Интегрированное занятие учителя - логопеда и педагога - психолога для обучающихся 1-х классов "Осенний букет"
план-конспект занятия по логопедии (1 класс) на тему

На интегрированном занятии учителя - логопеда с педагогом - психологом приводятся примеры  совместной работы на разных этапах коррекционных занятий для обучающихся 1-х классов, имеющих речевые нарушения и нарушения в развитии высших психических процессов: памяти, внимания, мышления. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента в работе с детьми коренных малочисленных народов Севера и учет их особенностей развития в образовательномпроцессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osenniy_buket.docx23.74 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного занятия

Вид занятия: групповое занятие  Класс 1  

Продолжительность занятия: 35 минут

Тема занятия: «Осенний букет».

Тип занятия: обобщение полученных знаний.

Вид занятия: нетрадиционный, интегрированный по содержанию, с включением  этно – экологического компонента.

Место занятия: 5 модульная неделя, 3 занятие.

Цель: обобщить знания и представления об основных изменениях в природе осенью, полученные на предыдущих занятиях недели.

Задачи:
Образовательные:
- способствовать развитию активного словаря,

- способствовать развитию высших психических процессов: внимания, памяти, воображения.

Коррекционные:
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;

- развитие навыков слогового анализа;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- расширение словаря и развитие связной речи;

- формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильный, акустический, вибрационный контроль.
Воспитательные:
- способствовать успешной адаптации к обучению в школе   детей – ханты через применение на занятиях этно – экологического компонента;

- воспитание бережного отношения к природе.

Методы обучения:

  1. По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.
  2. По взаимодействию учителя и учащихся: беседа, объяснение, рассказ, практическая работа в парах.
  3.  По характеру познавательной деятельности: репродуктивный, частично – поисковый, объяснительно – иллюстративный.
  4.  Методы стимулирования и мотивации на занятии: введение этно – экологического компонента, создание ситуации успеха.
  5.  Методы контроля и самоконтроля: фронтальный контроль, индивидуальный контроль и взаимоконтроль с опорой на органы артикуляции, тактильные ощущения, оральный, вибрационный, акустический самоконтроль, рефлексия.

Оборудование на занятии:

1.Информационные учебно – наглядные пособия:
- презентация к занятию для учащихся по теме «Осенний букет», выполненная в программе OpenOffice – PowerPoint.

2. Учебно – наглядные пособия для выполнения практических заданий:

  - зеркала для индивидуальной работы,

- раздаточный материал: ветки с осенними листьями, демострационный стол, мелкие игрушки.

Ход занятия:

№/п

Название этапа,количество времени, кем проводится

Задачи этапа

Содержание этапа

1.

Мотивационный этап (3 мин.)

Проводится психологом

Обеспечить актуализацию имеющихся знаний.

Психолог настраивает детей на предстоящую работу. Дети при проговаривании стихотворных строк загибают пальчики, сжимают и разжимают кулачки.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листья черемухи,

Листья осины мы соберем,

Маме осенний букет отнесем.

- Кому еще вы можете подарить осенний букет? Скаким настроение вы будете дарить свой букет? Покажите свое настроение. Почему важно дарить букет с хорошим настроением? Вот с таким настроением мы  будем работать на сегодняшнем занятии.

2.

Целевой этап.  (3 мин)

Проводится логопедом

Организовать самостоятельное или с помощью логопеда формулирование постановки цели.

Логопед организует деятельность уч-ся, направленную на актуализацию имеющихся знаний:

- Сегодня на занятии мы будем делать букет из осенних листьев. Наш букет будет необычным. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать осеннюю веточку. В конце нашего занятия мы посмотрим, чей букет пышнее и красивее.

3.

 Артикуляционная и дыхательная гимнастики (5 мин.)

Проводится логопедом

Развитие артикуляционного и дыхательного аппарата

Дети выполняют упражнения перед индивидуальными зеркалами, каждое упражнение сопровождается демонстрацией фотографий по презентации «Осень в Югре»

  1. Дети шли, шли и брусничку нашли.

Сели, поели, дальше пошли.

- Посмотрите, как много здесь брусники! Соберите полную ладошку брусники. Попробуйте ягоды на вкус. Какие они? Правильно, кислые. Изобразите мимикой вкус ягод. А теперь собираем голубику, чернику. Какие на вкус эти ягоды. Изобразите мимикой.

  1. Упражнение «У берлоги»

Дети шли, шли, к мишкиной берлоге подошли. Давайте широко откроем рот. Покажем, как медведю хочется спать осенью. Раскрыть и закрыть рот

В конце задания дети оценивают работу друг друга и определяют, кому надо дать веточки для осеннего букета.

4.

Практический этап (9 мин.)

Проводится логопедом

Способствовать развитию лексико – грамматического строя и связной речи

  1. Толкование крылатых выражений:

- «Как грибы после дождя».

«Льет как из ведра».

  1. Подбор слов –значений:

Лист березы (березовый), лист осины, рябины, калины, брусники, клюквы, черники.

  1. Сделайте слоговой разбор слов: береза, осина, клюква.

В конце дети снова оценивают работу друг друга, выдаются веточки для букета.

5.

Рефлексия. (3 мин.)

Проводится психологом

Способствовать снятию напряжения. Развитие речевого дыхания

Включается музыка со звуками леса. Дети представляют картинки леса. Далее «вдыхается аромат леса»: вдох носом на счет «Раз-два-три», пауза «Раз-два-три», выдох». Раз-два-три».

6.

Практический этап (9 мин)

Проводится логопедом и психологом

Обеспечить применение знаний на практике. Способствовать развитию связной речи, фантазии, воображению,  умению работать коллективно

Логопед предлагает поработать коллективно. Выставляется демонстрационный стол, заполненный мхом (Серия дидактических игр «Кладовая солнца»). Расставляются веточки осенних деревьев.

Логопед начинает.

- Ребята, в наш волшебный лес пришла волшебница Осень. Она перекрасила все деревья в яркие цвета (дети помогают связать название дерева с его цветом осенью).  У вас у каждого в руках маленькая фигурка животного. Пофантазируйте и опишите, как себя чувствовали эти животные в осеннем лесу.

Дети с помощью наводящих вопросов психолога дают свои ответы.

В конце работы оценивают, кому надо выдать веточки для букета.

7

Рефлексивно-оценочный этап (3 мин.)

Проводится психологом

Оценивают результат своей деятельности. Планируют свои действия для совершенствования результата.

Излагают суждения в устной форме.

-Оцените свои букеты. Кому вы их подарите?

Стал ли ты все больше замечать подробностей о своих одноклассниках? Стал ли ты более внимательным и любознательным? Что больше всего тебе было интереснее делать на занятии? Что у тебя не получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие учителя-логопеда и педагога-психолога.Тема:Путешествие в страну "Ключик знаний"

Путешествуя с детьми по стране "Ключик знаний", дети выполняютт различные задания, при этом развивают дыхание, голос, непроизвольное внимание, долговременную память, зрительно-пространственные ориенти...

Интегрированные занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для учащихся 1–4-х классов с ограниченными возможностями здоровья

Рассматривая основные направления коррекционной работы, логопед и психолог, параллельно работают над развитием личности ребенка в целом, при этом каждый выполняет свою роль....

Конспект (технологическая карта) внеурочного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога для 2 класса

Представлена технологическая карта внеурочного занятия учителя -логопеда и педагога-психолога для 2 класса  учащихся с ТНР. Закрепление знаний о слоговом анализе сочетается с развитием внимания, ...

Конспект интегрированного занятия учителя - логопеда и педагога-психолога

Представлен конспект интегрированного индивидуального логопедического занятия на автоматизацию звука л "День рождения у Слоненка"...