Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
рабочая программа на тему

Чистякова Людмила Ивановна

В данной статье описывается работа по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chistyakova_l.i.-avgust.docx17.35 КБ

Предварительный просмотр:

Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.

Автор: учитель начальных классов                                                                                                      МБОУ «Седельниковская СШ №2»                                                                                              Чистякова Людмила Ивановна.

   Тема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в настоящее время. Так как в данный момент происходит становление новой системы образования, которая ориентируется на доступность образования и воспитания всех членов нашего общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.

     Для успешности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адекватная оценка  их возможностей и способностей. Поэтому большую роль я  отвожу диагностике, которая позволяет быстро выявить таких детей, определить индивидуальный маршрут развития, спланировать коррекционные мероприятия, определить условия воспитания ребёнка, продумать консультации и работу с родителями.

     Очень важным принципом диагностики детей с ОВЗ является комплексный подход, который содержит в себе всестороннее обследование ребёнка всеми специалистами, которые продиагностируют способность к познавательной деятельности, состояние здоровья, поведение, эмоциональное состояние, т.е., нужно изучить ребёнка с точки зрения медицинского и психолого-педагогического обследования. Результаты такого комплексного подхода рассматриваются наряду с другими данными о ребёнке. Также необходимо проанализировать семейно-бытовые условия, в которых воспитывается  данный ребёнок: состав семьи, возраст и образование каждого члена семьи, место работы или учёбы, взаимоотношения между членами семьи, отношения родственников к ребёнку.

Хочу поделиться опытом, как я осуществляю  психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Сведения по диагностике заношу   в сводную таблицу.

Ф.И.О.    

Год, число и месяц рождения  

Школа

Класс

Дата (ы) обследования:

Психологические особенности и  психические функции

Показатели/ результаты диагностики

Интерпретация

и анализ результатов

Сведения от других специалистов

Направления дополнительного исследования  и коррекционно-развивающих мероприятий

Восприятие

Внимание

(Методика

«Корректурная проба» (Б. Бурдон)

Память

Мышление и речь

Воображение

Эмоционально-волевые особенности

Особенности личности

Особенности общения

(Методика  «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской)

Особенности семейного воспитания

          Изучив  полученные сведения и результаты педагогических наблюдений, можно строить воспитательную работу для детей данной категории. При отборе содержания и видов внеурочной деятельности учитываются интересы и потребности самого ребёнка, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога и опыт  воспитательной деятельности  педагога.

   Второй год я работаю с ребёнком, который имеет ограниченные возможности здоровья. Хочу сказать, что такие дети  требуют особого подхода к воспитанию. Работа с детьми с ОВЗ предполагает кропотливый труд, результаты которого не сразу будут видны. Ведь таким детям необходимо намного больше уделять внимания, чем детям без нарушений в развитии.

       Основной воспитательной задачей является создание необходимых условий для всестороннего развития  личности и социализации его в общественной жизни. Ребёнок  с ОВЗ может оказаться в ситуациях, которые опасны для его жизни и здоровья, поэтому необходимо анализировать и моделировать различные ситуации поведения, которые будут формировать его активную жизненную позицию, чтобы он самостоятельно мог принимать решения в трудной ситуации.

    Ребёнка с ОВЗ я стараюсь не изолировать от других детей, а наоборот включать его в общие дела класса. В воспитании стремлюсь создать такие психологические условия, при которых  ребёнку будет  комфортно и спокойно.  Например, оставаясь после уроков, ребёнок с ОВЗ сначала просто наблюдал, как дети играют, а теперь он может сыграть партию в шашки с кем-либо из ребят. В этом учебном году, переговорив с родителями, он посещает летнюю оздоровительную площадку при школе и чувствует себя нормально, общаясь с детьми. В работу по воспитанию ребёнка с ОВЗ привлекаю школьного психолога, социального педагога, логопеда, вовлекаю в кружковую деятельность и  организацию отдыха и досуга всех детей класса.

     Особое место в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья хочется отметить важность семейного воспитания, ведь в кругу семьи ребёнок проводит большую часть своей жизни.  В первую очередь, родители особого ребёнка должны принять его таким, каким он есть. Оба родителя должны  поддержать друг друга и особенно своего ребёнка в этой ситуации. Хорошо, если в семье установится эмоциональное равновесие, которое поможет ребёнку адаптироваться к жизни. Особые дети наиболее нуждаются в помощи и поддержке своих близких. При встрече с родителями  я стараюсь их убедить в том, что успех в воспитании ребёнка зависит главным образом от отношения к нему со стороны родителей.  Говорю им о  том, что они должны чаще хвалить его за малейшие успехи, поощрять за успешно выполненные задания, разделять с ним радости и огорчения.

   С помощью совместных усилий специалистов, педагога, родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ  и готовностью окружающего социума к оказанию помощи и поддержки таким семьям, можно достичь такого результата, при котором ребёнок с ОВЗ будет чувствовать себя полноценной частью нашего современного общества.

     

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материалы к конкурсу«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 3- 4 классов.»

ПОРТФОЛИО  Бочка  Ирины  Александровны  участника муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей«Современные подходы к определению  содержания ...

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»

«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»...

Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ

1. Ведущие принципы психолого-педагогический диагностики детей с ОВЗ.2. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;3. Педагогическое изучение...

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."

Статья посвящена  проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....

"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "

Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...

"Содержание воспитательного процесса"

Ключевые понятия: воспитательные процесс, структура воспитательного процесса, воспитательная ситуация, содержание воспитательного процесса, программа воспитания, базовая культура личности. Вопрос...