Особенности речевой деятельности младших школьников
статья по логопедии на тему

Чечина Татьяна Александровна

Статья раскрывает необходимость работы по развитию речи и фонематическому слуху у обучающихся начальных классов...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности речевой деятельности младших школьников.

(из опыта Сунагатуллина И.И. – преподаватель кафедры логопедии)

Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом и влияют на общекультурный уровень их развития, на успехи в учении в целом.

Необходима работа по развитию речи и фонематического слуха. Умение слышать звук, фиксировать место его нахождения, четко произносить, правильно знаково фиксируя его на письме, грамотно строить предложение, вступать в диалог, отвечать на поставленные учителем вопросы, понимать и принимать учебную задачу – основа, которая определяет речевую культуру обучения по всем предметам.

Под Нерезко выраженным общим недоразвитием речи понимается недостаточное развитие лексики, грамматического строя и фонематической стороны речи ребенка. Проявляется в звуковой стороне речи. Отличается дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены, смешения и искажение звуков с-ш, р-л, б-п… (всего до 20 звуков), а также недостаточная сформированность фонематических процессов в этих звуках.

Это препятствует своевременному формированию практических навыков анализа и синтеза звукового состава слова и создает трудности на пути овладения детьми грамотой.

Следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка является неточное понимание учебных заданий, указаний, трудности в овладении учебными понятиями и терминами, в формировании собственных мыслей в процессе учебной работы, слабое развитие связной речи.

Наблюдается низкий уровень сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели). К психологическим особенностям этих детей относятся неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к запоминанию и переключению с одного учебного объекта на другой, слабое развитие словесно-логического мышления, самоконтроля.

Во 2-3 классах эти отклонения проявляются в нарушении письма и чтения. Наблюдается общая смазанность, нечеткость произношения, недоговаривание окончаний, пропуски и нечеткое проговаривание букв, неправильное редуцирование слогов. Эти особенности обнаруживаются и в процессе чтения. Чтение лишено необходимой интонационной выразительности, часто носит угадывающий характер.

Учащиеся 2-3 классов не умеют быстро выделять заданные звуки, определять их число и последовательность в слове.

Многократно используют одни и те же слова, неточное употребление слов, редко используют суффиксальный способ образования слов.

Уровень сформированности звуковых и морфологических обобщений значительно ниже того, который необходим для продуктивного усвоения программы по родному языку и другим предметам.

Указанные затруднения выражаются в форме стремления к дословности изложения, застревания на отдельных словах и мыслях, повторения отдельных частей и предложений.

Наблюдается неправильное построение письменного высказывания. Отсутствие четко выраженных частей в изложении, нерасчлененность содержания. Основными синтаксическими конструкциями являются простые. Неумение пользоваться умениями в процессе учебной работы. Уровень развития навыков чтения не отвечает программным требованиям.

Ученикам трудно входить в работу, прилагать необходимые усилия для преодоления трудностей. Отсутствие умения самостоятельно выделять учебную задачу отрицательно сказывается на состоянии всей учебной деятельности, а несформированность рациональных приемов приводит к тому, что в процессе подготовки уроков дети стараются вызубрить предложенный им материал. Отличается пониженная наблюдательность, неумение сосредоточиться, осмыслить.

У большинства учащихся несформированное слуховое внимание и память  проявляется в неспособности повторить инструкцию учителя.

Только комплексное воздействие на развитие речевой деятельности может дать положительный результат: логопед, учитель начальных классов, учителя предметники и родители.


Пути совершенствования уроков чтения

Уроки чтения решают 2 задачи:

  1. нравственное воспитание
  2. совершенствование навыков чтения и речи учащихся

Причины неправильной организации уроков чтения:

  1. Воспитательная работа должна строиться от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся.
  2. Отсутствует  ясная и логически правильно определенная цель урока. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения.
  3. Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Задания не обучают более сложным и новым приемам работы.
  4. Не наблюдается систематической, организованной работы над речью учащихся. Главное место не уроке должно занимать чтение и работа с текстом.
  5. Урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.

План работы над текстом:

- Определить идею произведения, наметить конкретную цель урока и его план

- Тема произведения – это ответ на вопрос, о чем пишет автор

- Идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете взглядов самого автора.

       Она не преподносится как нечто готовое. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея есть в каждом художественном произведении.

        Главная мысль произведения всегда выражена полным двусоставным предложением. Но выражение темы можно дать в форме назывного предложения.

        Часто идейная сущность передается в заглавии или в концовке произведения.

План отзыва о прочитанном:

  1. Автор, название книги
  2. Краткое содержание:

- тема

- главные герои

- интересный отрывок или эпизод

     3. Чему учит эта книга?

     4. Неизвестные слова и выражения

     5. Понравилась ли книга? Почему?

     6. Выполни иллюстрацию.


1 класс

Внеклассное  чтение.

  1. А. Барто. В школу. Апрель. Первые цветы. Катя
  2. Н. Сладков. Почему год круглый
  3. А. Фет. Осень
  4. И. Соколов-Микитов. Лес осенью
  5. З. Александрова. Снежок
  6. С. Михалков. В снегу стояла елочка
  7. С. Маршак. Дождь. Детки в клетке
  8. М. Пришвин. Берестяная трубочка. Еж
  9. Народная песня. Березонька
  10. К. Ушинский. Пчелки на разведках
  11. П. Воронько. Лучше нет родного края
  12. Н. Кукольник. Жаворонок
  13.  Г. Скребицкий. Передышка
  14. М. Исаковский. Родина
  15. А. Плещеев. Мой садик
  16. Б. Заходер. Мохнатая азбука. Птичья школа. Песенка-азбука
  17. И. Тургенев. Воробей
  18. К. Паустовский. Кот-ворюга
  19. Г. Снегирев. Лось. Ука. Дикий зверь
  20. С. Сахарнов. Кто живет в теплом море
  21. Л. Толстой. Булька. Два товарища
  22. В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка
  23. В. драгунский. Друг детства
  24. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры
  25. В. Осеева. Добрая хозяюшка. До первого дождя
  26. Л. Воронкова. Что сказала бы мама?
  27. Русские народные сказки. Лиса и козел. Каша из топора
  28. Сказки народов мира
  29. Д. Хармс. Врун. Веселый старичок. Удивительная кошка
  30. Ю. Коринец. Лапки. Как я искал свой день. Таинственный дом

1 класс

Список книг для самостоятельного чтения

  1. А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»
  2. В. Даль. Девочка Снегурочка.     Старик-годовик
  3. Н. Сладков. Кто куда.      Топик и Катя
  4. Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост
  5. И. Суриков. Детство
  6. Л. Толстой. Филиппок
  7.  В. Осеева. Волшебное слово
  8. В. Бианки. Первая охота
  9. Б. Житков. Как слон спас хозяина от тигра.     Галка
  10. Г. Скребицкий. Пушок.    Воришка
  11. В. Чаплина. Чужой
  12. А. Фет. Осень
  13. Е. Чарушин. Томка.    Никита-доктор
  14. К. Ушинский. Четыре желания
  15. В. Драгунский. Заколдованная буква
  16. В. Голявкин. Не везет. Карусель в голове.     Премия
  17. Н. Сладков. Лисица и Еж.     Крот и Филин.      Сорока и Заяц.       Кто как спит.

2 класс

Внеклассное чтение

  1. А. Твардовский. Лес осенью
  2. В. Бианки. Сентябрь
  3. Л. Воронкова. Танины дела
  4. К. Бальмонт. К зиме
  5. Н. Сладков. Суд над декабрем. Ивовый пир. Медвежья горка. Осенние радости
  6. Н. Саконская. Зимний праздник
  7. А. Чехов. Весной
  8. Ю. Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка
  9. Э. Шим. Тяжкий труд
  10. Б. Житков. Про слона
  11. В. Бианки. Плавунчик
  12. С. Михалков. Будь человеком. Финтифлюшкин
  13. И. Панькин. Корабль-туча. Машенька – ветреные косы.               Откуда у моряков взялась сила
  14. В. Осеева. Сыновья
  15. Е. Пермяк. Маркел-самодел.  Торопливый ножик
  16. Л. Толстой. Отец и сыновья
  17. А. Барто. Друг напомнил мне вчера
  18. Н. Артюхова. Новые соседи.  Подружки
  19. В. Гаршин. Лягушка-путешественница
  20. П. Бажов. Голубая змейка
  21. Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок
  22. С. Михалков. Как старик корову продавал
  23. О. Григорьев. Букет
  24. Б. Заходер. Кит и кот
  25. Ю. Тувим. Словечки-калечки
  26. В. Драгунский. Заколдованная буква
  27. К. Чуковский. Загадка

2 класс

Список книг для самостоятельного чтения

  1. Русские народные сказки
  2. Литературные сказки:

 В. Катаев. Цветик-семицветик,         А. Толстой. Золотой ключик,         Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок, Д. Биссет. Беседы с тигром, сказки братьев В. и Я. Гримм,     Ш. Перро. Спящая красавица.

  1. Рассказы о животных, о родной природе:

       В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?,                                                                К. Паустовский. Барсучий нос,  Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге,                                       В. Солоухин. О скворцах

      4. Стихи и рассказы о дружбе:

          Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот.

          Е. Чарушин. Никитка и его друзья

      5. Веселые стихи для детей:

           Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика.  Д. Хармс. Веселый      старичок. Врун. Удивительная кошка

       6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.

       7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, с. Маршак

        8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница

        9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры

       10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы

       11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.

       12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.

       13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.

       14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.

       15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница

       16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.

       17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса

       18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья


3 класс

Список книг для самостоятельного чтения

  1. Рассказы о животных:

В. Чаплина. Малыши. Случайные встречи. Фомка – белый медвежонок. Питомцы зоопарка. Крылатый будильник.

  1. Рассказы о дрессированных животных:

           В.Г. Дурова. Мои артисты, В.Л. Дуров. Мои звери,  Н. Ю. Дурова.      

           Котька. Ваш номер. Ю. Сотник. Дрессировщики

  1. Научно-познавательная литература для детей:

 В. Бианки. Лесная газета, Б. Дижур. От подножки до вершины,

 Ю. Дмитриев. Большая книга леса, Н. Сладков. Азбука леса

Г. Снегирев. Про пингвинов

  1. Литературные сказки:

 В. Губарев. Королевство кривых зеркал, В. Каверин. Песочные часы,

 С. Маршак. Двенадцать месяцев, сказки Г. Остера,  К. Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко, С. Прокофьева. Сказка о жадном мальчике, З. Топелиус. Зимняя сказка, сказки Э. Успенского,

Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Приключения Шуры и Маруси. Много хороших людей и один завистник

  1. Рассказы о маме:

Е. Пермяк. Тонкая струна, Я. Таяц. Мама и мы, Э. Успенский. Все в порядке

  1. Книги о книгах:

В. Житков. Семь огней, М. Ильин, Е. Сегал. Рассказы о том, что тебя окружают, С. Маршак. Как печатали вашу книгу

  1. Книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он изобрел:

М. Ильин. Как автомобиль научился ходить. Сумка школьника.

Сто тысяч почему? Рассказы о вещах, Ф. Лев. Про завод и про то, как он живет, А. Маркуша. А Б В…,  Е. Пермяк. От костра до котла. Сказ про газ. Как огонь воду замуж взял. Как самовар запрягли.


4 класс

Список книг для самостоятельного чтения

  1. Рассказы К. Булычева
  2. А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Желтый туман. Тайна заброшенного замка. Огненный бог Марранов
  3. Л. Давыдычев. Рассказ про Ивана Семенова, второгодника и второклассника и др.
  4. А. Ишимова. История России в рассказах для детей
  5. Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки.    Будьте готовы, Ваше высочество!  Колдуит и Швамбрания
  6. В. Крапивин. Мушкетер и фея.  Мальчик со шпагой.  Бегство рогатых викингов
  7. А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля
  8. Ю. Олеша. Три толстяка
  9. В. Осеева. Динка.  Динка прощается с детством
  10. Рассказы Ю. Сотника.
  11. Ю. Томин. Шел по городу волшебник
  12. Ф. Баум. Волшебник  страны Оз и др.
  13. Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес
  14. А. Линдгрен. Три повести о Карлсоне, который живет на крыше.

Пеппи Длинный Чулок. Знаменитый сыщик Кале Блюмквист

  1. К.С. Льюис. Лев,  колдунья и платяной шкаф.  Племянник чародея
  2. О. Пройслер. Маленькая  колдунья
  3. Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена
  4. Дж. Свифт. Путешествие Гулливера
  5. Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных
  6. М. Твен. Приключения Тома Сойера


Принципы дидактики

1

Пр. научности

Переход мысли от внешних свойств к внутренним

2

Пр. систематичности

- повторение основного

- устные комментарии

- положительные мотивы

3

Пр. наглядности

Основан на необходимости чувственных образов

4

Пр. сознательности и активности ребенка

Наличие мотива, интереса, создание проблемной ситуации (основной)

5

Пр. прочности

Основан на памяти:

- ассоциативная

- механическая

- логическая

6

Пр. индивидуализации обучения

Не давать материал всем сразу, выяснить то, что знают дети, потом добавить то, чего не знают

7

Пр. доступности

Содержание материала должно соответствовать возрасту. Чем младше ребенок, тем больше эмоций: картинки, музыка, игра…

8

Пр. воспитывающего обучения

Использование парной, групповой работы

Методы

I. 1.сообщение учебного материала

    2.  беседа

    3. самостоятельная работа

II. 1. словесные: - объяснение

                             - по учебнику

     2. наглядные: - наблюдение

                             - демонстрация наглядных пособий

     3. практические: - устные упражнения

                                  - письменные упражнения

III. 1. догматические знания (догма – теория)

  1. эвристические знания (добытые, поиск)

IV. 1. анализ

  1. синтез
  2. аналитико-синтетический

V. 1. индуктивный (от частного к целому)

     2. дедуктивный ( от целого к частному)


Критерии оценки детских работ

на уроках изо и технологии

  1. В работе ребенка оценивается только то, что является заданным на уроке
  2. Во время занятия необходимо наблюдать за приемами работы, т.к. использование нерациональных приемов ведет к ухудшению качества и потере времени. Учитывается временной барьер
  3. Наличие творческих изобретений. Оценка детских работ в коллективе может быть собирательной. Детские работы рассматриваются в сравнении друг с другом. Проводится словесный анализ работ. Надо зрительно и словесно пройти по каждой работе, отметить достоинства, подчеркнуть отдельные элементы в работе. Словесно проговорить с эпитетами о работе, не вызывая конкурсных соревновательных эмоций у детей, найдя для каждой работы доброе слово.

            Категорически нельзя сравнивать детей друг с другом. Необходимо замечать рост ребенка, отмечая конкретно удачи и ошибки.

  1. Самоанализ необходим, он дает ребенку возможность не только найти свое место в коллективе, в творческом плане, но и суметь понять чужую работу, согласиться или отстаивать свое мнение по поводу критичных замечаний. Самое главное, чтобы труд не остался без внимания

Формы организации выставок

  1. В конце каждого урока устраивается временная композиция детских работ, с целью выявления удачных и ошибочных моментов
  2. Кроме временной экспозиции в классе должен быть стенд, где лучшие работы будут экспонироваться более длительное время
  3. Выставка в коридоре или залах школы, приуроченная к концу четверти, к памятным датам. Особое внимание следует уделить тематическим выставкам. Лучше если выставки будут приурочены к родительскому собранию. Можно организовать передвижные выставки. Детей, которые принимают участие в конкурсе, следует отметить, поблагодарить.

Иллюстрации к сказке

2010г.

Дерево добродетелей

2011г.

Мы – помощники

2011г.

Зимние виды спорта

2011г.

Фантазия

 «Геометрические фигуры»

2011г.

«Новый год», «Рождество»

2011г.

Проект: Созвездия.   2012г.

Проект: Алфавит.    2011г.


Работа над задачей

в 3 классе

Чтение задачи вслух учителем и хорошо читающими детьми запрещено.

Для развития умения решать задачи необходимо читать и разбирать ее самостоятельно.

20% третьеклассников не понимают при чтении смысла прочитанного. Навык чтения автоматизируется только к 6-7 классу при постоянном и интенсивном чтении.

Чтение вслух и осмысление – это 2 независимых  параллельные операции.

План работы над задачей

  1. Прочитать задачу, осознать ее текст, т. е. понять значение каждого слова и представить ситуацию
  2. Выделить условие и вопрос задачи, известное и неизвестное
  3. Установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомыми, т.е. провести анализ текста задачи, следовательно,  выбор арифметического действия для ее решения
  4. Записать решение и ответ задачи

     


2 класс

Список книг для самостоятельного чтения

             1.Русские народные сказки

  1. Литературные сказки:  В. Катаев. Цветик-семицветик,   А. Толстой. Золотой ключик,    Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок,  Д. Биссет. Беседы с тигром,   сказки братьев В. и Я. Гримм,     Ш. Перро. Спящая красавица.
  1. Рассказы о животных, о родной природе:  В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?,   К. Паустовский. Барсучий нос,  Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге,  В. Солоухин. О скворцах

      4. Стихи и рассказы о дружбе:

          Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Е. Чарушин. Никитка и его друзья

      5. Веселые стихи для детей:   Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика.    Д. Хармс. Веселый                       старичок. Врун. Удивительная кошка

       6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.

       7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, С. Маршак

        8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница

        9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры

       10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы

       11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.

       12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.

       13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.

       14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.

       15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница

       16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.

       17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса

       18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья

2 класс

Список книг для самостоятельного чтения

             1.Русские народные сказки

  1. Литературные сказки:  В. Катаев. Цветик-семицветик,   А. Толстой. Золотой ключик,    Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок,  Д. Биссет. Беседы с тигром,   сказки братьев В. и Я. Гримм,     Ш. Перро. Спящая красавица.
  1. Рассказы о животных, о родной природе:  В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?,   К. Паустовский. Барсучий нос,  Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге,  В. Солоухин. О скворцах

      4. Стихи и рассказы о дружбе:

          Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Е. Чарушин. Никитка и его друзья

      5. Веселые стихи для детей:   Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика.    Д. Хармс. Веселый                       старичок. Врун. Удивительная кошка

       6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.

       7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, С. Маршак

        8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница

        9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры

       10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы

       11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.

       12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.

       13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.

       14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.

       15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница

       16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.

       17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса

       18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.

Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи  формирования речевой деятельности учащихся...

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников

Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...

Формирование речевой деятельности младших школьников.

- Психолого-лингвистические основы речевой деятельности;- Проблемы в формировании речевой деятельности;- Роль учебника в работе по формированию речевой деятельноти;- Пути повышения эффективности в раз...

Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников

Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....

Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)

Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....

Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"

В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....