Статья "Ранняя профилактика дисграфии"
статья по логопедии на тему

Бирюкова Наталья Александровна

Статья о необходимости ранней профилактики дисграфии и о профилактических мерах в период до рождения ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_disgrafii.docx2_.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Ранняя  профилактика дисграфии

Еще в дошкольном возрасте  предупредить возможность возникновения дисграфии у детей можно путем устранения у них уже появившихся ее предпосылок. Однако наличие предпосылок дисграфии- это уже патология, одним из основных видимых признаков которой является отклонение от нормального хода речевого развития. Это отклонение проявляется в том, что у ребенка оказывается несформированной какая-то психическая функция (или ряд функций), которая уже должна бы быть сформирована к данному возрасту. Сам по себе факт существования предпосылок дисграфии свидетельствует о том, что она уже как бы имеется, но пока еще в скрытом виде. “Скрыта” же она лишь до тех пор, пока ребенок не взялся за ручку и тетрадь.  Как только это произойдет-мы ее (дисграфию) сразу увидим наяву.

Основная опасность здесь  в том, что родители в подавляющем большинстве случаев не замечают имеющегося отставания в развитии ребенка и вплоть до поступления его в школу полагают, что у него “все нормально”. Если же иногда и появляется смутная догадка, что “что-то не так”, очень многие успокаивают себя: “С возрастом все пройдет!” К сожалению, это мнение поддерживают и некоторые специалисты.

Не пройдет это с возрастом, а только ешё больше укоренится и к тому же “обрастет”массой других нарушений, о чем уже говорилось выше.

Когда мы говорим о преодолении уже имеющихся предпосылок дисграфии, то это, образно говоря, меры пожарного порядка - необходимо срочно “подправить” какие-то “западающие” звенья до начала обучения ребенка грамоте. Но эти меры являются уже порядком запоздалыми. Поэтому  теперь мы поведем речь о том, как такого  “западания” избежать, как предупредить саму возможность его появления.

Профилактические меры в период до рождения ребенка

Огромная  важность самого раннего периода развития ребенка часто недооценивается  родителями или даже вообще не принимается ими во внимание – их беспокоит только уже проявившаяся патология устной и письменной речи, но никак не ее причины. Однако предпосылки дисграфии возникают не на пустом месте, и очень многих бед можно полностью избежать, если хорошо понять их причины и постараться заблаговременно их устранить. По сути дела, это будет предупреждением самого появления предпосылок дисграфии, а значит- обеспечением нормального хода речевого развития.

Почему же так важен этот самый ранний период в развитии ребенка? Как уже отмечалось выше, за всю психическую деятельность человека, в том числе и за его речь, отвечает головной мозг. Эта деятельность может протекать полноценно лишь при условии нормальной работы мозга,поэтому когда в дошкольном возрасте мы встречаемся с предпосылками дисграфии у детей, то это уже следствие какой-то гораздо более ранней “катастрофы”, которая и привела к повреждению или недоразвитию тех или иных его отделов.

Головной мозг ребенка может быть поврежден (пусть даже очень незначительно) еще во внутриутробном периоде или во время родов, хотя внешне это проявится  гораздо позднее. Нельзя полностью исключить и возможное влияние неблагоприятных наследственных факторов. Поэтому заботу о профилактике дисграфии следует начинать  с заботы о состоянии здоровья будущих родителей.

Учитывая современное состояние нашего общества и наличие у многих молодых людей вредных привычек, приходится обратить на это специальное внимание. Употребление алкогольных напитков обоими родителями должно быть исключено не менее чем за год до зачатия. То же самое относится и к курению, особенно к курению будущей матери. Еще до наступления беременности должны быть исключены и профессиональные вредности (работа с радиоактивными и химическими веществами, физические и психические перегрузки, стрессы). Естественно, это относится и ко всему периоду беременности  женщины.

Далее, очень важным является сам период беременности и родов. Неблагополучно сказывается на развитии плода, а значит и головного мозга будущего ребенка заболевания матери во время беременности, прием ею различных лекарственных препаратов, токсикозы беременности, попытки ее прерывания, физические и психические травмы матери и т.п. При этом важно понимать, что нормальное протекание беременности создает необходимые предпосылки для нормального протекания родов, и наоборот. Дело в том, что не вполне созревший к моменту родов или поврежденный плод не может полноценно в них участвовать и “не помогает” роженице, что и приводит к необходимости применения разных средств родовспоможения, являющихся далеко не безопасными для дальнейшего развития ребёнка. Нередко такие дети рождаются в асфиксии, с родовыми травмами в области головы, что может приводить к повреждению мозгового вещества и последующей  неполноценности развития отдельных мозговых структур.

Не четкая работа последних нередко впервые обнаруживается лишь в связи с несвоевременным появлением у ребенка речи или с наличием в ней каких-либо отклонений от нормы. Но это лишь следствие тех причин, которые действовали значительно раньше.

В плане профилактики каждой будущей маме очень важно понимать следующее. Если сам процесс родов уже фактически не в ее власти  и она уже не в состоянии предотвратить необходимость применения тех или иных экстренных мер, то этого нельзя сказать о периоде беременности и предшествующем ее наступлению времени.Разумность поведения будущей матери в этот период, продиктованная осознанием огромной ответственности за судьбу будущего ребенка (а значит во многом и за ее собственную судьбу), может свести к минимуму разного рода осложнения в процессе беременности. А благополучное ее протекание, обеспечивающее своевременное и полное созревание плода к моменту родов, является в свою очередь важнейшим залогом их нормального хода, не требующего применения каких-либо вспомогательных средств. Вся необходимая разъяснительная работа с беременными проводится в женских консультациях, нужно лишь не отступать от даваемых там рекомендаций.

Если в рассмотренном здесь самом раннем периоде избежать неприятностей  все же не удалось и ребенок попал в так называемую “группу” (к ней принято относить детей с неблагоприятными условиями внутриутробного развития и осложненным протеканием родов), то нужно прежде всего тщательно провести рекомендованное врачами лечение. Оно, как правило, имеет своей целью снятие возможных воспалительных явлений в тканях головного мозга и стимулирование его развития. В дальнейшем же необходимо применять  и чисто педагогические меры профилактики, заключающиеся в правильном воспитании ребенка и обеспечении необходимых условий для своевременного и полноценного развития его психических функций.

Ранняя профилактика дисграфии должна начинаться с младенческого возраста. Проведение ее полезно для всех детей, но является совершенно обязательным для детей “группы риска”. Правда, у некоторых детей этой группы предпосылок дисграфии может и не оказаться вследствие уже происшедшей компенсации, к которой весьма “склонен” развивающийся головной мозг, однако в отношении них все же нужно проявлять особую бдительность.

К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность  которых необходима для нормального овладения процессом письма, а именно:

1.Развитие дифференцированного слухового восприятия.

2. Забота о своевременном исчезновении “возрастного косноязычия”.

3. Развитие пространственных представлений и зрительного анализа и синтеза.

4. Обогащение словарного запаса и забота о правильном формировании грамматического строя речи.

Мы не выделяем в разделе ранней профилактики работу по развитию фонематического анализа и синтеза слов, поскольку данная функция формируется у детей уже в более позднем дошкольном возрасте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников

Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....

«Профилактика дисграфии у школьников с ОНР»

На школьные логопедические пункты общеобразовательных школ преимущественно зачисляются дети с нарушениями письменной речи, обусловленными недоразвитием фонетико-фонематических процессов или общим недо...

Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников

Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно...

«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовно...

«Методические приёмы и разработки для программы профилактики дисграфии» Презентация логопеда Ивановой Ольги Александровны логопункт при ГБОУСОШ №250

Одной из наиважнейших форм работы школьного логопеда является ,на мой взгляд ,ведениезанятий по профилактике дисграфии у детей 6-7 лет.Эта работа является пограничной во многих своих аспектах .О...

дополнительные приёмы для работы по профилактике дисграфии (дошкольники и 1 класс)

Многолетний опыт показывает ,что дети страдающие от логопедических проблем(нарушения звукопроизношения) в дошкольном возрасте с трудом осваивают процесс чтения и письма.Что можно предложить необычного...

Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.

логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...