РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по логопедии на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevye_narusheniya_mladshih_shkolnikov_-_cherepanova_alla_valentinovna.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Здравствуйте, уважаемые телезрители!
Я – Черепанова Алла Валентиновна, учитель-логопед логопункта при Ялтинском учебно-воспитательном комплексе № 1 «Школа-коллегиум».
Более 10 лет я занимаюсь коррекцией речевых нарушений учеников младших классов и сегодня готова рассказать вам о тех проблемах, которые выявляются у наших детей в процессе обучения в школе.
Каждый год в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сообщают родителям о результатах обследования и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия». Что же это такое, чем грозит и как жить дальше?! Давайте разбираться вместе.
ФОНЕТИЧЕСКОЕ И ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
В норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть,
во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки,
во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, п-б, ш-с (это называется «фонематический слух»),
и, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое». Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью.
Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи. Возможно вы, уважаемые родители, и сами замечали, что при произношении звуков с, з, ц, л ваш ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков ш,ж,ч,щ «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на ф, а при произношении звука р грассирует, как француз. Иногда для устранения этого досадного дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. А в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом.
Особенно это важно в том случае, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось раньше. Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например, па-ба-ба-па, са-за-ца и др. Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи». В таком случае ребенку следует обязательно пройти курс занятий с логопедом - ведь процесс обучения письму и чтению, овладение украинским и иностранными языками основывается на умении ребенка различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Если же ваш ребенок, кроме проблем с произношением и различением звуков имеет бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное, затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи. Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они, такие дети, лучше понимают обращенную к ним речь, однако не могут сами правильно озвучить свои мысли.
Поскольку развитие речи теснейшим образом связана с развитием мышления и другими психическими процессами, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. И все это приводит к тому, что дети либо не могут усваивать школьную программу, либо учеба дается им с огромным трудом.
Уважаемые родители, если такие проблемы наблюдаются у вашего ребенка, ему в обязательном порядке следует, во-первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. Медикаментозное лечение в данном случае может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.
ДИСГРАФИЯ
Но вот ваш ребенок закончил первый класс. Однако с переходом во 2, 3,4 классы проблема правильного развития речи становится еще острее, ведь теперь ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью – письмом и чтением.
Представьте, чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- определить последовательность и место каждого звука;
- соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном этапе такой работы, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия. Несложно догадаться, что чаще всего такая проблема возникает у детей, имеющих или имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось ранее.
Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам: это пропуски и замены букв на письме, например, комнта или комата вместо «комната», шук вместо «жук», перестановки и пропуски слогов онко-окно, стрки-стрелки. Часто дети не могут определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы. Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а слово «набухли» наоборот, раздельно. Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».
Если такие "нелепые" ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних и старших классах.
Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе.
Только при таком тесном взаимодействии родителей и педагогов возможно преодоление нарушений речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Роль речевых игр в развитии коммуникативно-речевой активности младших школьников
В материале представлены речевые игры, которые можно использовать на уроках русского языка при изучении темы "Имя прилагательное", а также на логопедических занятиях....
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"
Методическая разработка по русскому языку "Речевое развитие младших школьников. Особенности речевых ошибок и пути их устранения"...
«Развитие и коррекция речи у детей с нарушением интеллекта» Выступление на краевом практико-ориентированном семинаре «Развитие речевой деятельности младших школьников средствами учебных предметов» 24 ноября 2015 год
Актуальность и значимость проблемы нарушений речи и их коррекции у детей с интеллектуальным недоразвитием определяется, прежде всего, когнитивной функцией речи, тесной связью процессов развития речи и...
Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"
В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелы...
Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений младших школьников
Представлен опыт работы по коррекции речевых нарушений учащихся начальных классов с использованием логопедического тренажера "Дэльфа 142"...