«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»
статья по логопедии на тему

Верещагина Марина Владимировна

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с ОНР продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической  теории и практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_vereshchaginoy_m.v.doc29.5 КБ

Предварительный просмотр:

«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Верещагина Марина Владимировна, ГБОУ СОШ № 2048, учитель начальных классов, г. Москва

Аннотация

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших условий эффективности логопедической и педагогической работы, обеспечения готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, а так же служит предупреждению вторичных отклонений в развитии ребёнка.

Значимость проблемы профилактики дисграфий у детей с ОНР продолжает оставаться недостаточно разработанной в логопедической и педагогической  теории и практике.

Дисграфия и дислексия – это затруднения в овладении графической формой речи, связанные с общим недоразвитием речи у детей. Дисграфия и дислексия обычно встречаются в сочетании.

Причинами дисграфии и дислексии у детей являются врожденные нарушения ЦНС, черепно-мозговые травмы, задержка нервно-психического и физического развития.

Необходимыми предпосылками (по данным исследователей этой проблемы) для формирования письменной речи является хорошее состояние у ребенка слухового, зрительного восприятия, моторно-двигательного развития, устной речи, психических процессов. Любой сбой, даже самый незначительный, в формировании вышеназванных сторон развития ребенка, может послужить причиной возникновения проблем при обучении чтению и письму.

Поэтому, на занятиях с дошкольниками, педагоги и логопеды должны обязательно использовать эти знания и вести коррекционную работу по всем направлениям. А именно: формировать и совершенствовать лексико-грамматический строй речи, развивать мелкую моторику рук, ориентировки в пространстве, развивать все психические процессы и готовить к обучению грамоте через знакомство с основными понятиями: звук, буква, слово, предложение.

В существующих методиках обучения чтению и письму почти не учитываются эти проблемы, и если не подходить к этому процессу всесторонне и со знанием этиологии и клиники, результаты могут быть плачевными.

Я сформировала некоторые методические рекомендации по развитию слухового восприятия на основе собственного практического опыта.

Развитие слухового восприятия.

1. «Где звук и сколько слогов»

Ребенку надо определить место звука в слове и сколько слогов в слове, составив схему слова по картинке, на которой изображен предмет.

2. «Что изменилось?»

Ребенку предлагают пару слов и ему нужно определить, что изменилось. Например: кошка-корка, мишка-мышка, лук-люк.

3. «Зашифрованное слово»

Перед ребенком ряд картинок (капуста-арбуз-шарик-автомобиль). Из первых звуков изображенных предметов нужно получить новое слово – КАША.

Для развития слухового восприятия важно использовать игры для формирования слухового внимания: «Угадай, кто это?», навыка определения направления звука: «Где позвонили?», «Жмурки с голосом». Для различения силы и громкости звука: «Тихо-громко».  Все эти игры можно проводить, используя героев любимых сказок.

Например, для развития у ребенка чувства ритма, просим его:»Отстучи телеграмму доктору Айболиту», «Простучи песенку ведер по ноткам» (По щучьему веленью».

Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребенка.

Развитие зрительного восприятия.

Здесь необходимо всю работу направлять на формирование следующих умений и навыков: умение анализировать предмет, его изображение, составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по представлению, умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т.д. Для этого детям можно предложить задания:

 «Учимся смотреть и видеть»  - предлагается найти картинку, фигуру в ряду по предложенному образцу и обвести ее,  найти две одинаковые картинки или фигуры в ряду из 6-7 картинок и обвести их, угадать, кого не дорисовал художник и т.д.

«Учимся следить глазами» - распутывание ниточек, чтобы узнать у какого зверюшки какой домик, кто из детей любит какие фрукты и т.д., проследи за веревочкой только глазами и узнай к какому домику бежит зайка, найди выход из лабиринта.

«Учимся ориентироваться в пространстве» - найди тень собачки, рассмотри рисунок и скажи кто находится перед мальчиком, справа от него, влево от него и т.д., дорисуй по клеточкам, чтобы получилась такая же рыбка и т.д., найди половинки картинок, которые подходят друг другу и соедини их, раскрась правую половину елки с игрушками так же как раскрашена левая.

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. И.Н.Садовникова, Дисграфия, дислексия: технология преодоления. Москва, ПАРАДИГМА, 2011 год.
  2.  О.Г.Ивановская, Л.Я.Гадасина, Энциклопедия логопедических игр. Санкт-Петербург, КАРО, 2007 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

Консультация для воспитателей "Проектный метод в обучении старших дошкольников"

В начале третьего тысячелетия личность, общество, государство предъявляют к образованию принципиально новые требования. Детей необходимо знакомить с информацией и технологиями, которые при...

"Игра как средство обучения грамоте старших дошкольников".

Из опыта работы воспитателя детского сада по обучению грамоте  детей подготовительной группы ....

дополнительные приёмы для работы по профилактике дисграфии (дошкольники и 1 класс)

Многолетний опыт показывает ,что дети страдающие от логопедических проблем(нарушения звукопроизношения) в дошкольном возрасте с трудом осваивают процесс чтения и письма.Что можно предложить необычного...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников

В публикации представлены направления работы в профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников....

"Формирование речи ребёнка в старшем дошкольном возрасте. Профилактика дисграфии."

Статья в форме презентации создана для родителей будущих первоклассников. Её цель- дать родителям краткое представление о том, какая подготовленность речи старшего дошкольника поможет ему беспрепятств...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников и младших школьников

В данной стате описана актуальная проблема для учащихся наальых классов - дислексия и дисграфия, описаны игры и упражния для их коррекции и проилактики....