Статья на тему «Особенности работы в обучении пересказу детей с ОВЗ».
статья по чтению (1 класс)
Вам представлены 4 способа обучения пересказу детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_raboty_v_obuchenii_pereskazu_detey_s_ovz.docx | 176.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья на тему «Особенности работы в обучении пересказу детей с ОВЗ».
Голуб Светлана Евгеньевна учитель начальных классов ГБОУ школы №3.
Пересказ является первым видом рассказов, которому начинают учить детей воспитатели. Пересказ выступает как воспроизведение в выразительной устной речи прослушанного художественного произведения. Пересказ текста имеет большое значение для общего развития ребенка и используется активно на различных занятиях в дошкольных учреждениях, будучи главным видом монологической речи, постигаемым детьми с целью их подготовки к школе. Под пересказом специалисты понимают осмысленное воспроизведение в устной речи литературного текста; деятельность, в которой активно участвует мышление ребенка, воображение и память. Обучение пересказу ведет к обогащению словарного запаса, формированию восприятия, внимания и памяти. При этом улучшается произношение, структура речи, усваиваются нормы построения целого текста и отдельных предложений. Использование высокохудожественных текстов классической детской литературы дает возможность эффективно осуществлять работу по формированию «чувства языка» - внимания к синтаксической, грамматической и лексической сторонам речи, умению оценить с точки зрения соответствия их языковой норме правильность высказываний.
Особенно значимо в коррекционной работе с детьми, которые имеют общее недоразвитие речи.
В работе с детьми с ОВЗ необходимо придерживаться общих принципов и правил коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства.
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность обучающихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта.
Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Как уже говорилось, дети с ограниченными возможностями здоровья представляют собой очень разнообразную группу обучающихся. Поэтому приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом состояния здоровья каждого ребенка. И очень важен контакт с их родителями (законными представителями), важно знать все особенности развития ребенка.
Общие педагогические методы и приемы не используются изолированно, только в необходимом сочетании. Применяя тот или иной метод, как ведущий его необходимо подкреплять одним-двумя дополнительными. Например: на начальных этапах обучения ведущим методом может быть наглядно-практический, а дополнять его может беседа.
1 . Обучение рассказыванию по мнемокарточкам или мнемотаблицам.
Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, я использую мнемотаблицы в своей работе по обучению детей связной речи.
Одним из эффективных методов для развития связной речи у детей с ОВЗ является мнемотехника. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Как любая работа строится от простого к сложному. Начиная работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам.
Что можно изобразить в мнемотаблице? В мнемотаблице можно изображать практически все – т.е. производится графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, т.е. можно нарисовать то, что посчитаете нужным. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для:
• обогащения словарного запаса;
• при обучении составлению рассказов;
• при пересказах художественной литературы;
• при отгадывании и загадывании загадок;
• при заучивании стихов
Как любая работа строится от простого к сложному.
1. Работу нужно начинать с простейших мнемоквадратов. Таким образом проводится работа над словом (ознакомление с существительными, прилагательными, глаголами).
Например: Даётся слово – “дедушка” и его символическое обозначение:
Когда ребенок уловит, что значит, зашифровать слово. Предлагают упражнение на самостоятельное кодирование слов и воспроизведение слов по своим условным обозначениям.
2. Освоив игру со словом переходим к поэтапному кодированию сочетания слов (словосочетания)(большая собака).
3. Запоминание и воспроизведение предложений. Например, “Маленькая девочка идет”
4. Когда выше перечисленные этапы работы детьми освоены, можно переходить к мнемодорожкам и работать уже над четверостишьем, стихотворением, несложной загадкой:
5. И после переходить к мнемотаблицам
Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
Главная цель работы с детьми с ОВЗ - научить их осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека - умение передать информацию, поддержать беседу, установить контакт, пересказать (к случаю) поучительную или смешную историю, написать поздравительное письмо, объявление, найти способ уйти от ссоры во время спора и т.д. Именно в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.
2. Обучение рассказыванию по картинам.
Обучение рассказыванию по картинам занимает важное место в общей коррекционной работе по развитию связной, грамматически правильной речи детей с ОВЗ. Уделяется особое внимание приемам, направленным на развитие внимания, зрительного и слухового восприятия, логического мышления и др.
В целях формирования связной монологической речи старших дошкольников с ОВЗ рекомендуется проведение следующих видов занятий с картинным материалом:
- Составление рассказов по сюжетным многофигурным картинам с изображением нескольких групп действующих лиц или нескольких сценок в пределах общего, хорошо знакомого им сюжета;
- Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, события, определяющих тематику картин.
- Рассказывание по сериям сюжетных картинок.
- Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми предшествующих и последующих событий (по опорным вопросам).
- Описание пейзажной картины.
3. Пересказ по плану.
Что такое план пересказа — это краткое содержание произведения, выраженное в ключевых фразах, словах, описывающих суть отдельных частей текста. Он помогает лучше запомнить, понять прочитанное и грамотно его пересказать.
План используют, чтобы проанализировать уже написанный рассказ или составить его самостоятельно. Он помогает запомнить произведение, с ним информация в голове укладывается легче, он поможет подготовиться к пересказу произведения или отрывка из книги.
Есть отработанная последовательность, как составить план по литературному чтению, чтобы школьник смог по нему вспомнить прочитанное:
- Прочитать рассказ.
- Определить его основную тему.
- Выписать имена главных героев.
- Разделить текст на вступление, завязку, развитие, кульминацию и развязку.
- Прочитать первую часть, озаглавить.
- Название брать емкое, чтобы оно передавало суть этой части текста.
Если текста и событий в этой части слишком много, добавить подпункты, опорные предложения, которые помогут при пересказе. Последовательно прочитать последующие части, озаглавить их. Прочитать составленный план, оценить, насколько он отражает суть произведения и помогает вспомнить его содержание.
4. Пересказ по опорным словам.
Мы так же составляем план рассказа и к каждому пункту подбираем несколько опорных слов помощников для облегчения пересказа.
Проведенные упражнения, занятия, позволяют оптимистически взглянуть на перспективы использования форм, приёмов и методов моей работы в целях решения образовательных, коррекционных, воспитательных задач при обучении детей с недостатками интеллекта.
В процессе успешной работы над устной речью, учащиеся с ОВЗ оказываются в состоянии на практическом уровне освоить некоторые законы построения устной речи. Так, учащиеся приобретают следующие умения:
Умение подбирать слова, необходимые для построения фразы;
Правильно строить предложения;
Умение распостранять предложения;
Излагать логически последовательно события.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: « Особенности работы с гиперактивными детьми»
Введение:Работаю учителем начальных классов в МБОУ Гимназии №10. Первый год веду обучение по учебно-методическому комплекту "Перспективная начальная школа". (ФГОС). Столкнулась с ребенком, поведение к...
Статья на тему "Особенности работы в классах с раздельным обучением детей "(современный взгляд на проблему)
Данная статья помогает узнать об особенностях работы в классах с раздельным обучением....
Статья на тему: "Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе"
В соответствии с современными взглядами, господствующими в психологии, одаренность – это системное качество личности, включающее организующее и соподчиняющее множество способностей, мотивов чело...
Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы
Статья по теме Особенности работы учителя начальной школы...
Курсовая работа по теме: Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Курсовая работа по теме:"Особенности работы с семьями, воспитывающими детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"....
Статья на тему "Особенности работы учителя начальных классов с гиперактивными детьми"
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста.Актуальность проблемы заключается в том, что ...
Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста...