Проведение диагностической работы учителя-дефектолога в реабилитационном центре
статья на тему
В статье представлены виды тестов для диагностической работы с детьми, имеющими нарушеня в развитии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
k.2.p.3diagnost.docx | 19.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Проведение диагностической работы учителя –
дефектолога в реабилитационном центре
Дети, поступающие в реабилитационный центр, имеют различные нарушения в развитии. Для того, чтобы получить информацию об уровне интеллектуального и речевого развития ребёнка, выявить особенности психических процессов, необходимо проводить индивидуальное диагностическое обследование, предварительно изучив медицинскую документацию и уточнив сведения о его раннем развитии, а так же необходимо побеседовать с родителями.
Обязательным условием проведения обследования является соблюдение основных принципов коррекционной педагогики, возрастной и специальной психологии:
-комплексности;
-целостности,
-всесторонности;
-системности;
-динамичности.
Диагностический материал для дошкольников включает следующие параметры: уровень сформированности взаимодействия, развитие моторики, конструктивный праксис, представления об окружающем, развитие речи, пространственно-временная ориентация, особенности восприятия, внимания, памяти, мышления, развитие математических представлений. У школьников обследуется сформированностьучебных навыков (математика, русский язык, чтение), анализируются письменные работы для определения причин и механизмов трудностей в обучении. Полученные данные фиксируются в дефектологической карте№1 для дошкольников и дефектологической карте№2 для школьников. Критерии оценки результатов оцениваются по 3-х бальной системе. Эти данные позволяют выбрать направления коррекционно-развивающей работы, наиболее эффективные формы, методы, приёмы обучения сроком на 21 день. По итогам заезда в дефектологической карте отмечается динамика развития.
Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, диагностическое обследование должно проводиться в строгом соответствии со специальными методиками, что способствует осуществлению дифференцированного подхода в последующем коррекционном воздействии.
Категория детей | Основные компоненты диагностического исследования | Средства психолого- педагогической диагностики |
Дети с нарушением речи | 1.Неречевые психические функции 2.Пространственный, конструктивный и динамический праксис 3.Состояние интеллекта 4.Импрессивная и экспрессивная речь | Т. В. Кабанова, О. В. Домнина «Тестовая диагностика. Обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с нарушениями речи» |
Дети с нарушением зрения | 1.Сенсорное развитие 2.Зрительно-моторная координация 3.Зрительно-пространственное восприятие 4.Зрительная память 5.Восприятие сюжетных изображений и изображения сложной формы | «Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения» Под редакцией Г. В. Никулиной |
Дети с нарушением слуха | 1.Обследование слухового восприятия 2.Развитие двигательной Сферы 3.Познавательная сфера 4.Особенности ведущей деятельности | И. А. Шаповал «Обследование детей с нарушением слуха» |
Дети с нарушением в интеллектуаль-ном развитии | 1.Состояние психических процессов 2.Сформированность пространственных представлений 3.Понимание логико-грамматических конструкций 4.Развитие математических представлений 5.Представления об окружающем 6.Сформированность графомоторной деятельности | Ю. Соколова «Тесты на интеллектуальное развитие ребёнка 3-х лет, 4-х лет, 5-6 лет, 7лет» «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Семаго Н. Я., Семаго М.М. |
Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата | 1.Состояние произносительной стороны речи 2.Развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук 3. Конструктивная Деятельность 4.Сформированность графических навыков 5.Развитие зрительно- моторной координации 6.Познавательные процессы | «Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка» Семаго Н. Я., Семаго М. М. Озерецкий Н. И. Гуревич М. О. «Схема обследования уровня сформированности моторных и сенсорных процессов у детей» |
Дети с нарушениями процесса письма и чтения | 1.Обследование импрессивной и экспрессивной речи 2.Обследование сенсорно- перцептивного уровня речи 3.Обследование языкового анализа, синтеза 4.Сформированность процессов чтения и письма 5.Обследование неречевых функций | «Нейропсихологическая диагностика обследования письма и чтения» Под редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой О. И. Азова «Диагностика письменной речи у младших школьников» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа учителя – дефектолога с семьёй Работа учителя – дефектолога с семьёй
Представляю систему работы учителя – дефектолога с семьёй по развитию коммуникативных умений...
Программа "Использование арттерапии в работе психолога с воспитанниками реабилитационного центра" для дошкольного, младшего и среднего школьного возраста
В нашей стране и за рубежом растет интерес к применению методов арттерапии в психологии, образовании, в социальной сфере и других областях. Арттерапия - относительно новый метод психотерапии, развиваю...
Диагностическая деятельность учителя-дефектолога
Диагностическая деятельность учителя-дефектолога...
Из опыта работы учителя-дефектолога в организации помощи детям с РАС в условиях психолого-педагогического центра
Дети с РАС относятся к сложной категории детей, нуждающихся в коррекционной помощи. Как им помочь максимально, ничего не упустив?...
Об организации и проведении диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образовательных организаций города Нефтеюганска в 2017 году
Состав комиссии по проверке региональных диагностических работ по учебным предметам «русский язык», «математика», «окружающий мир» обучающихся 3-х классов образоват...
Аналитический отчёт по итогам коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год в работе учителя-дефектолога
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение школа-интернатгородского округа Павловский Посад Московской области Выступление н...
«Работа с родителями как составляющая работы учителя-дефектолога»
Публикация в сборнике материалов научно-практической конференции «Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС»...