Сценарий классного часа на тему: "Язык - душа нации или чем опасна ненормативная лексика"
классный час (3 класс) по теме
материал содержит конспект классного часа и презентацию
Скачать:
Предварительный просмотр:
Язык душа нации или чем опасна ненормативная лексика.
Ход занятия
Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, любите ли вы задавать друг – другу вопросы, отгадывать загадки или просто разговаривать друг с другом. Думаю да! Мы общаемся благодаря языку. Благодаря языку мы узнаем друг – друга. Каждый из нас отражает себя в языке своем. Недаром существует пословица: (Встречают по одежке, провожают по уму). Ведь стоит только человеку заговорить, сразу легко можно определить, каков он.
- Какой язык вы считаете родным? Почему?
Родной от слов род, Родина.
Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать. Но людям, для которых русский язык – родной, чрезвычайно повезло, потому что …
- ответы детей (лучи солнца)
Слайд 2
— это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» - говорил Иван Сергеевич Тургенев.
Родной язык, он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама».
Родной язык он дорог мне, он мой!
- Если я попрошу вас вспомнить, как вы провели каникулы, как отдохнули, какие интересные книги читали, какие смотрели фильмы, то, наверняка, вы станете припоминать события, которые с вами произошли. А на каком языке вы думали? Можете ответить: почему?
Слайд 3
Так вот, когда русского писателя Владимир Ивановича Даля спросили, не датчанин ли он (уж фамилия у него какая-то не русская), получили ответ: …
«Кто на каком языке думает, тот к той нации принадлежит»
Язык — это наша история, наше богатство, культура.
В речи человека, как в зеркале, отражается его воспитанность.
Да, русский язык загадочный. И то, что понятно нам с вами, не всегда понимают иностранцы. Как объяснить им, что такое ВЕТЕР В ГОЛОВЕ или СЕЛ В КАЛОШУ, или ИСКРЫ ИЗ ГЛАЗ ПОСЫПАЛИСЬ?
Русский народ сложил много пословиц и поговорок о своем языке. Познакомимся с некоторыми из них.
Составим поговорки о языке... (Работа в группах. Дети составляют поговорки о языке из отдельных слов.)
Слайд 4
Какие красивые получились предложения! Предложения мы составляли из слов, а словами мы выражаем свои мысли.
Мы - не телепаты и не умеем общаться молча без слов. Поэтому, слова имеют такое важное значение для всех людей. (облако)
Недавно я услышала разговор ребят, но ничего не поняла. Перед вами задача: убрать ненужные слова, засоряющие нашу речь и изложить мысли мальчиков и девочек точно и красиво.
У: Работа в группах.
(Диалоги раздаются на листах бумаги).
Вася: Ну, ты, хоккей смотрел по телеку?
Витя: Угу!
Вася: Ну, им классно всыпали, понимаешь, наши Барсы значит, этим самым динамам мировецки вкатили 3 раза, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь, понимаешь!
Витя: О`кей, сыгранули!
- Что у вас получилось
Проверьте себя.
Вася: Витя, ты хоккей по телевизору смотрел?
Витя: Да!
Вася: Команда “Барс” забила 3 гола в ворота команды“ Динамо”.
Витя: Отлично сыграли!
Катя: Ну, ты, ходила на танцульки?
Света: Угу!
Катя: Ну, мы классно оторвались, понимаешь, Танька новые выкрутасы показала, и мы зашибали, колоссально, понимаешь?
Света: О кей надрыгались!
Лена: Ну, ты, читала эту книженцию про снегурочку?
Маша: Угу!
Лена: Там, эта девчонка , такая-рассякая, прям вся такая, крутая, распрекрасная, всезнайка.
Маша: О кей сказочка!
- Что у вас получилось.
Поднимите руки те, кто общается именно так как эти девочки и мальчики.
Продолжаем наш классный час и поиграем в игру.
Игра «Коробка ощущений» (в коробке лежат елка, мягкая игрушка)
Учитель: Ребята, что лежит в этой коробке?
Ученики: Не видно, она закрыта.
Учитель : А как можно узнать?
Можно засунуть руки в «окошечки и потрогать» (Дети по одному находят на ощупь предметы)
Учитель: - Что вы почувствовали, расскажите свои ощущения.
Ученики: -Этот предмет мягкий, теплый.
Учитель: Мягкий, как что?
Ученики: Как облачко, мягкая игрушка, шарик.
Учитель : Что ты почувствовал, когда его гладил?
Ученики: Мне было приятно, мне, казалось, что «это», что-то доброе, хорошее.
Учитель: А у кого возникли другие ощущения
Ученики: Не знаю, что-то колючее, с иголками.
Учитель: Что же ты почувствовал?
Ученики: Я испугался, что иголки острые, я могу пораниться, мне будет больно.
Учитель: Ребята, вот так и слова бывают разные: (цветок) добрые и злые, их можно не только услышать, но и почувствовать. Добрые, вежливые слова приятны для каждого человека, а грубые, злые слова обижают человека, делают ему больно.
Однако часто можно услышать неприличные, скверные, плохие слова.
Послушайте историю, которая произошла с одним мальчиком, вашим сверстником. (Рассказ Б. Ганаго «Слова на века».)
СЛОВА НА ВЕКА
Славик никак не мог запомнить стихи, заданные на завтрашний день. Учил, учил, а они всё из головы выскакивали. «И зачем их только нам задали?» - морщил он лоб. – Хоть бы Пушкина или Лермонтова, а то стих какого-то Бунина зубрить надо». Название сразу запомнилось: «Слово», а дальше – никак.
Повторял, повторял Слава, потом вздохнул и бросил. Всё, двойка обеспечена! Учительница обязательно спросит. Она всегда чует, когда не приготовишь. Насквозь видит. Мымра! Если бы она заболела и урок отменили – вот здорово было бы!
Вообще-то Славик не хотел другим зла. Он любил мысленно странствовать: то к папуасам слетает, то на дикий Север к моржам его занесёт, то на пирамиду вскарабкается. Как-то по телевизору говорили, что в пирамиде особыми приборами расслышали разговор жрецов. Их уже нет, а голоса звучат. Они что-то там обсуждали при захоронении фараона. Прошли века, исчезли жрецы, государство, а слова остались, витают, живут. Вот здорово! Славик задумался об этой тайне.
Вдруг он оказался у каких-то невиданных ворот. Ему захотелось пройти в них, однако они были закрыты. Слава толкнул дверь, но она не открылась, и тут зазвучал голос:
- Святослав! Ты находишься у входа в необыкновенную страну: в ней сбывается каждое произнесённое слово. Но сюда, ты же сам понимаешь, не всех можно пускать. Прежде чем открыть эти врата, мы испытываем всё, что человек успел не только сказать, но и то, что было в его мыслях. Знаешь ли, что сказанное слово живёт всегда?
- Нет… Не знаю, - растерянно признался мальчик.
- Знаешь ли ты, что может совершить слово?
- Нет… Не знаю, - ещё больше смутился Слава.
- А какими бывают слова, ты знаешь?
- Какими-какими… Разными…
Вдруг зазвучала красивая музыка, и на фоне неба загорелись разноцветные буквы. Славик стал читать: «Слово – семя, сеющее добро. Словом можно умудрить, исцелить, освятить. Словом можно отравить душу, ранить, развратить, посеять зло. Каков язык – такова и душа».
И опять зазвучал голос:
- В страну тьмы и жути попадают говорящие плохие слова. Не говорил ли ты их?
- Нет, не говорил! – заверил Слава.
- Как не говорил? А это кто сказал?
И вдруг на небе возникли чёрные буквы: «Мымра! Если бы она заболела и урок отменили – вот здорово было бы!»
Слава поник головой.
Утром Слава пришёл в школу, а урок действительно отменили. Учительница заболела.
- Как вы думаете, что надо предпринять Славе, чтобы попасть в эту необыкновенную волшебную страну?
Слова человека несут в себе определенную энергию. (Облако) Они соединяют человека с силами добра и зла, с ангелами или демонами. Но как часто мы слышим не только добрые, но и неприличные, скверные, злые слова.
Слайд 5
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно
шутить нельзя; словесная речь человека — это видимая,
осязаемая связь, союзное звено между телом и духом»
Владимир Иванович Даль
Что же такое сквернословие? Сформулируйте определение.
(Каждая группа формулирует ответ на вопрос: сквернословие – это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью. Сквернословие – черное, грязное слово, Гнилые «матерные» слова).
Сквернословие происходит от слова скверна.
Слайд 6
В словаре В. Даля сказано: “Скверна - мерзость, гадость, пакость, всё гнусное, противное, отвратительное; , грязь и гниль, вонь”.
Ребята, а стоит ли нам говорить об этой пагубной привычке? Существует ли такая проблема среди ваших знакомых, приятелей, родных? (Ответы с места)
Русский язык отличается от других языков красотой, гибкостью и разнообразием. Недаром его называют великим и могучим. К глубокому сожалению, огромное число взрослых и даже детей зачастую вставляют в свою речь матерные слова.
Сколько всего слов составляет матерный язык? В целом где-то около сотни. Так что же такое матерная речь или, как принято говорить в народе, мат? (Ответы детей)
Матерная речь берет свои корни в обрядах языческого происхождения и носит ритуальный характер. Человек, произнося некоторые из слов, которые мы называем матными, проклинает как себя, так и окружающих людей. Существуют и матерные слова — имена бесов. Кто произносит подобное слово автоматически призывает беса на себя, своих детей, свой род. Эти бесы влияют на настроение, здоровье, а также на взаимоотношения с другими людьми.
Человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах.
Недавно ученые, уверенные, что вода обладает памятью, провели эксперимент. Они обругали жидкость отборным матом, после чего полили ею семена пшеницы. В результате семена взошли плохо, на половину. Те же, что поливали водой, над которой произносились хорошие и добрые слова, проросли все.
Самым важным и научно подтверждённым является то, что мат опасен для здоровья, приводит к раннему старению и преждевременной смерти. (цветок)
Сквернословие негативно влияет не только на здоровье тех, кто ругается, но и тех, кто вынужден слушать ругательства. А ведь наши предки давно знали, что злые слова убивают. Гнилые слова калечат душу.
Предупредить или остановить развитие болезни можно и нужно высокими нравственными качествами. Нужно развить в себе: любовь, доброту, понимание красоты, стремиться к знаниям, развивать чувство ответственности за свои мысли и поступки.
Хотите ли вы испортить своё здоровье, искалечить свою судьбу?
Так что же необходимо, что бы этого не случилось?
Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Наша речь, наш язык – богатство, которое необходимо оберегать от засорения, от небрежного обращения и сквернословия.
Слайд 7
Мы учим русский язык, читаем произведения на уроках литературного чтения. А для чего? (Ответы детей.) Упражнение: закончи предложение…
Как много добрых слов на голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
2 ученик:
И пусть из чистых уст на голубой планете,
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
3 ученик
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга- дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше чистоты!
Учитель: Сегодня мы с вами узнали, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила. Давайте задумаемся о словах, которые мы произносим!
Рефлексия
Выразите своё отношение к сегодняшнему разговору: если вы прониклись темой и не будете никогда употреблять в речи эти слова — добавьте к нашей картине цветочек; если вы ещё не совсем определились — зелёную травку; если эта тема вас не взволновала — чёрную тучку.
Слайд 8
Будьте здоровы!!! Берегите себя и своих близких!!! И помните: матом лучше не ругаться! Ведь сквернословить - это то же самое, что плевать в небо, потому что сквернословие обязательно возвращается к тому, кто сквернословит.
Пусть ваша речь всегда будет не только чистой, но и доброй. Идите по жизни только дорогою добра!
(Звучит песня Дорогою добра.)
МОГУЧИЙ
КРАСИВЫЙ
СВЕТЛЫЙ
ВЕЛИКИЙ
ЗАГАДОЧНЫЙ
РОДНОЙ
ДОБРОЕ
ЗЛОЕ
СКВЕРНОЕ
МЯГКОЕ
ВЕЖЛИВОЕ
ЛАСКОВОЕ
ЗДОРОВЬЕ
СЧАСТЬЕ
СЛОВО
КРАСОТА
ИНТЕЛЛЕКТ
МАТНОЕ
СЛОВО
РУССКИЙ
ЯЗЫК
1ученик:
Как много добрых слов на голубой планете:
Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!
А грязные слова нам Землю засоряют;
Калечат души нам и счастье разрушают.
2 ученик:
И пусть из чистых уст на голубой планете,
Прекрасные слова лишь произносят дети!
И голубь мира всем несет благое слово,
Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!
3 ученик
Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи
Все грубые слова и злое просторечье.
А чистые слова бриллиантом засверкают,
Как капельки росы на солнце засияют.
Пусть радуга- дуга, как символ красоты,
Приносит в нашу речь побольше чистоты!
Родной язык, он с детства мне знаком.
На нем впервые я сказала «мама».
Родной язык он дорог мне, он мой!
Вася: Ну, ты, хоккей смотрел по телеку?
Витя: Угу!
Вася: Ну, им классно всыпали, понимаешь, наши Барсы значит, этим самым динамам мировецки вкатили 3 раза, вмазали шайбу, колоссально, понимаешь, понимаешь!
Витя: О`кей, сыгранули!
Катя: Ну, ты, ходила на танцульки?
Света: Угу!
Катя: Ну, мы классно оторвались, понимаешь, Танька новые выкрутасы показала, и мы зашибали, колоссально, понимаешь?
Света: О кей надрыгались!
Лена: Ну, ты, читала эту книженцию про снегурочку?
Маша: Угу!
Лена: Там, эта девчонка , такая-рассякая, прям вся такая, крутая, распрекрасная, всезнайка.
Маша: О кей сказочка!
Язык разум
открывает.
Не ножа бойся –
языка. Без языка
и колокол нем.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Родной язык - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!» И.С. Тургенев.
Кто на каком языке думает, тот к той нации принадлежит. В.И. Даль К какой нации Вы принадлежите?
ПОСЛОВИЦЫ Язык разум открывает. Не ножа бойся – языка. Без языка и колокол нем.
«С языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя; словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом.» В.И. Даль
«Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, грязь и гниль.» Из толкового словаря В.И. Даля
Если мы будем хорошо знать язык, то сможем... лучше понимать друг друга писать без ошибок правильно говорить лучше понимать прочитанное Интересно рассказывать
ПОМНИТЕ! Матом лучше не ругаться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация "Язык - душа нации или чем опасна ненормативная лексика"
презентация к классному часу "Язык - душа нации или чем опасна ненормативная лексика"...
Презентация к классному часу "Афганистан- боль моей души"
Презентация к классному часу, посвещенному выводу войск из Афганистана, для 4 класса. Был проведен в параллели 4 классов в 2013-2014 учебном году....
Конспект классного часа "Мы все в душе немного космонавты"
Тема по самообразованию: Формирование межличностных отношений в классном коллективе.Тема классного часа: «Мы все в душе немного космонавты» Цель: формирование навыков межличностного...
Сценарий классного часа "От всей души!", посвящённого международному женскому дню
Сценарий классного часа состоит из 2-х частей (концертной и конкурсной). Все предлагаемые конкурсы интересные по содержанию, активизируют деятельность обучающихся и родителей....
Сценарий классного часа для начальной школы "Природа в опасности"
Сценарий классного часа "Природа в опасности" для 2 класса. Выступают географы, зоологи и т.д....
Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"
Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"...
Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте" (2 класс)
Цели деятельности учителя: осознание детьми значимости семьи.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- Усвоение основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи;Личностные:- формиров...