Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
рабочая программа на тему
В данной статье описывается работа по воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chistyakova_l.i.-avgust.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и содержание воспитательного процесса для детей с ОВЗ.
Автор: учитель начальных классов МБОУ «Седельниковская СШ №2» Чистякова Людмила Ивановна.
Тема воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья очень актуальна в настоящее время. Так как в данный момент происходит становление новой системы образования, которая ориентируется на доступность образования и воспитания всех членов нашего общества, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешности воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья нужна адекватная оценка их возможностей и способностей. Поэтому большую роль я отвожу диагностике, которая позволяет быстро выявить таких детей, определить индивидуальный маршрут развития, спланировать коррекционные мероприятия, определить условия воспитания ребёнка, продумать консультации и работу с родителями.
Очень важным принципом диагностики детей с ОВЗ является комплексный подход, который содержит в себе всестороннее обследование ребёнка всеми специалистами, которые продиагностируют способность к познавательной деятельности, состояние здоровья, поведение, эмоциональное состояние, т.е., нужно изучить ребёнка с точки зрения медицинского и психолого-педагогического обследования. Результаты такого комплексного подхода рассматриваются наряду с другими данными о ребёнке. Также необходимо проанализировать семейно-бытовые условия, в которых воспитывается данный ребёнок: состав семьи, возраст и образование каждого члена семьи, место работы или учёбы, взаимоотношения между членами семьи, отношения родственников к ребёнку.
Хочу поделиться опытом, как я осуществляю психолого-педагогическую диагностику индивидуальных особенностей детей с ОВЗ. Сведения по диагностике заношу в сводную таблицу.
Ф.И.О.
Год, число и месяц рождения
Школа
Класс
Дата (ы) обследования:
Психологические особенности и психические функции | Показатели/ результаты диагностики | Интерпретация и анализ результатов | Сведения от других специалистов | Направления дополнительного исследования и коррекционно-развивающих мероприятий |
Восприятие | ||||
Внимание (Методика «Корректурная проба» (Б. Бурдон) | ||||
Память | ||||
Мышление и речь | ||||
Воображение | ||||
Эмоционально-волевые особенности | ||||
Особенности личности | ||||
Особенности общения (Методика «Два домика» (по Т. Д. Марцинковской) | ||||
Особенности семейного воспитания |
Изучив полученные сведения и результаты педагогических наблюдений, можно строить воспитательную работу для детей данной категории. При отборе содержания и видов внеурочной деятельности учитываются интересы и потребности самого ребёнка, пожелания родителей, рекомендации школьного психолога и опыт воспитательной деятельности педагога.
Второй год я работаю с ребёнком, который имеет ограниченные возможности здоровья. Хочу сказать, что такие дети требуют особого подхода к воспитанию. Работа с детьми с ОВЗ предполагает кропотливый труд, результаты которого не сразу будут видны. Ведь таким детям необходимо намного больше уделять внимания, чем детям без нарушений в развитии.
Основной воспитательной задачей является создание необходимых условий для всестороннего развития личности и социализации его в общественной жизни. Ребёнок с ОВЗ может оказаться в ситуациях, которые опасны для его жизни и здоровья, поэтому необходимо анализировать и моделировать различные ситуации поведения, которые будут формировать его активную жизненную позицию, чтобы он самостоятельно мог принимать решения в трудной ситуации.
Ребёнка с ОВЗ я стараюсь не изолировать от других детей, а наоборот включать его в общие дела класса. В воспитании стремлюсь создать такие психологические условия, при которых ребёнку будет комфортно и спокойно. Например, оставаясь после уроков, ребёнок с ОВЗ сначала просто наблюдал, как дети играют, а теперь он может сыграть партию в шашки с кем-либо из ребят. В этом учебном году, переговорив с родителями, он посещает летнюю оздоровительную площадку при школе и чувствует себя нормально, общаясь с детьми. В работу по воспитанию ребёнка с ОВЗ привлекаю школьного психолога, социального педагога, логопеда, вовлекаю в кружковую деятельность и организацию отдыха и досуга всех детей класса.
Особое место в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья хочется отметить важность семейного воспитания, ведь в кругу семьи ребёнок проводит большую часть своей жизни. В первую очередь, родители особого ребёнка должны принять его таким, каким он есть. Оба родителя должны поддержать друг друга и особенно своего ребёнка в этой ситуации. Хорошо, если в семье установится эмоциональное равновесие, которое поможет ребёнку адаптироваться к жизни. Особые дети наиболее нуждаются в помощи и поддержке своих близких. При встрече с родителями я стараюсь их убедить в том, что успех в воспитании ребёнка зависит главным образом от отношения к нему со стороны родителей. Говорю им о том, что они должны чаще хвалить его за малейшие успехи, поощрять за успешно выполненные задания, разделять с ним радости и огорчения.
С помощью совместных усилий специалистов, педагога, родителей, воспитывающих ребёнка с ОВЗ и готовностью окружающего социума к оказанию помощи и поддержки таким семьям, можно достичь такого результата, при котором ребёнок с ОВЗ будет чувствовать себя полноценной частью нашего современного общества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
материалы к конкурсу«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя 3- 4 классов.»
ПОРТФОЛИО Бочка Ирины Александровны участника муниципального этапа краевого конкурса лучших классных руководителей«Современные подходы к определению содержания ...
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»
«Современное содержание воспитательного процесса в деятельности классного руководителя»...
Организация и содержание психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ
1. Ведущие принципы психолого-педагогический диагностики детей с ОВЗ.2. Методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с ОВЗ;3. Педагогическое изучение...
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ."
Статья посвящена проблеме снижения здоровья учащихся в современной школе. Предлагаются пути решения указанной проблемы....
"Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ "
Данная презентация подготовлена к выступлению на педагогическом совете по теме "Здоровьесберегающая организация учебно-воспитательного процесса для детей с ОВЗ"...
"Содержание воспитательного процесса"
Ключевые понятия: воспитательные процесс, структура воспитательного процесса, воспитательная ситуация, содержание воспитательного процесса, программа воспитания, базовая культура личности. Вопрос...
Методические рекомендации. Организация учебно-воспитательного процесса для детей с аутизмом.
Как организовать учебный процесс у детей с РАС....