Структурно-содержательная характеристика этапов обследования
методическая разработка по логопедии на тему

Якимович Инна Валериевна

 В данной методической разработке подробно рассматриваются этапы и разделы этапов обследования речи ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Структурно-содержательная характеристика этапов обследования

учитель-логопед  ГБУ ДО ЦППМС «Доверие»

высшей квалификационной категории

Якимович Инна Валериевна

Подготовительный этап:

-отбор материала для обследования по каждому разделу :

выбор заданий, определение последовательности их предъявления; подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнестических данных.

Этап обследования:

Организационный момент; вступительная беседа, определяющая мотивацию деятельности ребёнка в период обследования; предъявление заданий; фиксация результатов обследования.

Этап анализа и оценки полученных материалов обследования.

Определение параметров анализа данного обследования.

Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам.

Качественная и количественная оценка результатов обследования.

Этап формулирования выводов по результатам проведённого обследования.

Заполнение речевой карты по результатам анализа материалов обследования и с учётом выводов.

Обследование   ребёнка проводится  по разделам:

-звукопроизношение

-фонематическое восприятие

-интонационное восприятие

-ритмико-интонационное оформление высказывания

-слоговая структура слова

-словарь

-словообразование

-грамматический строй

-связная речь

Исследование состояния звукопроизношения:

Определение характера нарушения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).

Исследование фонематических функций.

Исследование способности к фонематическому анализу и синтезу :

- выделение ударного гласного в начале слова,

- выделение звука на фоне слова,

- определение первого, последнего звука в слове,

- определение последовательности и количества звуков в слове;

- определение звуковой структуры слова в умственном плане;

- составление  слова из последовательно данных звуков.

Исследование фонематического восприятия.

- слухо-произносительной дифференциации звуков, не смешиваемых в произношении;

- …смешиваемых в произношении

Параметры: возможность слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.

Исследование интонационного восприятия, ритмико-интонационного оформления высказывания.

Параметры исследования:

- темп  :   нормальный, замедленный, очень быстрый;    

- ритм :    нормальный, дисритмия;

- употребление ударений (словесного, логического);

- употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);

- особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затихающий и т.д.);

- высота (высокий, низкий);

- тембр;

- употребление основных видов интонации, их оттенков;

- выразительность речи  (нормальная, маловыразительная, монотонная)

Исследование слоговой структуры слова.

Произнесение ребёнком слов различной слоговой структуры :

- со стечением согласных в начале, середине и конце слова;

- многосложных слов;

- слов, состоящих из сходных звуков

             Самостоятельное и отражённое произнесение.

Исследование грамматического строя речи.

- исследование состояния словоизменения;

-исследование способности ребёнка употреблять существительные в косвенных падежах ед.ч. без предлогов; употреблять предложно-падежные конструкции;

- исследование способности ребёнка употреблять формы мн.ч имён существительных;

- исследование способности согласовывать в роде прилагательные с существительными ед.ч.;

- исследование способности согласовывать  числительные 2 и 5  с существительными;

- исследование состояния словообразования;

- исследование способности образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, названия детёнышей животных, вместилища чего-либо, названий профессий людей;

- исследование способности образовывать качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительного;

- исследование способности образовывать приставочные глаголы;

- исследование способности образовывать глаголы совершенного вида.

Исследование словарного запаса.

Исследование объёма активного словарного состава и точности употребления слов.                         Параметры:

-соответствие объёма словаря возрастной норме;

-состояние активного словаря:  звукоподражание, наличие существительных, прилагательных, глаголов, местоимений и др;

- точность употребления слов.

Исследование связной речи в процессе пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельного рассказа.

Параметры оценки: особенности смыслового содержания (внутреннего плана), особенности языкового оформления (внешнего плана) связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)

Материал представлен в виде таблицы.В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.С по...

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе

Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения

Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения...

Занятие 5. Конспект занятия " Обследование ребенка 7-11 лет. II этап"

Конспект занятия. Обследование ребенка 7-11 лет...

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)

Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)...