Методический материал для участия в фестивале «Прикладной педагогической продукции» Название: «Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода». ( материал рассчитан на учащихся 1-4 классов) Автор работы: Шинкаренко Светлана Викторовна,
методическая разработка (2 класс) на тему
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Слайд №2
«Расскажи и я забуду (узнаю),
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму»
(Китайская пословица)
Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы – только это педагогические краски, этюды и приемы.
Каждый учитель не раз задавал себе вопрос, идя на урок: будет ли урок интересным, сможет ли он вовлечь учеников в работу?
В основе Стандарта второго поколения лежит системно-деятельностный подход, способом реализации которого является учебная ситуация. И сегодня я хочу с вами поговорить об учебной ситуации. Мы знаем, что дети любят играть и не любят заниматься неинтересными для них делами. Им не нравится сидеть на скучных уроках, запоминать массу информации, а затем ее пересказывать. Поэтому, включение учебной ситуации в образовательный процесс позволяет создать такую среду на уроке, которая даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности.
В рамках деятельностного подхода перед педагогом стоят следующие задачи(слайд №3)
-Создать условия для того, чтобы сделать процесс приобретения знаний ребенком мотивированным;
-Учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
-Помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
Образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Учебная ситуация – (новое понятие в Стандартах). Процесс обучения есть всегда обучение деятельности - либо предметно-практическим действиям (например, простейшим трудовым действиям, практическому общению), либо умственным действиям. Обучать деятельности - значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути и средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Учитель не должен просто «натренировать» ребенка в выполнении каких-то операций, приемов. Эти операции должны быть учеником осмыслены и приняты, он должен уметь самостоятельно выбирать наиболее подходящие приемы решения учебных задач, а в идеале - находить свои собственные, не встречавшиеся в его практике способы действий.
Проведенные в США в 1980-х годах исследования позволили обобщить данные относительно эффективности (средний процент усвоения знаний) различных методов обучении взрослых. Эти результаты представлены на схеме «Пирамида обучения» .Они подтверждают древнюю мудрость, сформулированную в китайской пословице: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Позволь мне сделать — и это станет моим навсегда».(слайд №4)
По новым стандартам я работаю первый год. Но я уже собрала банк по работе с учебными задачами. Некоторые уже применяла и применяю в своей работе.
Отбор и использование учебных ситуаций встраиваю в логику традиционного учебного процесса, позволяя не противопоставлять «ЗУНовскую» и «деятельностную» парадигмы друг другу, а напротив, формировать у каждого ученика индивидуальные средства и способы действий, позволяющие ему быть «компетентным» в различных сферах культуры.
В данном методическом пособии я предлагаю примеры учебных ситуаций по отдельным предметам раскрывающие и поясняющие их.
Учебные ситуации отобраны и структурированы в соответствии с педагогическим задачами предметных курсов и выстроены в логике возрастной последовательности, ориентированы на достижение планируемых результатов (личностных, предметных и метапредметных). Этот материал может использоваться и учащимися среднего звена. Этот банк является принципиально открытым – любой новый опыт может быть добавлен в общую копилку.
В первый класс приходят дети с разным уровнем подготовки. Одни хорошо читают, другие читают по слогам, третьи не знают букв. И поэтому перед учителем на уроке чтения стоит проблема: «Как заинтересовать всех»? Я использовала для этого эйдетику. В переводе с греческого „эйдос" означает „образ". Отсюда и эйдетика — способность запоминать яркие образы и с легкостью их воспроизводить. Эйдетизм у большинства детей очень развит — когда они представляют предмет, они четко „видят" его перед собой, определяют цвет, ощущают запах. Для того чтобы пересказать небольшой текст на уроках я использовала пиктограммы, которые составляли сами дети. Работа с текстом начиналась с того, что хорошо читающие дети читали текст с доски. Затем к каждому предложению ребята придумывали картинку. По завершению работы текст могли прочитать не только те, которые хорошо читают, но и те которые не знали букв.
Чтение рассказа «Мурка»
У Зои есть кошка Мурка. У Мурки пушистый хвост. Глаза зелёные. Усы большие. Зоя звала Мурку домой. Мурка пришла. Зоя и Мурка играли.
Предлагаю и вам составить пинктограмму к тексту.
Чудесная ёлка.
Идет мягкий снег. Снежные хлопья легли на землю, кусты, деревья. На полянке одиноко стояла стройная ёлочка. Ребята решили украсить её. Они повесили на лесную красавицу ягоды рябины. К нижним веткам прикрепили морковку. Под елку положили крепкий кочан капусты. Утром над елкой весело кружили птицы. Вечером прибежали два зайца. Они угощались сладкой морковкой.
Пиктограммы незаменимы и при заучивании стихотворений.
«Игра в имена»
Цель: дальнейшее знакомство участников друг с другом.
Инструкция: Все вы стали участниками фестиваля. Предлагаю вам познакомиться и лучше узнать друг друга. Мы все вместе собрались в школе здесь нас ждут коллеги . Каждый из вас - интересная личность, достойная уважения, потому что может внести свой собственный вклад в наши отношения.
Передавая мяч друг другу, назовите, что каждый из вас любит делать и что получается очень хорошо. Можно назвать область знаний и тот навык, которому вы могли бы обучить других коллег . Можете поинтересоваться, чему каждый из вас хотел бы научиться у других.
Выводы: процесс развития мыслительной деятельности у детей будет наиболее эффективным, если он будет использоваться в начальных классах не от случая к случаю, а в системе:
- с использованием технологической модели по русскому языку,
- с регулярным применением нестандартных задач на уроках математики,
- с применением технологии обучения грамотного описания и сравнения объектов,
- с вовлечением учащихся в познавательно-творческие конкурсы,
в процессе усвоения содержания школьной программы, то есть регулярно применяться на уроках и во внеклассных занятиях.
Кто никуда не плывет,
для того не бывает
попутного ветра…
М. Монтель
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/20/picture-187450-1653066573.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода.
В данном выступлении раскрыто определения деятельностного подхода, учебной ситуации. Приведены примеры учебных ситуаций по предметам в начальной школе. Приемы постановки учебной ситуации. Задачи учебн...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/01/picture-394953-1391284415.jpg)
Презентация на тему "Учебная ситуация, как способ реализации деятельностного подхода."
Презентация. Деятельностный подход по ФГОС....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/02/picture-83839-1401729312.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода при обучении младших школьников.
Цель: познакомить с учебной ситуацией как структурной единицей учебной деятельности и способом формирования компетентностей школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/11/picture-549132-1418322202.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
«Расскажи и я забуду (узнаю),Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму»(Китайская пословица)Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писат...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/29/picture-1108093-1548749193.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода
Данный мастер - класс проведен на школьном уровне. очень много взяли для себя учителя и я сама....
![](/sites/default/files/pictures/2011/09/23/picture-20576.jpg)
Учебная ситуация как способ реализации деятельностного подхода.
Учебная ситуация – это такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учеб...