием ежика:
Бордюры «Сливы» составлены на основе полуовальных движений,
соединенных при помощи верхнего и нижнего повторов. В результате выполнения таких узоров у первоклассников закрепляется навык письма полуовалов и соединений:
В бордюрах «Флажки», «Смородина» за основу взяты прямые линии. Вначале дети упражняются в выполнении прямых линий, соединенных последовательно, а затем дорисовывают узор по образцу или составляют его самостоятельно:
Для отработки начертательной техники линии с закруглением вверху и внизу применяется бордюр «Гуси»:
Следующие бордюры целесообразно применить для упражнений в начертании линии с петлей внизу, линии с повтором внизу и дополнительным элементом, который завершается вверху закруглением:
Задания на штриховку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по развитию пространственных ориентировок у младших школьников с нарушением речи на коррекционно-развивающих занятиях
Особенности проведения занятия по развитию пространственных представлений у детей, обучающихся в речевых классах общеобразовательных школ....
Мастер-класс "Приёмы работы над развитием орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка".
Всех учителей начальных классов волнует проблема грамотного письма учащихся. Как сделать так, чтобы количество ошибок уменьшалось, а письмо стало бы осознанным и грамотным? Главная причина ...
Развитие графо-моторных навыков у младших школьников с ОВЗ
Программа для 1-2 классов по развитию графо-моторных навыков....
Приёмы работы над развитием связной речи у младших школьников.
СодержаниеВведение…………………………………………………………&helli...
МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ГЛУХИХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
В статье освещается специфика работы по развитию диалогической речи глухих младших школьников. Отмечены трудности и недостатки вербального общения этих детей. Отражены направления работы над диалогом ...
«Этапы работы по развитию фонематического слуха у младших школьников»
Раннее выявление речевой патологии и своевременная её коррекция, а так же профилактика вторичных речевых и нервно – психических нарушений – важнейшие задачи перед дефектологами, педагогами...
Средства работы по развитию графо-моторных навыков у детей школьного возраста с интеллектуальными нарушениями
В работе представлены средства развития графо-моторных навыков у учащихся младших младших классов с ОВЗ...