Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"
статья по теме

Сухова Марина Михайловна

В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же,  какие приёмы работы должны использовать педагоги,  чтобы вызвать у детей коммуникативную потребность в общении.

Перечислены неблагоприятные обстоятельства, блокирующие речевую активность детей. 

Раскрыты факторы, которые  должны учитывать взрослы, при создании благоприятных  условий речевого развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование речевой мотивации и потребности в речевом общении у детей.

Основная задача данного направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общение друг с другом.

Неблагоприятные обстоятельства могут блокировать речевую активность детей.

Дети, имеющие недоразвитие речи, малоактивны, не сопровождают словесным сопровождением  различные ситуации, редко обращаются с вопросами к взрослым.

По мнению Л.А.Волковой, для формирования качественной речи у каждого ребёнка без перегрузок и оптимальными средствами нужно знать и учитывать следующее: не всё, что взрослые считают важным, с удовольствием принимается, и обсуждаются детьми.

Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно.

Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная  взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга.

Типовая ошибка педагогов заключается в желании привлечь внимание ребёнка только при помощи повышенного голоса и замечаний о плохом поведении.

Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка, а не пытаться силой заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к диалогу или обсуждению.

Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.

 Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».

Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего - то интересного.

Дети не любят:

- описание картин,

- призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам,

- рассказы о достопримечательностях, художниках или писателях,

Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но и провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.

Для этого нужно чаще вовлекать детей в игры: сюжетно-ролевые, речевые, дидактические,  различные инсценировки. В любой игре ребёнок применяет речь, что способствует развитию диалогической, монологической речи, возникает интерес к общению, в принципе.

(Педагогам можно предложить комплексы игр, которые можно применять в образовательном процессе)

В ходе коррекционного воздействия необходим комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому  общению  детей  и  направленных  на:

- актуализацию уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;

- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей), и появление новых качеств ( устойчивости, осознанности, действенности и др.);

- коррекцию дефектных  мотивационных установок, изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.

Приведу конкретные примеры.

1. Предложение интриги, тайны.

2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.

3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.

4. Позитивные реплики на высказывания детей.

5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.

6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.

7. Соревновательные моменты.

8. Игры – путешествия.

9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для  близких (друзей, родных).

10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).

11. Применение активизирующих речь техник:

А) Провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться.

Например: Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать…

 Б) Абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде.

 Например: Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?

Предлагаю педагогам использовать такие речевые игры, упражнения, приёмы и задания, которые « полюбят» ребята. А в дальнейшем, описывать картины, отвечать полным ответом, использовать монологическую речь и т.д.

Таким образом, можно и нужно создавать благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми.

И, если взрослый правильно сформировал мотивацию к речи, то это обязательно приведёт ребёнка к правильному, речевому общению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"

Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....

Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"

В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....

Консультация для родителей "Речевая подготовка к школьному обучению"

Консультация поможет родителям правильно подготовить ребёнка к школе....

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет"

Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет" во 2-ой группе раннего развития...

Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей

10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.

Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...

Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей

Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...