Приходченко Е. Ю.,
учитель начальных классов,
МБОУ лицей №369
г. Санкт-Петербурга
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Слова в предложении
(формулировка темы и целеполагание
взяты из УМК «Начальная школа XXI века»)
Цели и задачи
Образовательная (предметная):
создать условия для формирования у обучающихся представления о «поведении» слов в предложении (об их связи друг с другом и месте в предложении, об их назывной функции).
Развивающие (метапредметные):
- создать условия для развития у школьников мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, опровержения, доказательства;
- упражнять учащихся в моделировании предложения;
- создать условия для формирования умения слушать и слышать, выстраивать речевые высказывания.
Личностная:
- вызвать интерес к языку;
- создать условия для внимательного отношения к языковому материалу.
Здоровьесберегающая:
- создать условия для благоприятного психологического микроклимата и сохранения здоровья детей.
Оборудование
Деревце для наблюдения за связью слов в предложении, сундук для классификации слов по частям речи, ленточки с предложениями, карточки с заданиями для закрепления, маркеры.
Тип урока – урок-исследование.
Этап урока | Деятельность учителя | Виды деятельности (действий) учащихся |
1. Мотивирование к учебной деятельности (Эмоциональный настрой на урок).
Слайд -Лаборатория
Слайд -Лингвистика
Слайд – Сказка | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Евгения Юрьевна, я проведу у вас урок русского языка. - Ребята, прочитайте надписи на табличках на двери и на ваших партах. Где мы с вами оказались? (на двери или на доске - табличка «Лингвистическая лаборатория», на партах – «Лаборатория №1. Лингвисты: _________, ________»). - Кто из вас знает, что такое «Лингвистическая лаборатория»? - А что такое лаборатория?
- Мы с вами тоже будем проводить опыты в нашей лаборатории. Давайте познакомимся с термином «лингвистика» и попробуем понять, чем мы будем заниматься. - Лингвистика – это наука о человеческом языке… - Значит, мы с вами будем проводить опыты, связанные с русским языком. - А что делают ученые во время экспериментов и опытов? - Значит, и мы свами сегодня будем наблюдать и делать выводы, нам помогут схема-дерево и схема-сундучок. Вы будете ученые лингвисты, сначала один в паре будет главным, а второй помощником, потом поменяетесь ролями. Договоритесь, у кого сейчас какая роль. Давайте узнаем, что именно будем исследовать. - Как вы думаете, когда ученые были детьми, что они любили читать? - Посмотрите на иллюстрацию и скажите, знакома ли вам сказка? - Кто ее написал? - Со сказкой вы знакомы как читатели, а сегодня мы посмотрим на маленький отрывок из этой сказки как ученые. |
- В лингвистической лаборатории.
- Нет.
- Это место, где ученые проводят эксперименты, опыты.
- Наблюдают, делают выводы.
- Сказки.
- «Сказка о рыбаке и рыбке». - А. С. Пушкин.
|
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
| - У вас на столах лежат полоски зеленого цвета. Давайте прочитаем, что на них написано. - Это группа слов или предложение? Почему? - Все ли слова понятны? Какое значение у слова «сварливый»? - Измените окончания слов (исправьте маркером окончания в словах), чтобы получилось предложение. (Заменить слово на доске)
- Догадались, что будем исследовать?
- И узнаем, как «ведут» себя слова в предложении. (Цель урока поместить на доске)
| - «Изба просит сварливый баба». - Группа слов. - «Ворчливый, склонный к ссорам». - «Избу просит сварливая баба».
- Предложение из «Сказки о рыбаке и рыбке».
|
3.Выявление места и причины затруднения.
| Избу просит сварливая баба. - Возьмите зеленые полоски с предложением и разорвите их на слова. Посчитайте, сколько слов получилось? - Попробуйте поменять слова местами. Прочитайте, что получилось.
| - 4 слова. Сварливая баба избу просит. Сварливая баба просит избу. Избу просит баба сварливая. |
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
| - Какой вывод можете сделать? (Поместить вывод рядом с целью урока)
- А что вы сделали со словами, чтобы из них получилось предложение? Для чего меняли форму?
- Сделайте еще один вывод. (Поместить вывод рядом с целью урока) | - В предложении порядок слов может меняться. 1. Его называют свободный. - Изменить их форму. - Для того, чтобы слова сочетались друг с другом. - 2. Слова связаны друг с другом.
|
5.Реализация построенного проекта.
| - Скажите, о ком или о чем говорится в этом предложении? - Баба что делает? - Баба просит – это главные слова в данном предложении. - Посмотрите на схему-дерево. -Какая его наземная часть является главной, основной?
- Давайте представим наше предложение деревом. - Куда поместим главные члены предложения? (на доске прикрепить).
| - О бабе.
- Баба просит.
- Ствол. Дети выполняют аналогичную работу в карточках-заготовках (2 страницы формата А4: слева – дерево, справа - шкатулка)
- На ствол. (дети вклеивают в карточки с помощью клея-карандаша)
|
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
| - Сколько слов осталось? - Какой частью дерева будут эти слова? - Посмотрим, к каким словам они относятся, от каких слов отрастают. Нарисуем веточки и поместим слова на схему. - Просит (что?) избу. Баба (какая?) сварливая. (Работа с деревом на доске).
- Баба просит – это главные, основные слова, а какими назвать слова-веточки? - По-научному они называются второстепенными. Добавим еще один вывод о «поведении» слов из наших наблюдений. (Поместить вывод рядом с целью урока).
- Давайте разрастим наше предложение-дерево и добавим новые слова. Вспомните сказку, ответьте на вопросы: - Избу какую? От какого слова надо протянуть веточку? (поместить слова только на доску, дорисовать веточку) - Просит у кого? - Если подставим только слово рыбки, получится у него связаться со словом просит? - Что еще нужно добавить? - На какую веточку его поместим? Веточку надо разделить на две части. Почему? (т. к. 2 слова).
- Опираясь на схему на доске, составьте предложение с дополненными словами, поработайте в парах. - Давайте послушаем, какие получились варианты предложений. | - 2. - Ветками. (Выполняют работу в карточках).
- Неглавными.
3. Есть главные и второстепенные члены предложения.
- Новую. От слова избу.
- У рыбки. - Нет.
- Слово-помощник у. - На ту же веточку, где слово рыбки.
- Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Физкультминутка
| На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз - вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз - вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз - вперёд наклонимся. Два — назад прогнёмся. И наклоны в стороны Делать мы возьмёмся. (Наклоны вперёд, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз-два-три-четыре-пять. Кто там начал отставать? (Приседания.) На ходьбу мы перейдём, (Ходьба на месте.) И урок наш вновь начнём. - Ребята, ученые из лаборатории охраны здоровья напоминают, что нам пора сделать перерыв. Давайте поиграем. |
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
| - Поменяйтесь ролями. - Возьмите желтые полоски с предложением, которое мы составили сами, разорвите ее на слова и посчитайте, сколько слов теперь? Сварливая баба просит новую избу у рыбки. - А теперь давайте разложим слова из предложения по полочкам сундучка. - Найдите слово или слова, которые называют предметы. - Поместим эти слова на верхнюю полочку сундучка. Здесь будут лежать слова-названия предметов. - Приведите свои примеры слов-названий предметов.
- Найдите слова, называющие признаки данных предметов (Признак – это, что позволяет нам отличить один предмет от другого). - Поместим эти слова на вторую полочку. Здесь будут лежать слова-названия признаков предметов. - Приведите свои примеры слов-названий признаков предметов. - Будем ли сейчас заполнять 3 и 4 полочки, что на них написано?
- Найдите слова-названия действий. - Чье это действие? - Поместим это слово на пятую полочку. На ней будут лежать слова-названия действий. - Приведите свои примеры слов-названий действий предметов.
- Какое слово осталось? - Оно что-нибудь называет? - Какое слово не могло обойтись без слова у? - Слово у служит слову рыбки, значит, оно служебное. Поместите его на седьмую полочку. На ней будут находиться служебные слова. |
- 7 слов.
-Баба, избу, рыбки.
- Сварливая, новую.
- Нет, т. к. нет таких слов. -Просит. - Бабы.
-У. - Нет. - Рыбки. |
8. Включение в систему знаний и повторение.
| - Какой еще сделаем вывод о роли слов? (поместить на доску вывод)
- Давайте подведем итог: что же мы увидели, когда размещали слова в схеме-дереве? - Что мы увидели, когда раскладывали слова по полочкам? У вас есть две карточки с выводами: поместите их на нужную страницу. Что получилось?
Увидели, как слова связаны между собой в предложении. |
Приклеить под схемой-деревом
Увидели, что слова называют |
Приклеить под сундучком
- Наш урок подходит к концу. Что узнали о «поведении» слов в предложении? - С помощью чего проводили наблюдения? | - Называют предметы, признаки, действия, бывают служебными. - Когда мы расклеивали слова в схеме-деревце, то увидели, как они связаны между собой в предложении. - Когда мы расклеивали слова по полочкам, то увидели, что слова называют.
- Проговаривают выводы. -Дерево-схема и сундучок.
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
| - Ребята, оцените свою работу на уроке – если работа поместите сову на дерево если задания не вызвали затруднений, и все было понятно, поставьте крестик вверху, если возникали небольшие затруднения – посередине, если трудным было большинство заданий, ставьте крестик внизу. - Я вижу, что вы замечательно справились с ролью лингвистов, совершили сегодня много открытий, каждый из вас заслуживает звание ученого! Спасибо за урок!
| Дети оценивают свою работу. |
у рыбки новую Избу просит сварливая баба.
Урок-исследование
Узнаем о «поведении» слов в предложении.
Выводы:
1. Порядок слов свободный.
2. Слова связаны друг с другом.
3. Есть главные и второстепенные члены предложения.
4. Слова называют предметы, признаки и действия предметов, служат для связи слов друг с другом.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба.
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Изба просит сварливый баба. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Сварливая баба просит новую избу у рыбки. |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Увидели, как слова связаны между собой в предложении | Увидели, что слова называют |
Избу просит сварливая баба.
Сварливая баба просит новую избу у рыбки.
Научная группа №16
Варламов Марк |
Филимонова Кира |
Лингвисты