Открытое логопедическое занятие на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов» 1 класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)
Лексическая тема: Весна
Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционные:
1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
2. Определять место звуков и букв в словах.
3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
4. Активизировать и расширять словарный запас по теме «Весна».
5. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.
Развивающие:
1. Развивать логического мышления;
2. Развивать внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль.
2. Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: компьютер, проектная доска, индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданиями, набор букв-рассыпушек, тетрадь, ручка, карандаш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan-konspekt_otkrytogo_log_zanyatiya_zvuk-buv._analiz_i_sintez_slov.docx | 24.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
Итоговое логопедическое занятие
на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов»
1 класс
Лексическая тема: Весна
Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционные:
1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.
2. Определять место звуков и букв в словах.
3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.
4. Активизировать и расширять словарный запас по теме «Весна».
5. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.
Развивающие:
1. Развивать логического мышления;
2. Развивать внимание, зрительное восприятие.
Воспитательные:
1. Воспитывать самоконтроль.
2. Воспитывать желание активно работать на занятии.
Оборудование: компьютер, проектная доска, индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданиями, набор букв-рассыпушек, тетрадь, ручка, карандаш.
Ход занятия
Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный занятие, и мне очень хочется приоткрыть вам занавес новых тайн и открытий знаний о нашем родном языке. Мы будем общаться, говорить и думать, анализировать, добывать новые знания.
Кто помнит:
Какой сегодня день? Число? Время года? А что происходит весной? Какие изменения происходят в природе?
Вот и весеннее солнышко заглянуло к нам в класс. (слайд2)
Давайте откроем тетради, запишем число.
- Ребята, весенним апрельским днем я пришла к вам не с пустыми руками, я приготовила для вас интересные задания и вопросы, маленькие сюрпризы. Вот один из них…
Вы любите путешествия? А разгадав загадку, вы узнаете, кто нас приглашает в путешествие.
Но для этого вам предстоит распутать паутинку, которую сплел паук из слогов. Слова рассыпались на слоги, давайте вместе соберем их и составим предложение. Начинать надо с выделенного слога, идти строго по линиям. (Слайд 3)
А что вы знаете про ёжика? С какой буквы начинается название нашего героя? Что мы знаем про эту букву?
После зимней спячки наш герой не может вернуться в свой лес. Поможем ему? Для этого нам нужно отправиться в путешествие по весеннему лесу. Готовы?
Основная часть.
1. Объявление темы и постановки цели занятия
Путешествуя вместе с ёжиком, мы будем говорить о буквах и звуках, о их количестве и последовательности в словах. (слайд 4)
1. Л о г : Давайте вместе с ёжиком проведем весеннюю разминку и расскажем ему, что мы знаем о звуках, которые нас окружают. Какие звуки мы слышим вокруг? А как называются звуки, которые мы произносим? (звуки речи). Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите грибок, если неверное – то не поднимайте
Звуки мы пишем и читаем. нет
Звуки мы произносим и слышим. грибок
Буквы мы пишем и читаем. грибок
Звуки делятся на гласные и согласные. грибок
При произнесении гласного звука воздух встречает преграду. нет
Гласные звуки бывают звонкие и глухие. нет
При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду. грибок
Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые. грибок
2. Лог.: Ёжик готовился к нашей встрече, и приготовил нам загадки о растениях и природных явлениях, связанные с приходом весны. Попробуем отгадать их? (слайд5)
Снег в лесу. Сугробов много,
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает... (Капель).
Он пришёл, наполнил кадки,
Поливал усердно грядки,
С шумом окна промывал,
На крыльце потанцевал.
Побродил по крыше вволю
И ушёл по лужам в поле. (Дождь)
Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок! (Подснежник)
Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление
Весною называют? (Ледоход.)
Логопед: А теперь задание: - Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с того звука, на который заканчивается предыдущее. (подсказка: начните со слова подснежник). (слайд 5)
Лог.: Молодцы! Но ёжик принес с собой звуковую схему одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову эта схема подходит. (капель). Объясните. (слайд 6)
Продолжаем наше путешествие
3. Закрепление знаний о гласных звуках
Лог.: Весной Ёжик в лесу готовится к встрече со своими друзьями-зверями. Но в словах, названиях зверей, потерялись гл. звуки. Давайте поможем вернуть гласные буквы в слова и узнаем, каких друзей встретит ёжик в лесу. (слайд 8)
Возьмите карточки со словами и ручкой вставьте пропущенные буквы.
Л_СЬ
Л_С_
З_ЯЦ
Б_ЛК_
В_ЛК
М_ШК_
Прочитаем, какие слова получились.
4. Упражнение на определение последовательности букв в слове.
Лог.: Весной из теплых стран к нам прилетают разные птицы. Ёжик очень ждет встречи с ними и предлагает назвать их, разгадав загадки.
Первую загадку прочитает Алина.
По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных … (грач)
Ребята, на доске вы видите строчку с буквами, которые записаны через запятую. Это буквы, из которых состоит слово-отгадка. (слайд 9)
А теперь возьмите конверт и составьте это слово из букв-рассыпушек: ГРАЧ.
Лог.: Следующую загадку о птице прочитает Женя.
Тихо ходит иль стоит
И на воду всё глядит,
Ловит маленьких ужат
И зелёных лягушат. (Цапля)
Возьмите конверт с буквами, оставьте это слово из букв: ЦАПЛЯ. (слайд 10)
Лог.: Третью загадку прочитает Руслан.
Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется ... (скворец)
Составьте слово «СКВОРЕЦ» из букв-рассыпушек. (слайд 11)
Физкульминутка
Лог.: - А теперь немного отдохнем. Следите глазками за появляющимися и движущимися предметами. (слайд 12)
Путешествуем дальше и Ёжик уже совсем близко от своего леса
5. Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой. (слайд 14)
Л о г о п е д: - Ребята, посмотрите внимательно. Ёжик предлагает нам прочитать парочки слов, написаны на зелёном фоне. Давайте их прочитаем.
(Ученик читает пары слов.)
Лог.: Скажите, чем отличаются слова? Что вы интересного заметили (Ученики: в одном из слов в паре на одну букву больше/меньше). Значение слов в зависимости от количества букв тоже меняется? (Ученики подтверждают.)
Л о г о п е д: А теперь, поставьте каждое слово на своё место и прочитайте получившиеся словосочетания.
Дети читают: серая утка - глупая шутка, настольная лампа - кошачья лапа, пушистый кот – слепой крот
Запишите в тетради словосочетания выбрав любую пару, т.е. любую строчку со словосочетаниями.
6. Запись слов, с определением количества звуков и букв в слове.
Слайды 16-18.
Лог.: Наш герой принес с собой изографы. Давайте вместе вспомним, что такое изографы? (На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь). Прочитайте слово, которое здесь зашифровано, запишите его, определите количество букв и звуков в этом слове. – сам.работа. Самопроверка на экране и самооценка.
Рефлексия:
Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились
и чему-то научились.
Ёжик хочет узнать, понравилось вам путешествие в весенний лес? (слайд 19)
Выберете смайлик вашего настроения и подарите нашему герою.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия-игры "Развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры. Дифференциация звуков [Р-Л]"
Конспект логопедического занятия-игры по коррекции дисграфии смешанного вида....
Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".
Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....
Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...
фронтального логопедического занятия во 2 классе на тему: "Слоговой анализ и синтез слов "
Конспект логопедического занятия для 2 класса...
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"
Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...
Открытое логопедическое занятие по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Тема: «Слоговой анализ и синтез слов».
Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза....
Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс
Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....