Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).
методическая разработка по логопедии (2, 3 класс) на тему
Данный материал содержит эффективные практические виды упражнений, подобранные в системе работы логопеда , позволяющие развивать и совершенствовать навыки анализа и синтеза для коррекции письма у учащихся 2-3 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alennikova_s.v._metodicheskie_rekomendatsii_po_razvitiyu_bukvennogo_analiza_slova.docx | 16.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Аленникова С.В. Методические рекомендации по развитию у учащихся звукобуквенного анализа и синтеза (из опыта работы).
1. Работа начинается с использования образов целых слов. Рассматриваются слова, отличающиеся 1-2 буквами. Задания предполагают зрительную работу.
« Буква – смыслоразличитель».
Какой буквой отличаются слова: «ЛУЖИ-УЖИ, БОЧКИ-ОЧКИ, МАРКА-АРКА….»?
Какие две буквы различают слова по смыслу: «ДВЕРИ-ЗВЕРИ, МАРТ-МАРШ…….»?
В чём состоит различие слов: «СТОЛ-СТО, ШАРФ-ШАР, СТОП-СТО…..?
Игра: «Одна буква из слова – МАРШ!»
РАКИ – И =
СЛОН – Л =
Далее делается вывод о том, что буква может изменить смысл любого слова, как гласная, так и согласная: С____Н, С___Н (Ы, О), Б____Р, Б____Р ( О, А)…..
_____АС- _______АС ( Н, В), _______ОЛЬ- _______ОЛЬ - ______ОЛЬ (Б, М, С).
Затем учащимся можно предложить потренироваться в самостоятельном придумывании новых слов, убирая или вставляя любые буквы так, чтобы слова имели смысл ( карточка по добавлению или изменению букв в начале, конце и середине слов).
Или изменить порядок букв в словах, путём чтения их справа-налево: НОС, ДАР, МОР, КОТ, КИТ, СЕЛ…..
2. Следующие виды заданий знакомят учащихся с буквенным составом слова в правильном порядке. Здесь упор делается на работу с цифровым рядом, так как в словах тоже буквы упорядочены. Перед детьми выставляют цифровой ряд от 1 до 9, более не надо, причём выставление происходит с одновременным проговариванием: « Сначала ставлю 1, потом-2, потом-3……». Логопед возвращается уже к выставленному ряду цифр и напоминает как осуществляется порядок цифр, используя слова: « Какую цифру я ставила раньше 3 или 4, 6 или 7 и т.д.?». Учеников надо спрашивать, почему так, а не иначе? Тоже с использованием слов : «Какая цифра поставлена позже, почему?». Это даёт логопеду понять, ориентируются дети в порядке или нет. Далее логопед использует слова: « впереди цифры, позади, после неё, перед ней, соседи цифры».
Следующий вид работы – это зрительный анализ слова с использованием цифрового ряда.
Ученики раскладывают раздаточные ц. ряды в соответствие с образцом на доске и работают с карточками целых слов из 4-5-6-7 букв (КИНО, КОТЫ, РУЧКА, ПЕСНИ, МОЛОКО, СОРОКА, КАБЛУК, САМОКАТ…..) и кассами букв из этих же слов. Необходимо распределить буквы из касс под цифрами по порядку , смотря на своё слово на карточке. Даётся понятие, что все буквы идут в слове по порядку. Затем, так же выкладывая буквы под цифрами, детей просят найти общее количество букв в слове, потом – найти номер заданной буквы (Л в слове ствол) и выдвинуть его вверх. Можно найти букву с определённым номером (в слове груша – 4 букву)…. Следующие задания развивают умение зрительно анализировать слова. Например:
«Поставь буквы с номерами по порядку под цифрами в ряду. У, Н, И, Ч, Е, К…1-у, 2-ч, 3-е, 4-н, 5- и, 6-к».
«Проговори слово по буквам по цифровому ряду: д-в-о-р….»( зрительно по карточке со словом ДВОР).
«Собери слово, выделяя из другого каждый раз только 1 букву: Дата, Аня, Марка, Август – ДАМА» Тоже – 3,4,5,6 буквы из наборов заранее заготовленных слов.
Следующий этап заданий проводится зрительно с использованием карточек с целыми словами из 5 и 7 букв. Анализ слов по карточке.
« Угадай слово по описанию: В середине стоит буква К, после К – В, впереди К – У, впереди У – Б, после В – А, получится слово БУКВА». Такие задания лучше выполнять на листках в крупную клетку с обозначением середины слов точкой, чтобы дети знали, откуда начинать запись слова. После отработки зрительной, наступает час работы слуховой. Так же, используя листы в крупную клетку, дети на слух угадывают слова по описанию логопеда.
«Собери словечко» на слух, выделяя только первые звуки из слов, затем – только последние звуки( Квас, Он, Торт – КОТ; метР, окнО, киТ – РОТ).
3. Слуховая работа проводится и по работе с цифровым рядом:
- поиск общего количества звуков в слове;
- поиск буквы по её номеру (плот: 4-Т);
- поиск номера буквы (гном: О-3);
- какая буква после (кВас – А);
- какая буква впереди;
- проведи слово по лесенке вниз или вверх (см. образцы);
- потяни слово по стрелке вверх и вниз (см. образцы);
- полный сложный анализ слов: проводится зрительно и на слух, чтобы дети поняли смысл выполнения задания; логопед каждому ученику предлагает запомнить слово, и, держа его в уме, анализировать и записывать буквы по команде ( задумано слово «четверг», команды анализа этого слова записаны на спец. карточке: перед Т, после Т, после Р, перед Р, после Ч, перед В; читая эти команды, дети должны писать на них ответы: Е, В, Г, Е, Е, Т. Логопед проверяет ответы.
4. Следующий вид работы – деформированные или сломанные слова.
Начинать его следует только после закрепления полного и правильного анализа слов.
Работа проводится сначала зрительно, а потом устно:
- чтение слов наоборот (ЯНСЕП);
- запись с карточки слов наоборот;
- вставь букву, с которой слова будут одинаковыми (ЗОТ =ЗОНТ, КРУГ=КУГ..);
- аналитические лесенки слов: дети с опорой на другие буквы вставляют пропущенные;
. ВАС
К. АС
КВ . С
КВА .
- составь лесенку для друга: по карточке со словом, сначала из 4, потом из 5-6 букв, дети, со зрительной опорой, составляют лесенку из слов (на листках в клетку);
- уравняй слова: сначала из 4, потом из 6 букв (К.Н.=.И.О);
- помоги буквам: ДО + * * * = ДОЖДЬ;
- реши логопедические примеры: ХМЕ + Л – Х + ОК = МЕЛОК;
- разгадай ребусы (картинки);
- логопедические лото……
На этом заканчивается работа по анализу и синтезу слов, завершением её и успехом станут умения учащихся на слух анализировать слова любого звукобуквенного состава.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Автобус" Учебно-методическое пособие по развитию простых форм фонематического анализа и синтеза
Данное пособие предназначено для формирования и развития простых форм фонематического анализа и синтеза. пособие представлено в виде раздаточнгого материала формата А4. каждому учащемуся (или одн...
"Формирование звукобуквенного анализа и синтеза в процессе обучения грамоте обучающихся 1 класса специальной (коррекционной)общеобразовательной школы VIII вида"
В работе раскрыты теоретические проблемы готовности к обучению грамоте детей с интеллектуальной недостаточностью. А также представлены методические рекомендации по формированию звукобуквенного анализа...
Профилактика дисграфии в 1-м классе. Развитие звукобуквенного анализа и синтеза.
логопедическое занятие с группой 1 класса (ФФНР, ФНР)...
Звукобуквенный анализ и синтез слова
Для того чтобы написать слово, ребёнок должен проделать несколько операций: разложить слово на звуки, установить их порядок, соотнести каждый звук с буквой. Для чтения, наоборот, соотнести каждую букв...
Методическая разработка «Занимательные упражнения, направленные на развитие звукобуквенного анализа и синтеза»
Цель этого материала заключается в том, чтобы предложить родителям детей страдающих дисграфией на почве нарушения звукобуквенного анализа и синтеза присоединиться к коррекционной работе учителя-л...
Упражнения по развитию звукобуквеного анализа и синтеза (рекомендации для родителей учащихся 1-2 классов)
Рекомендации родителям и педагогам по развитию навыков звукового, слогового анализа и синтеза для преодоления и предупреждения ошибок звукового анализа и синтеза на письме(пропуски букв, перестановки ...
Презентация к подгрупповому логопедическому занятию для учащихся первого класса . " Слоги. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез."
Данная презентация является методическим материалом, необходимым для проведения подгруппового логопедического занятия на тему " Слоги. Слоговой и ...