Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)
методическая разработка по теме

Сергеева Светлана Александровна

Материал представлен в виде таблицы.

В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.

С помощью данной сравнительной характеристики можно рекомендовать образовательный маршрут для ребёнка и целесообразность дополнительной (коррекционной) помощи ребёнку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сравнительная характеристика способностей нормально развивающихся детей и детей с ЗПР (по результатам педагогического обследования дошкольников 6-7 лет)

Этапы обследования

Нормально развивающиеся дети

Дети с ЗПР

I. Обследование познавательной деятельности:

- сформированность временных и пространственных представлений

Знают времена года и их признаки; месяцы по сезонам распределяют; дни недели, «до», «после» называют; стороны право-лево на себе и собеседнике определяют.

Знают времена года и их признаки; месяцы перечисляют, по сезонам распределяют с помощью; дни недели перечисляют механически, «до» и «после» чаще путают; стороны право-лево на себе показывают, на собеседнике часто зеркально.

- сформированность обобщающих понятий

Обобщающие понятия по всем лексическим  темам подготовительной группы сформированы.

Обобщающие понятия сформированы недостаточно.

- выделение 4-го «лишнего» предмета

Выделяют 4-й «лишний» предмет по главным признакам.

Чаще выделяют 4-й «лишний» предмет на основе обобщающих понятий, по главным и второстепенным признакам.

- нахождение различий и сходства в операциях сравнения

Сходства и различия устанавливают по главным признакам.

Нередко сходства и различия определяют по второстепенным признакам; помощь принимают, главные признаки выделяют с помощью.

- понимание переносного смысла метафор

Метафоры трактуют верно.

Метафоры часто трактуют конкретно.

- установление логичной последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок

Серию из 3-х – 4-х сюжетных картинок раскладывают логически верно, причинно-следственные связи устанавливают.

Серию из 3-х – 4-х сюжетных картинок раскладывают с уточняющей помощью, рассказ составляют с помощью наводящих вопросов.

II. Обследование знаний, умений и навыков по образовательной программе детского учреждения:

1. Математика

- знание последовательности чисел натурального ряда (в прямом и обратном порядке)

Знают последовательность чисел первого десятка в прямом и обратном порядке.

Называют последовательно числа в прямом порядке; в обратном – с помощью.

- сформированность вычислительных навыков типа «а +/- 1;2» в пределах 10

Считают отвлечённо.

Считают отвлечённо и с опорой на конкретный материал.

- определение места числа в числовом ряду, знание «соседей» числа

Место числа в числовом ряду определяют, «соседей» числа называют.

Место числа в числовом ряду определяют с помощью.

- умение решать простые задачи

Понимают и решают простые задачи прямые и обратные.

Решают простые задачи-действия, при решении обратных задач нуждаются в помощи.

- сформированность сенсорных эталонов

Знают основные цвета и оттенки; знают геометрические формы; сравнивают по цвету, форме, величине.

Основные цвета и геометрические формы знают.

- знание цифр

Цифры знают, соотносят с количеством предметов.

При пересчёте предметов итоговое число называют не всегда правильно, цифры знают не все.

2. Чтение

Знают буквы, сливают в слоги; возможно прочтение короткого текста. Смысл прочитанного понимают; пересказом владеют.

Буквы знают частично; слогослияние затруднено; понимание прочитанного (или прослушанного) с опорой на иллюстрацию; пересказ с помощью наводящих вопросов.

3. Русский язык

Под диктовку печатными буквами слова, простые фразы.

Фонематический анализ и синтез сформированы.

Отдельные печатные буквы, слоги, слова;

фонематический анализ и синтез в стадии формирования.

В процессе обследования специалист наблюдает за поведением ребёнка, за сформированностью учебной мотивации, эмоционально-волевой зрелостью, за его обучаемостью.

С помощью данной сравнительной характеристики можно рекомендовать образовательный маршрут для ребёнка и целесообразность дополнительной (коррекционной) помощи ребёнку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВКР на первую категорию Методики психолого-педагогического обследования старших дошкольников

Общие подходы  и требования к определению процедуры и содержания психолого-педагогического обследования детей старшего дошкольного возраста. Методики психолого-педагогического обследования старш...

"Педагогическое обследование слуха у дошкольников"

Выступление на методическом объединении педагогов Кировского р-на СПб  15 февраля 2012 года. Материал представляет описание педагогической методики обследования слуха у разных категорий детей,а ...

Выступление на школьном педагогическом совете: «Наша новая школа»по теме: «Сравнительная характеристика образовательных моделей: традиционного и современного уроков».

Самое страшное в школе – это ничего не делать шесть уроков подряд в течении 11 лет, просто тихо сидеть и что-то фиксировать. Такие ученики не умеют работать, а могут только брать (или отнимать)....

Психофизиологические особенности современных дошкольников и младших школьников (сравнительная характеристика).

Происходящий на наших глазах  глобальный процесс формирования новой высокоавтоматизированной информационной среды общества создает беспрецендентные возможности для развития человека, для эффектив...

Агрессия детей подросткового возраста: нормально развивающихся и умственно отсталых.

Подростковый возраст - один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность (с 12 до 18 лет), он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь индив...

Сравнительная характеристика образовательных программ по валеологии и по физической культуре с элементами валеологии для дошкольников

Валеологический подход к процессу обучения состоит в том, чтобы найти возможности улучшения физического, социального и психического здоровья детей еще до того, как они заболеют. Необходимо не только о...

«Сравнительный анализ результатов исследования готовности дошкольников и первоклассников к обучению в школе в 2022/2023 учебном году»

Трудности первоклассников:üнедостаточный уровень концентрации внимания, самоконтроля, уравновешенности поведенияü эмоциональная нестабильность, агрессия;ü недостаточная сформированность зрительно-мото...