Владеет ли ребенок связной речью
статья по логопедии на тему
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vladeet_li_rebenok_svyaznoy_rechyu.docx | 18.43 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛАДЕЕТ ЛИ РЕБЕНОК СВЯЗНОЙ РЕЧЬЮ
Владение связной речью является необходимой предпосылкой для того, чтобы ребенок мог овладеть не только грамотой, но и письменной речью как средством общения, способным при необходимости (например, при переписке) заменить собою устную речь. Практика подтверждает, что в очень сложном положении оказываются те дети, которые при поступлении в школу почти не владеют устным пересказом, не умеют «связно рассказывать» о событиях своей жизни, о просмотренных фильмах.
Связная речь – это такие развернутые (т. е. состоящие из нескольких предложений) высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь типа описания начинает развиваться у детей только после 3-х лет, т. к. в это время возникает потребность в ней (желание поделиться своими мыслями).
К 4-5 годам ребенок уже владеет достаточно большим словарным запасом и основными грамматическими нормами языка. Но детям бывает еще трудно проследить причинно-следственные связи между событиями и передать их в логической последовательности. Смысловые связи могут быть выражены слабо, что затрудняет их понимание.
Рассказы:
- Фактические – передают реальные события, что делается на их непосредственном восприятии или по памяти.
- Творческие – строятся при активном участии творческого воображения, благодаря чему рассказ о реальных фактах может «обрастать» какими-то дополнительными деталями.
Форма рассказов:
- Описательные – описание вещей, растений, животных. Нет действующих лиц, событий, а описываются характерные признаки. Например: медведь мал, неуклюжий, лохматый, у него небольшие ушки и короткий хвост.
- Сюжетные – есть завязка действия, его развитие, доходящее до какой-то высшей точки (кульминации) и завершение «происшествия» (развязка). События должны передаваться в определенной временной последовательности с учетом причинно-следственных связей.
Как проверить состояние связной речи
- Попросите рассказать о том, что видит на сюжетной картинке. Картинка «Зимние забавы».
Ребенок хорошо владеет связной речью: если составлен большой и связный рассказ, нередко дополненный своим собственным впечатлением.
Плохо владеет связной речью: если рассказ содержит 2, несколько несвязанных друг с другом предложений; нередко грамматически неправильно оформленные предложения.
Ребенок не владеет связной речью: просто перечисляет изображенные предметы и явления. Например: зима, снег, горка, дети, собака, тут катаются.
- Для более полного представления о связной речи предлагается картинка «О встрече лисы с зайцем»
Дети дошкольного возраста много знают о лисе и зайце и должны последовательно и связно изложить историю.
При неудовлетворительных результатах исследования необходимо безотлагательно приступить к развитию связной речи.
Приемы:
- В первую очередь вызвать желание о чем-то рассказать. Например, можно начать заинтересованно о чем- то расспрашивать ребенка, побуждая его рассказать о каком-либо интересном для него событии, об игре, о посещении зоопарка, просмотренном мультфильме.
- Слушать внимательно.
- Направляя сбивчивый рассказ ребенка вопросами.
- Научить прослеживать последовательность событий, улавливать причинно-следственные связи. Например, читать или рассказывать сказки (обращать внимание, что сначала испекла пирожок, а потом волк съел Красную Шапочку.
- Учить давать полный ответ на вопрос (это почти пересказ прочитанной сказки)
Например:
- что посадил дед?
- какая выросла репка?
- что стал делать дед?
Смог ли дед вытащить репку?
- Составление рассказов с опорой на серии сюжетных картин:
- внимательно рассмотреть картину
- вопросы по содержанию
- самостоятельный рассказ
- Для упражнений в рассказывании можно использовать:
- пересказ прочитанного
- пересказ мультфильма
- рассказ о событиях прошедшего дня
- рассказ об интересной прогулке, об экскурсии
- заканчивание начатого взрослым рассказа
- составление рассказа по известному его концу
Все эти систематические упражнения в рассказывании постепенно приучат ребенка к соблюдению определенных правил построения рассказа, к последовательному изложению мыслей и прослеживанию связи между событиями.
Ребенок научится понимать, что рассказ с чего-то начинается и чем-то заканчивается.
Именно это и важно для ответов на школьных уроках, где, как правило, требуется возможно более полный и логичный пересказ учебного материала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.
В процессе нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка, необходимо учащихся научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...
Анкета для родителей на тему:" Развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи"
Общее недоразвитие речи-это нарушение всех компонентов языковой системы. Уровень сформированности связной речи у детей с ОНР очень низкий. Анкетирование помогает логопеду определить уровень компетентн...
Формирование связной речи у детей с нарушением интеллекта на уроках развития речи
В статье описаны задачи, методы и приемы на уроках развития устной речи....
Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи на уроках в 1 классе
Среди учащихся школы все чаще встречаются дети, имеющие те или иные отклонения в речевом развитии. Эти отклонения носят различный характер и по-разному сказываются на общем развитии ребенка, препятств...
Конспект занятия по развитию лексико-грамматического строя речи и связной речи для детей с ОВЗ
Занятие разработано для работы с учениками начальных классов, имеющих общее недоразвитие речи, с детьми классов коррекционно-развивающего обучения, испытывающими трудности при развернутых ответах на в...
Конспект логопедического занятия для ребенка со стертой формой дизартрии на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи»
Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука [Р] в связной речи» подойдет для работы с детьми-дизартриками, учащимися 1-х классов и воспитанников старших ...