Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах
план-конспект урока по логопедии на тему
Открытый урок по автоматизации звука Р в слогах, словах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_avtomatizatsiya_r_v_slogah_slovah.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа № 158 города Москвы
Структурное подразделение
Школа – интернат для детей с тяжёлыми нарушениями речи
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
НА ТЕМУ
«АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА [Р] В СЛОГАХ, СЛОВАХ»
Учитель – логопед начальных классов
Акулова Светлана Александровна
Москва 2017 г.
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
1. Закреплять навыки правильной артикуляции и употребления звука «Р» в прямых слогах, в словах, предложениях и стихотворениях.
2. Развивать фонематический слух: учить ребенка различать и правильно произносить звук «Р» в словах.
3. Развивать внимание и кратковременную память с помощью чистоговорок и стихотворений. Пополнить словарный словарь ребёнка новыми словами. Объяснить значения этих слов.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
СЛОГИ:
Ра – ра – ра
Ара – ара – ара
Ру – ру – ру
Ару – ару – ару
Ры – ры – ры
Ары – ары – ары
Ро – ро – ро
Аро – аро - аро
Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.
Ру – ру – ру – собирайте детвору.
Ры – ры – ры – покатаемся с горы.
Ра – ра – ра – очень рада детвора.
СЛОВА:
Образец: ра – ра: рак
Ура, гора, дыра, жара, нора, парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.
Образец: ро – ро: рот
Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий
Образец: ру – ру: рубль
Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.
Образец: ры – ры: рыба
Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.
СЛОВА ДЛЯ ИГРЫ:
Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.
Предложения:
Рома идёт на урок.
Ира пасёт корову.
У Веры шары.
У Тамары красный карандаш.
Чистоговорки:
Рано - рано поутру,
Рожок играет : «ту-ру-ру».
Есть у Раи огород,
Там морковка и горох.
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
Стихотворение:
В огороде - гора,
В горе – широкая дыра,
Дыра – кротовая нора.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Здравствуй! Как у тебя дела? Напомни мне, какой звук мы с тобой проходим?
- Правильно, звук «Р». Это очень сложный и важный звук в нашем языке.
- Давай заводить моторчик. Напомни мне, где у нас зубки и где язычок? Правильно, только язычок чуть дальше от зубов, вот здесь, где я палочкой тебе потру.
Аккуратно касаемся палочкой/зондом верхнего нёба, где альвеолы.
(Артикуляция звука Р:
Рот приоткрыт. Между верхними и нижними резцами – расстояние около 1 см. Язык принимает форму ложечки. Его боковые края прилегают к верхним коренным зубам, а кончик языка поднят к альвеолам, соприкасается с ними и вибрирует под напором выдыхаемого воздуха. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют).
- Молодец! Хорошо получается.
Теперь давай произносить слоги.
Знаешь что такое слоги? Это такие кусочки, из которых состоят слова.
Ра – ра – ра
Ара – ара – ара
Ру – ру – ру
Ару – ару – ару
Ры – ры – ры
Ары – ары – ары
Ро – ро – ро
Аро – аро - аро
Ра – ра – ра – во дворе у нас игра.
Ру – ру – ру – собирайте детвору.
Ры – ры – ры – покатаемся с горы.
Ра – ра – ра – очень рада детвора.
- Хорошо! Теперь давай проговаривать слова, чётко произносить звук «Р»:
(Объяснять значения неизвестных слов.)
Образец: ра – ра: рак
Ура, гора, дыра, жара, нора, парад, баранка, жираф, радуга, радость, ракушка, гараж.
Образец: ро – ро: рот
Рома, роза, перо, урок, герой, горох, пирог, мороз, народ, ворона, дорога, корова, сорока, Родина, робкий
Образец: ру – ру: рубль
Беру, руки, ручка, Маруся, русский, кукуруза, рубашка, рулетка.
Образец: ры – ры: рыба
Рысь, рыжик, рынок, рыхлый, дары, шары, топоры, комары, корыто, рыть.
- Молодец! Ты заметил, как хорошо уже у тебя стало получаться?
Теперь поиграем в такую игру: я быстро говорю слова. Если в слове есть звук «Р» – ты его повторяешь, если нет – то не повторяешь. За правильный ответ я буду тебе давать одну ракушку, а за неправильный – брать себе. Понятно? Начали:
Рак, школа, баранка, мороз, автобус, ракета, кубики, кукла, дорога, радио, жара, холод, рыба.
- Теперь считаем выигрыш. Повторяй за мной: одна ракушка, две ракушки, три ракушки… .
- Молодец! Ты у меня выиграл!
- Сейчас я буду говорить предложение – а ты за мной повторяй , чётко произноси звук «Р»:
Рома идёт на урок.
Ира пасёт корову.
У Веры шары.
У Тамары красный карандаш.
- Молодец! У тебя уже хорошо получается!
- Теперь давай разучим три чистоговорки.
Ты сначала просто послушай, а потом повторяй за мной, хорошо?
(Логопед сначала читает всю чистоговорку целиком, чётко выделяя звук «Р». Потом читает по строчке – и ребёнок повторяет за ним).
Рано - рано поутру,
Рожок играет : «ту- ру- ру».
- Как ты думаешь, кто так рано может играть на рожке? Это пастух пасёт коров и так созывает их в стадо.
- Слушай следующую чистоговорку:
Есть у Раи огород,
Там морковка и горох.
- Молодец! Теперь послушай чистоговорку про барана:
Обрадован баран –
У барана – барабан,
И баран в барабан барабанит,
Барабанит баран в барабан.
-Что такое «барабан» знаешь? Музыкальный инструмент такой, по нему палочками специальными бьют. Очень шумный инструмент. Кто на нём играет, называется «барабанщик».
Теперь разучим маленькое стихотворение:
В огороде - гора,
В горе – широкая дыра,
Дыра – кротовая нора.
ИТОГ ЗАНЯТИЯ:
-Молодец! Ты сегодня очень хорошо занимался! Научился произносить звук «Р», выучил новые слова, чистоговорки и стихотворение с этим звуком.
Теперь выбирай себе наклейки в домашнюю тетрадь.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Повторить все слова со звуком «Р» по нашему образцу, выучить новые слова, которые разбирались на уроке. Выучить наизусть три чистоговорки и стихотворение. Наклеить в домашнюю тетрадь картинки с новыми словами на звук «Р», которые прошли на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальное занятие с использованием элементов песочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»
Индивидуальное занятие с использованием элементовпесочной сказкотерапии «Путешествие в сказочную страну Гномию. Автоматизация звука С в слогах, словах»...
Подгрупповое логопедическое занятие для учащихся 2 класса Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах, предложениях.
Закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука [ Л ] в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах и предложениях....
Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом
Автоматизация звука [З] в слогах, словах с прямым слогом. Закрепляем произношение звука з в слогах, словах с прямым слогом, помогая медведю собирать малину....
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предложениях. Автоматизация звука в самостоятельной речи. Работа над интонацией
Открытый урок в коррекционной школе для детей с нарушением слухаПодготовила: педагог-сурдолог Байцаева Л.В.г. Владикавказ, 2019 г.Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, чистоговорках и предло...
Конспект НОД (открытого) в подготовительной к школе группе Индивидуально-подгрупповое занятие по автоматизации звука [л] в слогах, словах, предложениях и связной речи. Тема: «Лунтик в гостях у ребят»
Конспект индивидуально-подгруппового логопедического занятия«Лунтик в гостях у ребят» по автоматизации звука [Л] Цель: автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях и связ...