Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) по теме
Индивидуальное логопедическое занятие по автоматизации звука Р в слогах, словах и предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
avtomatizatsiya_zvuka_r_v_slogakh_slovakh_i_predlozheniyakh.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
Автоматизация звука Р в слогах, словах и предложениях
Цель: закреплять умение детей в правильном произношении звука Р в слогах, словах и предложениях.
Задачи:
Обучающая: актуализировать знания по теме осень.
Коррекционная: закреплять умение правильно произносить звук Р изолированно, в словах и фразах; продолжать учить составлять предложения от заданного слова; закреплять графический образ буквы Р, формирования навыка самоконтроля за собственной речью.
Развивающая: снимать мышечные зажимы, создавать благоприятный психологический настрой, развитие фонематического восприятия; развитие ВПФ, зрительного гнозиса, развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики; развитие мимической моторики, нормализация мышечного тонуса лица путем самомассажа.
Воспитывающая: воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения; воспитание усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование: кленовые живые листья, картинка собака, игра «Лабиринт», «Весёлые пузырьки», кружочки 10 шт., детские перчатки, игра «Волшебная картинка»,
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: Здравствуй, ......!
Ребенок: Здравствуйте.
Логопед: Скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ребенок: Сейчас осень.
Логопед: Ой, посмотри, кто-то оставил на парте листочки. Ты должен, их собрать и при этом назвать признаки осени. Но помни, что каждое твоё предложение должно начинаться со слова «Осенью».
(Ребёнок собирает листочки в букет и называет признак осени).
- Осенью ночь становится длиннее.
- Осенью часто идут дожди.
- Осенью птицы улетают на юг.
- Осенью опадают листья.
- Осенью желтеют листья и т.д.
Логопед: Какой красивый букет у нас получился, давай поставим его в вазу.
2. Логопедическая зарядка
а) Общее расслабление
Перед тем как начать заниматься, сначала нам нужно хорошенько подготовиться. Давайте представим, как будто мы с тобой «силачи». Мы поднимаем тяжёлую гирю сначала правой рукой, сильно напрягаем руку, затем левой, а теперь поднимаем штангу. У нас напряжены не только руки, но и ноги и всё тело. После такой нагрузки надо расслабиться.
б) Самомассаж лица и шеи. Слайд
Мы поработали с тобой руками и ногами, а сейчас надо расслабить мышцы лица и шеи. Сделаем небольшой, но очень полезный массаж.
(Слайд 1)
Осень в гости к нам пришла,
Краски яркие взяла.
Стала желтою трава,
Разноцветную – листва.
Поглаживающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей.
(Слайд 2)
Осень в гости к нам пришла,
Сильный ветер принесла.
Листья пестрые летят...
Осень любит листопад!
Спиралевидные движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей
(Слайд 3)
Осень в гости к нам пришла,
В огород нас позвала.
Не ленись, да поспевай
Собирай-ка урожай.
Пощипывающие движения от середины лба к верхней части ушей, от носа к средней части ушей, от середины подбородка к нижней части ушей
Логопед: Что за звук мы слышим? Кто-то рычит? Слайд 4
Ребенок: Собака.
Логопед: Правильно. Ты наверно уже догадался над произношением, какого звука мы сегодня будем работать на занятии?
3. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой Слайд 5,6
Для того чтобы его правильно и четко произнести давайте вспомним и выполним гимнастику (чисти зубы, маляр, лошадка, грибок, качели)
Упражнение «Чистим зубки» Слайд 5,6
Улыбнуться, открыть рот и широким языком «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движение из стороны в сторону. Кончик языка двигается у верхних альвеол. Улыбнуться, показать зубы, прикрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны. Двигая язычком из стороны в сторону, следите, чтобы он находился у десен.
Движения рук:
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена в низ. На счет «один» кисть руки опустить вниз и выполнять движения из стороны в сторону от 1 до 5. на счет «два» поднять кисть вверх и так же выполнять движения из стороны в сторону от 1 до 5.
Упражнение «Маляр» Слайд 7
Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твердое небо («потолок») делая движения языком вперед- назад, поглаживая небо.
Движения рук:
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, ладонь направлена вверх, пальцы полусогнуты. На счет «1» «2» «3» «4» двигать полусогнутыми пальцами по направлению к запястью. На «5»пальцы кисти возвращаются в исходное положение. Повторить 4 раза.
Упражнение «Лошадка» Слайд 8
Улыбнуться, широко открыть рот пощелкать кончиком языка наверху. Ускоряем темп. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
Движения рук:
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, 4 пальца сомкнуты с большим пальцем. Под счет от 1 до 5 смыкать и размыкать 4 пальца с большим пальцем руки, при этом пальцы остаются согнутыми в нижних фалангах.
Упражнение «Грибок» Слайд 9
Улыбнуться, присосать язык к небу, чтобы подъязычная связка натянулась («ножка гриба»). Удерживать в таком положении язык в течение 5-10 минут. Если так сделать не удается, то вернитесь к упражнению «лошадка». Упражнение направлено на растягивание подъязычной уздечки.
Движение рук: Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена в низ. На счет «один» кисть руки с сомкнутыми пальцами согнуть в области нижних фаланг и удерживать в форме «ковшика» под счет до 5. Повторить 4 раза.
Упражнение «Качели» Слайд 10
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении 3-5 секунд. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (с внутренней стороны) и удерживать 3- секунд. Так поочередно меняем положение языка 5-6 раз «качаем язычок».
Движение рук:
Кисть руки находиться горизонтально на уровне солнечного сплетения, пальцы выпрямлены и сомкнуты, ладонь слегка расслаблена, направлена в низ. На счет «один» поднять сомкнутые пальцы вверх, на счет «два» опустить ладонь вниз. Повторить 4 раза.
- Произнесение изолированного звука [р]
Логопед: Итак, посмотри на картинку, кто на ней изображен?
Ребенок: Щенок.
Логопед: Вспомни, как рычала собака, и так же порычи, при этом обводя пальчиком треугольник.
Ребенок рычит рррррр (картинка со щенком).
- Характеристика звука Р
Логопед: Что ты знаешь об этом звуке? Охарактеризуй звук [р].
Ребенок: Звук [р] – согласный, звонкий, твердый.
7. Игра «Лабиринт» произнесение звука р в слогах.
Логопед: Теперь покажем путь нашей машине домой. Лабиринт не простой тебе нужно будет произносить слоги. Давайте отправимся в путь.
Ребенок произносит слоги ра, ро, ру, ры, рэ, ар, ор, ур, ыр, эр, ара, оро, уру, ыры, эрэ и т. д.
8. Игра «Веселые пузырьки»
Логопед: Нужно сделать наш шарик как можно веселее. Для этого назови только те картинки, в которых спрятался звук Р.
Ребенок называет слова со звуком Р (рыба, горох, радуга, топор, рак, помидор).
Логопед: Молодец!
9. Развитие мимики Слайд 11, 12, 13, 14
Логопед: Все пузырьки у нас улыбаются, давай и мы улыбнёмся. Какие еще эмоции мы можем испытывать?
Ребенок: Удивляться, иногда грустить и даже сердиться.
Изображаем разные эмоции.
Физминутка
Ветер
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
10. Игра «Загадочная картинка»
Логопед: Отгадай и назови, какие предметы спрятались на рисунке, не забывай правильно произносить звук Р. За каждое слово клади перед собой кружок.
Ребенок называет слова со звуком Р.
Логопед: Сколько у тебя получилось кружков?
Ребенок: 10.
Логопед: Собери из них букву Р.
11. Игра «Расколдуй картинку»
Логопед: Отгадай, какие предметы скрываются за тенью, и назови их, не забывай правильно произносить звук Р.
Ребенок: называет картинки со звуком Р.
12. Составь предложение с отгаданной картинкой.
Крыша, труба, кролик, морковка, озеро, забор, корзина.
13. Итог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект подгруппового логопедического занятия для учащихся 2 класса. Тема: Автоматизация звука |Л| в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема: «Весна. Признаки весны»
Цель занятия: закрепление навыка правильного артикуляционного уклада при произношении звука Л в слогах, словах и предложениях. Вырабатывать навыки правильного грамотного письма и чтения. При проведени...
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ 1 класс "Автоматизация звука [ ш ] в слогах, словах и предложениях."
В данном занятии представлены приемы автоматизации звука [ш ] в слогах, словах и предложениях. Задания даются с использованием игровых приемов с использованием доступного речевого материала. Проводитс...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ " Автоматизации звука [ р ] в слогах, словах и предложениях"
Занятие по автоматизации звука [р ] в слогах, словах, предложениях. Предлагаются задания на автоматизацию звука в слогах со стечением согласных, в словах (в начале слова, в середине слова и в конце сл...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса школы для детей с ОВЗ. Тема: «Автоматизация звука [Р] в слогах, словах и предложениях»
Цель: работать над автоматизацией звука [Р] в слогах, в словах и предложениях.Задачи: Коррекционно – обучающие:·...
Автоматизация звука Рь в слогах, словах и предложениях.
Материал для автоматизации звука Рь в словах, предложениях....
Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте.
Конспект индивидуального занятия: автоматизация звука "Л" в слогах, словах, в предложениях, в тексте....