Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ
презентация к уроку по логопедии на тему
1. Ведущие принципы психолого-педагогический диагностики детей с ОВЗ.
2. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;
3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями;
4. Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями здоровья, поступающего в учреждение общего образования.
5. Примерная схема психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования.
6. Содержание педагогической характеристики ребенка с ОВЗ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
. 1.Ведущие принципы психолого-педагогический диагностики нарушенного развития. Диагностика нарушенного развития на современном этапе строится с опорой на ряд принципов, сформулированных ведущими специалистами в области специальной психологии и коррекционной педагогики: Л.С. Выготский В.И. Лубовский И.Ю.Левченко Д.Забрамная Е.А. Стребелева
Комплексное изучение особенностей познавательного и психофизического развития ребенка, что предполагает выявление внутренних причин и механизмов возникновения того или иного отклонения. Реализация комплексного подхода означает, что обследование ребенка осуществляется группой специалистов: врачи разного профиля педагоги-дефектологи логопед Психолог социальный педагог
Используется инструментарий не только клинического и специально-психологического исследований, но и другие методы: анализ медицинской и педагогической документации наблюдение за ребенком социально-педагогическое обследование А в наиболее сложных случаях: нейрофизиологическое, нейропсихологическое др. виды клинического обследования.
- Системный подход к диагностике психического развития ребенка. Этот принцип опирается на представление о системном строении психики и предполагает всесторонний анализ результатов познавательной деятельности ребенка на каждом из ее этапов. Системный анализ в процессе психолого-педагогической диагностики предполагает не только выявление отдельных нарушений, но, и установление взаимосвязи между ними, установление причинно-следственной обусловленности имеющихся нарушений. Очень важно, чтобы в ходе обследования были выявлены не только особенности и явления негативного характера, но и сохранные функции, положительные стороны личности, на которые следует опираться проведении коррекционно-педагогических мероприятий.
Динамический подход к изучению ребенка с нарушением развития предполагает учет возрастных особенностей ребенка при организации обследования, выборе методов исследования и анализе его результатов, учет текущего психофизического состояния ребенка, учет возрастных качественных «новообразований» и их своевременная реализация. Учет возрастного фактора имеет большое значение при осуществлении диагностического обучения, которое организуется только в пределах тех заданий, которые доступны детям данного возраста.
Выявление и учет потенциальных возможностей развития ребенка . Этот принцип опирается на теоретическое положение Л.С. Выготского о зонах актуального, ближайшего и последующего развития ребенка. Потенциальные возможности ребенка в виде зоны ближайшего развития определяют возможности и темп усвоения новых знаний и умений. Эти возможности выявляются в процессе общения и взаимодействия ребенка со взрослыми при усвоении новых способов действий.
- Качественный анализ результатов психолого – педагогического изучения ребенка . Основными критериями являются: • отношение к ситуации обследования и заданиям; • способы ориентировки в условиях заданий и способы их выполнения; • соответствие действий ребенка условиям задания, характеру эксперту; • возможность использования помощи взрослого; • умение выполнять задание по аналогии; • отношение к результатам своей деятельности, критичность в оценке своих достижений.
1.2.Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии. Содержание и методы психолого-педагогического исследования детей с отклонениями в развитии определяются общими задачами их изучения и основываются на теории общей и специальной психологии
Основная цель психолого-педагогического исследования - выявление качественной характеристики особенностей психики ребенка и определение потенциальных возможностей его познавательной деятельности. Учитывая данные клинических исследований (этиология, патогенез нарушения развития), психолого-педагогическое обследование предусматривает прежде, всего развернутый анализ качественных особенностей познавательной деятельности ребенка, индивидуальных особенностей его личности, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы.
Психолого-педагогическое обследование имеет большое значение для определения оптимального варианта организации обучения и воспитания каждого ребенка с ограниченными возможностями развития (выбора соответствующего типа образовательного или лечебного учреждения, адекватной программы коррекционного обучения и др.)
В комплексном психолого-педагогическом обследовании ребенка необходимо, чтобы экспериментальные задания были направлены на получение данных, характеризующих: уровень развития основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения) и речи ребенка; особенности его произвольной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Могут также использоваться задания, направленные на выяснение личностной самооценки и уровня притязаний.
Для разносторонней психолого-педагогической характеристики ребенка с отклонениями в развитии рекомендуется использовать специальные знания (в т.ч. тесты), направленные на изучение его произвольной деятельности, степени устойчивости внимания и восприятия, уровня работоспособности, например: тесты Пьерона-Рузера Бурдона в различных модификациях и др.
Объектом психолого-педагогического исследования являются также: уровень знаний и представлений об окружающем мир: знаний о предметах и явлениях окружающей действительности представлений о сезонных изменениях в природе психофизиологические особенности, отражающие индивидуальные свойства психической интеллектуальной деятельности: темп деятельности Работоспособность уровень принятия помощи . - сформированность произвольных форм поведения.
Обследование интеллекта Для исследования интеллектуальных способностей используется система заданий, предусматривающая решение обследуемым ребенком: перцептивных - основанных на восприятии мнемических - задействующих процессы памяти собственно мыслительных задач разной степени сложности при оперировании наглядным и вербальным материалом. Предметом исследования при этом являются:• степень овладения приемами и операциями умственной деятельности: операциями сравнения обобщения классификации анализа строения и функций предметов, анализа простых причинно-следственных /условных, атрибутивных/ отношений и др. уровень развития математических способностей: степень сформированности первоначальных «количественных представлений» - о количестве, множестве предметов, уровень овладения счетными операциями и др.
Изучение уровня развития речи ребенка. Общее представление об уровне речевого развития складываются на основе выяснения следующих моментов: Уровень развития фразовой речи: сформированность навыков речевого общения. Уровень овладения родным языком, степень сформированности языковых (фонетических, лексических, формологических и грамматических) представлений и понятий; Количественные и качественные характеристики (особенности) словарного языка; Уровень сформированности метаязыковой способности (способность к построению и намеренному использованию в речи связных высказываний как продукта речемыслительной деятельности; Уровень развития связной монологической речи.
Обследование эмоционально-волевой сферы детей с отклонениями в развитии. Данные об этом постепенно накапливаются по мере того, как ребенок выполняет ряд заданий, направленных на исследование его памяти, мышления, речи, произвольной деятельности. Обследующему необходимо отмечать, как ребенок реагирует на одобрение или неодобрение взрослого, как он относится к предполагаемым заданиям, вызывают ли они у него интерес; к успешному или неуспешному их выполнению; проявляет ли ребенок волевые качества при встречающихся трудностях.
Кроме того, в обследовании можно использовать специально подготовленные серии картинок с ярко выраженным эмоционально окрашенным сюжетом. Например, задание, в котором ребенку предлагается расположить картинки каждой серии в правильной последовательности. Обследуемый наблюдает при этом за эмоциональными реакциями ребенка. Могут быть использованы и специальные «прожективные тесты».
Для того чтобы сделать обоснованный вывод об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка, проводится анализ как успешности и характера выполнения отдельных заданий, так и деятельности ребенка в целом. При изучении особенностей развития детей с ограниченными возможностями важное значение имеет психолого-педагогический анализ их деятельности и ее результатов (продуктов), т.к. высказывания детей с нарушениями развития дают, как правило, только неполные и неточные сведения об особенностях его психической деятельности. Психолого-педагогическое изучение предполагает знакомство с деятельностью ребенка во время учебных занятий, игр, занятий предметно-практической деятельностью, при выполнении общественных поручений и т.д.
При анализе и оценке деятельности обследуемого ребенка учитываются следующие показатели: • способен ли ребенок принимать помощь взрослого, как на нее реагирует, насколько успешно усваивает даваемые в виде образца способы действия; • уровень (учебной, игровой или практической) деятельности, которым владеет ребенок: наглядно-действенный: решение задачи путем непосредственных практических действий с предметами; образно-действенный: решение задачи по схеме: «представление о предмете, выделение и анализ его свойств - практическое действие»; абстракто-символический: выполнение задания от начала до конца «в уме» - его практическая реализация самым рациональным способом. Во время психолого-педагогического обследования необходимо обращать внимание не только на слабые, но и на сильные стороны интеллектуальной деятельности ребенка.
Полученные в ходе обследования данные, отражающие уровень обучаемости ребенка и некоторые его индивидуальные психологические черты, особенно важны для психологической характеристика отмечаемого нарушения развития и выбора организационной формы его обучения и воспитания.
Психолого-педагогическому обследованию обязательно должно предшествовать изучение медицинской и педагогической документации (педагогических характеристик и заключений и ДОУ школ, рабочих тетрадей, рисунков и др.). Анализ этих документов позволяет правильно построить процедуру обследования. Так, например, обследование детей со сниженным слухом или системными нарушениями речи целесообразно начинать с предъявления заданий, которые могут быть выполнены без активного использования речи; обследование детей с выраженным отставанием в психологическом развитии нужно начинать с предъявления самых простых заданий в игровой форме. С учетом содержащихся в характеристике данных во время беседы можно задавать вопросы, связанные с кругом интересов ребенка и его любимыми занятиями. В тоже время с ребенком не следует затрагивать неприятные для него темы.
Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследования, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными - использовать более строгую манеру общения.
Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы Следующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло.
Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования. Можно рекомендовать начинать обследование с предъявления средних по трудности вариантов заданий. Практика психолого-педагогических исследований показывает, что обследуемый ребенок может уже устать, если перед предъявлением заданий средней сложности ему предлагают выполнить целую серию более простых заданий. В то же время не рекомендуется начинать обследование с предъявления трудного задания: это может смутить ребенка, лишить его уверенности в своих способностях и создать у него негативное отношение к процедуре обследования.
При составлении программы психолого-педагогического обследования ребенка обязательно учитываются его возраст, а так же условия воспитания и обучения, например: воспитывался ли ребенок дома или в дошкольном учреждении компенсирующего вида в ДОУ общего типа, в специальной или массовой общеобразовательной школе по какой программе обучался и т.д. При организации комплексного психолого-педагогического обследования, определении его содержания должны учитываться специфические для каждого вида нарушения проявления общих закономерностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья. .
Так, для большинства детей с задержкой психического развития характерно снижение работоспособности и внимания, ярко проявляющееся в процессе обследования. У многих детей затруднены ориентировка в новом материале, включение в работу, нарушен общий темп деятельности. Для других детей характерно снижение внимания из-за повышенной утомляемости, неустойчивость внимания в процессе деятельности. Действия детей с ЗПР недостаточно целенаправлены по сравнению с деятельностью нормально развивающихся детей. Часто они не могут объяснить свое решение (даже в случае правильного выполнения задания). Активный словарный запас, отображающий знания ребенка об окружающем мире, существенно ограничен. В то же время, если ребенок с задержкой психического развития получает организующую и обучающую помощь, качество выполнения заданий приближается к тому, которое наблюдается у нормально развивающихся детей.
Познавательную деятельность детей с нарушениями интеллекта (дети с олигофренией в степени дебильности) характеризуют такие черты, как замедленная ориентация, инертность, отсутствие глубины осмысления и низкий уровень обобщений. Запас знаний об окружающем беден и очень поверхностен. Как правило, с помощью взрослого дети составляют простые узоры Кооса, складывают разрезные картинки, в состоянии установить несложную последовательность картинок. Наиболее трудными для них являются задания, при выполнении которых необходимо понимание внутреннего смыслового содержания ситуации или явления.
В процессе ориентировки в новом материале, при необходимости переноса способов решения задачи на аналогичные задания особенно ярко проявляется инертность психических процессов и конкретность мышления. При выполнении интеллектуальных заданий эти дети часто опираются на внешние признаки предметов, явлений, которые во многих случаях являются несущетвенными. Организующая помощь мало помогает при выполнении заданий, вызвавших затруднения. Помощь обучающего характера воспринимается с трудом, в замедленном темпе, плохо, усваиваются адекватные способы решения задачи, при этом они практически не используются при выполнении аналогичного задания.
Для детей с эпилептоидной психопатией характерны замедленность, инертность процессов мышления, дети медленно усваивают инструкцию, медленно включаются в работу, крайне трудно переключаются с одного вида деятельности на другой. Дети с шизоидной психопатией часто с трудом вступают в контакт, обнаруживают неадекватность эмоциональных реакций. Их суждения во многих случаях носят формальный, поверхностный характер. Во время общения с обследующим дети проявляют склонность к резонерству. В большинстве случаев этим детям сложнее работать с наглядным материалом.
Первичная интеллектуальная сохранность детей с нарушенным зрением обычно выявляется в процессе анализа характера выполнения различных заданий, предлагаемых с целью установления уровня развития мышления. При проведении обследования таким детям следует давать задания, при выполнении которых они могут опираться не на зрение, а на слух, осязание и речь. Из-за снижения зрения у этих детей существенно нарушен зрительный гнозис и затруднена пространственная ориентировка.
В познавательной деятельности детей с нарушениями слуха отмечаются отклонения, связанные с недостаточностью словесно-логического мышления. Вместе с тем дети, как правило, успешно выполняют задания по наглядному комбинированию, ориентируются в наглядном счете.
У детей с расстройствами двигательной сферы, не сопровождающимися нарушениями интеллекта, нередко нарушено пространственное восприятие. Поэтому они затрудняются при выполнении заданий, основанных на ориентировке в пространственных отношениях, нередко - в отображении в собственной речи пространственного взаиморасположения предметов.
Одно из общих требований к проведению психолого-педагогического обследования заключается в том, чтобы было обеспечено адекватное понимание ребенком каждого предложенного задания. Если ребенок недостаточно хорошо владеет устной речью, он может неправильно, неполно или неточно понять словесную инструкцию обследующего. Причем это далеко не всегда обнаруживается сразу: иногда ребенок понимает инструкцию по-своему и либо выполняет иное задание, либо выполняет его не так, как требуется. Такое в среде детей с нарушениями развития наблюдается достаточно часто (выраженное в той или иной степени недоразвитие речи отмечается у большинства детей с нарушениями слуха, у детей с нарушениями интеллекта, опорно-двигательного аппарата и, конечно, у многих детей с речевой патологией).
При проведении обследования необходимо поэтому каждый раз добиваться правильного понимания задания. С этой целью рекомендуется: - задавать ребенку уточняющие вопросы о том, как и в какой последовательности он будет выполнять задание, какие предметы-атрибуты для этого использует, в чем конкретно будет состоять то или иное действие ; - проанализировать начальные действия ребенка по выполнению предложенного задания, адекватность использования атрибутов деятельности; - до проведения обследования по основному заданию обследуемому можно предложить предварительное задание, относительно более легкое, но по содержанию сходное с ним. Если ребенок не может понять и предварительное задание, то используют при его объяснении наглядность и жесты. К основному заданию переходят только после того, как ребенок правильно выполнит предварительное.
Важным требованием к содержанию психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития является широкое варьирование включаемых в него заданий по их назначению и степени сложности для исследуемых. Так, в программу .«следования помимо заданий, доступных для детей того же возраста, не имеющих отклонений в развитии, включаются задания, предназначенные для нормально развивающихся детей более раннего возраста. С другой стороны, в программе обследования, наряду с заданиями, доступными для большинства детей с недостатками развития той или иной категории, могут быть включены и задания, более сложные по содержанию. Плохие или удовлетворительные результаты в выполнении какого-либо одного задания не дают основания судить об уровне познавательного и интеллектуального развития ребенка. Необходимо учитывать особенности деятельности ребенка при выполнении достаточно большого числа разноплановых заданий и отмечать наиболее характерные для него личностно-психологические особенности.
Все задания психолого-педагогического исследования строятся таким образом, чтобы выяснить, задание какой меры сложности может быть выполнено ребенком самостоятельно, а какое - с помощью обследующего. Работу с ребенком в ходе обследования необходимо строить в форме обучающего эксперимента. Если у ребенка возникают трудности, ему должна быть оказана помощь. При этом выявляется уровень необходимой помощи: помощь в виде общей стимуляции, поощрения; в виде организации деятельности ребенка, наводящих вопросов, прямой подсказки, использования приема совместных действий, показа или обучения на материале аналогичного задания и др. Для этого при организации обследования должна быть предусмотрена строго дозированная помощь по принципу «микрошагов». При анализе полученных результатов учитывается, какой вид помощи и в каком объеме был оказан ребенку, а также насколько эта помощь помогла ему справиться с заданием.
Необходимо, чтобы методика обследования (и каждое отдельное задание) была направлена не просто на то, чтобы установить, решает или не решает ребенок поставленную задачу, а на то, чтобы выявить его реальные и потенциальные возможности, определить, при каких условиях он может справиться с предложенной задачей. Этот принцип, выдвинутый в свое время Л.С. Выготским, должен быть реализован в каждом психолого-педагогическом исследовании особенностей психического и познавательного развития ребенка.
Если проводится обследование ребенка (подростка) с нарушением поведения, следует учитывать, что объективная оценка уровня и особенностей его познавательного и интеллектуального развития возможна только в оптимальных условиях: при хорошем контакте с обследующим и значимой мотивации. Чтобы правильно оценить, насколько качество ответов ребенка обусловлено девиациями поведения, полезно сравнить результаты обследования до и после установления позитивного эмоционального контакта.
Для проведения психологического обследования необходима спокойная обстановка. Обследование осуществляется в отдельной комнате с небольшим количеством мебели и игровых предметов, чтобы не отвлекать внимание ребенка. С ребенком до 4-х лет обследование проводится за маленьким детским столом или на ковре, с ребенком 4-6-ти лет - за детским столом, с более старшими детьми - за обычным столом, при этом на столе не должно находиться посторонних предметов.
Если качество ответов и практической деятельности ребенка, ее темп ухудшаются или улучшаются, существенно изменяются к концу или даже к середине обследования, это может быть связано с нарушением работоспособности. В этом случае необходимо проанализировать, как именно можно изменить эти параметры в зависимости от времени наступления утомления или врабатываемости. Снижение работоспособности можно наблюдать у детей с различным уровнем познавательного и интеллектуального развития, поэтому при анализе результатов обследования важно сравнить качество выполнения заданий в начале и в конце обследования, до и после кратковременного отдыха.
Чтобы более быстро вовлечь ребенка в совместную работу начале обследования ему необходимо дать интересное задание, которое не требует длинной и сложной речевой инструкции (например собрать фигурки в «Почтовый ящик»). При этом крайне важно, чтобы предлагаемое задание было заведомо доступно ребенку. Обследование лучше начинать с заданий заведомо легких для данного ребенка. Психолог должен вести себя спокойно и доброжелательно, внимательно наблюдать за всеми действиями ребенка.
Благодаря этому ребенок с самого начала попадает в «ситуацию успеха». После этого можно переходить к более сложным заданиям. Чтобы ребенок в процессе исследования не устал, а также для поддержания интереса к процедуре обследования, следует чередовать задания вербального и невербального характера, невербальные же задания - с различными приемами исследования (игровыми и графическими) .
Важное условие обследования - приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации. Так, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком на отвлеченную тему, давая ему возможность отдохнуть.
Все результаты наблюдения фиксируются в протоколе, отмечается время выполнения заданий, ошибки, допускаемые ребенком, виды помощи, ее эффективность: В тех случаях, если ребенок категорически отказывается от обследования без матери, она может присутствовать при обследовании, в других же случаях ее присутствие нежелательно. В то же время, после обследования психолог должен обсудить с матерью его результаты, ответить на вопросы, дать соответствующие рекомендации.
Если по каким-либо причинам ребенок плохо ведет себя во время обследования, отказывается выполнять задания, то необходимо выяснить причины такого поведения и вызвать ребенка на повторное обследование, которое может проводиться через несколько дней. На повторное обследование необходимо приглашать также тех детей, которые быстро утомляются, в связи с чем обследование должно проводиться в несколько «приемов».
После экспериментально-психологического обследования с ребенком может быть повторно проведена беседа (как правило, непродолжительная). Ее цель - уточнение данных о личностно-психологических особенностях ребенка, выяснение личностной реакции ребенка на процедуру обследования (какие задания ему понравились, а какие - нет, что было трудно, что - легко, как ребенок сам оценивает свои успехи, как себя чувствует).
1. 3. Педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями Педагогическое обследование ребенка дошкольного или младшего школьного возраста в рамках комплексного изучения целесообразно проводить путем оценки успешности и «качества» усвоения им программного материала.
При этом желательно анализировать показатели развития детей по четырем основным линиям психофизического и личностного развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста: познавательное социальное нравственно-эстетическое физическое развитие.
Социальное развитие характеризуется общением ребенка со взрослыми (родителями и воспитателями в детском саду и семье) и сверстниками, приобретающим на каждом возрастном этапе своеобразные формы. Оно определяется формированием адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, положительного отношения к предметам живой и неживой природы, созданием предпосылок и закладкой первоначальных основ мироощущения окружающей природы, присвоением ребенком нравственных общечеловеческих ценностей, национальных традиций, любви к своей семье и к Родине. Социальное развитие включает в себя формирование у ребенка представлений о самом себе, воспитание элементарных интеллектуальных способов самоанализа (прежде всего, с точки зрения формирования адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения ребенка к себе).
Социальное развитие ребенка старшего дошкольного и младшего школьного возраста определяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей: дети должны знать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес; соблюдать элементарные правила личной гигиены; уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям;
знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей; соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям; знать и выполнять основные правила поведения на занятиях; уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия; оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок;
соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий; соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах; соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных; уметь ухаживать за комнатными растениями; уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др.
В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера.
Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства: изобразительная деятельность Музыка художественная литература
Лепка и аппликация: Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы: Гладилка ножницы кисточки) названи6 некоторых видов бумаги основные свойства пластилина природные материалы, используемые для поделок.
Дети должны уметь: организовывать рабочее место приводить его в порядок пользоваться инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы изготовлять изделия из бумаги путем складывания и сгибания по образцу (под руководством педагога) правильно выполнять аппликационные работы создавать предметные сюжетные и декоративные композиции применять бумагу разной фактуры для создания выразительного образа экономно использовать материал для заготовок лепить предметные и сюжетные изображения, фигуру человека и животных в движении и др.
Рисование. Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления: человек животные дом время года действия: Идут сидят поют и т.д. различать и называть цвета Красный желтый Синий оранжевый зеленый фиолетовый Черный белый
передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др.
Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности.
Состояние физического развития старших дошкольников определяется по следующим показателям: - средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка; 2. устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость заболеваниям); качественным параметрам засыпания и сна; аппетиту; физической и умственной работоспособности; физической активности; динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей); уровню развития моторики и психомоторики и др.
Дети должны овладеть следующими умениями и навыками: самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на замятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслуживания; овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях; уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образцом.
1.4 Методы психолого-педагогического изучения детей с отклонениями в развитии Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования. К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения психолога за деятельностью ребенка. Достоинством этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях.
По результатам наблюдения педагог-дефектолог или психолог, выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста.
К недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной статистической обработки результатов .
Экспериментальное исследование Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента.
В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка.
Экспериментально-психологические методики В Особую среди них популярность получили такие методики, как: «Кубики Кооса» «Исключение предметов» определение последовательности событий «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву) «Метод пиктограммы».
Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики.
Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка.
Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю.Левченко (2003,2004).
К ним относится: простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному; выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; подсказ, совет действовать тем или иным способом; демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его; обучение тому, как надо выполнять задание.
Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем: сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению; экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол. Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
Основные экспериментально - психологические методики описаны С.Я. Рубинштейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
Примерная карта-схема психолого-педагогического обследования ребенка с ограниченными возможностями развития, поступающего в учреждение общего образования
1.6 Примерная схема психолого-педагогического заключения по данным психологического обследования Постановка задачи исследования (например: решение вопроса о переводе ребенка в коррекционное учебно-воспитательное учреждение, определение причин и характера нарушены поведения и т.п.).
Описательная характеристика результатов исследования с учетом выбранного его направления. В этом разделе приводятся данные психологического анамнеза, наблюдений за внешним видом и деятельностью ребенка, а также результаты экспериментального исследования. Анализируются организационная и операционная стороны предметно-практической и интеллектуальной деятельности ребенка их в клинике».
При анализе организационной стороны деятельности анализируется следующее: может ли ребенок ставить цель действия и удерживать ее; планирует ли он свою деятельность; контролирует ли он ее; правильно ли оценивает свою деятельность и ее результаты; способен ли ребенок осуществить перенос умений с ранее усвоенных на вновь осваиваемые способы решения задач;
может ли обследуемый варьировать приемы решения познавательных задач, проявлять гибкость и самостоятельность при их решении; насколько ребенок способен проявить настойчивость и умственное напряжение при встречающихся трудностях и неудачах; какую (по характеру, объему) помощь и каким образом использует обследуемый ребенок.
При анализе исполнительной (операционной) стороны психической деятельности особое внимание уделяется состоянию операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, конкретизации и абстрагирования. Все формулируемые выводы иллюстрируются соответствующими примерами.
В заключении должны быть отражены следующие моменты : каковы содержание и структура нарушения развития: какие проявления (признаки) нарушения являются первичными, какие вторичные нарушения возникли вследствие первичного дефекта; какова взаимосвязь в развитии высших психических функций ребенка, в первую очередь - мышления и речи; соответствует ли уровень интеллектуального и речевого развития ребенка возрастным нормам; каков уровень жизненного опыта (знаний, представлений и практических навыков) к моменту обследования; какова степень обучаемости ребенка; как проявляется воздействие интеллектуального и речевого развития ребенка на формирование его личности;
Резюме наиболее важных данных. Формулирование практических рекомендаций для родителей ребенка и педагогов данного образовательного учреждения.
Методические рекомендации к составлению психологического заключения Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования.
Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения.
Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй - характеризует деятельность ребенка, в третьей - описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
В заключительной части психолог должен определить психологический диагноз состояния познавательной деятельности и личностной сферы ребенка. Психологический диагноз - это вывод о результатах проведенного исследования. Психологический диагноз является отправной точкой для последующей коррекционно-развивающей работы с ребенком. В связи с этим психологический диагноз представляет собой иерархически организованную последовательность психологических составляющих (от ведущего нарушения к связанным с ним вторичным и сопутствующим нарушениям). Целостная картина психологического портрета ребенка должна завершаться указанием на сохранные функции - «сильные» звенья, позволяющие компенсировать негативные качества и личностные проявления.
В своей завершающей части психологическое заключение должно содержать рекомендации, которые содержат обоснование последовательности включения в работу с ребенком тех или иных специалистов по психокоррекционной работе (психоневролога, психолога общего профиля, коррекционного педагога и т.д.). Психологическое заключение пишется в свободной форме тем не менее при его написании следует соблюдать определенные правила. Обычно заключение состоит из нескольких относительно самостоятельных частей.
В первой части указываются причины обследования ребенка, цель обследования, особенности поведения ребенка во время обследования. Обязательно отмечаются мотивация к выполнению заданий, особенности контакта и взаимодействия с психологом, способы выполнения заданий, характер деятельности, реакции на поощрение, замечание, успех или неудачу; особое внимание обращается на способность ребенка продуктивно использовать помощь, виды необходимой помощи, умение переносить найденный совместно с психологом способ решения на аналогичную задачу. Отмечается наличие или отсутствие речевого сопровождения действий, характер речевых высказываний, способность ребенка рассказать о свою действиях и объяснить их.
Во второй части дается анализ полученных результатов диагностического изучения познавательной деятельности ребенка. Содержание этого раздела зависит от задач исследования, от того, какие психические функции и процессы изучались в каждом конкретном случае.
В третьей части заключения делается вывод о структуре нарушения познавательной деятельности. При этом отмечаются не только выявленные нарушения, но и сохранные сто психики, потенциальные возможности ребенка, определяю прогноз его дальнейшего развития. Далее приводятся рекомендации к организации и содержанию психолого-педагогической помощи ребенку, оптимизации коррекционно-педагогической работы с ним. Эти рекомендации адресованы педагогам образовательного учреждения и родителям. Текст заключения должен содержать указания на возраст обследуемого, дату обследования и оформления заключения подпись психолога.
1.7.Содержание педагогической характеристики ребенка, имеющего отклонения в развитии Педагогическая характеристика - документ, отражающий веление и успеваемость учащихся интересы и склонности к отдельным видам занятий физическое и умственное развитие данного ребенка дисциплинированность, некоторые его личностные черты (черты характера, коммуникабельность и др.).
В педагогической характеристике детей с ограниченными возможностями развития находят отражение не только особенности познавательного и личностного развития ребенка, обусловленные тем или иным нарушением, но и положительные стороны его личности, его возможности. Отмечаются изменения в общем развитии и поведении ребенка, происходящие под влиянием воспитания и обучения, а также успехи в овладении знаниями и навыками.
В специальной школе (детском саду компенсирующего вида) педагогическую характеристику составляет педагог-дефектолог (воспитатель коррекционной группы) на основе изучения каждого ребенка в процессе обучения и воспитания. При составлении педагогической характеристики ребенка с проблемами в развитии в конце учебного года или при переходе в другую школу (ДОУ) следует указывать, как выполняются важнейшие задачи коррекционного обучения и воспитания: преодоление и компенсацию нарушений психофизического развития, подготовка ребенка, посещающего ДОУ, к обучению в школе; подготовка учащегося к общественно полезной профессиональной деятельности.
При составлении педагогической характеристики педагог должен использовать все данные, полученные при изучении детей: записи наблюдений, результаты анализа письменных работ, рисунков; сведения, полученные от родителей и других членов семьи ребенка. В педагогической характеристике должны найти отражение не только недочеты и недостатки, но и его положительные качества – то, на что педагог может опираться в учебно-воспитательной работе Общее педагогическое заключение об уровне готовности к обучению в школе (хороший, средний, недостаточный, низкий)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающее адаптационное занятие «Собираемся в дорогу» (классный час в 4 классе, учитель: Залещенок Г.А.) Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено школы, успешная адаптация.
Развивающее адаптационное занятие«Собираемся в дорогу»(классный час в 4 классе)Цель психолого-педагогического занятия: подготовка детей к переходу из начального звена в среднее звено...
Содержание психолого - педагогического сопровождения учащихся начального звена коррекционной школы VIII вида
Каким образом я как педагог могу самостоятельно оценить и измерить степень продвижения каждого из своих воспитанников? Какие методы, методики, количественные или качественные, следует использова...
Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
В данной статье описывается работа по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья....
Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей
данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...
Презентация на тему"Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей"
дополнение к документу с аналогичным названием...
Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.
Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества. Наличие с...
Об организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиума
Об организации деятельности школьного психолого-педагогического консилиумаНеделя инклюзивного образованияО деятельности центра культурно - языковой адаптаций детей - мигрантовОб организации инклюзивно...