«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
консультация
Цель:
Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.
Задачи:
1. Дать понятие, что такое ЗПР.
2. Объяснить причины ЗПР.
3. Разъяснить, что происходит с ребенком при ЗПР.
4. Дать краткую информацию о комплексном обследовании ребенка при ЗПР.
5. Объяснить, каким образом воздействовать на недуг.
6. Познакомить ,именно, с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.
7. Донести до родителей, какие способы взаимодействия могут быть между учителем-логопедом и ними.
8. Провести анкетирование.
9. Ответить на интересующие родителей вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_zpr.docx | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
Общеобразовательная средняя школа №4
«Центр образования»
Выступление на родительском собрании в 1-Б,1-В классах
Тема консультации:
«Что такое задержка психического развития? Задачи коррекционно-логопедического обучения школьников с задержкой психического развития»
Подготовила и выступила
учитель-логопед А.С. Валова
г. Тутаев,2014
Цель:
Познакомить родителей с понятием ЗПР (задержка психического развития). Познакомить с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.
Задачи:
- Дать понятие, что такое ЗПР.
- Объяснить причины ЗПР.
- Разъяснить, что происходит с ребенком при ЗПР.
- Дать краткую информацию о комплексном обследовании ребенка при ЗПР.
- Объяснить, каким образом воздействовать на недуг.
- Познакомить ,именно, с задачами коррекционно-логопедического обучения школьников с ЗПР.
- Донести до родителей, какие способы взаимодействия могут быть между учителем-логопедом и ними.
- Провести анкетирование.
- Ответить на интересующие родителей вопросы.
Задержка психического развития (ЗПР) — это замедление темпа развития психики, которое чаще обнаруживается при поступлении в школу и выражается в нехватке общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов и неспособности заниматься интеллектуальной деятельностью.
Причины
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
- Нарушения конституционального развития ребенка, из-за которых он начинает по своему физическому и психическому развитию отставать от сверстников — так называемый, гармонический инфантилизм
(это вечные дети, они всегда беззаботны и счастливы, так как позже узнают о сложностях бытия, о различных проблемах, которые поневоле приходится решать взрослым людям.
- Различные соматические заболевания (физически ослабленные дети).
- Поражения центральной нервной системы (дети с минимальной мозговой дисфункцией). У таких детей происходит значительное снижение работоспособности, памяти и внимания, возникают проблемы с усвоением навыков чтения, письма, счета и речи, развиваются эмоциональные и личностные нарушения.
Что происходит?
При рождении выявить у детей задержку психического развития нельзя. Чаще всего у них нет пороков в физическом облике. Да и родители всегда высоко оценивают способности своего ребёнка, порой не замечая важного — отставания в развитии. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребёнок пошёл в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребёнок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками.
Иногда детей с ЗПР относят к педагогически запущенным детям, у которых отставание в развитии обусловлено только причинами социального характера. Однако это в корне неверно.
В одних случаях на первый план будет выступать задержка развития эмоциональной сферы (различные виды инфантилизма), а нарушения в интеллектуальной сфере будут выражены не резко. Эмоции таких детей как бы находится на более ранней ступени развития и соответствуют психике ребенка более младшего возраста: с яркостью и живостью реакции, преобладанием эмоций в поведении, игровых интересов, внушаемости и недостаточной самостоятельности. Эти дети неутомимы в игре, в которой проявляют много творчества и выдумки, и в тоже время быстро пресыщаются интеллектуальной деятельностью. Поэтому в первом классе школы у них нередко возникают трудности, связанные как с неумением подчиняться правилам дисциплины, так и с тем, что на занятиях они больше предпочитают играть.
В других случаях, наоборот, будет преобладать замедление развития интеллектуальной сферы. В этом случае ребенок склонен к робости, боязливости, страхам. Это препятствует формированию активности, инициативы, самостоятельности. И у этих детей преобладают игровые интересы. Они с трудом привыкают к школе и детскому коллективу, однако на уроках ведут себя более правильно. Поэтому к врачу они нападают не в связи с нарушениями дисциплины, а из-за трудностей обучения. Нередко такие дети очень тяжело переживают свои школьные неудачи.
Необходимо четко понимать, что дети, имеющие временную задержку в развитии, ни в коей мере не относятся к умственно отсталым детям, поскольку хорошо воспринимают предлагаемую помощь, сознательно выполняют поставленные перед ними задачи и правильно оперируют теми понятиями, которые они имеют. При своевременной коррекции большинство из них хорошо продвигаются и постепенно выравниваются.
Диагностика
Разобраться в характере и глубине того или иного нарушения можно только при комплексном обследовании ребенка врачом-психотерапевтом, дефектологом, психологом, логопедом. Исследовать состояние отдельных функций моторики, темпа деятельности, психические процессы и речевую деятельность.
Лечение
Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. При этом очень важно, чтобы учитель и родители знали, что трудности на начальном этапе обучения ребенка почти никогда не являются результатом нерадивости или лени, а имеют объективные причины, которые могут быть успешно преодолены.
Родителям, в свою очередь, важно понять, что их ребенок будет обучаться медленнее других детей. Но для того, чтобы достичь наилучших результатов, нужно обратиться за квалифицированной помощью к специалистам (педагогу-дефектологу -психотерапевту, чтобы тот назначил правильное медикаментозное лечение), как можно раньше начать продуманное и целенаправленное воспитание и обучение, создать все необходимые условия в семье, которые соответствуют состоянию ребёнка.
В задачи корекционно - логопедического обучения школьников с задержкой психического развития входит:
- развитие и совершенствование общей моторики;
- развитие и совершенствование ручной моторики;
- развитие и совершенствование артикуляционной моторики (статической, динамической организации движений, переключения движений, объема, тонуса, темпа, точности, координации);
- развитие слухового восприятия, внимания;
- развитие зрительного восприятия, памяти;
- развитие ритма;
- формирование произносительных умений и навыков: коррекция нарушений изолированных звуков; автоматизация звуков слогах,
словосочетаниях, предложениях, связной речи; дифференциация звуков; коррекция нарушений звуко-слоговой структуры;
- развитие лексических и грамматических средств языка;
- развитие навыков связной речи.
Взаимодействие учителя-логопеда с родителями
- Выступление учителя-логопеда на родительских собраниях
- Оформление информационного стенда для родителей
- Индивидуальные консультации
- Выполнение домашних заданий
Обращаться можно по электронной почте nura.valowa@yandex.ru
Приложение № 1 (презентация: Консультация «Что такое задержка психического развития») Web-адрес: https://yadi.sk/i/1ekFtKP2bY8fN
Приложение №2 (анкетирование)
Анкета для родителей
______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Даю согласие на логопедическое собеседование и обследование ребенка _____________________________________
____________ (подпись) ___________ сентября 2014 год |
Анкета для родителей
______________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________
Даю согласие на логопедическое собеседование и обследование ребенка_____________________________________
_____________ (подпись) ___________ сентября 2014 год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная работа учителя по развитию свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития
ОглавлениеВведение 4ГлаваI. Теоретические основы изучения свойств внимания у младших школьников с задержкой психического развития8 Характеристика внимания как познавательного процесса8...
Статья на тему формирования самоконтроля как средство преодоления трудностей в обучении младшими школьниками с задержкой психического развития.
В настоящее время уровень качества образования терпит значительные изменения вследствие ухудшения уровня школьной успеваемости как детей с относительной возрастной нормой, так и детей с ОВЗ. Данный фа...
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретический и практический материал для учителей, работающих с младшими школьниками с заключением ЗПР по АООП НОО (Вариант 7.1)...
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития. Презентация
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития....
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ЗПР....
Методы и приёмы коррекционно-развивающего обучения младших школьников с задержкой психического развития.
При организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ЗПР необходимо исходить из особенностей данной категории детей и их образовательных потребностей....
Развитие познавательной активности у младших школьников с задержкой психического развития в процессе обучения
Познавательная активность и обучаемость – свойства личности, неразрывно связанные друг с другом. Только при активности учащегося возможно успешное усвоение знаний с использованием эффективных сп...