Особенности речевой деятельности младших школьников
статья по логопедии на тему
Статья раскрывает необходимость работы по развитию речи и фонематическому слуху у обучающихся начальных классов...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_rechevoy_deyatelnosti_mladshih_shkolnikov.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности речевой деятельности младших школьников.
(из опыта Сунагатуллина И.И. – преподаватель кафедры логопедии)
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальных классов являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом и влияют на общекультурный уровень их развития, на успехи в учении в целом.
Необходима работа по развитию речи и фонематического слуха. Умение слышать звук, фиксировать место его нахождения, четко произносить, правильно знаково фиксируя его на письме, грамотно строить предложение, вступать в диалог, отвечать на поставленные учителем вопросы, понимать и принимать учебную задачу – основа, которая определяет речевую культуру обучения по всем предметам.
Под Нерезко выраженным общим недоразвитием речи понимается недостаточное развитие лексики, грамматического строя и фонематической стороны речи ребенка. Проявляется в звуковой стороне речи. Отличается дефектное произношение оппозиционных звуков нескольких групп. Преобладают замены, смешения и искажение звуков с-ш, р-л, б-п… (всего до 20 звуков), а также недостаточная сформированность фонематических процессов в этих звуках.
Это препятствует своевременному формированию практических навыков анализа и синтеза звукового состава слова и создает трудности на пути овладения детьми грамотой.
Следствием недостаточной сформированности лексико-грамматических средств языка является неточное понимание учебных заданий, указаний, трудности в овладении учебными понятиями и терминами, в формировании собственных мыслей в процессе учебной работы, слабое развитие связной речи.
Наблюдается низкий уровень сформированности психологических предпосылок к овладению учебными умениями (планирование предстоящей работы, определение путей и средств достижения учебной цели). К психологическим особенностям этих детей относятся неустойчивое внимание, недостаточное развитие способности к запоминанию и переключению с одного учебного объекта на другой, слабое развитие словесно-логического мышления, самоконтроля.
Во 2-3 классах эти отклонения проявляются в нарушении письма и чтения. Наблюдается общая смазанность, нечеткость произношения, недоговаривание окончаний, пропуски и нечеткое проговаривание букв, неправильное редуцирование слогов. Эти особенности обнаруживаются и в процессе чтения. Чтение лишено необходимой интонационной выразительности, часто носит угадывающий характер.
Учащиеся 2-3 классов не умеют быстро выделять заданные звуки, определять их число и последовательность в слове.
Многократно используют одни и те же слова, неточное употребление слов, редко используют суффиксальный способ образования слов.
Уровень сформированности звуковых и морфологических обобщений значительно ниже того, который необходим для продуктивного усвоения программы по родному языку и другим предметам.
Указанные затруднения выражаются в форме стремления к дословности изложения, застревания на отдельных словах и мыслях, повторения отдельных частей и предложений.
Наблюдается неправильное построение письменного высказывания. Отсутствие четко выраженных частей в изложении, нерасчлененность содержания. Основными синтаксическими конструкциями являются простые. Неумение пользоваться умениями в процессе учебной работы. Уровень развития навыков чтения не отвечает программным требованиям.
Ученикам трудно входить в работу, прилагать необходимые усилия для преодоления трудностей. Отсутствие умения самостоятельно выделять учебную задачу отрицательно сказывается на состоянии всей учебной деятельности, а несформированность рациональных приемов приводит к тому, что в процессе подготовки уроков дети стараются вызубрить предложенный им материал. Отличается пониженная наблюдательность, неумение сосредоточиться, осмыслить.
У большинства учащихся несформированное слуховое внимание и память проявляется в неспособности повторить инструкцию учителя.
Только комплексное воздействие на развитие речевой деятельности может дать положительный результат: логопед, учитель начальных классов, учителя предметники и родители.
Пути совершенствования уроков чтения
Уроки чтения решают 2 задачи:
- нравственное воспитание
- совершенствование навыков чтения и речи учащихся
Причины неправильной организации уроков чтения:
- Воспитательная работа должна строиться от эмоционально-образного содержания произведения, от переживаний учащихся.
- Отсутствует ясная и логически правильно определенная цель урока. Нет анализа, ведущего к раскрытию идеи произведения.
- Отсутствует систематическая обучающая работа с текстом. Задания не обучают более сложным и новым приемам работы.
- Не наблюдается систематической, организованной работы над речью учащихся. Главное место не уроке должно занимать чтение и работа с текстом.
- Урок не захватывает эмоциональной сферы детей, не приносит удовлетворения и оказывается зачастую просто скучным.
План работы над текстом:
- Определить идею произведения, наметить конкретную цель урока и его план
- Тема произведения – это ответ на вопрос, о чем пишет автор
- Идея – это главная мысль произведения, оценка жизни, событий, героев в свете взглядов самого автора.
Она не преподносится как нечто готовое. Это вывод, к которому писатель подводит нас всем развитием сюжета. Идея есть в каждом художественном произведении.
Главная мысль произведения всегда выражена полным двусоставным предложением. Но выражение темы можно дать в форме назывного предложения.
Часто идейная сущность передается в заглавии или в концовке произведения.
План отзыва о прочитанном:
- Автор, название книги
- Краткое содержание:
- тема
- главные герои
- интересный отрывок или эпизод
3. Чему учит эта книга?
4. Неизвестные слова и выражения
5. Понравилась ли книга? Почему?
6. Выполни иллюстрацию.
1 класс
Внеклассное чтение.
- А. Барто. В школу. Апрель. Первые цветы. Катя
- Н. Сладков. Почему год круглый
- А. Фет. Осень
- И. Соколов-Микитов. Лес осенью
- З. Александрова. Снежок
- С. Михалков. В снегу стояла елочка
- С. Маршак. Дождь. Детки в клетке
- М. Пришвин. Берестяная трубочка. Еж
- Народная песня. Березонька
- К. Ушинский. Пчелки на разведках
- П. Воронько. Лучше нет родного края
- Н. Кукольник. Жаворонок
- Г. Скребицкий. Передышка
- М. Исаковский. Родина
- А. Плещеев. Мой садик
- Б. Заходер. Мохнатая азбука. Птичья школа. Песенка-азбука
- И. Тургенев. Воробей
- К. Паустовский. Кот-ворюга
- Г. Снегирев. Лось. Ука. Дикий зверь
- С. Сахарнов. Кто живет в теплом море
- Л. Толстой. Булька. Два товарища
- В. Бианки. Хитрый лис и умная уточка
- В. драгунский. Друг детства
- В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры
- В. Осеева. Добрая хозяюшка. До первого дождя
- Л. Воронкова. Что сказала бы мама?
- Русские народные сказки. Лиса и козел. Каша из топора
- Сказки народов мира
- Д. Хармс. Врун. Веселый старичок. Удивительная кошка
- Ю. Коринец. Лапки. Как я искал свой день. Таинственный дом
1 класс
Список книг для самостоятельного чтения
- А. Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый…»
- В. Даль. Девочка Снегурочка. Старик-годовик
- Н. Сладков. Кто куда. Топик и Катя
- Д. Мамин-Сибиряк. Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост
- И. Суриков. Детство
- Л. Толстой. Филиппок
- В. Осеева. Волшебное слово
- В. Бианки. Первая охота
- Б. Житков. Как слон спас хозяина от тигра. Галка
- Г. Скребицкий. Пушок. Воришка
- В. Чаплина. Чужой
- А. Фет. Осень
- Е. Чарушин. Томка. Никита-доктор
- К. Ушинский. Четыре желания
- В. Драгунский. Заколдованная буква
- В. Голявкин. Не везет. Карусель в голове. Премия
- Н. Сладков. Лисица и Еж. Крот и Филин. Сорока и Заяц. Кто как спит.
2 класс
Внеклассное чтение
- А. Твардовский. Лес осенью
- В. Бианки. Сентябрь
- Л. Воронкова. Танины дела
- К. Бальмонт. К зиме
- Н. Сладков. Суд над декабрем. Ивовый пир. Медвежья горка. Осенние радости
- Н. Саконская. Зимний праздник
- А. Чехов. Весной
- Ю. Дмитриев. Рассказы старичка-лесовичка
- Э. Шим. Тяжкий труд
- Б. Житков. Про слона
- В. Бианки. Плавунчик
- С. Михалков. Будь человеком. Финтифлюшкин
- И. Панькин. Корабль-туча. Машенька – ветреные косы. Откуда у моряков взялась сила
- В. Осеева. Сыновья
- Е. Пермяк. Маркел-самодел. Торопливый ножик
- Л. Толстой. Отец и сыновья
- А. Барто. Друг напомнил мне вчера
- Н. Артюхова. Новые соседи. Подружки
- В. Гаршин. Лягушка-путешественница
- П. Бажов. Голубая змейка
- Г.Х. Андерсен. Гадкий утенок
- С. Михалков. Как старик корову продавал
- О. Григорьев. Букет
- Б. Заходер. Кит и кот
- Ю. Тувим. Словечки-калечки
- В. Драгунский. Заколдованная буква
- К. Чуковский. Загадка
2 класс
Список книг для самостоятельного чтения
- Русские народные сказки
- Литературные сказки:
В. Катаев. Цветик-семицветик, А. Толстой. Золотой ключик, Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок, Д. Биссет. Беседы с тигром, сказки братьев В. и Я. Гримм, Ш. Перро. Спящая красавица.
- Рассказы о животных, о родной природе:
В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?, К. Паустовский. Барсучий нос, Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге, В. Солоухин. О скворцах
4. Стихи и рассказы о дружбе:
Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот.
Е. Чарушин. Никитка и его друзья
5. Веселые стихи для детей:
Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика. Д. Хармс. Веселый старичок. Врун. Удивительная кошка
6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.
7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, с. Маршак
8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница
9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры
10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы
11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.
12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.
13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.
14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.
15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница
16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.
17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья
3 класс
Список книг для самостоятельного чтения
- Рассказы о животных:
В. Чаплина. Малыши. Случайные встречи. Фомка – белый медвежонок. Питомцы зоопарка. Крылатый будильник.
- Рассказы о дрессированных животных:
В.Г. Дурова. Мои артисты, В.Л. Дуров. Мои звери, Н. Ю. Дурова.
Котька. Ваш номер. Ю. Сотник. Дрессировщики
- Научно-познавательная литература для детей:
В. Бианки. Лесная газета, Б. Дижур. От подножки до вершины,
Ю. Дмитриев. Большая книга леса, Н. Сладков. Азбука леса
Г. Снегирев. Про пингвинов
- Литературные сказки:
В. Губарев. Королевство кривых зеркал, В. Каверин. Песочные часы,
С. Маршак. Двенадцать месяцев, сказки Г. Остера, К. Паустовский. Теплый хлеб. Стальное колечко, С. Прокофьева. Сказка о жадном мальчике, З. Топелиус. Зимняя сказка, сказки Э. Успенского,
Е. Шварц. Сказка о потерянном времени. Приключения Шуры и Маруси. Много хороших людей и один завистник
- Рассказы о маме:
Е. Пермяк. Тонкая струна, Я. Таяц. Мама и мы, Э. Успенский. Все в порядке
- Книги о книгах:
В. Житков. Семь огней, М. Ильин, Е. Сегал. Рассказы о том, что тебя окружают, С. Маршак. Как печатали вашу книгу
- Книги о человеке-умельце, о машинах и вещах, которые он изобрел:
М. Ильин. Как автомобиль научился ходить. Сумка школьника.
Сто тысяч почему? Рассказы о вещах, Ф. Лев. Про завод и про то, как он живет, А. Маркуша. А Б В…, Е. Пермяк. От костра до котла. Сказ про газ. Как огонь воду замуж взял. Как самовар запрягли.
4 класс
Список книг для самостоятельного чтения
- Рассказы К. Булычева
- А. Волков. Волшебник Изумрудного города. Урфин Джюс и его деревянные солдаты. Семь подземных королей. Желтый туман. Тайна заброшенного замка. Огненный бог Марранов
- Л. Давыдычев. Рассказ про Ивана Семенова, второгодника и второклассника и др.
- А. Ишимова. История России в рассказах для детей
- Л. Кассиль. Дорогие мои мальчишки. Будьте готовы, Ваше высочество! Колдуит и Швамбрания
- В. Крапивин. Мушкетер и фея. Мальчик со шпагой. Бегство рогатых викингов
- А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля
- Ю. Олеша. Три толстяка
- В. Осеева. Динка. Динка прощается с детством
- Рассказы Ю. Сотника.
- Ю. Томин. Шел по городу волшебник
- Ф. Баум. Волшебник страны Оз и др.
- Л. Кэрролл. Алиса в стране чудес
- А. Линдгрен. Три повести о Карлсоне, который живет на крыше.
Пеппи Длинный Чулок. Знаменитый сыщик Кале Блюмквист
- К.С. Льюис. Лев, колдунья и платяной шкаф. Племянник чародея
- О. Пройслер. Маленькая колдунья
- Э. Распэ. Приключения барона Мюнхгаузена
- Дж. Свифт. Путешествие Гулливера
- Э. Сетон-Томпсон. Рассказы о животных
- М. Твен. Приключения Тома Сойера
Принципы дидактики
1 | Пр. научности | Переход мысли от внешних свойств к внутренним |
2 | Пр. систематичности | - повторение основного - устные комментарии - положительные мотивы |
3 | Пр. наглядности | Основан на необходимости чувственных образов |
4 | Пр. сознательности и активности ребенка | Наличие мотива, интереса, создание проблемной ситуации (основной) |
5 | Пр. прочности | Основан на памяти: - ассоциативная - механическая - логическая |
6 | Пр. индивидуализации обучения | Не давать материал всем сразу, выяснить то, что знают дети, потом добавить то, чего не знают |
7 | Пр. доступности | Содержание материала должно соответствовать возрасту. Чем младше ребенок, тем больше эмоций: картинки, музыка, игра… |
8 | Пр. воспитывающего обучения | Использование парной, групповой работы |
Методы
I. 1.сообщение учебного материала
2. беседа
3. самостоятельная работа
II. 1. словесные: - объяснение
- по учебнику
2. наглядные: - наблюдение
- демонстрация наглядных пособий
3. практические: - устные упражнения
- письменные упражнения
III. 1. догматические знания (догма – теория)
- эвристические знания (добытые, поиск)
IV. 1. анализ
- синтез
- аналитико-синтетический
V. 1. индуктивный (от частного к целому)
2. дедуктивный ( от целого к частному)
Критерии оценки детских работ
на уроках изо и технологии
- В работе ребенка оценивается только то, что является заданным на уроке
- Во время занятия необходимо наблюдать за приемами работы, т.к. использование нерациональных приемов ведет к ухудшению качества и потере времени. Учитывается временной барьер
- Наличие творческих изобретений. Оценка детских работ в коллективе может быть собирательной. Детские работы рассматриваются в сравнении друг с другом. Проводится словесный анализ работ. Надо зрительно и словесно пройти по каждой работе, отметить достоинства, подчеркнуть отдельные элементы в работе. Словесно проговорить с эпитетами о работе, не вызывая конкурсных соревновательных эмоций у детей, найдя для каждой работы доброе слово.
Категорически нельзя сравнивать детей друг с другом. Необходимо замечать рост ребенка, отмечая конкретно удачи и ошибки.
- Самоанализ необходим, он дает ребенку возможность не только найти свое место в коллективе, в творческом плане, но и суметь понять чужую работу, согласиться или отстаивать свое мнение по поводу критичных замечаний. Самое главное, чтобы труд не остался без внимания
Формы организации выставок
- В конце каждого урока устраивается временная композиция детских работ, с целью выявления удачных и ошибочных моментов
- Кроме временной экспозиции в классе должен быть стенд, где лучшие работы будут экспонироваться более длительное время
- Выставка в коридоре или залах школы, приуроченная к концу четверти, к памятным датам. Особое внимание следует уделить тематическим выставкам. Лучше если выставки будут приурочены к родительскому собранию. Можно организовать передвижные выставки. Детей, которые принимают участие в конкурсе, следует отметить, поблагодарить.
Иллюстрации к сказке
2010г.
Дерево добродетелей
2011г.
Мы – помощники
2011г.
Зимние виды спорта
2011г.
Фантазия
«Геометрические фигуры»
2011г.
«Новый год», «Рождество»
2011г.
Проект: Созвездия. 2012г.
Проект: Алфавит. 2011г.
Работа над задачей
в 3 классе
Чтение задачи вслух учителем и хорошо читающими детьми запрещено.
Для развития умения решать задачи необходимо читать и разбирать ее самостоятельно.
20% третьеклассников не понимают при чтении смысла прочитанного. Навык чтения автоматизируется только к 6-7 классу при постоянном и интенсивном чтении.
Чтение вслух и осмысление – это 2 независимых параллельные операции.
План работы над задачей
- Прочитать задачу, осознать ее текст, т. е. понять значение каждого слова и представить ситуацию
- Выделить условие и вопрос задачи, известное и неизвестное
- Установить связь между условием и вопросом задачи, между данными и искомыми, т.е. провести анализ текста задачи, следовательно, выбор арифметического действия для ее решения
- Записать решение и ответ задачи
2 класс
Список книг для самостоятельного чтения
1.Русские народные сказки
- Литературные сказки: В. Катаев. Цветик-семицветик, А. Толстой. Золотой ключик, Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок, Д. Биссет. Беседы с тигром, сказки братьев В. и Я. Гримм, Ш. Перро. Спящая красавица.
- Рассказы о животных, о родной природе: В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?, К. Паустовский. Барсучий нос, Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге, В. Солоухин. О скворцах
4. Стихи и рассказы о дружбе:
Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Е. Чарушин. Никитка и его друзья
5. Веселые стихи для детей: Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика. Д. Хармс. Веселый старичок. Врун. Удивительная кошка
6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.
7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, С. Маршак
8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница
9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры
10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы
11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.
12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.
13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.
14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.
15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница
16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.
17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья
2 класс
Список книг для самостоятельного чтения
1.Русские народные сказки
- Литературные сказки: В. Катаев. Цветик-семицветик, А. Толстой. Золотой ключик, Х.К. Андерсен. Огниво. Ель. Гадкий утенок, Д. Биссет. Беседы с тигром, сказки братьев В. и Я. Гримм, Ш. Перро. Спящая красавица.
- Рассказы о животных, о родной природе: В. Бианки. Музыкальная канарейка. Кто чем поет?, К. Паустовский. Барсучий нос, Н. Сладков. Бежал Ежик по дороге, В. Солоухин. О скворцах
4. Стихи и рассказы о дружбе:
Б. Житков. Пудя, Э. Успенский. Дядя Федор, пес и кот. Е. Чарушин. Никитка и его друзья
5. Веселые стихи для детей: Б. Заходер. Кит и кот. Гимнастика для головастика. Д. Хармс. Веселый старичок. Врун. Удивительная кошка
6. Шуточные произведения: Ю. Коринец. Лапки. Таинственный дом.
7. Стихи русских и советских поэтов: А. Пушкин, М. Лермонтов, С. Михалков, В. Берестов, С. Маршак
8. В. Гаршин. Лягушка-путешественница
9. В. Голявкин. Наши с Вовкой разговоры
10. В. Драгунский. Он живой и светится. Денискины рассказы
11. Б. Житков. Как я ловил человечков. Помощь идет.
12. Н. Носов. Незнайка на Луне. Ступеньки.
13. В. Осеева. До первого дождя. Спасибо. Печенье.
14. Л. Пантелеев. Честное слово. Буква Ты. Рассказы о Белочке и Тамарочке.
15. Е. Пермяк. Торопливый ножик. Самое страшное. Перо и чернильница
16. Л. Толстой. Лев и собачка. Булька. Прыжок. Акула.
17. Дж. Ч. Харрис. Сказки дядюшки Римуса
18. Э. Хогарт. Мафин и его веселые друзья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по формированию и развитию речевой деятельности младших школьников.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. Первоочередными условиями для решения задачи формирования речевой деятельности учащихся...
Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .
ПРОГРАММА ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...
Артикуляционная гимнастика как средство развития речевой деятельности младших школьников
Развитие правильного звукопроизношения очень важно при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение з...
Формирование речевой деятельности младших школьников.
- Психолого-лингвистические основы речевой деятельности;- Проблемы в формировании речевой деятельности;- Роль учебника в работе по формированию речевой деятельноти;- Пути повышения эффективности в раз...
Психолого-педагогические особенности речевого развития младших школьников
Статья посвящена одной из самых трудных для учителя начальных классов проблем: развитию речевой деятельности младших школьников....
Особенности речевого развития младших школьников с ОВЗ (с задержкой психического развития)
Важнейшей предпосылкой нормального развития речи является достаточная сформированность когнитивных функций, определяет уровень развития познавательной деятельности....
Презентация "Особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития"
В данной презентации в краткой и доступной форме изложены особенности речевого развития младших школьников с задержкой психического развития....