1. Организационно-правовые основы деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) при проведении обследования 2. Функциональные обязанности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) при проведении диагностического обследования 2.1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации 2.2. Психолого-педагогическое изучение познавательных возможностей ребенка 2.3. Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности 2.4. Составление психолого-педагогической характеристики 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ОБСЛЕДОВАНИЯ Федеральный государственный общеобразовательный Стандарт ФГОС определяет основные требования к содержанию образования, а также привносит в современную деятельность общеобразовательного учреждения регламентацию деятельности всех субъектов образовательного процесса, в том числе и учителя-дефектолога (олигофренопедагога). В своей деятельности учитель-дефектолог опирается на знания из различных областей педагогической, психологической наук. Учитывая многообразие педагогических технологий, которые применяют современные учителя, различие способов психологического воздействия, учитель- дефектолог является тем специалистом, который может и должен определить коррекционно-развивающие подходы к построению обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, определить то основное содержание коррекционной программы, которое будет способствовать расширению возможностей ребенка с ОВЗ. В своей деятельности учитель-дефектолог опирается на основные организационные принципы, среди которых необходимо выделить следующие – осуществление этиопатогенетического подхода к анализу нарушения, учет возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка. В процессе проведения медико-психолого- педагогического консилиума, консультации учитель-дефектолог опирается на многообразие и вариативность определения ведущих показателей и критериев деятельности ребенка. 2. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА (ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГА) ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ 2.1. Анализ медицинской и психолого-педагогической документации Процедура знакомства и изучения сферы возможностей ребенка, имеющего различные проблемы личностного характера, начинается с анализа медицинской и психолого-педагогической документации, которая может быть представлена родителями (лицами, их заменяющими). Как правило, это может быть: медицинская карта, личное дело ребенка. Знакомясь с медицинской документацией, учитель-дефектолог должен обратить внимание на следующие показатели: • диагностические показатели: характер роста, вес, особенности развития перцептивных и локомоторных функций; особенности сна, аппетита, длительность вскармливания грудью; динамика эмоционального и интеллектуального развития; преобладающее настроение, наличие вялости или возбудимости; фиксируются особенности развития ребенка в соответствии с возрастными показателями; • наличие или отсутствие навыков опрятности и самообслуживания; • наличие врожденных и приобретенных пороков развития. Обращается внимание на состояние и функционирование внутренних органов и систем организма; • Особое внимание уделяется заключениям офтальмолога, отоларинголога, невропатолога и психиатра. Помимо медицинских документов учитель-дефектолог должен познакомиться с психологической и педагогической характеристиками ребенка, представленными в личном деле. В этих документах раскрываются знания, умения и навыки, которыми обладал изучаемый ребенок на возрастном этапе, а также характер успешности/неуспешности в учебной деятельности, деятельности, соответствующей его возрасту. Может быть рассмотрена познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера и особенности характеристик личности ребенка. Специалист знакомится с работами детей: с рисунками, аппликацией, работами в тетрадях и отмечает такие показатели, как изображение однотипных предметов, несоблюдение форм и пропорций частей предмета, ограниченное и неверное использование цвета, несогласование замысла рисунка с размерами листа и т.д. Для детей, обучающихся в школе, анализируется состояние рабочих тетрадей, если они были представлены. Отмечается внешний вид тетради, характер выполнения письменных работ, ошибки при письме и т.д. Данные, представленные в сопровождающей документации соотносятся (в обязательном порядке) с предварительным наблюдением. 2.2. Психолого-педагогическое изучение познавательных возможностей ребенка Цель наблюдения заключается в выявлении психолого-педагогических особенностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе наблюдения фиксируются показатели, соответствующие возрастным показателям. Например: для дошкольника показательными будут определение и степень сформированности навыков самообслуживания, опрятности в одежде, отношение ребенка к поручениям, общий фон настроения, выраженность аффективных и эмоциональных реакций, особенности двигательного развития, наличие навязчивых или стереотипных действий, особенности игровой деятельности (отношение к игрушкам, способность самостоятельно выбрать игрушки и организовать игру, адекватность действий с игрушками, стойкость интереса к игровой деятельности). Использование метода беседы в психолого-педагогическом изучении познавательных возможностей В ходе беседы, при первичном контакте с ребенком, при определении состояния и точности представлений о себе и об окружающем мире, учитель-дефектолог уделяет внимание следующим показателям, которые очень важны для понимания своеобразия развития познавательной сферы ребенка старшего дошкольного, младшего школьного возраста: • точность представлений ребенка о себе, своих родителях, ближайших родственниках, друзьях и способность дифференцировать понятия «семья», «соседи», «родственники» и т. д.; • характер представлений о времени (умение определять время на часах, понимание временной протяженности); • представления о явлениях природы (различение времен года с учетом их признаков, наличие представлений о грозе, снегопаде, дожде и т.д.); • умение ориентироваться в пространстве; • запас сведений о своей Родине, о выдающихся событиях, понимание прочитанных книг, просмотренных фильмов и т.д. С целью определения состояния познавательных возможностей ребенка с ОВЗ, учитель-дефектолог проводит сравнительное психолого-педагогическое исследование в рамках деятельности психолого-педагогической комиссии. Вся процедура обследования должна быть сжата по времени и информативна для специалиста. Поэтому чрезвычайно важно правильно уметь отбирать диагностический материал с учетом возрастных новообразований (уровень развития перцептивных действий, наглядно-образного мышления, состояния ведущей деятельности, типичных видов деятельности), уметь четко формулировать инструкцию к заданию, оказывать различные виды помощи и учитывать уровень выполнения и принятия помощи, анализировать и грамотно интерпретировать полученные результаты. При процедуре обследования детей 6-7 лет проводится количественно-качественная оценка результатов обследования умственного развития школьников. 2.3. Экспериментально-психологическое изучение познавательной деятельности Для экспериментально-психологического изучения познавательной деятельности необходимо использовать методический материал, предложенный к.п.н., профессором Забрамной Софьей Давыдовной. Данный диагностический набор применяется специалистами нашей страны в течение многих лет, позволяет за непродолжительное время (20-30 минут, при правильном отборе материала) собрать сведения, позволяющие определить «зоны риска». Для дальнейшего уточнения состояния и возможностей познавательной деятельности ребенка с ОВЗ, определения направлений коррекционно-развивающей работы необходима долгая и скрупулезная работа всех специалистов, заинтересованных в успешной адаптации ребенка с ОВЗ. Среди основных методик могут быть использованы следующие (с учетом возраста, возможностей, состояния ребенка): 1. Для исследования восприятия: • таблицы с изображением контура, силуэта, частей знакомых предметов. «Зашумленные» изображения (предметы врисованы, наложены один на другой – фигуры Поппельрейтора); • набор карточек с изображением геометрических фигур двух размеров (большие и маленькие), четырех видов, четырех цветов (красные, зеленые, желтые, синие). Необходимо произвести группировку с учетом указанного признака; • «почтовый ящик» (коробка форм); • доски Сегена разных вариантов сложности; • кубики Коса; • таблицы с изображением предметов, которые следует дорисовать (методика Т.Н. Головиной); • набор предметных картинок, разрезанных на части; • картинки для определения правой, левой стороны, понятий «низ», «верх», «в центре»; • методика «Прогрессивные матрицы Равенна». 2. Для исследования памяти: • таблицы с изображением знакомых предметов для запоминания (возможны разные варианты: запоминание цифр, слов, геометрически фигур и т. д.); • бланки для запоминания 10 слов; • картинки для опосредованного запоминания слов с изображением предметов (методика Л.Н. Леонтьева); • пиктограмма (Методика А.Р. Лурии); • бланки с текстами для воспроизведения. 3. Для исследования внимания: • бланки корректурных проб (методики Бурдона, Пьерона – Рузера, кодирование Векслера); • таблицы для подсчета разноцветных кружков в секторах круга (методика Рыбакова); • таблицы для одновременного подсчета фигур двух видов (00+0+ +0…) (методика Рыбакова); • таблицы Шульте; • таблицы, на которых изображены предметы с недостающими деталями (из методики Векслера) и т.д. 4. Для исследования мышления: • таблица с изображением 4 предметов. Необходимо исключить один из них, не подходящий к остальным по тем или иным признакам (по величине, форме, цвету, родовой категории); • таблица с заданием на исключение понятий, не подходящих к остальным; • таблицы с логическими задачами и поиском закономерностей; • бланки с заданием на выделение существенных признаков; • бланки методик «Простые аналогии», «Сложные аналогии»; • таблицы с пословицами и поговорками; • сюжетные картинки для сравнения; таблицы с заданием на сравнение пар слов- понятий; • набор сюжетных картинок разной степени трудности (простые, со скрытым смыслом, нелепым содержанием, серия с изображением последовательности событий); • набор карточек с изображением предметов разных родовых категорий для исследования операции классификации; • таблицы с текстами разной сложности (простые описательные, сложные, с конфликтным содержанием); • таблицы с загадками; • бланки со словами для исследования ассоциаций (один из вариантов – подбор слов, противоположных по смыслу); • таблицы и карточки для проведения «обучающего» эксперимента (методика А.Я. Ивановой); • таблицы с заданиями на «схематизацию» (методика Венгера). Помимо особенностей познавательной и физической сфер, важное место в деятельности учителя-дефектолога (олигофренопедагога) занимает определение учебных затруднений, возникающих у ребенка с ОВЗ в процессе обучения. Для этого учителю-дефектологу необходимо четко ориентироваться в содержании образовательной программы для учреждений общего образования, а также для специальных (коррекционных) учреждений. 2.4. Составление психолого-педагогической характеристики На основе полученных в ходе обследования данных, которые оформляются в соответствующем протоколе обследования, составляется психолого-педагогическая характеристика. В психолого-педагогической характеристике отражаются как особенности отклоняющегося развития ребенка, так и положительные стороны его личности, его потенциальные возможности. Проводится соотносительный (динамический) анализ состояния сформированности учебных знаний, умений, навыков и психофизического развития ребенка с ОВЗ, универсальные учебные действия как основной показатель индивидуальных достижений. Как правило, в характеристике отражаются следующие показатели: общие сведения о ребенке, история развития, семья, физическое состояние, особенности познавательной деятельности, особенности речи, особенности внимания, особенности восприятия, особенности памяти, особенности усвоения учебного материала, интересы, эмоционально-волевая сфера, особенности личностных проявлений. Анализируя данные психолого-педагогического обследования, учитель-дефектолог (олигофренопедагог) выявляет ведущую проблему в процессе обучения ребенка, определяет сохранные стороны развития ребенка, а также формулирует приоритетные направления последующей коррекционно-развивающей работы. Данное направление реализуется в ходе психолого-педагогического консилиума, комиссии и основывается на следующих принципах: комплексности, последовательности, учета возраста и потенциальных возможностей ребенка, наглядности и др. Коррекционно-развивающая, индивидуальная программа может быть определена на различные периоды, в зависимости от возможностей как самого ребенка, так и образовательной среды, созданной в учреждении. В процессе проведения психолого-педагогического обследования проводится и консультирование родителей (лиц, их заменяющих), где также могут быть определены основные направления работы с родителями, педагогами. Консультирование родителей и педагогов включает в себя следующие направления: • адекватное состоянию ребенка использование воспитательных мер – стимулирование, порицание, др.; • определение основных рекомендаций по формированию образовательного маршрута, коррекционной программы. |