Диагностическое обследование в деятельности учителя-дефектолога
консультация
Материал содержит информацию об основных направлениях и критериях анализа в рамках диагностической деятельности специалиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
defektolog_diagnostika.pptx | 199.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Показатели анализа в ходе диагностического обследования понимание инструкции и цели задания способность выполнять задание с учетом простой инструкции и инструкции, состоящей из нескольких звеньев умение определить последовательность действий, операций умение перестраивать действия в зависимости от изменения цели способность к самоконтролю умение довести деятельность до получения определенного результата, способность преодолевать трудности возможность оценки результата своей деятельности и адекватность данной оценки
Основная задача обследования детей 3-5 годов жизни И зучение уровня развития ориентировочно-познавательной деятельности, которая становится основной структурной единицей познания. В дошкольном возрасте выделяют следующие уровни ориентировочно-познавательных действий: хаотичные действия перебор вариантов целенаправленные пробы практическое примеривание зрительная ориентировка Условно нормативные дети решают практические и проблемно-практические задачи методом целенаправленных проб. Отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование). Эти новообразования необходимо учитывать при оценке обследования детей данного возрастного диапазона.
Основная задача обследования детей 6 года жизни О тражение сюжета в продуктивных видах деятельности в связи с развитием сюжетно-ролевой игры. Важными показателями развития в этом возрасте является решение задач методом практического примеривания , а в некоторых случаях – методом зрительной ориентировки. В этом возрасте отмечается стойкий интерес к продуктивным видам деятельности (рисование, конструирование и др.).
Основная задача обследования детей 7 года жизни Ц еленаправленное изучение психологической готовности к школьному обучению. Понятие «психологическая готовность к школе» включает в себя несколько важных компонентов: умственную мотивационную эмоционально-волевую коммуникативную готовность
Перечень критериев в работе учителя-дефектолога Психофизические особенности ребенка Анамнестический критерий Наиболее часто выставляемый клинический (нозологический) диагноз/диагнозы Характер поведения ребенка Регуляция деятельности Социально-эмоциональная адаптированность Коммуникативная активность Речевая деятельность и языковые средства Когнитивные особенности Необходимая помощь Обучаемость Обученность ребенка
Психофизические особенности уровень работоспособности и темп работы насколько быстро наступает утомление каким образом оно проявляется Это позволит сделать прогноз о возможностях обучения ребенка на фронтальных занятиях в группе или классе, рекомендовать соответствующий режим занятий.
Внимание Достаточная концентрация, устойчивость и объем внимания на протяжении всего исследования Негрубо выраженные нарушения внимания в начале исследования, но в последующем постепенно уменьшающиеся (норма) Негрубо выраженные нарушения внимания к концу исследования Внимание нарушается лишь в субъективно сложных заданиях или непривлекательных в связи с быстро наступающим пресыщением Отчетливо выраженные нарушения внимания к концу исследования Негрубые нарушения внимания на протяжении всего процесса исследования Отчетливые, выраженные нарушения внимания в процессе всего исследования
Темп и динамика деятельности и продуктивности Темп высокий (умеренный), равномерный на протяжении всего исследования в сочетании с упорядоченной и рациональной деятельностью Несколько замедленный, равномерный темп при упорядоченной деятельности Темп в начале несколько замедленный, но постепенно ускоряющийся и до конца исследования стабильно высокий или равномерно умеренный (замедленная врабатываемость) Высокий или умеренный темп, но замедляющийся после столкновения с трудностями Высокий или умеренный темп, но заметно замедляющийся к концу исследования Ускоренный темп на протяжении всего исследования в сочетании с неупорядоченной, хаотичной деятельностью, не меняющий своего характера после столкновения с трудностями Крайне замедленный, не улучшающийся стимуляцией
Характер поведения ребенка Анализируется с позиции организованного обучения, отмечается, насколько ребенок – импульсивен, хаотичен или организован, может ли выполнять требования дисциплины. Значимым является сформированная способность ребенка к учебному поведению или предпосылкам учебного поведения.
Характер поведения ребенка Например, у старшего дошкольника или младшего школьника наблюдаем: мотивированность наличие ориентировочного этапа в задании стойкость интереса к заданию рациональность действий, их осмысленность способность к самоконтролю или реагирование на организующий контроль взрослого способность руководствоваться инструкцией и удерживать ее до конца задания способность достичь результата оценка результата (ориентация на похвалу, присутствие собственной оценочной деятельности )
Социально-эмоциональная адаптированность критичность адекватность эмоциональных реакций наличие навыков самообслуживания в соответствии с возрастом социальный опыт
Оценка собственных достижений Адекватная, самостоятельная, аргументированная Снижение первоначально завышенной оценки после уточняющих вопросов: «Все ли хорошо сделал?» Снижение первоначально завышенной оценки после прямых указаний на допущенные ошибки и имеющиеся трудности Отказ от оценки Неадекватно завышенная оценка, даже после коррекции
Когнитивные особенности Мыслительная деятельность – на основе количественных данных правильности выполнения заданий и качественных данных об особенностях мыслительной деятельности ребенка делается вывод об уровне развития мышления в следующих формулировках: соответствует возрасту незначительно ниже возрастной нормы ниже возрастной нормы умеренно снижено: легкое недоразвитие мыслительной деятельности выражено снижено: умеренное недоразвитие мыслительной деятельности грубо снижено: выраженное недоразвитие мыслительной деятельности или глубокое недоразвитие мыслительной деятельности искажение мыслительной деятельности выявить не удается
Необходимая помощь 1. Стимулирующая помощь – эмоциональное одобрение, похвала, настрой на работу . 2. Организующая помощь: Внешняя организация начала работы, которая может быть вербальной в виде вопросов: «Ты понял, что тебе нужно сделать, повтори? Что тебе нужно сделать сначала?» Разделение многозвеньевой инструкции на части: «Сначала тебе нужно выполнить это, потом, ты сделаешь вот это». Специальная организация рабочего места – убрать все лишнее, жестом указать на материал, сигнализировать о начале работы (звоночек, карточка-символ, визуальное расписание), т.о. обеспечить включение ребенка в работу . 3. Направляющая помощь: Уточнение инструкции, ее повторение со смыловыми акцентами, разъяснением. Адаптация инструкции – перефразирование, визуальная подсказка. Наводящие вопросы. Совместное проговаривание плана действий. 4. Обучающая помощь: Совместное выполнение задания по вербальной пошаговой инструкции. Совместное выполнение задания по пошаговой инструкции, сопровождаемое показом. Выполнение задания «рука в руку».
обучаемость Оценивается по совокупности показателей: о риентировочная деятельность (наличие ориентировочного этапа в задании, принятие задания ) с пособность к восприятию помощи способность переноса на аналогичные задания (перенос полный, полный с пошаговым контролем взрослого, частичный, отсутствует ) у держание алгоритма действия
обучаемость Отмечается: Достаточный уровень обучаемости . Ребенок понимает смысл задания, способен выполнить задание самостоятельно или при оказании незначительного объема организующей или стимулирующей помощи. При выполнении аналогичного задания осуществляет полный перенос, в помощи не нуждается. Алгоритм действия удерживает до конца задания. Недостаточный уровень обучаемости . Ребенок понимает смысл задания, но нуждается в направляющей помощи, выполнении задания по алгоритму. При выполнении аналогичного задания нуждается в пошаговом контроле со стороны взрослого. Алгоритм действия удерживает до конца задания после обучения. Сниженный уровень обучаемости . Ребенок затрудняется в понимании смысла задания. Выполнение задание возможно с вербальной пошаговой инструкцией. Перенос на аналогичные задания осуществляет частичный. Алгоритм задания не удерживает. Низкий уровень обучаемости . Ребенок не понимает смысла задания, не способен выполнять задание по алгоритму после обучения. Доступно выполнение задания только с пошаговой инструкцией и показом, либо «рука в руку».
обученность Оценивается по двум параметрам: 1) сформированность знаний и представлений об окружающем 2) уровень овладения программным материалом При оценке сформированности знаний и представлений об окружающем мире важным является полнота сформированных представлений, понимание ребенком закономерностей между происходящими явлениями, способность объяснить причинно-следственные связи. Выводы: Знания и представления на обобщенном уровне (понимает причинно-следственные связи и закономерности, устанавливает логические зависимости ) Знания и представления на уровне заученного материала Фрагментарные знания и представления Выявить не удается При первичном обследовании программный материал предъявляется по возрасту ребенка. В случае невозможности выполнения задания предлагается программный материал более младшего возраста, доступный для выполнения ребенком.
обученность У детей дошкольного возраста учитель-дефектолог оценивает: сформированность элементарных математических представлений уровень развития конструктивной деятельности уровень развития мыслительных операций уровень развития представлений об окружающем У школьников: учебные знания и компетенции, навыки универсальных учебных действий/ базовых учебных действий осознанность восприятия учебного материала (понимание и употребление изучаемых категорий – состав слова, члены предложения, части речи и тд ) навыки социальной (жизненной) компетентности в соответствии с требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями (особенно при наличии СИПР ) Выводы: программный материал усвоен полностью усвоен частично не усвоен усвоен избирательно (испытывает трудности в освоении образовательной области ) выявить не удается
Коммуникативная компетентность способность к сотрудничеству поддержанию диалога понимание обращений используемая коммуникация вербальная/невербальная
Понимание обращенной речи Понимает большинство инструкций сразу. Критерий – выполнение действий в русле инструкции и ответы в плане вопросов Некоторый вопросы и инструкции понимает после дополнительного уточнения Большинство вопросов и инструкций требуют уточнения, иногда – упрощения формулировки или демонстрации нужных действий Большинство вопросов и инструкций понимает после показа или разнообразных вариаций, упрощающих смысл
Виды отношения к обследованию 1. Активное 2. Настороженное – оттенки неуверенности, страха, ироничности, подозрительности 3. Формально-ответственное – без личной заинтересованности 4. Пассивное – необходима дополнительная поддержка, внешняя стимуляция 5. Негативное – в форме протеста и агрессии
Контактность Нормальный – спокойно-ответственно отношение к беседе и процессу обследования «адекватный, достаточный, без особенностей» Избирательный – зависит от типа характера. В классификации Личко : шизоиды – охотно выполняют экспер.задания , но замыкаются при вопросах на личную тему; истероиды – демонстративны в поведении «я не собираюсь перед Вами отвечать…раскрывать душу…» Навязчивый – не соблюдение чувства дистанции, либо «паранойяльный», когда испытуемый монотонно ищет гипотетический вред для себя Формальный – проявление защитных реакций Негативный – может быть скрытым и явным Установочное поведение – прямая лживость, грубая симуляция (по тестам – понимать не понимают, а дают правильные ответы, т.е. кто-то научил)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРЕОДОЛЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
МО учителей-логопедов...
Диагностическая деятельность учителя-дефектолога
Диагностическая деятельность учителя-дефектолога...
Диагностическое обследование мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ по адаптированной образовательной программе
Данный материал предназначен для диагностики мыслительной деятельности учащихся с ОВЗ....
Специфика деятельности учителя-дефектолога в рамках коррекционно-развивающей работы
Деятельность дефектолога...
Деятельность учителя - дефектолога в рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.
Одним из главных направлений деятельности учителя-дефектолога в образовательной организации является решение задач по вопросам обучения и воспитания детей, трудности которых требуют постоянной специал...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционной деятельности учителя-дефектолога «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) «ДУМАЕМ, ПРОБУЕМ, ДЕЙСТВУЕМ» (ВАРИАНТ 1)
Рабочая программа учителя-дефектолога «Развитие познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями» «Думаем, пробуем, действуем» (в...