Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья
план-конспект занятия по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nashe_zanyatie.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья
Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль психолог - активизация интеллектуальной деятельности, развитие эмоциональной сферы детей, логопед - коррекция и развитие речи.
Нарушения развития познавательных процессов (особенно умственных операций), двигательной сферы, произвольности приводят к тому, что дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) почти с первых дней обучения в школе начинают испытывать трудности, приводящие к отставанию в учении. У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства. Учителями отмечается быстрая утомляемость учащихся, соматические жалобы, ослабление иммунитета, частая заболеваемость, снижение школьной и учебной мотивации, появление разнообразных трудностей в усвоении учебного материала. У детей ОВЗ наблюдается общая эмоционально-волевая незрелость, слабая регуляцией произвольной деятельности, снижение устойчивости и концентрации внимания, низкая продуктивность процессов памяти, словесно-логического мышления.
Эти учащиеся нуждаются в длительной логопедической коррекционной работе уже с первых дней их пребывания в школе. Также необходима для них, и работа психолога по развитию произвольности в познавательной и эмоционально-волевой сферах, в профилактике вторичных невротических и неврозоподобных расстройств.
Успешную коррекцию психических процессов и эмоционально-волевой сферы можно достичь в интегрированных уроках психолога и логопеда.
Исходя из этого, основным содержанием психологической и логопедической работы должно быть в первую очередь становление и развитие произвольности в психомоторной сфере и в интеллектуальной деятельности (т.е. ребенок должен управлять своим восприятием, вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче).
Психолог и учитель-логопед преследуют в своей работе разные цели, но пути и способы их достижения достаточно часто оказываются общими. Группа детей, в равной степени нуждаются в помощи обоих специалистов.
Вокруг ребенка с ОВЗ должно создаваться единое коррекционно-образовательное пространство. Тесная взаимосвязь специалистов возможна при совместном планировании работы, при правильном и четком распределении задач каждого педагога, при осуществлении преемственности в работе психолога и логопеда соблюдении единства требований, предъявляемых детям.
Цели:
- Активизация и развитие познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер, направленные на личностное развитие ребенка в обучении, поведении, в отношениях с другими людьми.
- Повышение эффективности коррекционно-развивающих занятий психолога и учителя-логопеда.
Теоретическая значимость определяется тем, что результаты проведения интегрированных занятий позволяют расширить и углубить знания об особенностях младших школьников с ОВЗ.
Практическая значимость заключается в разработке приёмов коррекционной работы, способствующих активизации и развитию познавательной, речевой, эмоционально-волевой сфер младших школьников, что, в конечном счете, позволит успешнее решить проблему повышения эффективности коррекционно-развивающей работы психолога и учителя-логопеда.
Интегрированные занятия проводятся 1 раз в месяц и имеют следующий план:
- с наращиванием степени сложности материала;
- имеют тематическую направленность;
- практическое применение полученных умений и навыков.
Этапы:
- установление контакта, проверка мотивации;
- сообщение темы занятия, план работы;
- подготовительная работа;
- актуализация имеющихся знаний;
- понимание, закрепление, объяснение, усвоение знаний:
- первичное, в расчете на самого слабого ученика;
- системное, серия заданий на отработку и понимание нового знания.
- итог занятия: повторение содержания заданий, хода и логики занятия; взаимная оценка и самооценка деятельности учащимися.
Интегрированные занятия имеют структуру, предполагающую смену различных видов деятельности, "включение" всех типов модальностей (зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный, кинестетический, вкусовой, эмоциональные).
Формы выполнения заданий:
- индивидуальная
- пара
- группа
Деятельность обучающихся оценивается с использованием шкал самооценки: например, активность, интерес, правильность, аккуратность, старательность и др.
Учащиеся привлекаются к взаимной оценке результата совместной работы, ее качества, объема, применения навыков самоконтроля.
На интегрированных занятиях планируется широко использовать: игровой материал, кукольный театр, арт-терапию (работа с пластилином, красками), сказкотерапию, хромотерапию (воздействие с помощью цвета), пескотерапию, музыкотерапию (музыкальное сопровождение), ТСО (видеосюжеты, коррекционно-развивающие видео - игры), нейропсихологические упражнения, элементы ЛФК (упражнения по охране зрения, для сохранения осанки), гимнастические, артикуляционные и дыхательные упражнения, нейролингвистическое программирование (задания и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия) и др.
Задачи интегрированных занятий психолога и учителя-логопеда:
I. Образовательные
- Развитие лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.
- Обогащение словарного запаса у учащихся с нарушениями речи, развитие вербального интеллекта, понимания и применения грамматических правил.
- Обогащение практического опыта учащихся, самопознания и рефлексии.
II. Коррекционно-развивающие
- Развитие произвольности психических процессов обучающихся.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, умственных операций, планирования умственных действий.
- Развитие навыков самоконтроля, самооценки и взаимной оценки.
- Развитие орфографической зоркости, качеств внимания и восприятия, развитие скорости, понимания и техники чтения обучающихся нарушением речи.
- Развитие зрительной памяти, воображения, творческих способностей, мышления.
- Развитие мелкой и крупной моторики, динамических особенностей, темпа выполнения заданий.
- Развитие пространственных и временных ориентировок обучающихся с нарушением речи.
- Развитие личностных особенностей обучающихся, навыков группового взаимодействия и сплоченности.
- Формирование речевой и интонационной выразительности, правильного речевого дыхания, темпа, ритма, громкости, силы голоса.
III. Воспитательные
- Воспитание уважения друг к другу, принятие личности другого человека, признание уникальности и неповторимости каждого.
- Привлечение внимания обучающихся к окружающему миру.
IV. Здоровьесберегающие
- Учет актуального состояния здоровья, профилактика нарушений зрения, слуха, дыхания, осанки, мелкой и крупной моторики и т.д.
- Учет перегрузок обучающихся путем применения здоровьесберегающих технологий.
- Учет индивидуальных особенностей восприятия, запоминания, понимания учебного материала обучающимися, индивидуального темпа, работоспособности и утомления при выполнении заданий в группе, уважение к личности ребенка.
- Учет стиля общения с обучающимися - личностно-ориентированный, гуманистический, направленный на сотрудничество и поддержку.
Эффективность занятий оценивается:
- по результатам итоговой психолого-педагогической диагностики ;
- по результатам промежуточной и итоговой успеваемости;
- по положительным отзывам учителей, воспитателей и родителей;
- по наблюдениям психолога и учителя-логопеда.
Примерное тематическое планирование интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога.
Цикл интегрированных занятий под общей темой "Волшебное путешествие".
№ п/п | Тема | Направления | Класс | Кол-во часов | Срок проведения | |
Учитель-логопед | Психолог | |||||
1 | «Здравствуйте! Приятно познакомиться!» | Звуки и буквы | Мотивация, учебные навыки | 1 | 1 | сентябрь-октябрь |
2 | Путешествие в сказку | Дифференциация звуков и букв | Эмоционально-волевая сфера | 2 | 1 | ноябрь-декабрь |
3 | Волшебный город | Лексика, грамматика, связная речь | Личность и самосознание | 3 | 1 | январь-март |
4 | А ты кто? Или Кем быть? | Лексика, грамматика, связная речь | Я и другие | 4 | 1 | апрель-май |
ЛИТЕРАТУРА
Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - М., 2003.
Акименко В.М. Новые логопедические технологии.РнД.,2009
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. - М., 2000.
Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. – М.,2004.
ГалкинаГ.Г.,Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить.-М.,2004
Глазунов Д.А. Психология. – М., 2008.
Гипенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? - М., 2007.
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М. 2004.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 2009.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.-М.: Владос, 2009.
Крупенчик О.И. Тренируем пальчики – развиваем речь! СПб., 2009
Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. - М.,2007.
Пережогин Л.О. Специфические расстройства речи и школьных навыков - М., 2005.
Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа интегрированных занятий учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы для учащихся начальных классов со специфическими нарушениями письма и чтения.
В программе предложен план совместной работы учителя-логопеда и психолога общеобразовательной школы с учащимися, имеющими трудности в обучении....
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию
Интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя начальных классов по развитию речи и конструированию в подготовительном классе "Забавные истории из жизни Деда Мороза". Коррекционно-образ...
Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога для обучающихся 1-х классов "Осенний букет"
На интегрированном занятии учителя - логопеда с педагогом - психологом приводятся примеры совместной работы на разных этапах коррекционных занятий для обучающихся 1-х классов, имеющих речевые на...
Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога
Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...
Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве для обучающихся с нарушением зрения 1 класса . Квест- игра: Путешествие с Колобком .
Интегрированное занятие учителя- логопеда и учителя- тифлопедагога по ориентировке в пространстве"Квест- игра: Путешествие с Колобком " разработано для обучающихся...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....
Презентация интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога -психолога в разновозрастной группе от 5 до 7 лет "Путешествие к Снежной королеве"
Цель:развитие эмоционально- волевой сферы у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....