Методическая разработка "Умение общаться в учебной ситуации"
учебно-методическое пособие по логопедии (2, 3 класс) на тему

Щербинина Ольга Евгеньевна

В материале показаны трудности в обучении учащихся с различными нарушениями речи, описаны трудности принятия учебного материала данной категории детей, описаны различные приемы для решения данной задачи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mo_obshchenie.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Умение общаться в учебной ситуации

Одно из учебных  умений, присущих успешному ученику, - это умение поставить перед взрослым вопрос, на который тот будет отвечать. Способность сомневаться, спрашивать, проверять полноту и ясность понимания, указывать учителю на  свои трудности у детей с нарушениями речи, как правило, «западает». Поэтому задачей логопеда и психолога является формирование у учеников навыков общения в учебной ситуации. Решение этой задачи предполагает формирование следующих умений:

  • Четко формулировать вопрос
  • Задавать вопросы, а не уходить от трудностей
  • Принимать учительскую задачу, не подменяя её собственной задачей
  • Воспринимать словесную или письменную инструкцию
  • Решать задачу, взаимодействуя со сверстниками – другими участниками группы, одноклассниками

Не стоит забывать о том, что ребенок приходит на логопедические занятия, как правило, после уроков, отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому, чтобы обстановка на занятиях была приближена  к обычному уроку  (например, русского языка). Желательно максимально использовать игровые приемы, коллективные формы работы, предоставляя возможность учащимся передвигаться по кабинету. Не стоит также на подобных занятиях обращаться к школьной отметке как единственно эффективному способу стимулирования активности и интереса учащихся. Существуют линейки достижений и успеха которые рисует в своей тетради ученик. Это позволяет ему самому оценить себя, а учитель (индивидуально!) может обсудить с ним объективность оценки.

Поговорим об умении воспринимать словесную или письменную инструкцию:

Ученик, умеющий учиться (нормальный)   своевременно реагирует  на вопрос учителя, отличает новую задачу от старой, четко представляет содержание инструкции.

Дети с нарушениями письменной речи нередко удивляют педагогов, выполняя не то, что им задано. Они постоянно переспрашивают учителя, когда все уже понятно объяснено. Эти уточняющие вопросы могут быть связаны как с низкой концентрацией внимания ребенка, недостаточностью кратковременной  слуховой памяти, нарушениями мышления, так и с несформированностью приемов учебной деятельности. Понимание инструкции тесно связано с развитием коммуникативных навыков в процессе обучения.

Упражнения:

1.  «Объясните Кузе». Логопед дает ученикам какое – нибудь задание. Чтобы проверить, как оно понято детьми, просит кого – нибудь из учеников, испытывающих трудности в понимании инструкции, повторить его для Кузи. Кузя – выдуманный персонаж, который

хочет, но не умеет учиться.

  1. «Знакомый – незнакомый». Дети пишут в тетрадях цифры от 1 до 10.  логопед дает инструкцию: «Я продиктую слово или словосочетание. Если вы четко представляете этот предмет или понятие , ставьте под цифрой (+), если нет четкого представления, - (-)». Логопед диктует словосочетания, отдельные слова, в том числе и термины. В конце работы проводится выборочная проверка, например: «Кто поставил + под цифрой 3? Это было понятие «гласные звуки». Объясните, что это такое. Это упражнение полезно проводить 3-4 раза подряд.
  2. «Светофор». У детей красный и зеленый сигналы. Логопед быстро читает 10-12 утверждений, среди которых есть верные и неверные. Если утверждение верно, дети поднимают зеленые сигналы, если неверно  - красные. В конце игры разбираются утверждения, на которые были даны  противоречивые  ответы.

Примеры утверждений: Чтобы съесть апельсин, нужно его очистить от кожуры. Сахар кислый, а лимон сладкий. В согласных звуках обязательно есть шум. Предложение может быть повествовательным, вопросительным и утвердительным.

  1. «Или «нет», или «да», а не знаешь – беда!». Логопед читает 8-10 утверждений, среди которых есть верные и неверные. После каждого он называет имя кого – нибудь из учеников, и тот отвечает «Да», если согласен с данным утверждением, и «нет», если не согласен. После его ответа, логопед обращается ко всем детям, и они хором сообщают свое мнение (да – нет или говорят: «Беда!), если вызванный ученик говорит неправильно. «Попавший в беду» ученик» получает штрафную карточку. По окончании игры его надо «выручить», т.е. задать вопрос или предложить  какое – нибудь задание. Например, придумать предложение из пяти слов или подобрать слово со звуком Р и т.п. В отличие от предыдущего упражнения, данное требует большей концентрации и распределения внимания.
  2. «Письмо с пропусками». Логопед дает задание: «Я буду диктовать предложение, а вы записывайте, но вместо буквы О всегда ставьте точку». Таким образом дети записывают 2-3 предложения. Затем логопед предлагает им, например, не писать окончания прилагательных, а ставить вместо них звездочку. Прием способствует развитию концентрации и переключения внимания, но основная цель для ученика – саморегуляция деятельности с учетом меняющейся инструкции.
  3. «Будь внимательным!». Логопед просит прослушать инструкцию, повторить её про себя и поднять руку при условии, если они запомнили и четко представляют себе, что делать. По команде «Внимание!» ученики начинают выполнять задание. Примеры заданий:
  • В небольшом тексте все буквы С подчеркнуть, а З – вычеркнуть. (Полезла Оксана за розой, а вернулась Оксана с занозой)
  • В тексте все буквы Ч подчеркнуть, а буквы Ц –вычеркнуть. После команды «Внимание», наоборот, вычеркиваются  все Ч, а подчеркиваются все Ц  (Черная цапля циркулем чертила. Внимание! Цапля старательно циркулем водила. Внимание! Получился очень чистенький чертеж.
  1.   «Внимание и счет» Перед каждым ребенком лежит набор карточек с цифрами от 1 до 6. логопед просит поднимать карточку с цифрой, соответствующий позиции звука, которым отличается пара слов. Например: борода – города, редкий – резкий, икра – игра, попугай – поругай, барак – баран, балка – палка, лиловый – ледовый. Игра развивает быстроту реакции, фонематическое восприятие, навык фонематического анализа, способствует концентрации внимания

Важным  умением является умение решать задачу, взаимодействуя со сверстниками – другими участниками группы, одноклассниками.

Упражнения:

  1. «Отгадай вопрос». Логопед раздает участникам игры по 2-3 карточки, на каждой из которых по одному вопросу.  Задание: молча прочитать вопр и мысленно ответить на него одним предложением. Условие игры: нельзя показывать карточку с вопросом другим участникам. Далее каждый участник вслух произносит ответ на вопрос, а остальные должны определить вопрос на его карточке. Если смогли определить, значит ответ был сформулирован правильно, и эта карточка выбывает из игры. Побеждает тот, у кого в конце игры не останется ни одной карточки с вопросом. (Пример: «Кем работает твоя мама?» Если ученик отвечает: «Моя мама работает в магазине», то отгадать вопрос, написанный на карточке, невозможно. Достаточно 2-3 таких ошибок, чтобы дети поняли, что ответ нужно давать в полном соответствии с вопросом. Кроме того, дети практически усваивают, что полный ответ на вопрос – это повторение самого вопроса с добавлением, как правило, одного слова).
  2. «Скажи это короче» логопед читает предложения, в которых простые понятия выражены многословно. Детям предлагается упростить предложения. Например, «По окончании летнего отдыха ученики нашей школы сосредоточились все в одном месте – во Дворце спорта «Юбилейный» (После летних каникул ученики нашей школы собрались во Дворце спорта «Юбилейный»)
  3. «Вежливая просьба». Группа выбирает водящего. Он будет выполнять просьбы участников игры и сообщать об их выполнении. Формулируя просьбу, игроки должны употреблять вежливые слова, написанные на доске, а,  получив ответ водящего, должны поблагодарить его. Игрок, забывший употребить вежливые слова, становится водящим. Дети учатся формулировать просьбу, вежливо обращаться друг к другу, обогащать словарный запас. Пример:

- Оксана, дай мне пожалуйста, карандаш!

- С удовольствием дам тебе карандаш, Рома

- Спасибо!

  1. «Камешек». Участники игры держат   руки перед собой, прижав ладони друг к другу. У водящего между ладонями спрятан плоский камешек. Он обходит всех игроков, делая вид, что каждому кладет в ладони камешек. На самом деле камешек оказывается у одного из игроков. Водящий начинает «искать» камешек, обращаясь с вопросом к одному из участников. Например:

Водящий: Лена, не у тебя ли мой камешек?

Лена: Нет, Игорь, у меня его нет. Я думаю, что он у Евы.

Ева: Лена, ты, к сожалению, ошиблась, чудесный камешек не у меня. Я думаю, он у Кирилла. Эту игру желательно проводить на 3-4 занятиях подряд. Игроки обязательно должны называть друг друга по имени, использовать вежливые выражения, написанные на доске. Можно ввести в игру дополнительное условие- водящий подбирает к слову «камешек» какое – нибудь определение  (накопление в словаре прилагательных). Игроки по возможности должны употреблять его в своих репликах.

  1. «Кто кого?» Ученики делятся на 2 группы. одна получает от логопеда карточки с сообщениями о каких – либо событиях или поступках, выбирает и зачитывает всем сообщение. Вторая группа должна составить  к сообщению критические  или отрицательные замечания. Участники первой группы должны приводить контраргументы. Если у одной из групп возникает явная заминка, второй группе присуждается победа.

Например:

-.Мы умеем проверять свои диктанты!

- Вы не будете их проверять, потому что вам будет лень это делать.

- Мы не будем лениться , потому что хотим получать хорошие оценки

- Вы не будете их проверять, потому что вам не хватит времени на контрольной.

- Если мы не успеем, попросим учителя дать время на перемене

  1. «Есть вопрос!» Я объясняю, что сейчас буду читать предложение, специально делая между ними паузы. Если предложение понятно, то ученики хором должны сказать: «Дальше!», если кто-то сомневается, что понял предложение, он должен поднять руку и уточнить.

Например:

Л.: У нас в городе живут перелетные и зимующие птицы.

Д.: Дальше!

Л.: Грибы и папоротники размножаются спорами . и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемные ситуации на уроках в начальной школе". Методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках.

Материал, представляющий собой методические рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроках в начальной школе....

Методическая разработка урока английского языка в 2-ом классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Тема: Формирование коммуникативных умений в учебной ситуации "Сладкоежка (A Sweet Tooth)".

Урок в 2 классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных(аудирование и говорение) и письменных (чтение и пись...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов "Ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе в начальной школе"

Создание ситуаций успеха является созидающим приёмом педагогического воздействия, т.к. практическая организация этих ситуаций оказывает положительное влияние на развитие ребёнка. Практические приёмы....

Методическая разработка урока английского языка во 2-ом классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Тема: Формирование коммуникативных умений в учебной ситуации "Сладкоежка (A Sweet Tooth)".

Методическая разработка к уроку во 2 классе по учебнику "Звездный английский 2 (Starlight)". Цель урока: Формирование коммуникативной компетенции элементарного уровня в устных (аудирование и...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса

          Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса  (предметная область "О...