СТАТЬЯ «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
статья
В данной статье представлено обобщение опыта в работе с детьми с ТНР по речевому развитию на основе внеурочной деятельности. Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе – это формирование и развитие связной речи. Мыслительная деятельность просто невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок приобретает знания о предметах, признаках, действиях и отношениях, содержащимися в соответствующих словах. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, а это очень важно. Своевременное развитие речи позволяет детям сознательно постигать явления окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vneurochnaya_deyatelnost_rechevoe_razvitie.docx | 25.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА «ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ»
Аннотация: Одной из нескольких задач образовательной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в начальной школе – это формирование и развитие связной речи. Мыслительная деятельность просто невозможна без речи. Овладевая речью, ребенок приобретает знания о предметах, признаках, действиях и отношениях, содержащимися в соответствующих словах. При этом не только приобретает знания, но и учиться мыслить, а это очень важно. Своевременное развитие речи позволяет детям сознательно постигать явления окружающего мира.
Ключевые слова: развитие речи, внеурочная деятельность, речевая среда, речевое развитие, выразительная устная и письменная речь, профилактика дисграфии и дислексии, педагогические технологии, динамическая деятельность, пропедевтика уроков русского языка и литературы.
Речь сопровождает практически все виды деятельности младшего школьника, совершенствует её и обогащается сама. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, наладить полноценные взаимоотношения с одноклассниками и взрослыми.
Одним из важных аспектов работы коррекционных учреждений для детей с ТНР является формирование речевой среды. Создание речевой среды предполагает постоянное мотивированное общение с ребёнком независимо от его возможностей и уровня речевого развития. Задача педагога – преодолеть у ребёнка нежелание говорить, убедить его в способности к общению, вызвать желание общаться, дать для этого необходимый инструментарий: чёткое правильное произношение, достаточный словарный запас, навыки грамматического оформления высказывания.
Для успешного речевого развития требуются определённые условия:
- ребёнок должен слышать только правильную речь взрослых;
- в течение всего дня педагоги должны ставить воспитанников в ситуации необходимости речевого общения, постоянного речевого тренинга, формировать потребность в правильной речи;
- необходим постоянный контроль за речью детей со стороны всех сотрудников школы и других обучающихся.
Поэтому и внеурочная деятельность "Звуковичок", которая проводится после уроков, направлена на воспитание у обучающихся внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи. Так же развивается интерес к русскому языку, творчество, воображение, способность логически мыслить, выбирать языковые средства в соответствии с условиями общения, обогащается словарный запас, повышается самомотивация при изучении предмета.
Успешная трудовая деятельность и осваивание знаний в школе для детей с ТНР невозможно без интереса детей к учебе. Ведущей формой обучения в школе является урок. Не допускающий никаких отклонений урок и наполненность программы очень часто не позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его “тайны”. В этом случае на помощь приходит “Звуковичок”, являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением и обеспечивает развитие самостоятельности, познавательной деятельности, грамотности, учитывая индивидуальные речевые способности каждого обучающегося.
Обязательным для занятий с младшими школьниками с ТНР во внеурочной деятельности являются занимательные элемнты. Но это не должно снижать обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий по “Звуковичку”. Важность внеурочной деятельности "Звуковичок" в системе обучения детей с общим недоразвитием речи состоит в том, что в результате ее изучения создается практическая база общения, обеспечивается пропедевтика уроков русского языка и литературы, а также осуществляется профилактика дисграфии и дислексии.
Знание русского языка создает условия для дающего положительные результаты освоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом исключена познавательная деятельность, поэтому повышенное внимание на занятиях “Звуковичка” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи обучающихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут осуществляться наиболее благоприятно, если усилить работу по воспитанию у младших школьников с ТНР этических норм речевого поведения.
Необходимость внеурочной деятельности по развитию речи продиктовано желанием детей узнать дополнительную информацию из таких разделов науки о языке, как фонетика, орфоэпия, стилистика.
Внеурочная деятельность "Звуковичок" позволяет показать обучающимся, как интересен, увлекателен, разнообразен, богат мир слова и русской грамоты. Это способствует формированию универсальных учебных действий, которые являются основой учебной деятельности. На занятиях школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”, понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Звуковичку” должно порождать у обучающихся стремление углублять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Для осуществления развивающих задач обучения важно стимулировать познавательную деятельность, создать ситуацию заинтересованности. С этой целью при проведении внеурочной деятельности предусмотрено применение активных форм работы, направленных на вовлечение обучающихся с ТНР в динамическую деятельность. Процесс обучения должен быть занимательным по форме, что обусловлено возрастными особенностями обучаемых.
При организации внеурочной деятельности практикуются следующие формы работы:
- индивидуальная;
- групповая;
- практическая;
- коллективная;
- массовая.
А также различные методы обучения, используемые при проведении занятий:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);
- наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ педагогом, работа по образцу);
- практический;
- объяснительно - иллюстративный (дети воспринимают и усваивают готовую информацию);
- репродуктивный (дети воспроизводят знания и освоенные способы деятельности);
- частично-поисковый (участие детей в активном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом).
На занятиях применяются разнообразные виды работ:
- практические задания с элементами игр и игровой деятельности;
- дидактические и раздаточные материалы;
- пословицы и поговорки, считалки, рифмовки;
- ребусы, кроссворды, головоломки, логические упражнения;
- лингвистические сказки;
- пиктограммы, мнемотаблицы и др.
Дидактический материал часто дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Детям очень нравится работать с пиктограммами. С помощью условных значков, определенного цвета и букв зашифровываются сначала слова, а потом пословицы и поговорки, а так же фразеологизмы и крылатые выражения. Расшифровав пиктограммы, дети с увлечением работают над смыслом пословицы или выражения, придумывают различные ситуации, где можно их применить. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык. Кроме того, “Звуковичок” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием интонационной формой и общей культуры речи.
Во внеурочной деятельности используются следующие педагогические технологии: личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, развивающие, информационно-коммуникационные.
Содержание и методы обучения содействуют закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Работа по развитию речи младших школьников осуществляется в тесном взаимодействии с учителем-логопедом:
- консультации для педагогов;
- мастер - классы;
- составление рекомендаций для педагогов;
общественными организациями города:
- Детской районной библиотекой им. Д.С. Лихачёва;
с родителями:
- Проведение родительских собраний;
- Составление и распространение памяток;
- Оформление информационного уголка по данной тематике.
- Открытые занятия.
- Совместные мероприятия с родителями.
При выборе форм и методов работы учитываются индивидуальные возможности и способности детей, имеющих тяжёлые нарушения речи.
Литература:
- Герасимова А.С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б.Ф. Сергеева. - 2-е изд. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 160 с.
- Развитие речи младших школьников / Т.А. Казарева // Начальная школа. - 2007. - №. - 6. - с. 76-79.
- Нищева Н.В. Развивающие сказки: Цикл занятий по развитию лексического состава языка, совершенствованию грамматического строя речи, развитию связной речи у детей дошкольного возраста - учебно-методическое пособие. – Санкт –Петербург: Детство – пресс, 2002 г. – 47с.
- Основные этапы нормального речевого развития ребенка// Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитате-лей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.
- Развитие речи учащихся начальных классов / Н.И. Политова. - М.: Просвещение, 2011. -191 с.
- Силберг Д. Речевой тренинг (развивающие игры для детей) // Обруч. - 2004. - №4. - С.12-14.
- Скажи по другому: Речевые игры, упражнения, ситуации, сценарии / Под ред. О.С. Ушаковой. - Самара, 2001. - 10 с.
- Работа по культуре речи на уроках русского языка / М.С. Соловейчик. // Начальная школа. - 2011. - №9. - С. 30 - 34.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семья - Ребенок – Школа. Формы и методы работы с родителями младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В данной статье даются рекомендации по работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.(из опыта работы учителей - практиков)...
Индивидуальное воспитание младших школьников с тяжелыми нарушениями речи.
В педагогических руководствах подчеркивается значение двух принципов: учета возрастных особенностей обучающихся и осуществления воспитания на основе индивидуального п...
"Использование песочной терапии в логопедической работе с младшими школьниками, имеющими тяжелые нарушения речи"
Для своевременного учета особых образовательных потребностей детей с тяжелыми нарушениями речи актуально применение специализированных коррекционно-развивающих технологий, обеспечивающих реализацию пр...
Технология "Синквейн" как средство развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
В данной статье рассматривается актуальная проблема развития речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Представлен один из приёмов технологии развития критического...
Методическая разработка: «Развитие связной речи у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи во внеурочной деятельности»
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжёлой речевой патологией является одной из самых важных, сложных и всегда актуальных. Вообще самый благоприятный период для выявления и развития...
Обобщение опыта «Внеурочная деятельность в речевом развитии младших школьников с тяжелыми нарушениями речи"
В статье обобщен опыт многолетней работы по организации внеурочной деятельности в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи....
Познавательно-эмоциональное развитие младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС в процессе использования проектно-ориентированных моделей.
В статье представлены результаты экспериментальной работы над проектно-ориентированными моделями (игр-занятий). Успех социализации младших школьников с тяжелыми нарушениями речи и РАС во многом зависи...