Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
план-конспект по логопедии по теме
Разработанный урок направлен на развитие просодических компонентов речи. Может быть полезен в работе учителей-логопедов школьных логопедических пунктов при общеобразовательных школах, педагогов учебно-коррекционных учреждений, учителей начальных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp._dlya_pechati1.doc | 534.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мелехина Ольга Васильевна,
учитель-логопед ГБОУ СОШ № 5 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Логопедическая тема: Развитие просодических компонентов речи.
Лексическая тема: «Школьные принадлежности».
Грамматическая тема: Закрепление понятий: « текст», « предложение», « слово».
Задачи:
- Коррекционно - образовательные:
1) Закреплять звукопроизносительные навыки в речи детей.
2) Формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания.
3) Воспитывать навыки правильного голосоведения ( темп, ритм, паузацию речи, высоту, модуляцию голоса).
4) Учить синхронизировать дыхательные, голосовые и произносительные умения и навыки в речи.
5) Работать над уточнением, обогащением, активизацией словарного запаса.
6) Формировать грамматический строй речи, навыки словоизменения продуктивных форм слов.
7) Развивать умения синхронизации речи и движения.
8) Развивать оперативную слухоречевую память.
9)Развивать фонематический анализ.
10)Развивать пространственную ориентацию.
-Воспитательные:
1) Воспитывать работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание.
2) Учить детей слушать друг друга.
-Оборудование:
Карточки, схемы предложения, слова ( для индивидуальной и фронтальной работы), кукла
(или картинка) « Антошка».
Деятельность учителя-логопеда 1.Организационный момент Приветствие, настрой на занятие. 2.Речевая зарядка -Послушайте, какую весёлую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить. Хохлатые хохотушки Хохотам хохотали: Ха! Ха! Ха! Ха! Ха! - Что обозначает слово хохлатые? 3. Повторение раннее изученного материала -Расскажите Антошке, что такое речь. - Какой она бывает? - Чем устная речь отличается от письменной ? - Для чего нужна речь? - Какими схемами обозначаются предложение и слово? - Найдите и покажите соответствующие карточки. 4. Сообщение темы урока - Какую речь приятно слушать? - О какой речи мы будем говорить на уроке? - Объясните, почему вы так решили. 5. Работа над дыханием - Поможет нам провести урок Антошка. - Послушайте его, что он нам расскажет. ( Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: « Здрав-ствуйте, ре-бята! Я т-а-к торопил-ся к в-а-м! По-мо-ги-те мне! Я, ка-жет-ся, по-пал в бе-ду! От ме-ня убежа-ли шко-льны-е при-над-леж-нос-ти!») - Антошка, отдышись, отдохни. - Скажите, ребята, всё ли было понятно из рассказа Антошки? - Почему? - Приятно ли было его слушать? - Итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать. -Для этого мы выучим правила дыхания и научим этому Антошку. 1) Перед тем как сказать, сделай глубокий вдох носом. 2) Во время речи стой прямо, не поднимай плечи. 3) Соблюдай паузы во время проговаривания сложных предложений. - Выполним упражнения. -Сядьте прямо, улыбнитесь. Выпрямите спинки, поднимите головы. Правую руку положите на живот. Вдохните ртом – животики становятся круглыми ( на счёт « раз»). Выдохнули медленно носом – животики стали маленькими ( на счёт « два»). Выполняем упражнения медленно, не спеша. Повторяем 5 раз. 6. Развитие слухоречевой памяти - Вдохнули .Произносите на одном выдохе: Учебник, пенал. Учебник, пенал, карандаш. Учебник, пенал, карандаш, ручка. Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка. Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка. Учебник, пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь. Все слова произносите чётко, громко, выразительно. Выделяйте голосом ударение. -Как нужно дышать во время речи? 7. Физминутка -Физминутку мы сегодня выполняем вместе с Антошкой под следующие стихи: Мы сегодня рано встали И зарядку делать стали, (Дети шагают на месте.) Руки – вверх! Руки – вниз! (Ученики выполняют соответствующие движения.) Влево, вправо повернись! ( Повороты корпусом тела.) 8. Работа над голосом -Сейчас мы будем говорить о голосе. Очень важно научиться им управлять в момент речи. Голос бывает разным. По высоте – высоким, средним и низким. По силе – тихим, громким, умеренным. -Какой голос называют умеренным? -Управлять голосом – значит менять его силу и высоту. Это зависит от того, с кем и где мы говорим. -Рассмотрите изображения трёх сюжетных картинок. (Приложение № 1 ). На первой картинке следующее изображение. От мальчика-грязнули ( Антошки ) убегают школьные принадлежности ( ручка, карандаш, тетрадь, учебник, резинка, пенал ). Над картинкой напечатаны буквы: А – А – А! На второй картинке изображён Антошка. Он приводит себя в порядок, моет руки. В этот момент беглецы выглядывают из-за двери. Под картинкой напечатаны буквы: О – О – О. На третьей картинке изображён Антошка, идущий в школу. Весёлые школьные принадлежности находятся в ранце. Под картинкой напечатаны буквы: Э – Э – Э. -Что изображено на первой картинке? -Почему так поступают школьные принадлежности? -Как они кричат? Прочитайте. -Рассмотрите вторую картинку. Что произошло с Антошкой? -Почему школьные принадлежности произносят тихо: О – О – О…? Произнесите так же: О – О – О. -Объясните, почему школьные принадлежности уверенно произносят: Э – Э – Э. Произнесите так же: Э – Э – Э. 9.Развитие лексико-грамматических конструкций -Отгадайте загадки.
Я с собой её ношу, Пишет он, когда диктуют, Коль ему работу дашь- Всё, что нужно, напишу. Он и чертит, и рисует, Зря трудился карандаш. Замечательная штучка А сегодня вечерком ( Ластик) Самопишущая… Он раскрасит мне альбом. (ручка) (карандаш) -Что делают карандашом? Ручкой? Ластиком? -Придумайте с одним из этих слов предложение. -Покажите соответствующую схему. ( │___ ___ ___ . ) -Выполните задания с этими предметами и расскажите, что вы делали. Задание: Положить ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша. Задание: Положить карандаш над линейкой, но под ручкой. Задание: Положить ластик справа от ручки, но слева от карандаша. 10.Развитие фонематического анализа Игра «Какое слово самое короткое?» с этими же предметами ( ластик, ручка, карандаш). -Сколько звуков в слове «ручка»? Назовите их- с указанием: гласный или согласный. -Составьте схему этого слова. ( О О О О О ) 11.Развитие умения словообразования -Рассмотрите картинку. ( Приложение № 2) -Помогите, пожалуйста, Антошке найти беглеца. -Кто может объяснить, что означает слово беглец? -Почему его так назвали? -Кто убежал от Антошки? -Как можно назвать Кисточку? -Объясните значение выражения: И след простыл. -Когда так говорят? -Были ли в вашей жизни случаи, когда вы так говорили? -Каким должен быть голос, когда вы о чём-то или о ком-то рассказываете? -От чего зависят сила и высота голоса во время речи? -Какое «доброе» слово помогло выполнить задание? -Какие ещё знаете «добрые» слова? -Для чего они нужны? 12.Подведение итога урока -Итак, какую же речь приятно слушать? -Что значит правильно дышать во время речи? -От чего зависят сила и высота голоса в момент речи? -Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали? | Деятельность обучающихся С чубом, с клоком шерсти или перьев на голове. Всё, что мы говорим,- устная речь. Всё, что мы читаем и пишем,- письменная речь. Речь помогает нам узнать об окружающем мире, о жизни людей. Речь состоит из предложений. |___________. |__ __ __. Спокойную, чёткую, красивую. Об устной речи, потому что мы будем слушать и говорить. Антошка говорил прерывисто, запинаясь. Такую речь трудно слушать. Приложение № 1 Мальчик. Школьные принадлежности убегают от него, потому что он очень грязный. Дети громко повторяют : « А – А – А!» Антошка моет руки. Дети тихо повторяют: «О – О – О.» Мальчик исправился. Дети произносят уверенно : « Э – Э – Э.» Карандашом рисуют. Ручкой пишут. Ластиком стирают. Например: Маша рисует карандашом. Я положил ручку справа от ластика, а ластик – справа от карандаша. Ручка. Беглец тот, кто убегает от кого-либо. Кисточка. Беглянкой. Исчезновение, бегство кого-чего-либо. По высоте – средним, по силе – негромким, спокойным. От того, что мы говорим. Пожалуйста. Спасибо. Будьте любезны. « Добрые» слова нужны, чтобы нас слушали и понимали. - спокойную, чёткую, красивую. -перед тем как сказать, сделать глубокий вдох носом. Во время речи не поднимать плечи. Соблюдать паузы во время проговаривания сложных предложений. -сила и высота голоса зависит от того, что мы говорим. -пожалуйста, спасибо, будьте любезны.
|
Приложение №1
Приложение №2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения по профилактике дисграфии у младших школьников
Хочу предупредить, что данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии....
Профилактика дисграфии у младших школьников
В данной работе мною предложены упражнения для профилактической работы по предупреждению нарушения письменной речи и чтения у учащихся начальных классов....
Конспект по профилактике дисграфии у младших школьников
Логопедическая тема: Развитие присодических компонентов речи.Лексическая тема: "Школьные принадлежности".Грамматическая тема: Закрпеление понятий: "текст", "предложение", "слово"....
Профилактика дисграфии у младших школьников
профилактика дисграфии у младших школьников...
Профилактика дисграфии у младших школьников
Презентация содержит краткий обзор видов дисграфии и игровые упражнения на профилактику дисграфических нарушений на примере звуков [б], [б'], [п], [п'] и букв Б, П....
Профилактика дисграфии у младших школьников
Дисграфия. Что это такое?Дисграфия и часто сопровождающая ее дислексия – это неспособность овладеть в должной мере письмом и чтением, несмотря на сохранный интеллект, физический слух и зрение. Р...
Коррекция и профилактика дисграфии у младших школьников.
Обучение грамоте – одна из важнейших задач начальной школы. Успешное усвоение ребёнком навыков письма в начальной школе служит залогом эффективности всего дальнейшего обучени...