Занимательные упражнения,способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза
статья по логопедии
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnye_uprazhneniyasposobstvuyushchie_formirovaniyu_zvukobukvennogo_analiza_isinteza.docx | 197.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Занимательные упражнения, способствующие формированию звукобуквенного анализа и синтеза.
Формирование навыков звукобуквенного анализа и синтеза – первая ступень обучения грамоте, которую предстоит перешагнуть обучающемуся. Учебная деятельность младших школьников наиболее продуктивна в том случае, когда осуществляется в форме игры с чередованием различных видов работ и соревновательных моментов.
В период обучения ребёнка чтению первоначально происходит звуковой анализ устной речи: мысленное расчленение слова на его составляющие (звуки), установление их количества и последовательность. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, а уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Прочитать слово — значит синтезировать сочетания отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, так, чтобы они составили реальное, «живое» слово. Таким образом, полноценный синтез возможен только на основе анализа звуковой структуры слов. Звуковой анализ и синтез базируется на устойчивом фонематическом восприятии. А причиной дисграфии и дислексии является несовершенство фонематического восприятия и, как следствие, несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие формированию навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Самое щадящее, комфортное обучение детей – это обучение в игре. С удовольствием участвуют в обучающей игре все, даже робкие дети.
1.Игра «Веселый дождик» (Слайд 2)
1.Назвать буквы.
2.Обвести в кружок гласные.
3.Расставить цифры под буквами так, чтобы сложилось слова: кивал, слива, ослик, косит, носки, стоит, оставил, листок.
2. Игра «Прочитай по первым звукам» (Слайд 3)
Прочитать по первым звукам названий картинок составить и записать слово.
(шар, снег, зима, гном, река, якорь)
3. Игра «Зачеркните цифру» (Слайд 4)
1.Обучающиеся вначале называют, что изображено на картинках, затем определяют место в слове звука и зачеркивают цифру, соответствующую месту буквы в названии картинки.
2. Зачеркнуть цифру, показывающую количество букв в названии картинки.
4. Игра «Гласная потерялась» (Слайд 5)
1.Вставьте гласные буквы, чтобы получились разные слова. (род, рад, ряды; бак, бок, быки; дом, дым, дума)
2.Прочитать слова, вставить пропущенные гласные. Найти лишнее слово в каждом столбике.
р _ б _ шка в _ ногр _ д к _ к _шк _
в _ ленк _ к _ п _ ста с _ лов _й
ф _ тб _ лка петр _ шк _ с _ н _ ца
5. Игра «Согласная потерялась» (Слайд 6)
Вставьте согласные буквы, чтобы получились разные слова. (мак, мат, май; сок, ток, рок; роза, роса, рота; маска, каска, ласка)
Прочитать слова. Вставить пропущенные согласные.
т _ ава го _ ка свё _ ла с _ акан ка _ тон
з _ уки бу _ка гре _ ка п _ аток ка _ тан
б _ ови ку _ ты бро _ ка г _ афин ба _ кон
6. Игра «Вставка букв в слова»
Известный вид заданий, позволяющий решать целый ряд коррекционно-развивающих задач (Слайд 7)
В первом задании обучающиеся вписывают пропущенные буквы и читают новые слова.
(птица, рыба, зверь)
Во втором – вставь букву А. Назови слова, в которых буква А повторяется только один раз.
(аист, мальчик)
7. Игра «Убери из каждого слова по одной букве.» (Слайд 8)
В этом задании нужно убрать из каждого слова по одной букве и написать слова, которые получились. (усы, сон, коса, дочка, рот, шар, лень, роза, каска, стол, очки, кран)
8. Игра «Зачеркни букву» (Слайд 9) В первом задании нужно зачеркнуть букву, которой нет в названии картинки и записать слова. Во втором задании
9. Игра «Какой буквы не хватает?» (Слайд 10)
Какой буквы не хватает, чтобы составить слово - название картинки? (башня –н, корова-о, глобус-у, автобус-о)
10. Игра «Добавь в слово букву» (Слайд 11)
1. Нужно добавить в слово заданную букву, чтобы получилось новое слово.
река (п) стол (в) свет (о) ученик (б)
кот (р) слон (к) вход (ы) дворик (н)
зал (в) кони (р) гость (р) кассы (л)
рад (г) соня (т) шесть (р) срок (ы)
2. Игра «Образуй новое слово»
Следует образовать новое слово, убирая одну букву из данного слова
Из начала слова Из середины слова Из конца слова
мрак __________ крошка __________ рыбак __________
гроза __________ проезд ___________ банка ___________
марка _________ мысли ___________ пенал ___________
11. Игра «Замени подчёркнутую букву на другую» (Слайд 12)
Заменить подчёркнутую букву на другую, чтобы получилось новое слово.
горки (н) перец(с) чихать (т) позвал(р)
хобот(р) заход(в) больной (ш) метель(б)
печка(р) мышка (п) халат (с) повар (ж)
печка(н) мышка (о) танец (р) мешок(л)
Игра «Соедини слова с подходящими схемами»
Соединить слова каждого столбика с подходящими схемами.
Найди лишнее слово в каждом столбике.
АИСТ ○○○○ РУЧКА ○○○○○
ЛИСА ○○○ МАРКА ○○○○○
ВОЛК ○○○○ ПЕНАЛ ○○○○○
РЫСЬ ○○○○ КНИГА ○○○○○
12. Игра «Работа со словами-перевёртышами»(Слайд 13)
Прочитать слова справа налево. Записать слова, которые получились.
ЛАЗ - …зал
ШАЛАШ - …шалаш
НОС - …сон
МИР - …Рим
ГОД - …дог
КОТ - …ток
Игра «Догадайся кто?»
В этих словах перепутаны местами буквы, ребенок должен переставить буквы так, чтобы получилось имя сказочного героя, а потом записать слово в тетрадь и подчеркнуть ударный слог. Пример: САЛОРУЧКА – РУСАЛОЧКА
НОВОДЯЙ, МОВОЙДЮЧКА, ЛОСБЕЖЕНКА, ШКАЛОЗУ, ШУНАЛЁКА ЧАКОПЯТ, СТАШИРАЛ, БУКАШРАЧЕ, МОВОДОЙ.
(Водяной, Дюймовочка, Белоснежка, Золушка, Алёнушка, Пятачок, Страшила, Чебурашка, Домовой)
13. Игра «Буква-цифра» (Слайд 14)
Ребенок при помощи ключа (алфавит с пронумерованными буквами) должен найти цифру, которой соответствует буква, заменить цифры буквами, прочитать слово, написать его, поставить ударение.
Примеры 12,16,13,6,25,12,16 6,13,30 К О Л Е Ч К О Е Л Ь |
Зашифрованные слова:
14,1,12; 15,16,19; 5,16,14; 13,6,19; 12,10,20; 7,8; 14,33,25; 17,7,19;
2,1,13; 14,10,18; 14,1,14,1; 13,10,17,1; 25,1,27,1; 18,21,12,1; 12,10,15,16.
(Мак, нос, дом, лес, кит, ёж, мяч, пёс, бал, мир, мама, липа, чаща, рука, кино).
14. Игра «Цепочки слов» (Слайд 15)
Какие слова спрятались в цепочках? Написать слова, которые получились.
15. Игра «Замени букву в слове» (Слайд 16)
Прочитать предложения. Исправить смысловые ошибки. Какую букву нужно заменить в подчёркнутом слове?
Посадил дед кепку. (р) Какая свежая белка!(у)
На небе полная лужа. (н) Поджарь на завтрак грелки.(н)
Займи своё тесто. (м) Мы собирали сонные фрукты. (ч)
На логопедических занятиях я использую различные многофункциональные игровые методы и приёмы, способствующие не только формированию навыков звукобуквенного анализа и синтеза, но и развивающие познавательную деятельность обучающихся, а также стимулирующие познавательный интерес и повышающие речевую активность детей.
Следует отметить, что представленные мною игровые приёмы, наглядный дидактический материал могут с успехом использоваться учителями на уроках чтения и письма в качестве средств формирования звукобуквенного анализа и синтеза.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...
Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).
Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда , позволяющие развивать и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции п...
Звукобуквенный анализ и синтез слова
Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букв...
Методическая разработка «Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза»
Цель этого материала заключается в том, чтобы предложить родителям детей страдающих дисграфией на почве нарушения звукобуквенного анализа и синтеза присоединиться к коррекционной работе учителя-л...
Звукобуквенный анализ и синтез слов.
Виды работ по звукобуквенному анализу и синтезу слов в игровой форме....
Открытое логопедическое занятие на тему: «Звукобуквенный анализ и синтез слов» 1 класс
Лексическая тема: ВеснаЦель: закрепление навыка звукового анализа и синтеза.Задачи:Коррекционные:1. Закреплять навыки звукового анализа и синтеза.2. Определять место звуков и букв в словах.3. Закрепля...