Рабочая программа по внеурочной деятельности "Мелодия звуков" для обучающихся с ОВЗ 1 класс (логопедия)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Есионова Ольга Николаевна

Рабочая программа составлена в соответствии ФГОС второго поколения для обучающихся С ОВЗ 1 класс, рассчитана на 1 час в неделю - 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab.pr_.ovz1kl.mel_.zv_.docx70.38 КБ

Предварительный просмотр:

Морозовский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 Александровская средняя общеобразовательная школа

«Утверждаю»

Директор МБОУ Александровская СОШ

Приказ от_1.08.2016___ №_5

_____________ печ с подп

(Сулименко А.А.)

МП

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Внеурочной деятельности  «Мелодия звуков» (логопедия)

индивидуального обучения учащегося 1 класса  

Магомедова Магомеда

Количество часов 34

Учитель  Лукьяненко Ольга Николаевна

Пояснительная записка

         Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учащихся. Специфика логопедической работы внеурочной деятельности обусловлена, с одной стороны, характером нарушения высшей нервной деятельности, психопатологическими особенностями умственно отсталого ребенка, с другой – особенностями речевого развития и структурой речевого дефекта. Нарушения речи у умственно отсталых детей носят системный характер, они затрагивают как фонетико - фонемтическую, так и лексико – грамматическую стороны речи. Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на какой-то один изолированный дефект. Кроме того, весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения. Особенностями логопедической работы в коррекционной школе являются максимальное включение анализаторов и использование максимальной и разнообразной наглядности.

Цель программы — преодоление отклонений в речевом развитии и проведение логопедической работы по профилактике и коррекции всех видов дисграфии и дислексии детей для дальнейшей успешной социализации.

Задачи программы: формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков звуко-слогового анализа и синтеза развитие лексического запаса и грамматического строя речи формирование связной речи развитие неречевых психических процессов: развитие дыхания, артикуляционной и ручной моторики совершенствование зрительного анализа и синтеза развитие слухового и зрительного восприятия и узнавания расширение объема зрительной и слуховой памяти развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению: устойчивость внимания, наблюдательность в отношении языковых явлений способность к запоминанию, способность к переключению внимания воспитание навыков и приемов самоконтроля формирование познавательной деятельности развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению, формирование коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуаций учебной деятельности

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы

- Федеральный закон от 01.12.2007 года № 309 (в редакции 23.07.2013г.)

 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;

- Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации" (от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);

- Областной Закон "Об образовании в Ростовской области" (от 14.11.2013 г. № 26-ЗС).

Программы:

- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);

- Основная образовательная программа начального, основного и среднего общего образования на 2016-2017 учебный год;

Постановления:

- постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 года № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развития образования»  на 2013-2020 годы»;

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

-  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области  «Развития образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 года № 158 «О внесении изменений в  постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 года № 596».

Приказы:

- приказ Минобразования России от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;

- приказ Минобразования России от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 20 августа 2008 года № 241 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №  1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 г. № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказ Минобрнауки России от 03.06. 2011 года № 1994 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 10 ноября 2011 года № 2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 года № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года № 1089»;

- приказ Минобрнауки России от 01.02.2012 года № 74 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»;

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 года № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2015-2016 учебный год»;

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.01.2015 года № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- приказ Министерства общего и профессионального образования РО от 09.06.2015 № 405 «Об утверждении примерного учебного плана для общеобразовательных учреждений Ростовской области на 2015-2016 учебный год».

Распоряжения:

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 года № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;

- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Письма:

- письмо Минобразования России  от 31.10.2003 года № 13-51-263/123 «Об оценивании  и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию  здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;

- письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 04.03.2010 года № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;

Устав МБОУ Александровская СОШ.

Место предмета в базисном учебном плане

 Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение  курса внеурочной деятельности « Мелодия звуков» в  1 классе отводится не менее 34 часа, из расчета 1 ч в неделю. Рабочая программа скорректирована с учётом выходных и праздничных дней в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.09.2015 N 1017 "О переносе выходных дней в 2016 году" и Постановлением Правительства РФ от 04.08.2016 N 756 "О переносе выходных дней в 2017 году" и рассчитана на  34 часа.

Общая характеристика учебного курса.

     Коррекцию нарушений речи (особенно нарушений звукопроизношения) увязывают с общим моторным развитием и развитием тонкой ручной моторики ребенка. Учитывая тесную связь в развитии ручной и артикуляторной моторики, в логопедические занятия, особенно в 1-2 классах,  включены упражнения тонких движений рук, задания по оречевлению действий, элементы логопедической ритмики. Содержание логопедической работы  находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка. Логопедическая работа  подготавливает учащихся к усвоению программы по русскому языку, поэтому содержание логопедической работы строится с учетом программы по русскому языку . При этом цели и задачи логопедической работы (практическое овладение языком) иные, чем цели и задачи уроков русского языка (осознание и анализ языковых явлений).

         В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую. Так как нарушения речи у умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа в нашей школе осуществляется в более длительные сроки, чем работа с нормальными детьми.

     Программа  внеурочной деятельности «Мелодия звуков» направлена на создание условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе на обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, и рассчитана на своевременное выявлении, предупреждение и устранение имеющихся у некоторых из детей недостатков устной и письменной речи.

     Материал подобран с учетом постепенного перехода от простого к сложному с включением в занятия лексических тем, направленных на уточнение, обогащение и активизацию словарного запаса детей, развитие связной речи. Этапы занятий предполагают введение в урок упражнений на формирование фонематических процессов, тренировочных заданий на развитие звукового анализа и синтеза, игр на воспитание слухового внимания памяти, зрительного гнозиса и т.д. Эффективным по результатам логопедической коррекции является применение на занятиях разработок в области информационно-компьютерных технологий и нейропсихологии.

       Практическая часть занятий предусматривает игры и задания на развитие артикуляционной, мелкой и общей моторики, графомоторных навыков, закрепление знаний в области зрительно-пространственной ориентации.

        Коррекционно-воспитательная работа направлена на развитие психических процессов (внимания, памяти, вербально- логического мышления, зрительно- моторной координации).

    Занятия  индивидуальные, проводятся 1раз  в неделю, отводится 20 минут. занятия проводятся с учеником, нуждающимся в постановке или коррекции звуков. Логопед проводит работу в тесной связи с учителями, воспитателями, родителями, психологом, медицинским персоналом школы и большое внимание уделяет работе по пропаганде логопедических знаний.

     При умственной отсталости нарушаются все компоненты речи: её фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй, связная речь. Нужно отметить, что в школу поступают дети с двуязычием или дети совсем не знающие русского языка, у которых возникают большие трудности в процессе обучения. Встречаются трудности в произношении, в письме.

         В связи с тем, что старые условно – рефлекторные связи у умственно отсталых детей очень консервативны, необходимо тщательно отрабатывать этапы закрепления правильных речевых навыков. Частая повторяемость логопедических упражнений, но с включением элементов новизны по содержанию и по форме, характерна для логопедической работы в коррекционной школе. Учитывая быструю утомляемость умственно отсталых детей, необходимо проводить частую смену видов деятельности, переключения ребенка с одной формы работы на другую.

   Диагностика проводится два раза в год: вводная — в сентябре, итоговая — в мае.

Результаты изучения курса

Личностными результатами обучения в начальной школе являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие речи как явление национальной культуры; понимание того, что правильная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами обучения в начальной школе являются: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач; способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы. Предметными результатами обучения в начальной школе являются: Артикуляторные: хорошая подвижность органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое небо; выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Содержание программы.

Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч)

1        Обследование учащихся

2        Упражнения на развитие ритма

3        Упражнения на развитие дыхания

4        Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

5        Упражнения на развитие артикуляционной моторики

6        Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

Уточнение артикуляции сохранных звуков   (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч)

7        Звук  А

8        Звук  У

9        Звук  Ы

10        Звук  О

11        Звук  И

12        Звук  Э

13        Губной согласный   П

14        Губной согласный   Б

15        Губной согласный  М

16        Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия.

17        Переднеязычные согласные. Звук  Т, Д

18        Звук  Н

19        Губно-зубные согласные.  Звук  В,  Ф

Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч)

20        Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков  С-СЬ

21        Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков  З-ЗЬ

22        Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц

Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч)

23        Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш

24        Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ

25        Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ

26        Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ

27        Звуки  Р - РЬ

28        Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ

Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч)

29        Постановка и автоматизация звуков  К – КЬ.        

30        Постановка и автоматизация звуков  Г - ГЬ        

31        Постановка и автоматизация звуков  Х – ХЬ        1

32        Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ                

Обобщение материала (2 ч)

33        Повторение пройденного материала

34        Итоговый урок

Учебно-тематическое планирование

Тема

Кол-во часов

1

Коррекция нарушений звукопроизношения

6

2

Уточнение артикуляции сохранных звуков   (при нарушении произношения – постановка и автоматизация)

13

3

Коррекция произношения свистящих звуков

3

4

Коррекция произношения шипящих звуков

6

5

Коррекция произношения заднеязычных звуков

4

6

Обобщение материала

2

Итого:

34

Календарно-тематическое планирование курса «Мелодия звуков» 1 класс

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания уроков

Дата проведения

Коррекция нарушений звукопроизношения (6 ч)

1

Обследование учащихся

1

 

2.09

2

Упражнения на развитие ритма

1

Знакомство с понятием ритм. Выполнение

упражнений с помощью рук на развитие ритма.

9.09

3

Упражнения на развитие дыхания

1

Обучение выполнению упражнений дыхательной гимнастики. Игры сиспользованием ваты, листа бумаги.

16.09

4

Упражнения на развитие речевого дыхания и голоса

1

Повторение дыхательных упражнений. Обучение выполнению упражнений на развитие голоса. Знакомство с потешками, рифмованными упражнениями.

23.09

5

Упражнения на развитие артикуляционной моторики

1

Умение правильно показывать органы речи: язык, рот, зубы. Обучение выполнению упражнений на развитие артикуляционной моторики. Использование зеркал, настольных игр, схемы.

30.09

6

Упражнения на развитие слухового восприятия и внимания

1

Выполнение упражнений на развитие слухового восприятия и внимания. Использование игр на внимание, дид. пособия.

7.10

Уточнение артикуляции сохранных звуков   (при нарушении произношения – постановка и автоматизация) (13 ч)

7

Звук  А

1

Уточнение артикуляции [а]. Называние слов с данной буквой. Составление  словосочетаний со словами арбуз, апельсин.

14.10

8

Звук  У

1

Уточнение артикуляции [у].  Называние слов с данной буквой. Составление  словосочетаний со словами улитка, утка.

21.10

9

Звук  Ы

1

 Уточнение артикуляции [ы].  Называние слов с данной буквой.  Составление  словосочетаний со словами сыр, мышь.

28.10

2 четверть

10

Звук  О

1

Уточнение артикуляции [о].  Называние слов с данной буквой.  Составление  словосочетаний со словами окно, очки.

11.11

11

Звук  И

1

Уточнение артикуляции [и].  Называние слов с данной буквой.  Составление  словосочетаний со словами игла, индюк

18.11

12

Звук  Э

1

Уточнение артикуляции [э].  Называние слов с данной буквой.  Составление  словосочетаний со словами Эльза, экскаватор.

25.11

13

Губной согласный   П

1

Уточнение артикуляции [п]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами поле, петух.

2.12

14

Губной согласный   Б

1

Уточнение артикуляции [б]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами булка, бидон.

9.12

15

Губной согласный  М

1

Уточнение артикуляции [м]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами молоко, миска.

16.12

16

Развитие связной речи, фонематического слуха и восприятия.

Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр.. Выполнение упражнений. Работа по сюжетным картинкам, проведение различных игр.

23.12

3 четверть

17

Переднеязычные согласные.

Звук  Т, Д

1

Уточнение артикуляции [т]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами топор, тело. Уточнение артикуляции [д]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами дом, дед.

13.01

18

Звук  Н

1

Уточнение артикуляции [н]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами носки, нитки.

20.01

19

Губно-зубные согласные

Звук  В,  Ф

1

Уточнение артикуляции [в]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами волк, вилка. Уточнение артикуляции [ф]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, составление словосочетаний со словами фонарь, филин.

27.01

Коррекция произношения свистящих звуков (3 ч)

20

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков  С-СЬ

1

Изучение артикуляции [с-сь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация соль-сила.

3.02

21

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков  З-ЗЬ

1

Изучение артикуляции [з-зь]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация зонт-Зина.

10.02

22

Постановка и автоматизация. Слухопроизносительная дифференциация звуков С-Ц

1

Изучение артикуляции [с-ц]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой, дифференциация цапля, цыплёнок, сом-царь.

17.02

Коррекция произношения шипящих звуков (6 ч)

23

Постановка и автоматизация звуков Ж- Ш

1

Изучение артикуляции [ш]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.  Изучение артикуляции [ж]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.

3.03

24

Постановка и автоматизация звуков Ч - Щ

 1

Изучение артикуляции [ч]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой. Изучение артикуляции [щ]. Произнесение с гласными 1,2 ряда. Называние слов с данной буквой.

10.03

25

Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ

1

Закрепление  правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков Ш-Ж, Ч-Щ, Ш-Щ.

Называние слов с данными буквами.

17.03

26

Коррекция звукопроизношения звуков Л - ЛЬ

1

Изучение артикуляции [л]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [ль]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

24.03

4 четверть

27

Звуки  Р - РЬ

1

Изучение артикуляции [р]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [рь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

7.04

28

Различение звуков Р-РЬ, Л-ЛЬ, Л-Р, ЛЬ-РЬ.

1

Закрепление  правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.

14.04

Коррекция произношения заднеязычных звуков (4 ч)

29

Постановка и автоматизация звуков  К – КЬ.

1

Изучение артикуляции [к]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [кь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

 21.04

30

Постановка и автоматизация звуков  Г - ГЬ

1

Изучение артикуляции [г]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [гь]. Произнесение с гласными 2 ряда. Называние слов с данной буквой.

 

28.04

31

Постановка и автоматизация звуков  Х – ХЬ

1

1

Изучение артикуляции [х]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

Изучение артикуляции [хь]. Произнесение с гласными 1 ряда. Называние слов с данной буквой.

 

5.05

32

Различение звуков Г – ГЬ, Х – ХЬ

Закрепление  правильной артикуляции звуков. Дифференциация звуков. Называние слов с данными буквами.

12.05

Обобщение материала (2 ч)

33

Повторение пройденного материала

1

Повторение пройденных звуков и букв. Алфавит. Называние слов с пройденными  буквами,

19.05

34

Итоговый урок

1

Обобщение пройденного материала

26.05

Учебно-методический комплект

Дополнительная литература:  Л.Н.Ефименкова «Коррекция устной и письменной речи учащихся нач.классов»:пособие для логопеда/М.:Гумантар.изд.центр ВЛАДОС,2004

Л.П.Успенская,М.Б.Успенский «Учитесь правильно говорить»:Кн.для учащихся. В 2-х частях/М.:Просвещение:АО «Учеб.лит»,1995

Журналы «Школьный логопед» 2(17), 4 (19),2007 ,М.:Издательский дом «Образование плюс»

Если дошкольник плохо говорит. – СПб.: Детство – пресс,1999

Дидактический демонстрационный и раздаточный материал

        СОГЛАСОВАНО

  Протокол заседания

Педагогического совета

МБОУ Александровская СОШ  

от___1.08.2016_______ №_1____  

 

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Дармина Л.В.подп НИ

от_1.08 2016 года

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Юные экологи» для обучающихся 1-4 класса как средство формирования универсальных учебных действий во внеурочной деятельности.

Актуальность разработанной программы продиктована  отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе единой, рас­считанной на весь период обучения, программы дополните...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Сильные, смелые, ловкие"...

Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок  "Крепыш"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза"

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-х классов "Динамическая пауза" построена таким образом, что обучающиеся реализуют потребность в двигательной активности при ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2-х классов Умелые ручки

Пояснительная записка      Программа «Умелые ручки» разработана для занятий с учащимися 2-х классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГО...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 1- 4 классов «Занимательная математика»

         Рабочая программа занятий по занимательной математике в начальной школе (1-4 классы) составлена в соответствии  с требованиями Федерального государственно...

рабочая программа по внеурочной деятельности для обучающихся 2 класса Мир вокруг нас".

создание благоприятных условий успешного формирования и развития индивидуальности каждого обучающегося, формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу в котором они живут....