КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
опыты и эксперименты
Цель выступления: познакомить с активными методами обучения и рассмотреть их применение в работе с детьми с ЗПР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnaya_rabota.docx | 355.4 КБ |
vystuplenie.pdf | 867.42 КБ |
Предварительный просмотр:
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА УЧИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Младший школьный возраст является одним из самых ответственных в развитии ребёнка. Именно в этот период под влиянием педагогического воздействия происходит становление учебной деятельности, в частности, базовых учебных навыков.
Однако в современной школе возрастает количество детей, которые испытывают значительные трудности в начальных классах. Они не справляются с темпом обучения, не успевают усвоить программный материал за отведённое время, и среди них преобладают дети с задержкой психического развития.
Последние несколько лет к проблеме задержки психического развития наблюдается повышенный интерес. ЗПР – это нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от условно-возрастной нормы.
Признаки ЗПР такие:
- Недостаточный объем знаний;
- Незрелость мышления, не анализирует, что видит вокруг;
- Нарушен механизм приема и переработки информации;
- Неспособность сосредоточиться, нарушение внимания;
- Нарушения памяти;
- Низкий уровень речевого развития, не общительный;
Главные трудности, которые испытывают такие дети, связаны прежде всего с обучением и социальной адаптацией. Дети с ЗПР могут продуктивно использовать помощь взрослого. Это и обозначает ближайшую зону его развития.
Цель учебной работы с указанной категорией детей в начальной школе – дать нужные знания, предусмотренные школьной программой. Учитывая особенности развития детей с ЗПР, в своей коррекционной работе я стараюсь применять методы активного обучения, интегрировать в уроки знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения. Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного запоминающего устройства он превращается в активного участника образовательного процесса.
Активные методы обеспечивают решение коррекционно-образовательных задач в разных аспектах:
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков
Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут. Необходимо каждому из таких детей оказать индивидуальную помощь при выявлении пробелов в знаниях и восполнении их.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
- Индивидуальный подход .
- Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
- Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
- Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
- Использование многократных указаний, упражнений .
- Проявление большого такта со стороны учителя
- Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
- Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
- Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
- Помощь в выполнении определенных операций;
- Образцы решения задач;
- Поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, развивает словарный запас, речь, память и внимание, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся, что в равной мере относится и к детям с ЗПР. Разнообразие существующих методов обучения позволяет учителю чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон. Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ЗПР.
Итак, самый эффективный путь помощи детям с ЗПР - внимание, доброжелательность и терпение, желание понять причины неуспеваемости и умение найти особый подход к таким детям.
Приложение
Математика
Арифметические диктанты
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... Пишите!»
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Пишите!»
Даны два числа: 6 и 3. Сложите первое число и второе... и от полученного числе отнимите 2... Затем отнимите еще 4... Пишите!»
Чем похожи числа:
А) 8 и 81;
Б) 76 и 16;
В) 31 и 38;
Г) 27 и 527;
Д) 3 и 23;
Е) 74 и 654.
Карточка с развернутым образцом способа вычисления
86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43
Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43
Задание выполняется без образца, самостоятельно.
Готовая краткая запись задачи
Русский язык
Какие слова спрятала ЕЛЬ?
Выбери и впиши слова в схемы .
Лось, тьма, осень, лошадь, ельник, кровать, письмо
Части и целое.
Перья, клюв, хвост, крылья, когти. —
Кто это?
Листья, ветки, корень, сучья, крона. —
Что это?
«Где мы могли бы оказаться?»
Инструменты, зрители, ноты, музыканты, дирижер.
Обобщения.
Шкаф, диван…
Дерево, цветок…
Метла, лопата...
Выберите слова-антонимы (парами):
ссориться, забыть, потерять, найти, конный;
сухой, быстро, мириться, мокрый, медленно, вспомнить;
малый, великий, голодный, сытый, пеший .
Исправьте предложения:
Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.
Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.
Узнайте предмет по описанию.
Лохматый, косолапый, бурый — …
Хищный, сильный, полосатый — …
Яркое, теплое, лучистое— ...
Новая, интересная, библиотечная — ...
«Восстанови рассказ».
Жила была лиса. Наступила очень холодная зима, а в ту пору проходил волк с мешком. И тут лисе стало интересно…
Обучение «внимательному письму»
В агороде выросло много маркови.
На новогодней ёлке весело много игрушек.
Грачи вьютгнезда на деревьях.
«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощиа теперь растут. В огороде выросло много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Вешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грачи вьютгнезда на деревьях. На новогодней елке висело много игрушек. Охотник вечером с охоты…».
Опорные таблицы
слова – предмет – кто? что? – это существительное
слова – одинаковый корень – это родственные слова
Работа над ошибками
Слово (предложение), в котором допущена ошибка Как я написал слово (предложение) Зуб Зуп Правильное написание слова (предложения) Примеры слов на данную орфограмму Зуб Сапог, луг, мороз…
Уроки литературного чтения
Первично текст читает учитель. При составлении пересказа по плану дети с ЗПР лучше понимают план, составленный из вопросительных предложений.
План к рассказу "Ребята и утята"
Откуда и куда шла утка с утятами?
Что требовалось перейти утке и утятам по пути?
Кто им встретился на дороге?
Что сделали ребята?
Кто заметил ребят и стал их стыдить?
Где ждала утят утка-мама?
Как поступил автор, после того, как ребята отпустили утят?
Как он объяснил ребятам свое поведение?
Что сделали ребята?
В итоге при проведении коррекционных уроков учитель должен научить учащихся:
- воспринимать задания;
- удерживать задание в памяти до начала работы;
- обдумывать предстоящие действия;
- оценивать результат деятельности;
- самостоятельно выполнять аналогичное задание, которое отработал с помощью взрослого;
- переключаться с одного способа действия на другой;
- давать словесный отчет о своей работе.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
Выступление на педагогическом совете школы. Цель: дифференциация и индивидуализация в свете новых стандартов. В данной работе представлено мое видение и видение опытных педагогов России по развитию ло...
Опыт работы: "Формирование познавательных универсальных учебных действий в процессе обучения младших школьников"
Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которая включает: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные...
Развитие коммуникативной компетентности в процессе обучения младших школьников
Коммуникативная компетенция относится к группе ключевых, так как имеет особую значимость в жизни человека. Поэтому ее формированию следует уделять особое внимание....
Здоровьесберегающие технологии в процессе обучения младших школьников. Из опыта работы.
Применение здоровьесберегающих технологий позволяет рационально чередовать учебный труд с отдыхом, учебные занятия с физическим развитием, корректировать нагрузку и поддерживать работоспособность млад...
Блог учителя как инновационная мультимедийная коммуникативная технология в процессе обучения младших школьников
Данная статья рассматривает использование блога учителя как один из современных способов взаимодействия между учителем и учащимися на примере авторского блога классного руководителя начальной школы....
Развитие логического мышления в процессе обучения младших школьников
В данной работе представлено моё видение и видение опытных педагогов России по развитию логического мышления в процессе обучения младших школьников....
Из опыта работы по теме самообразования: «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии»
Представлены сообщение, презентация по теме «Формирование коммуникативных УУД в процессе обучения младших школьников учебной дискуссии» и памятка «Союзы и речевые конструкц...