Структурно-содержательная характеристика этапов обследования
методическая разработка по логопедии на тему
В данной методической разработке подробно рассматриваются этапы и разделы этапов обследования речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strukturno-soderzhatelnaya_harakteristika_etapov_obsledovaniya.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Структурно-содержательная характеристика этапов обследования
учитель-логопед ГБУ ДО ЦППМС «Доверие»
высшей квалификационной категории
Якимович Инна Валериевна
Подготовительный этап:
-отбор материала для обследования по каждому разделу :
выбор заданий, определение последовательности их предъявления; подготовка протоколов обследования; формулировка инструкций к заданиям, предварительный сбор анамнестических данных.
Этап обследования:
Организационный момент; вступительная беседа, определяющая мотивацию деятельности ребёнка в период обследования; предъявление заданий; фиксация результатов обследования.
Этап анализа и оценки полученных материалов обследования.
Определение параметров анализа данного обследования.
Осуществление процедуры анализа по установленным параметрам.
Качественная и количественная оценка результатов обследования.
Этап формулирования выводов по результатам проведённого обследования.
Заполнение речевой карты по результатам анализа материалов обследования и с учётом выводов.
Обследование ребёнка проводится по разделам:
-звукопроизношение
-фонематическое восприятие
-интонационное восприятие
-ритмико-интонационное оформление высказывания
-слоговая структура слова
-словарь
-словообразование
-грамматический строй
-связная речь
Исследование состояния звукопроизношения:
Определение характера нарушения гласных и согласных звуков (отсутствие, замена на другие звуки; искажённое произношение, назализованность ротовых и неназализованность носовых звуков) в различных условиях произношения (изолированно; в слогах открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах – в начале, в конце, в середине; во фразах).
Исследование фонематических функций.
Исследование способности к фонематическому анализу и синтезу :
- выделение ударного гласного в начале слова,
- выделение звука на фоне слова,
- определение первого, последнего звука в слове,
- определение последовательности и количества звуков в слове;
- определение звуковой структуры слова в умственном плане;
- составление слова из последовательно данных звуков.
Исследование фонематического восприятия.
- слухо-произносительной дифференциации звуков, не смешиваемых в произношении;
- …смешиваемых в произношении
Параметры: возможность слухо-произносительной дифференциации звуков, способность к осуществлению простых и сложных форм фонематического анализа и синтеза, уровень развития фонематических представлений.
Исследование интонационного восприятия, ритмико-интонационного оформления высказывания.
Параметры исследования:
- темп : нормальный, замедленный, очень быстрый;
- ритм : нормальный, дисритмия;
- употребление ударений (словесного, логического);
- употребление пауз в потоке речи (нормальное, излишне частое, излишне редкое);
- особенности голоса: сила (слишком громкий, очень тихий, затихающий и т.д.);
- высота (высокий, низкий);
- тембр;
- употребление основных видов интонации, их оттенков;
- выразительность речи (нормальная, маловыразительная, монотонная)
Исследование слоговой структуры слова.
Произнесение ребёнком слов различной слоговой структуры :
- со стечением согласных в начале, середине и конце слова;
- многосложных слов;
- слов, состоящих из сходных звуков
Самостоятельное и отражённое произнесение.
Исследование грамматического строя речи.
- исследование состояния словоизменения;
-исследование способности ребёнка употреблять существительные в косвенных падежах ед.ч. без предлогов; употреблять предложно-падежные конструкции;
- исследование способности ребёнка употреблять формы мн.ч имён существительных;
- исследование способности согласовывать в роде прилагательные с существительными ед.ч.;
- исследование способности согласовывать числительные 2 и 5 с существительными;
- исследование состояния словообразования;
- исследование способности образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, названия детёнышей животных, вместилища чего-либо, названий профессий людей;
- исследование способности образовывать качественные, относительные и притяжательные прилагательные от существительного;
- исследование способности образовывать приставочные глаголы;
- исследование способности образовывать глаголы совершенного вида.
Исследование словарного запаса.
Исследование объёма активного словарного состава и точности употребления слов. Параметры:
-соответствие объёма словаря возрастной норме;
-состояние активного словаря: звукоподражание, наличие существительных, прилагательных, глаголов, местоимений и др;
- точность употребления слов.
Исследование связной речи в процессе пересказа, рассказа по серии сюжетных картинок, по сюжетной картинке, самостоятельного рассказа.
Параметры оценки: особенности смыслового содержания (внутреннего плана), особенности языкового оформления (внешнего плана) связной речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Перспективная начальная школа»
Характеристика УУД...
Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)
Материал представлен в виде таблицы.В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.С по...
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе
Характеристика личностных и метапредметных результатов образовательного процесса на разных этапах обучения в начальной школе...
Характеристика результатов формирования универсальных учебных действий на разных этапах обучения по УМК «Перспектива» в начальной школе
Характеристика включает УУД для 1-4 классов по программе "Перспектива"....
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения
Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения...
Занятие 5. Конспект занятия " Обследование ребенка 7-11 лет. II этап"
Конспект занятия. Обследование ребенка 7-11 лет...
Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)
Речевая карта.Общая характеристика речи (обследование проводится по «Альбому для логопеда» Иншакова О.Б.)...