Звуки согласные твёрдые и мягкие. Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
план-конспект по логопедии на тему
Один из способов обозначения мягкости согласных -с помощью буквы Ь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Буква ь: обозначение мягкости согласного звука на письме.
Цели:
- Формировать умение различать на слух твердые и мягкие фонемы.
- Развивать слуховую память и слуховое восприятие.
- Научить обозначат мягкость согласных на конце слова буквой Ь.
- Продолжать формирование навыка звуко-буквенного и слогового анализа слов.
- Развивать грамматический строй речи путем практического усвоения категории Р.п. множественного числа имени существительного.
- Активизировать словарь детей по теме «Дикие животные».
- Развивать пространственную ориентировку.
- Воспитывать умение анализировать результаты своей деятельности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, фишки для звукового анализа, касса букв, предметные картинки по теме «Домашние животные», мяч, карточки со словами для преобразования слов.
Ход занятия.
- Организационный момент.
Какое настроение? (смайлики) Время года? Число? Оформление тетрадей.
- Артикуляционная гимнастика, массаж пальцев су-джок.
Артикуляционные упражнения в зависимости от отрабатываемого звука.
Массаж су-джок:
У сосны, пихты и елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
- Сообщение темы.
Продолжаем путешествие по стране Твердых и Мягких звуков.
- Развитие фонематического слуха.
Прежде чем войти в страну Твердых и Мягких звуков, нужно правильно заполнить карточку лото. Слушайте твердые и мягкие согласные звуки в конце слова.
Л | С | Р | М | Т |
Л | С | Р | М | Т |
Слова: УГОЛ, УГОЛЬ, ШЕСТ, ШЕСТЬ, ХОР, ХОРЬ (проводится словарная работа с объяснением значений слов).
Вывод: одна согласная буква может обозначать 2 звука – твердый и мягкий.
- Звукобуквенный анализ слов.
Вспомните слова, которые заканчивались на звуки [л] и [л,]
Выложите из фишек звуковую схему слов угол, обозначьте буквами из кассы букв.
Что нужно изменить в схеме, чтобы слова «угол», чтобы получилось слово «уголь»? (заменить синюю фишку в конце слова на зеленую).
Логопед записывает на доске слово УГОЛ. Правильно я записала? Можно букву Л в конце слово прочитать мягко? А какая буква нам в этом поможет? Буква Ь никакого звука не обозначает, а лишь показывает, что букву рядом с ней нужно читать мягко. Буква Ь – молчаливая служанка.
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Чего в слове «уголь» больше: звуков или букв? Почему? (один звук мы обозначили 2-мя буквами)
- Слоговой анализ слов, развитие пространственной ориентировки.
Около замков есть лес, в котором живут… Логопед выставляет на доску предметные картинки, а дети называют, задавая предварительно друг другу вопрос «кто это?»
Картинки: ЛОСЬ, РЫСЬ, МЕДВЕДЬ, ОЛЕНЬ, КОТ, ВОЛК.
Проводится словарная работа со словами ОЛЕНЬ и ЛОСЬ, логопед называет детям их основные отличительные признаки.
Кто стоит слева от лося? Справа от рыси? Между котом и волком? И т.п.
Какая картинка лишняя? Почему?
Назовите животных, в названии которых 2 слога, 1 слог. Поместите картинки под соответствующей схемой.
Назовите животных, в названии которых произносим мягкий согласный звук в конце слова.
Запишите названия животных, которые состоят из 1 слога и в конце которых есть мягкий согласный звук. Какую букву напишите в конце этих слов? Отметьте зеленым карандашом буквы, которые будем читать мягко. Какая буква подсказала, что их нужно читать мягко?
- Физминутка.
Речь с движением.
Зайке холодно сидеть – надо лапочки погреть,
Зайке холодно стоять – надо зайке поскакать.
Мишка зайку испугал – зайка скок и убежал!
Игра в мяч
- Назовите слова из стишка, в конце которых вы услышали мягкий согласный звук.
Что обозначают эти слова? (действия) Какой карточкой покажете? (карточка с двумя полосками для обозначении слов-действий)
- Логопед:
- В клетке один волк.
Ребенок:
- В лесу много волков (зайцев, медведей и т.д.)
- Работа над предложением.
- Игра «Работаем волшебниками»
У детей слова МЕЛ, ШЕСТ, ЕЛ, БРАТ, ХОР и буква Ь.
С помощью мягкого знака « превратите» одно слово в другое. Прочитайте.
- Дополните мои предложения подходящим по смыслу словом.
Корабль сел на …. У доски лежит белый …. У дороги растет пушистая …. Паша стал толстым, потому что много …. В лесу охотник нашел норку, где жил …. Я слушал, как пел народный …. На крыше лежит длинный …. Я пойду в школу, когда мне исполнится …. У Вити есть старший …. Без разрешения чужие вещи нельзя ….
- Составьте предложения из слов:
Дорога, расти, ель, пушистый (можно рассмотреть варианты с разными предлогами).
Лес, жить, большой, лось.
- Составить схему предложения. Подойдет ли второе предложение к первой схеме?
Одно из предложений записать в тетрадь.
- Итог занятия, рефлексия.
Какую работу выполняет буква Ь в слове? Какой звук она обозначает?
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, девять, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки,
Уголками – угольки,
Банька в банку превратится.
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/14/picture-67248.jpg)
Урок обучения грамоте в 1-м классе на тему "Буква Ь (мягкий знак). Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме"
урок 1 класс по теме "мягкий знак"...
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме»
Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; Закреплять умение употреблять разделительный мягкий знак; Сформировать умения различать д...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/20/picture-349553-1384968151.jpg)
Обучение грамоте. Тема: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме».
Конспект урока обучения грамоте по теме: « Буква мягкий знак. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме». Программа 2100...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/09/picture-399347-1391934079.jpg)
«Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме».
Закрепление мягкого знака на конце и в середине слова....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/12/picture-435867-1397315299.jpg)
Тема: Заглавная буква Я. Обозначение мягкости согласных звуков на письме при помощи буквы Я. Чтение слов и предложений. Написание слов с заглавной буквой Я. Списывание с печатного образца.
На уроке дети знакомятся с интересными фактами об Якутии,Японии,реке Яузе и др. Читают текст "Старик и яблони",на основе котрого делают вывод,что жизнь дана на добрые дела....
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/09/picture-455479-1402259529.jpg)
«Буква ь. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных на письме»
Бинарный урок совместно с учителем-логопедом: внедрение логопедических приёмов на уроки обучения грамоте с целью профилактики нарушений чтения и письма....