Методическая разработка «Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза»
учебно-методический материал по логопедии (2, 3 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
upr.zvukobukvennyy_analiz.docx | 41.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза
С первых дней своей жизни ребёнок реагирует на различные звуки. Через звуки он познает мир, в который пришел. Начинают формироваться первые фонематические представления. Постепенно ребенок начинает воспроизводить звуки, короткие слова. Запускается процесс развития речи ребёнка, который зависит от многих факторов.
Известно, что у детей с нарушениями речи в первую очередь страдает фонематическое восприятие и звукопроизношение, а это в свою очередь негативно сказывается на формировании навыков звукового анализа и синтеза. У младших школьников, как следствие, это является причиной дисграфии и дислексии. Поэтому развитие звукобуквенного анализа и синтеза является первоочередной задачей для дошкольников и младших школьников.
В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
В коррекционной работе учитель-логопед использует упражнения для формирования навыков звукового анализа и синтеза младших школьников, задачей которых является уточнение понятий «слово, звук». Однако эта работа может и должна продолжаться в домашних условиях. Русская поговорка «Дома и стены помогают» еще раз подтверждает важность внутрисемейного обучения в интересной игровой форме.
Для того, чтобы такие занятия были эффективными и приводили к хорошим результатам былт разработаны эти занимательные упражнения. Выполняйте их вместе с ребенком в доброжелательной уютной обстановке вашего дома, отмечайте успехи, хвалите. Общение с родителями, занятие общим делом послужат для вашего ребенка хорошей мотивацией к обучению.
1 упражнение: «Буква-цифра»
Ребенок при помощи ключа (алфавит с пронумерованными буквами) должен найти цифру, которой соответствует буква, заменить цифры буквами, прочитать слово, написать его, поставить ударение. Упражнение можно усложнить, попросив ребенка зашифровать для родителей слова самостоятельно.
Примеры 12,16,13,6,25,12,16 6,13,30 К О Л Е Ч К О Е Л Ь Ключ: | ||
Зашифрованные слова:
14,1,12; 15,16,19; 5,16,14; 13,6,19; 12,10,20; 7,8; 14,33,25; 17,7,19;
2,1,13; 14,10,18; 14,1,14,1; 13,10,17,1; 25,1,27,1; 18,21,12,1; 12,10,15,16;
33,26,10,12; 2,16,13,30; 27,21,12,1; 12,1,19,12,1; 14,6,13,16,12; 25,1,26,12,1;
31,20,1,8,10; 19,20,16,13,29; 13,10,14,16,15; 14,16,13,16,12,16; 4,1,18,1,8,10;
3,16,13,16,19,29; 24,1,18,10,24,1; 33,12,16,18,31; 11,16,5; 19,1,18,1,22,1,15;
4,16,18,16,5,16,12; 22,21,20,2,16,13; 26,10,26,12,1; 12,13,32,12,3,1; 2,6,4;
14,16,13,16.12,16; 17,16,13,16,19,1; 9,6,18,12,1,13,16; 20,18,16,17,10,15,12,1;
13,21,15,1; 12,18,16,12,16.5,10,13; 9,16,13,16,20,16; 14,1,13,10,15,1;
2,16,6,24; 19,20,1,18,10,12.
2 упражнение: «Зачеркните лишние буквы»
Предложите ребенку найти в группе букв одно или два слова, лишние буквы нужно зачеркнуть, слова записать и разбить на слоги.
Пример: СЕВ/Р/НЕБО – СЕВ, НЕ/БО
МТРИСО, БОЮЛАД, МЕКОЗАЖ, ЧИСТУЛОЗ, ПФОКНОИМ, МГАМАК,
РКУКУШКАСИ, ПСОКР,ПЕМЕЛОКСА, ПРЕДАНК, КСТУЛАЖ, МОРЕКС,
АФРУКТОК, ТОГОНЬК, КРЯБИНАТ, ВЕДВЕРЬЯ, КРНАСОСТ, ТОВЁС,
АСКОЛОСОКИН, ЛЯБЕДАК, КОВОРОНТО, ОКОСМОСЯ, ФКОМНАТАТ,
СПОМИДОРТИ, ТУЧЕНИКС, СПАССАЖИРК, ТКОРОВАС, НУСЕВЕРТ,
ПРЮТОЧКАНС, СИПАРТАК, НЁСОЛОМЧА, ИВКАПУСТАН, ИЛИСАР
3 упражнение: «Догадайся кто?»
В этих словах перепутаны местами буквы, ребенок должен переставить буквы так, чтобы получилось имя сказочного героя, а потом записать слово в тетрадь и подчеркнуть ударный слог.
Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА
ОГУРЧАСНЕК, НОВОДЯЙ, МОВОЙДЮЧКА, ЛОСБЕЖЕНКА, ШКАЛОЗУ,
ШУНАЛЁКА, СНОКРАЛ, ЧАКОПЯТ, СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ,
ТРОМАСНИК, МОВОДОЙ.
4 упражнение: «Переставь букву»
Ребенок должен переставить первую букву в нужное место и прочитать получившееся слово, записать его, выделить красным цветом гласные.
Пример: АРЕБЯТ – РЕБЯТА
БКОРО, КМОЛОТО, ЕВЕСЛО, РТУБА, РПУЖИНА, АМАСК, АРЫБ,
ВМЕДЕДЬ, ДОГОРО, СКОСМО, ЙДЕЖУРНЫ, СКЛАС, БУЧЕНИК, ЗАРБУ,
НМАЛИА, ТЧЕВЕРГ, АЛОПАТ, ДГОРО, ЯДЕРЕВН, ТЛЕСНИЦА, ЦЗАЯ.
5 упражнение: «Переставь слоги – прочитай слово»
В этом упражнении нужно переставить слоги так, чтобы получилось слово. Прочитать, записать, выделить синим цветом согласные.
Пример: ША-КА – КА-ША, БА-КА-БУШ – БА-БУШ-КА;
КИ-ОЧ, ГИ-НО, КА-БУЛ, ЯБ-КО-ЛО, МО-КО-ЛО, СКА-КА-МЕЙ, СЕЛЬ-КИ,
РОЗ-МО, КА-РЕЧ, ШОК-МЕ, СО-КА-РО, ВА-ЛЁК-СИ, РЕ-МО, ТЕ-ФОН-ЛЕ,
КА-ЩУ, Е-ХА-ЖИ, ТЯ-ТЁ, ЛИ-ЦА-СИ, ВО-БЕЙ-РО, КА-РУЧ, РАДЬ-ТЕТ,
У-ЦА-ЛИ, ЛИ-КА-НЕЙ, ВО-СЫ-ЛО, Я-ДА-ГО, ЦО-ЯЙ, КРА-ВА-ПИ, ЛО-СЕ.
6 упражнение: «Найди пять слов»
Среди букв ребенок должен найти пять слов. Прочитать, записать, выделить зеленым цветом мягкие согласные в словах.
1) ПРДЕНЬЗОКЛКАПЕЛЬСОЯФДЯКОРЬМТЗРГВОЗДЬТВМЫСОЛЬМКФШ
2) ЗЩБАНЬКАГРМОФДОЛЬКАЧКОГАЛЬКАЗШТЬБПОЛЬКАЮТПУЛЬКАГ
3) МОЗЛИСТЬЯКОГРОЗДЬЯБИВЬЮГАМТЕДЕРЕВЬЯСТЕМУЛЬИЗЭХЯ
7 упражнение: «Ребусы»
Объясните ребенку правили разгадывания ребусов: запятая, поставленная в начале слова означает, что первую букву нужно убрать, запятая в конце слова – последнюю букву нужно убрать, взятая в скобки буква не читается. Если стоит знак + , то слова сливаются в одно слово. Получившиеся слова нужно записать и подчеркнуть все звонкие согласные.
Пример: , , ПИРОГИ , - РОГ; З(А)РЯ – ЗРЯ; КОЛБА+С(К)АЗКА , , , – КОЛБАСА
1) , , БАРАК 2) БУ(Л)КА 3) , , РЕБУСЫ 4) ГАЛ(Ь)КА 5) НОСОК , ,
6) СЕ(Д)ЛО 7) ЛИС , + , , ЯЙЦО 8) СОР , + , , ИЗБА + , , РУКА 9) С(Л)ОВА
10) ВЕ(Е)Р + Т(ЕЛ)О +, , ЛЁТ 11) Б(Л)ИН , + ЛЕТО , 12) С(Т)О + РОГ , + К(УР)А
8 упражнение: «Слова-перевёртыши»
Слова нужно читать с конца. Ребенок произносит слово, записывает и делает фонетический разбор.
Пример: КИДАС - САДИК;
СЁВО, КИТСАЛ, ЬЛЕФТРОП, НИЗАГАМ, ИЩОВО, КЫЗЯ, ЫНОМИЛ, ШАДНАРАК,
АСОЛОП, ЦЕРОВКС, ОКОЛОМ, ДОРОГО, АТСУПАК, ГУРД, ЦЕРУГО, АКЗАКУ,
ДЕПИСОЛЕВ, АТОББУС, ЛАТРАВК, АКШУГЯЛ, АВАРТ, ЦЕДОЛОМ, АДОГЯ,
ИЛФАВ, ЫВЬЛ, ИКШИШ, СУБОТВА, АНИЗРОК, АДУСОП, ИГОПАС, АКЬЛИК.
План фонетического разбора
- Поставьте ударение.
- Разделите слово на слоги. Сосчитайте и запишите их количество.
- Выпишите все буквы этого слова в столбик одну под другой. Сосчитайте и запишите их количество.
- Напишите справа от каждой буквы, в квадратных скобках, звук, который эта буква обозначает.
- Опишите звуки:
- Гласный, ударный или безударный.
- Согласный, глухой или звонкий, парный или непарный; твёрдый или мягкий, парный или непарный.
- Сосчитайте и запишите количество звуков.
Ключ к упражнению
Примеры ОКЧЕЛОК - КОЛЕЧКО ко|леч|ко — 3 слога, 7 б., 7 зв. | ||
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Е | [э] | глас, удар. |
Ч | [ч’] | согл., глух., мягк. |
К | [к] | согл., глух., тв. |
О | [а] | глас, безудар. |
ЬЛЕ - ЕЛЬ ель — 1 слог, 3 б. 3 зв. | ||
Е | [й’] | согл., звон., мягк. |
[э] | глас, удар. | |
Л | [л’] | согл., звон., мягк. |
Ь | [-] | не обозначает звука, обозначает мягкость предыдущего согласного звука Л |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...
Методическая разработка презентации: "Развитие слогового анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие слогового анализа и синтеза"...
Методическая разработка презентации: "Развитие фонематического анализа и синтеза"
Презентация по теме: "Развитие фонематического анализа и синтеза"...
Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).
Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда , позволяющие развивать и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...
Методическая разработка по логопедии на тему: Развитие слогового анализа и синтеза на уровне слова (из серии "Птицы Петербурга")
Данная методическая разработка представлена в форме конспекта логопедического занятия. Адресована учителям - логопедам. Речевой материал, предложенный к разработке, ориентирован на учащихся второго кл...
Упражнения по развитию звукобуквеного анализа и синтеза (рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)
Рекомендации родителям и педагогам по развитию навыков звукового, слогового анализа и синтеза для преодоления и предупреждения ошибок звукового анализа и синтеза на письме(пропуски букв, перестановки ...
Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна...