Конспект логопедического занятия"Перелётные птицы".
план-конспект урока по логопедии (1 класс) на тему
Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya.docx | 18.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия.
Тема: «Перелётные птицы».
Цель: Развитие связной монологической речи с опорой на мнемотаблицу.
Задачи:
- Развивать лексико-грамматический строй речи через образование притяжательных прилагательных, приставочных глаголов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Закреплять слоговой и звуко- буквенный синтез слов через игру «Составь слово».
- Закреплять навыки пространственного ориентирования на листе бумаги через игру «Лабиринты».
- Развивать темпо- ритмический рисунок речи через проговаривание скороговорок.
- Развивать плавное речевое дыхание через дыхательную гимнастику.
- Развивать мышление, воображение, внимание, слуховую, зрительную и двигательную память.
Оборудование: картинки с изображением птиц, воздушный шарик, дидактические игры «Составь слово», «Птица», мнемотаблица, мяч, молоко в стеклянной ёмкости, камешек, деревце, мягкая игрушка - птица, тетради для детей, цветные карандаши, ручки.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Дети проходят и встают около своих стульев. На стульях приготовлены картинки с изображением птиц ( журавль, кукушка, ласточка, лебедь, трясогузка, утка).
- Сядет тот, кто правильно назовёт птицу. ( Дети называют птиц и прикрепляют их к доске).
- Ребята, вы догадались о ком пойдёт речь на занятии? (О птицах).
- Как называются эти птицы одним словом? (Перелётные).
- Почему они так называются? (Перелетают в тёплые края в поисках пропитания).
- Основная часть.
- При перелёте птиц подстерегают разные опасности. Не все птицы могут долететь до юга и весной вернуться обратно в родные края. Я предлагаю отправиться путешествовать на воздушном шаре вслед за птицами, чтобы помочь им долететь (дети подходят к шарику и берутся за ниточки).
- Теперь мы к шарику пройдём и путешествовать начнём.
- Упражнение на дыхание: вдох носом, выдох ртом на звуке «ф-ф-ф».
- Игра на согласование прилагательных с существительными.
- Полетели. А теперь следите за своей речью. Если я ошибусь- исправьте меня.
- Мы пролетаем над зелёные леса.
- Мы пролетаем над широкие поля.
- Мы пролетаем над высокие горы.
Дети переходят на ковёр.
- Давайте посмотрим вокруг (обращаю внимание детей на стрелки, расположенные на полу: голод, туманы, хищники, холод, охотники).
-Видите, сколько препятствий нам нужно преодолеть, чтобы помочь птицам? Вы готовы? Для этого нам нужно выполнить задания.
- Игра « Составь слово».
- Составь слово из отдельных слогов и букв ( мошки, червяки, комары, лягушки, рачки, ягоды).
- Как можно назвать всё это одним словом? (еда, корм, питание, добыча).
- Для кого этот корм? (Для птиц).
- Чей корм? (Птичий).
- Чья пища? (Птичья).
- Я думаю одно доброе дело мы уже сделали. Отправляемся дальше. Убираем первую стрелку.
- Загадка: белое молоко разлилось над рекой. ( Туман)
- Давайте проведём маленький опыт. В стакан с молоком бросим камешек. ( Дети делают вывод, что при тумане ничего не видно).
- Так чем же опасен туман для птиц? ( Во время тумана птицы могут сбиться с пути).
- Но и в тумане птицы могут найти дорогу. А умеете ли вы находить дорогу по карте? ( Графический диктант «Птица»). Убираем стрелку.
- Ребята, посмотрите, кто появился на доске? (Орёл).
-Чем опасна эта птица? Какая это птица? (Хищная).
- Чем опасны хищники? (Они налетают на слабых, уставших птиц, поедают их).
- Давайте прогоним орла. Надо сказать скороговорку: «Орёл на горе, перо на орле!».
- Прогнали орла! Убираем третью стрелку.
- Ой, как холодно стало! Птицы пролетают над холодным полюсом. Чем опасен холод для птиц? (В полёте у птиц замерзают крылья, они падают и разбиваются).
- Давайте скорее спасать птиц- согреем их ласковыми словами (птичка, пичужка, щебетушка, певунья, соловушка, лебёдушка).
Игра с мячиком:
Если у птицы короткий хвост, то она какая? (короткохвостая);
Острый клюв - остроклювая,
Красные лапы – краснолапая,
Чёрное крыло – чёрнокрылая,
Тонкие лапы, длинные лапы, красная голова, длинный хвост, длинный клюв, пёстрое крыло и т. д.
- Помогите объяснить словами, как передвигается птица .
-Птица с веточки что сделала? (Слетела).
- Птица к дереву что сделала? (Подлетела).
- Птица с ветки на ветку что сделала? ( Перелетела).
(Прилетела, улетела, влетела, залетела, вылетела, облетела).
- Опасность миновала! Успокоилась вьюга, птицы благополучно пролетели. Убираем четвёртую стрелку.
- Ребята, чьё это ружьё лежит? (Охотника).
-Давайте, поможем птицам спастись от охотника. Нужно описать любую птицу с помощью таблицы, используя те слова, которые мы с вами составили.
- Все препятствия позади. Убираем последнюю стрелку.
- Итог занятия.
- Мы с вами совершили необычное путешествие. Что нового вы сегодня узнали? Что было для вас сложным? Что понравилось? (Передаём птицу из рук в руки, дети делятся своими впечатлениями).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима. Зимующие птицы. Конспект логопедического занятия.
Конспект логопедического занятия ( с приложением) из моего методического пособия "Зимующие птицы. Развитие лексико-грамматических категорий и связной устной речи на занятиях в специальной (корре...
Конспект логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в слогах, словах и предложениях. Лексическая тема:"Зимующие птицы"
Занятие по коррекции звукопроизношения во 2 классе школы VIII вида....
Конспект логопедического занятия "Простое нераспространенное предложение" с включением этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры"
В конспекте занятия приводятся примеры организации логопедической работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ. Особенностью занятия является включение этнокультурного компонента "Перелетные птицы Югры", так...
Конспект интегрируемого урока "Перелётные птицы"
В данном конспекте представлены несколько перелётных птиц Ростовской области....
Конспект логопедического занятия на тему: «Перелётные птицы»
Задачи:Уточнение и систематизирование знаний детей о перелётных птицах.Расширение словарного запаса по лексической теме,Совершенствование грамматического строя речи:Образование притяжательных прилагат...
Конспект логопедического занятия для обучающихся 3 класса с ОВЗ (ИН) ТЕМА: Лексико-грамматическое занятие «Зимующие птицы».
Преодоление нарушений грамматического строя речи очень сложная работа в системе коррекции речевых недостатков у обучающихся с легкой степенью умственной отсталости. Такая работа осуществляется ч...
Конспект занятия: "Перелётные птицы".
Расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах....