Формирования речевого этикета у детей. Ненормативная лексика, причины её появления и распространения.
консультация по логопедии на тему

Тараньжина Маргарита Михайловна

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования речевого этикета у детей.

Ненормативная лексика, причины её появления и распространения.

 

Культурный уровень того или иного человека, в первую очередь, оценивается по его внешним проявлениям, т.е. поведению. Этикет, являясь одним из способов оформления социальных взаимодействий, позволяет адаптироваться в изменяющейся социально-культурной среде.

 Проблемы по данной теме рассматривали: Выготский Л.С., Усова В.Т., Виноградова В.В., Арушанова А. Г., Безгина О. Ю. 

 Овладение родным языком – это важнейшее приобретение дошкольного детства. Именно в детстве и более того в раннем детстве, воспитываются умы и сердца наших детей. Об этом нам взрослым необходимо помнить, как необходимо помнить и о том, что воспитание ребенка, начинается прежде всего, с самовоспитания взрослого человека. Вот для чего нам необходимо постоянно и систематически углублять, и расширять свои педагогические знания, повышать культуру, учиться правильному общению с людьми и бережному отношению ко всему тому огромному миру, который окружает нас и наших детей.

Вопрос к педагогам: «Как вы думаете, что означает слово этикет?»

 Этикет — (в переводе с фр. — ярлык, этикетка).  Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям.  Форма, манера поведения, правила учтивости и вежливости, принятие в том или ином обществе.

Формула речевого этикета:

 Думай,

- кому говоришь,

- что говоришь,

- где говоришь,

- зачем говоришь,

- какие из этого будут последствия.

 — Дети, как губки впитывают в себя решительно все, что их окружает, поэтому контролируйте свою речь, поведение, потому что личный пример для ребенка убедительней тысячи слов. Ребенок усваивает речь так называемым «материнским способом», подражая взрослым, поэтому важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь. Как говорил Макаренко: «Ваше собственное поведение решающая вещь».

  Речевой этикет – неотъемлемый компонент вежливости. Вежливость – моральные качества, характеризующие поведение человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом обращения к окружающим.

Речь – важнейшее средство общения. Нередко о людях судят по тому, что и как они говорят, какими собеседниками являются, как доносят до окружающих свои мысли, впечатления и знания. Словом, можно укрепить человека в надежде, поддержать в трудную минуту, направить к серьезным жизненным достижениям. Но можно внести в его душу сумятицу и неуверенность, привести к беде и даже смерти. В развитии доброжелательных отношений значительную роль играют комплименты – добрые слова, раскрывающие достоинства человека. Один и тот же комплимент, произносимый нескольким лицам или одному и тому же человеку в разное время, свидетельствует о неискренности или неумении его автора видеть лучшие качества других.

Неискренний комплимент похож на лесть и вряд ли приведет к взаимопониманию. Недаром русский народ в своих пословицах отмечает: «Слово не стрела, а ранит», «Слово не обух, а от него люди гибнут».

Речевой этикет является формой этикета и словесным выражением уважительного отношения к людям. Он способствует развитию доброжелательных отношений, помогает отстоять позиции в споре, при этом не задевая самолюбия оппонента, воздействует на самочувствие людей, предотвращая негативные переживания.

Любая ситуация речевого общения приобретает своеобразные формы и содержание в зависимости от речевого и социального опыта собеседников.

Искусство быть приятным собеседником помогает нам в личной жизни и профессиональной деятельности. Основные его правила:

- умение правильно выбрать тему беседы;

- избегать спорных и запретных тем;

- уступать и при необходимости менять тему;

- следить за красотой и правильностью своей речи;

- соблюдать приятные речевые манеры.

 Кроме этого велико значение приветствия: оно настраивает людей на доброжелательный лад, так как рабочий день педагога начинается с приветствия детей, родителей, коллег.

Овладение основами речевого этикета как системной учебной деятельностью проходит несколько процессуальных этапов в развитии личности.

Первый этап

овладения речевыми этикетными нормами готовит дошкольников к наблюдению языкового материала. На этом же этапе происходит соединение наблюдений лингвистического материала с анализом коммуникативных ситуаций.

На втором этапе

определяются качественные изменения психических свойств личности. Результаты анализа коммуникативных ситуаций синтезируются, обобщаются для выявления уровня этикетного потенциала общения.

Третий этап

 овладения речевыми этикетными нормами характеризуется переносом аналитико-синтетических умений в практическое речевое действие в процессе создания собственной диалогической реплики, собственного высказывания. На третьем этапе происходит «пропагандирование» высказывания во внутренней речи, что помогает корректировать отбор языковых средств высказываемого текста при материализации внутренней речи, при переходе внутренней речи во внешнюю.

В большинстве анализируемых программ выделяются следующие задачи формирования навыков речевого этикета у детей:

- осваивать формулы словесной вежливости (обращение, просьба, благодарность, извинение, неодобрение и т. п.);

- стимулировать желание самостоятельно выполнять основные правила речевого этикета;

- развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;

- расширять представления детей о содержании этикета людей разных национальностей;

- развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия;

- развивать умение отбирать речевые формулы этикета для эмоционального расположения собеседника.

Обучение детей правилам поведения требует фантазии, увлекательности и такта. В этикете особую значимость имеют нравственные аспекты, поэтому необходимо обращать внимание детей на то, что и почему хорошо или плохо. Уважение к ребенку, понимание его индивидуальности, дружелюбное отношение к нему создают наилучшие условия для формирования норм поведения, базирующихся на этикете. Обращаться к детям желательно по имени, их же приучать к обращению к взрослым по имени отчеству.

Освоение речевых этикетных умений необходимо осуществлять с изучением общих правил культуры поведения. Целесообразно использование ролевого принципа. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции (старший-младший, знакомый-незнакомый, мальчик-девочка) и соответственно строить свое речевое поведение, используя необходимые в конкретной ситуации этикетные стереотипы. С этой целью возможно использование художественных текстов, а также специально созданных дидактических текстов. В рассказах и диалогах возможно применение принципа контраста (один герой соблюдает правило этикета, другой их не соблюдает), что позволяет детям критически оценивать неправильное поведение и строить правильную этикетную речь по образцу.

 Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как “Этикет”, ”уважение”, “любовь”, “вежливость”, “общение” и другие.

Речевой этикет охватывает и не речевые (невербальные) средства коммуникации. Какие невербальные средства коммуникации вы знаете? – жесты, мимика, тональные особенности, поза.

 С каким выражением лица мы употребляем вежливые слова?

 Как часто в течение дня вы улыбаетесь?

 Для чего человеку нужна улыбка?

 — Постарайтесь поймать собственное выражение лица где – нибудь на улице, в оконном отражении. Достаточно ли оно доброжелательное? В. Солоухин: «А ведь у людей в распоряжении есть еще и улыбка, посмотрите, почти все, что есть у человека, все нужно самому кроме улыбки». Улыбка самому себе не нужна. Если бы не было зеркала, мы бы ее даже никогда не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было легко и хорошо. Это ужасно если за несколько дней вам никто не улыбнется. Душа зябнет, каменеет. Давайте подарим друг другу свои прекрасные улыбки.

 От родителей и педагогов часто приходится слышать жалобы на то, что ребенок начал употреблять плохие слова. Через словесные угрозы и оскорбления проявляется вербальная агрессия. Рассмотрим проблему появления бранных слов в лексике ребёнка и способы избавиться от них.

Бранные, или неприличные, слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребёнка. В СМИ регулярно обсуждается проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой, преобладания сленга и блатных выражений в теле- и радиопередачах газетах, журналах и Интернете. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают активно их использовать, часть даже не понимая значения.

Причины появления бранных слов в лексиконе ребёнка?
Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения? В первую очередь, их привлекает эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие.

- Ругающийся человек выглядит безгранично самоуверенным, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает атмосфера волнения и напряжения. Произнесённые таким тоном слова не могут остаться не замеченными окружающими.

- Собственные наблюдения ребёнка и воспитательные беседы, проводимые родными, наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребёнок, стремящийся во всём походить на старших, будет намеренно употреблять запрещённые выражения.

- В речи родителей и педагогов часто можно услышать слова с частицей «не»: «не ходи туда», «не делай так», «не надо», «нельзя» и т. д. Отрицательных речевых конструкций гораздо больше, чем побудительных. В одном ряду с этими запретами — вето па определённую речевую стратегию: «не ругайся матом», «не выражайся», «не хами». Реакция на резкое подавление и запрет предсказуема: дети начинают ругаться, «выражаться», рассказывать матерные анекдоты, писать матерные слова на партах и стенах и т. д.

Заметив, что ненормативная лексика шокирует, дети начинают использовать ее, чтобы позлить, подразнить окружающих. В этом случае бранные слова становятся орудием мести.

На самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего и неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъёма (радости или гнева).

Что делать?

Младшие школьники (ученики I—IV классов), как правило, используют матерное арго в малых речевых жанрах (обзывательства, дразнилки, считалочки, поговорки). Истоки этого словесного запаса следует искать в окружении детей, т. е. в семье и компании сверстников. В младшем школьном возрасте сильны мотивы подражания взрослым. И если в семье наблюдается низкая речевая (и поведенческая) культура, то употребление жаргонизмов не заставит себя долго ждать.

Главное, держать себя в руках и как можно реже говорить матерными словами. Если сами родители позволяют себе крепкое слово, то не стоит ожидать, что у вас вырастут воспитанные культурные дети. Всегда следите за своей речью, чтобы в будущем избежать проблем. Кстати, родственников и друзей, бывающих у вас в гостях, тоже следует предупредить о том, что в вашей семье разговаривают только на литературном русском языке.

Сквернословие в подростковой среде подросткового возраста, который приходится на период 12—13 лет и связан с половым созреванием. Он характеризуется стремлением школьника к психосоциальной идентификации и поиском своего места в мире. Обратите внимание: если на предыдущем этапе (младшая школа) использование жаргона является актом самоутверждения и стремления «быть, как взрослые!» (по аналогии с курением), то в средней школе оно отражает гипертрофированный интерес к половой системе человека, функции деторождения и генитальной тематике.

К 12—14 годам учащиеся используют жаргон в основном для выплеска эмоций и в анекдотах. Но мат как довольно ограниченный пласт языка не удовлетворяет все коммуникативные потребности человеческого общения и освоения социокультурного пространства. Поэтому, постепенно расширяя кругозор и повышая эрудицию, ученики средних классов перестают нуждаться в «словесном мусоре»- жаргонизмов. Отсюда правило второе: в доверительной беседе выясните, что означают «нехорошие слова» и представлении ребёнка (пусть он даже нарисует и объяснит их значение). Дайте понять, что вы намного больше осведомлены в данной теме, но в силу этических причин не употребляете жаргонизмы (они неинтересны, ущербны, утомительны в плане постоянного употребления, это слова с «отрицательной энергетикой» и т. д.).

Что делать педагогам и родителям?

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребёнка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы не слышали. Тогда о «достижениях» своего ребёнка в этой области родители будут узнавать от учителей.

Подросткам надо объяснить, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Во избежание раннего появления ругательств в лексиконе ребёнка взрослым необходимо следить за собственной речью.

Часто ребёнок не понимает, что говорит, как обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить подростку, что он оскорбляет всех присутствующих.

Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется затеять драку или что-то сломать. В этом случае ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это всё-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать всё, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

Поскольку ругательства и сквернословие — это зачастую проявление агрессии, важно помочь ребёнку в освоении методов самоконтроля и адекватного выражения эмоций. А первой реакцией на бранные слова может стать помощь в обозначении чувств подростка: «Я понимаю, ты говоришь так потому, что хочешь обидеть ребят, просто тебя очень сердит то, что происходит. Попробуй не ругаться, а договориться с ними».

Если же ребёнок вас самих «поймал на слове», надо извиниться, сказав, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь старайтесь держать себя в руках.

Употребление ненормативной лексики, а именно нецензурной брани, — актуальная во все времена проблема. Следует отметить, что данное явление как проблему способны осознать те, для кого употребление нецензурной брани неприемлемо и недопустимо. Это та малая часть общества с высоким уровнем культуры, которая неравнодушна к данной проблеме и ищет пути по её устранению и повышению уровня культуры людей.

Однако главное не в том, чтобы устранить употребление нецензурной брани, а в том, чтобы донести до ребенка бесценность этих слов. У детей не должно быть мотивов и желания в употреблении ненормативной лексики.
Необходимо помнить, что работа будет эффективной только в том случае, если она проводится в системе. Единые требования к ребенку со стороны педагога и родителей — важный аспект в работе, без которого результативность будет минимальной. К тому же единство требований — важный принцип в работе с детьми, который способствует профилактике тревожности и агрессивности и сохранению психологического здоровья детей.  

Употребление нецензурной брани — глобальная проблема, решение которой можно найти только совместными усилиями общества нашей страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса".

Урок по формированию умений речевого этикета "Характеристика речи. Тембр голоса"....

Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"

В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же,  какие приёмы работы должны использовать педагоги,  чтобы вызвать у детей коммуникатив...

презентация "Язык - душа нации или чем опасна ненормативная лексика"

презентация к классному часу "Язык - душа нации или чем опасна ненормативная лексика"...

формирование речевой грамотности у детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время увеличилось количество детей с недоразвитием речи. Эти ученики занимаются по адаптированной программе в общеобразовательном классе. Мой материал поможет в работе с такими детьми....

3 февраля Всемирный день борьбы с ненормативной лексикой

Цель: формирование навыков культуры общения, профилактика сквернословия.Задачи:рассказать детям о пагубном влиянии сквернословия на личность;прививать любовь и бережное отношение к родному языку,...

Методическое пособие "Формирование речевого этикета у младших школьников с интеллектуальными нарушениями"

Данное методическое пособие включает авторскую рабочую программу и методические рекомендации к ней, выделлены основные компоненты РП. Методические рекомендации имеют чёткое обоснование актуальности да...