Открытое логопедическое занятие на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов» 1 класс
план-конспект занятия по логопедии (1 класс)

Ирина Анатольевна Маркевич

Лексическая тема: Весна

Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционные:

1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

2. Определять место звуков и букв в словах.

3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

4. Активизировать и расширять словарный запас по теме «Весна».

5. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.

Развивающие:

1. Развивать логического мышления;

2. Развивать внимание, зрительное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать самоконтроль.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование: компьютер, проектная доска, индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданиями, набор букв-рассыпушек, тетрадь, ручка, карандаш.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

Итоговое логопедическое занятие
на тему:
«Звукобуквенный анализ и синтез слов»

1 класс

Лексическая тема: Весна

Цель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.

Задачи:

Коррекционные:

1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.

2. Определять место звуков и букв в словах.

3. Закреплять знания о гласных и согласных звуках.

4. Активизировать и расширять словарный запас по теме «Весна».

5. Формировать фонематический анализ, синтез, представления.

Развивающие:

1. Развивать логического мышления;

2. Развивать внимание, зрительное восприятие.

Воспитательные:

1. Воспитывать самоконтроль.

2. Воспитывать желание активно работать на занятии.

Оборудование: компьютер, проектная доска, индивидуальные сигнальные карточки, индивидуальные карточки с заданиями, набор букв-рассыпушек, тетрадь, ручка, карандаш.

Ход занятия

Оргмомент.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный занятие, и мне очень хочется приоткрыть вам занавес новых тайн и открытий знаний о нашем родном языке. Мы будем общаться, говорить и думать, анализировать, добывать новые знания.

Кто помнит:

Какой сегодня день? Число?  Время года?  А что происходит весной? Какие изменения происходят в природе?

Вот и весеннее солнышко заглянуло к нам в класс. (слайд2)

Давайте откроем тетради, запишем число.

- Ребята, весенним апрельским днем я пришла к вам не с пустыми руками, я приготовила для вас интересные задания и вопросы, маленькие сюрпризы. Вот один из них…

Вы любите путешествия? А разгадав загадку, вы узнаете, кто нас приглашает в путешествие.

Но для этого вам предстоит распутать паутинку, которую сплел паук из слогов. Слова рассыпались на слоги, давайте вместе соберем их и составим предложение. Начинать надо с выделенного слога, идти строго по линиям.  (Слайд 3)

А что вы знаете про ёжика? С какой буквы начинается название нашего героя? Что мы знаем про эту букву?

После зимней спячки наш герой не может вернуться в свой лес. Поможем ему? Для этого нам нужно отправиться в путешествие по весеннему лесу. Готовы?

Основная часть.

1. Объявление темы и постановки цели занятия

Путешествуя вместе с ёжиком, мы будем говорить о буквах и звуках,  о их количестве и последовательности в словах. (слайд 4)

1. Л о г : Давайте вместе с ёжиком проведем весеннюю разминку и расскажем  ему, что мы знаем о звуках, которые нас окружают. Какие звуки мы слышим вокруг?  А как называются звуки, которые мы произносим? (звуки речи). Ребята, внимательно послушайте утверждения. Если утверждение – верное, то поднимите грибок, если неверное – то не поднимайте

Звуки мы пишем и читаем.        нет 

Звуки мы произносим и слышим.    грибок

Буквы мы пишем и читаем.    грибок

Звуки делятся на гласные и согласные.   грибок

При произнесении гласного звука воздух встречает преграду.   нет

Гласные звуки бывают звонкие и глухие.      нет

При произнесении гласного звука воздух не встречает преграду.     грибок

Согласные звуки бывают мягкие и твёрдые.   грибок

2. Лог.: Ёжик готовился к нашей встрече, и приготовил нам загадки о растениях и природных явлениях,  связанные с приходом весны. Попробуем отгадать их? (слайд5)

Снег в лесу. Сугробов много, 
Но слышна синицы трель. 
С крыши прямо на дорогу 
Звонко капает...                 (Капель). 

        Он пришёл, наполнил кадки,

        Поливал усердно грядки,

        С шумом окна промывал,

        На крыльце потанцевал.

        Побродил по крыше вволю

        И ушёл по лужам в поле. (Дождь)

Пробивался сквозь снежок,
Удивительный росток.
Самый первый, самый нежный,
Самый бархатный цветок!         (Подснежник)

Солнце пригревает,
Лёд на речке треснул.
Речка зашумела,
Льдины подгоняет.
Как это явление 
Весною называют?
 (Ледоход.)

Логопед:  А теперь задание: - Запишите отгадки, построив из них цепочку слов так, чтобы следующее слово начиналось с того звука, на который заканчивается предыдущее. (подсказка: начните со слова подснежник). (слайд 5)

Лог.: Молодцы! Но ёжик принес с  собой звуковую схему одного из слов. Посмотрите внимательно и скажите, к какому слову  эта схема подходит. (капель). Объясните. (слайд 6)

Продолжаем наше путешествие

3. Закрепление знаний о гласных звуках

Лог.: Весной Ёжик в лесу готовится к встрече со своими друзьями-зверями. Но в словах, названиях зверей, потерялись гл. звуки. Давайте поможем вернуть гласные буквы в слова и узнаем, каких друзей   встретит  ёжик в лесу. (слайд 8)

Возьмите карточки со словами и ручкой вставьте пропущенные буквы.

Л_СЬ

Л_С_  

З_ЯЦ

Б_ЛК_

В_ЛК  

М_ШК_  

                Прочитаем, какие слова получились.

4. Упражнение на определение последовательности букв в слове.

Лог.:  Весной из теплых стран к нам прилетают разные птицы. Ёжик очень ждет встречи с ними и предлагает назвать их, разгадав загадки.

Первую загадку прочитает Алина.

        По весне к нам с юга мчится

        Чёрная, как ворон птица.

        Для деревьев наших врач –

        Ест букашек разных … (грач)

Ребята, на доске вы видите строчку с буквами, которые записаны через запятую. Это буквы, из которых состоит слово-отгадка.  (слайд 9)

А теперь возьмите конверт и составьте это слово из букв-рассыпушек: ГРАЧ.

Лог.: Следующую загадку о птице прочитает Женя.

        Тихо ходит иль стоит

        И на воду всё глядит,

        Ловит маленьких ужат

        И зелёных лягушат. (Цапля)

Возьмите конверт с буквами, оставьте это слово из букв: ЦАПЛЯ. (слайд 10)

        Лог.: Третью загадку прочитает Руслан.

Он весною прилетает,
Садоводам помогает.
Строим мы ему дворец,
Называется ... (скворец)

Составьте слово «СКВОРЕЦ» из букв-рассыпушек. (слайд 11)

Физкульминутка

Лог.: - А теперь немного отдохнем. Следите глазками за появляющимися и движущимися предметами. (слайд 12)

Путешествуем дальше и Ёжик уже совсем близко от своего леса

5. Упражнение на составление словосочетаний со словами отличающимися одной буквой. (слайд 14)

Л о г о п е д: - Ребята, посмотрите внимательно. Ёжик предлагает нам прочитать парочки слов, написаны на зелёном фоне. Давайте их прочитаем.

(Ученик читает пары слов.)

Лог.: Скажите, чем отличаются слова?  Что вы интересного заметили  (Ученики: в одном из слов в паре на одну букву больше/меньше). Значение слов в зависимости от количества букв тоже меняется? (Ученики подтверждают.)

Л о г о п е д: А теперь, поставьте каждое слово на своё место и прочитайте получившиеся словосочетания.

Дети читают: серая утка - глупая шутка, настольная лампа - кошачья лапа, пушистый кот – слепой крот

Запишите в тетради словосочетания выбрав любую пару, т.е. любую строчку со словосочетаниями.

6. Запись слов, с определением количества звуков и букв в слове.

Слайды 16-18.

Лог.: Наш герой принес с собой изографы.  Давайте вместе вспомним, что такое изографы?  (На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь).  Прочитайте слово, которое здесь зашифровано, запишите его, определите количество букв и звуков в этом слове.  – сам.работа. Самопроверка на экране и самооценка.

Рефлексия:

Ну, что ж, ребята, все старались, не ленились

и чему-то научились.

Ёжик хочет узнать, понравилось вам путешествие в весенний лес? (слайд 19)

Выберете  смайлик вашего настроения и подарите нашему герою.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие по развитию фонематического анализа и синтеза. Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".

Тема: "Фонематический анализ и синтез двусложных слов со стечением в начале и середине".Лексическая тема: "Транспорт"....

Конспект открытого группового логопедического занятия с учащимися 2-го класса по теме: "Слоговой анализ и синтез слов. Овощи".

Цель: развитие навыков слогового анализа и синтеза.Задачи:Образовательные:закрепить знания детей о роли гласных звуков в слогоразделе;развивать умения определять количество и последовательность с...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Слоговой анализ и синтез двухсложных слов"...

Конспект открытого логопедического занятия по теме "Звук и буква Лл" 1 класс

Открытое логопедическое занятие по теме "Звук и буква Лл" для логопедической группы 1-ого общеобразовательного класса....