Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
• профилактика буквенных замен;
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие координации речи с движением;
• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
• развитие мелкой моторики;
• развитие фонематического восприятия.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
• Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.
Задача: дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_b-p.docx | 24.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «Дифференциация звуков [П]-[Б]. Коррекция акустической дисграфии»
Цели:
1. Коррекционно-образовательные:
• различение звуков [б – п] на слух и в произношении в слогах, словах и предложениях;
• уточнение различий между парными звонкими и глухими согласными;
• закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
• профилактика буквенных замен;
2. Коррекционно-развивающие:
• развитие координации речи с движением;
• развитие внимания, памяти, воображения и мышления;
• развитие мелкой моторики;
• развитие фонематического восприятия.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
• Развитие дисциплинированности, закрепление уважительного отношения к сверстнику, совершенствование умения выслушивать сверстника.
Задача: дифференциация звуков [б - п] на слух, в произношении в слогах, словах и предложениях.
Оборудование: предметные картинки (бочка - почка, тетради, ручки, карандаши, таблички с цифрами (1,2, массажные коврики, ребусы, индивидуальные карточки для работы.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие.
Артикуляционная гимнастика: «Окошко» - «Оскал» - «Трубочка» - «Улыбочка».
Логопед: - Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? А время года? Почему вы так решили? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради.
Но прежде чем приступить к выполнению нашего письменного задания выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»
На полянке, на лужайке
Целый день скакали зайки.
И катались по траве,
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали,
Но напрыгались, устали.
Мимо змеи проползали,
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха мать.
Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.
Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.
Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.
Ползут ладонями, как змеи.
Гладят коврик ладонями поочередно.
Шла медведица спросонок,
А за нею медвежонок.
А потом пришли детишки,
Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.
Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Логопед: - Ребята отгадайте, пожалуйста, мои загадки.
Смастерили из досок
И надели поясок.
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето.
(бочка)
На ветках -
Плотный комочек.
В нём дремлет
Зеленый листочек.
(почка)
-Ребята, вы догадались что это? Правильно это бочка и почка!
-Какими звуками отличаются эти слова?
-Какие это звуки? (согласные, твердые, парные по глухости – звонкости.).
-Давайте, сравним произношение звука [б] и звука [п], в чем сходство и различие при произношении этих звуков (контроль артикуляции изолированных звуков).
Б – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, звонкий (тактильно-вибрационный контроль, губной.
Б’ - согласный, мягкий, звонкий, губной.
П – согласный (воздушная струя не выходит свободно, встречает преграду в виде губ, твердый, глухой (рука на горлышке-горлышко не дрожит, губной (активно участвуют губы).
П’ - согласный, глухой, мягкий, губной.
Логопед: Сегодня на занятии мы будем различать звуки Б- Б’, П- П’, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, тексте.
2. Развитие фонематического восприятия.
Логопед: Отгадайте загадки и запишите из отгадок только тот слог, в котором слышится звук занятия.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
А он взял и улетел.
(Бабочка)
На малину налетели,
Поклевать ее хотели
А увидели урода —
И скорее с огорода.
(Пугало)
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко.
(Подсолнух) Что на сковороду налью
И вчетверо сверну?
(Блины)
3. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте ребусы и запишите отгаданные слова, укажите наличие звуков занятия. (Бабочка, порт, бак).
4. Дифференциация звуков Б - Б’, П - П’ в словах.
Логопед: «Подружите» слова с буквами Б - П.
__УДКА
ТА__ОЧКИ
ЗА__ОР __О__ЕЛКА
ЗУ__Ы
__О__ЛАВОК ХЛО__ОК
__РОБКА
5. Физминутка.
Шёл по берегу петух
Подскользнулся, в речку – бух!
Будет знать петух, что впредь
Надо под ноги смотреть.
Шаги с раскачиванием в стороны, руки за спиной.
Круговое движение руками, присесть.
Ритмичный подъём, погрозить пальцем.
Наклон вперед.
6. Самостоятельная работа.
Логопед: Вставьте пропущенные буквы Б или П в словах.
1. …ок, …ол, су, зу…ы, …лины, за…ор, …елка, та…очки, …ольшой, …удка, ка…ли, хло…ок, …латок, …лузка, …альто, …антик, то…ор, о…ои.
2. …а…очка, …о…лавок, …о…елка, …о…ольше, …о…утный, …о…еда, …о…оище, …о…итый, …о…ороть, …оку…ка.
Ответы:
1. Бок, пол, суп, зубы, блины, забор, белка, тапочки, большой, будка, капли, хлопок, платок, блузка, пальто, бантик, топор, обои.
2. Бабочка, поплавок, побелка, побольше, попутный, победа, побоище, побитый, побороть, покупка.
7. Игры со звуками [б – п].
«Поймайте звук [п] или звук [б]»
Логопед: - Ребята вы должны хлопнуть в ладоши один раз если услышите звук [п] и два раза если услышите звук [б]. Слушайте внимательно!
Лампа, полка, бумага, палец, багаж, альбом, толпа, собака, балет, балет, лопата, шуба, палка, бочка, почка, парус, капкан, барабан, плакат, платок, будильник, забота, сапоги, посуда, работа, пилот, боец, пирог, брошка, пуговица.
«Цифровой ряд»
Логопед: - А сейчас вы будите считать сколько звуков [б] в словах и поднимать соответствующую цифру (1 или 2).
Битва, балалайка, бобры, бомба, буран, барбарис, броня, барабанщик.
-Теперь посчитайте звук [п] в словах и поднимите соответствующую цифру.
Папа, прапорщик, пила, панама, пупсик, попытка, капкан, тапочки.
«Путаница»
Логопед: - Запишите в три столбика: в первый – только со звуком [п], во второй - только со звуком [б], а в третий – со звуками [б – п]. Подчеркните П одной чертой, Б – двумя чертами.
Пломба, пират, проба, лампа, письмо, колбаса, облака, поляна, порог, баран, палуба, пароход, баржа, забор, автобус, собор, полка, брак, пакет, пробор, прибор, беседа, просьба, просить, благодарить, будить, пробуждаться, плакать, заплатка, бежать, побежать, победа, беда, пакет, блузка, пальто, платок, букашка, поблагодарить.
«Слоговая мозаика»
Логопед: - Сейчас я раздам вам карточки, в них пропущены слоги «ПА» или «БА». Вам необходимо правильно вставить эти слоги и записать получившиеся слова.
Ры…., тру…., тро…., Лю…., ….ран, ….латка, ….лец, ло….та, при….вил, за…ва, …гаж, ….нан, ….рта, ….лата, ры….лка.
«ПО» - «БО»
…ты, …ка, …жар, …лото, …ле, ….вар, …лёт, …шёл, …нёс, …гас, ра…та, са…ги, …лел, за…та, …бер, за…ры.
8. Работа с предложениями.
Логопед: Закончите предложения, вставив нужные слова по смыслу.
палка- балка
Старушка опирается на … .
Крыша опирается на … .
бочка - почка
Капусту вытащили из … .
Листья появились из … .
забор - запор
Вокруг дома сделали новый … .
У калитки хороший … .
забыть - запить
Ссору надо … .
Лекарство надо …. .
блещут - плещут
В синем небе звезды … .
В синем море волны …. .
Логопед: Внимательно прочитайте предложения. Найдите в них ошибки.
1. Черепаха ползла по песку.
2. У малыша появился первый зуп.
3. Боря сам постирал свою рупашку.
4. У Полины красивая юпка.
9. Работа с текстом.
Логопед: Спишите. Подчеркните буквы П-Б.
Наш дом.
Наш дом большой и красивый. На первом этаже дома магазин. В магазине продают одежду, обувь. У подъезда дома растут тополя и берёзы. Вокруг дома ребята посадили много цветов. Из окон дома видна большая площадь. Мы очень любим наш дом.
III. Подведение итогов.
- Какие звуки мы сегодня повторяли?
- Чем они похожи? Чем различаются?
Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по коррекции акустической дисграфии на тему: "Дифференциация звуков и букв Г–К на письме". 2-й класс
Сравнение артикуляции звуков Г-К. Развитие фонематической дифференциации звуков....
учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия: "Дифференциация звуков С-Ц". (2 класс)
Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков С-Ц.( 2 класс)...
учитель-логопед Торбочкина Екатерина Евгеньевна Конспект занятия:"Дифференциация звуков К - Г" (2 класс).
Занятие является заключительным по теме:"Дифференциация звуков К - Г"(2 класс)....
Конспект занятия: "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях".(2класс)
Занятие "Дифференциация звуков ы-и в слогах, словах, предложениях" (2класс) является заключительным по этой теме....
Конспект открытого группового логопедического занятия «Коррекция акустической дисграфии. Дифференциация фонем [б-п] в словах»
Yаучить детей дифференцировать звонкие и глухие согласные устно и на письме....
Конспект занятия Дифференциация звуков К и Г
Урок дан учителям-логопедам города...
Конспект занятия:«Дифференциация звуков «д»-«т», букв Д-Т в слогах, словах и предложениях».
Цели: 1. Учить детей дифференцировать звуки «т»-«д» и буквы Д-Т в слогах, словах, предложениях.2. Развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза, фонемати...