Проведение диагностической работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре
статья на тему

Ольга Николаевна Шикина

В статье представлены виды тестов для диагностической работы с детьми, имеющими нарушеня в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k.2.p.3diagnost.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

 Проведение диагностической работы учителя –

дефектолога в реабилитационном центре

Дети, поступающие в реабилитационный центр, имеют различные нарушения в развитии. Для того, чтобы получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности психических процессов, необходимо проводить индивидуальное диагностическое обследование, предварительно изучив медицинскую документацию и уточнив сведения о его раннем развитии, а так же необходимо побеседовать с родителями.

Обязательным условием проведения обследования является соблюдение основных принципов коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии:

-комплексности;

-целостности,

-всесторонности;

-системности;

-динамичности.

Диагностический материал для дошкольников включает следующие параметры: уровень сформированности взаимодействия, развитие моторики, конструктивный праксис, представления об окружающем, развитие речи, пространственно-временная ориентация, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие математических представлений. У школьников обследуется сформированностьучебных навыков (математика, русский язык, чтение), анализируются письменные работы для определения причин и механизмов трудностей в обучении.  Полученные данные фиксируются в дефектологической карте№1 для дошкольников и дефектологической карте№2 для школьников. Критерии оценки результатов оцениваются по 3-х бальной системе. Эти данные позволяют выбрать направления коррекционно-развивающей работы, наиболее эффективные формы, методы, приёмы обучения сроком на 21 день. По итогам заезда в дефектологической карте отмечается динамика развития.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, диагностическое обследование должно проводиться в строгом соответствии со специальными методиками, что способствует осуществлению дифференцированного подхода в последующем коррекционном воздействии.

Категория детей

Основные компоненты диагностического исследования

Средства психолого-

педагогической диагностики

Дети с нарушением речи

1.Неречевые психические функции

2.Пространственный,

конструктивный и

 динамический праксис

3.Состояние интеллекта

4.Импрессивная и экспрессивная

речь

Т. В. Кабанова,

О. В. Домнина

«Тестовая диагностика.

Обследование речи,

общей и мелкой моторики у детей 3-6

лет с нарушениями речи»

Дети с нарушением зрения

1.Сенсорное  развитие

2.Зрительно-моторная координация

3.Зрительно-пространственное восприятие

4.Зрительная память

5.Восприятие сюжетных изображений и изображения сложной формы

«Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения»

Под редакцией

Г. В. Никулиной

Дети с нарушением слуха

1.Обследование слухового восприятия

2.Развитие двигательной

 Сферы

3.Познавательная сфера

4.Особенности ведущей

деятельности

И. А. Шаповал

«Обследование детей с

нарушением слуха»

Дети с нарушением в интеллектуаль-ном развитии

1.Состояние психических процессов

2.Сформированность

пространственных представлений

3.Понимание логико-грамматических конструкций

4.Развитие математических

представлений

5.Представления об

окружающем

6.Сформированность графомоторной деятельности

Ю. Соколова

«Тесты на

интеллектуальное

развитие ребёнка 3-х лет,

4-х лет, 5-6 лет, 7лет»

«Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка»

Семаго Н. Я.,

Семаго М.М.

Дети с нарушением

опорно-

двигательного

аппарата

1.Состояние произносительной

стороны речи

2.Развитие тонких

дифференцированных

движений пальцев рук

3. Конструктивная

Деятельность

4.Сформированность

графических навыков

5.Развитие зрительно-

моторной координации

6.Познавательные процессы

«Диагностический

альбом для оценки

развития познавательной

деятельности ребёнка»

Семаго Н. Я.,

Семаго М. М.

Озерецкий Н. И.

Гуревич М. О.

«Схема обследования

уровня  сформированности

моторных и сенсорных

процессов у детей»

Дети с нарушениями

процесса

письма и

чтения

1.Обследование импрессивной и экспрессивной  речи

2.Обследование сенсорно-

перцептивного уровня речи

3.Обследование языкового анализа, синтеза

4.Сформированность процессов

чтения и письма

5.Обследование неречевых

функций

«Нейропсихологическая

диагностика

обследования письма и чтения»

Под редакцией

Т.В. Ахутиной,

О.Б. Иншаковой

О. И. Азова

«Диагностика письменной речи у

младших школьников»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй

Представляю  систему  работы учителя – дефектолога с семьёй    по развитию коммуникативных умений...

Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста

В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...

Диагностическая деятельность учителя-дефектолога

Диагностическая деятельность учителя-дефектолога...

Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра

Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...

Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году

Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...

Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа  Павловский Посад  Московской области         Выступление н...

«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»

Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...