Консультация для педагогов "Формирование речевой мотивации у детей"
статья по теме
В статье раскрыты задачи данного направления работы по потребности в речевом общении у детей, а так же, какие приёмы работы должны использовать педагоги, чтобы вызвать у детей коммуникативную потребность в общении.
Перечислены неблагоприятные обстоятельства, блокирующие речевую активность детей.
Раскрыты факторы, которые должны учитывать взрослы, при создании благоприятных условий речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_motivacii_i_potrebnosti_v_rechevom_obshchenii.doc | 29 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование речевой мотивации и потребности в речевом общении у детей.
Основная задача данного направления работы – вызвать у детей коммуникативную потребность и коммуникативное намерение, инициативность и стремление к познанию способов общение друг с другом.
Неблагоприятные обстоятельства могут блокировать речевую активность детей.
Дети, имеющие недоразвитие речи, малоактивны, не сопровождают словесным сопровождением различные ситуации, редко обращаются с вопросами к взрослым.
По мнению Л.А.Волковой, для формирования качественной речи у каждого ребёнка без перегрузок и оптимальными средствами нужно знать и учитывать следующее: не всё, что взрослые считают важным, с удовольствием принимается, и обсуждаются детьми.
Ребёнок добровольно говорит «сам» только по поводу того, что для него действительно интересно и важно.
Если дети отвлекаются или молчат, это может означать, что они и предложенная взрослыми тема сосуществуют параллельно, не задевая друг друга.
Типовая ошибка педагогов заключается в желании привлечь внимание ребёнка только при помощи повышенного голоса и замечаний о плохом поведении.
Необходимо искать способы заинтересовать ребёнка, а не пытаться силой заставить себя слушать. Он может перестать шуметь, но это не значит, что он готов к диалогу или обсуждению.
Наблюдения за детьми показывают, что они любят говорить о ярких впечатлениях из личных событий; о том, что их удивило.
Когда им «по душе» процесс, они могут говорить, даже сами с собой и при этом удовлетворены такой «самобеседой».
Можно сказать, что детям нравиться, прежде всего, то, что вызывает восхищение, удивление, радость и предвкушение чего - то интересного.
Дети не любят:
- описание картин,
- призывы к монологической речи, пересказам и полным ответам,
- рассказы о достопримечательностях, художниках или писателях,
Чтобы создать благоприятные условия для речевого развития, и в нужном направлении, нужно не только изучить индивидуальность ребёнка, но и провести пропедевтическую работу, по развитию интереса к общению.
Для этого нужно чаще вовлекать детей в игры: сюжетно-ролевые, речевые, дидактические, различные инсценировки. В любой игре ребёнок применяет речь, что способствует развитию диалогической, монологической речи, возникает интерес к общению, в принципе.
(Педагогам можно предложить комплексы игр, которые можно применять в образовательном процессе)
В ходе коррекционного воздействия необходим комплекс игровых приёмов, повышающих мотивацию к речевому общению детей и направленных на:
- актуализацию уже сложившихся у детей ранее позитивных мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддерживать;
- создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей), и появление новых качеств ( устойчивости, осознанности, действенности и др.);
- коррекцию дефектных мотивационных установок, изменение внутреннего негативного отношения ребёнка к речевому общению.
Приведу конкретные примеры.
1. Предложение интриги, тайны.
2. Загадки, которые можно разгадывать вместе.
3. Наглядность, не только зрительная, но и языковая, музыкальная.
4. Позитивные реплики на высказывания детей.
5. Просьба взрослого к детям посоветоваться, поделится опытом, сделать вывод, уточнение.
6. Задания, позволяющие включить фантазию ребёнка.
7. Соревновательные моменты.
8. Игры – путешествия.
9. Упор на желание ребёнка сделать приятное для близких (друзей, родных).
10. Речевое общение с живыми субъектами (присутствие животных на занятии).
11. Применение активизирующих речь техник:
А) Провокация: побуждение словами или наглядными действиями, средствами добровольно вступить в обсуждение, высказаться.
Например: Я – снеговик, у меня нет друзей, мне скучно и хочется плакать…
Б) Абсурд: предъявление сказанного ребёнком в смешном, но не в обидном виде.
Например: Это бегемот. А мне кажется, что это заяц, почему вы думаете, что это бегемот?
Предлагаю педагогам использовать такие речевые игры, упражнения, приёмы и задания, которые « полюбят» ребята. А в дальнейшем, описывать картины, отвечать полным ответом, использовать монологическую речь и т.д.
Таким образом, можно и нужно создавать благоприятные условия для общения детей друг с другом и со взрослыми.
И, если взрослый правильно сформировал мотивацию к речи, то это обязательно приведёт ребёнка к правильному, речевому общению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Повышение мотивации к коррекции речевых недостатков у детей в условиях школьного логопункта"
Презентация разработана для выступления на педагогическом совете школы в рамках обмена опытом....
Консультация для родителей "Причины речевых нарушений у детей"
В консультации представлена информация о причинах речевых нарушений у детей....
Консультация для родителей "Речевая подготовка к школьному обучению"
Консультация поможет родителям правильно подготовить ребёнка к школе....
Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет"
Консультация для родителей "Речевое развитие детей до 3-х лет" во 2-ой группе раннего развития...
Учебная мотивация. Отсутствие учебной мотивации у детей
10 советов родителям, как повысить уровень мотивации обучения у ребенка....
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями.
Игры на развитие речевого выдоха у детей 5-7 лет с речевыми нарушениями. Правильное дыхание является одной из основ красиво звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное звукообразование и плавность...
Развитие речевого дыхания у детей с ТНР. Консультация для родителей и воспитателей
Правильное речевое дыхание - основа правильной речи. Работа над хормированием речевого дыхания - важный этап логопедической коррекции. И если он осуществляется совместно с родителями и педагогами, рез...