Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
методическая разработка по логопедии на тему
Материал будет полезен учителям-логопедам. В таблице дана дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
differentsialnaya_diagnostika_alalii_dislalii_i_dizartrii.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциальная диагностика алалии, дислалии и дизартрии
Критерии сравнения | Алалия | Дизартрия | Дислалия |
Определения | Нарушение структурно-семантического оформления высказывания | Расстройства фонационного оформления высказывания | |
Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка | Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата | Нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата | |
Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй | Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи | Нарушение звукопроизносительной стороны речи | |
Патогенез | Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:
| Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы | Органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения – механическая дислалия |
Этиология | Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей | Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы. | Снижение слуха, нарушение анатомического строения речевого аппарата, нарушения нормального функционирования органов артикуляции |
Особенности артикуляционного аппарата | Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт | Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация. | Иногда наблюдается замедленность в движении языка. |
Состояние общей моторики | Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия - у 50 % детей). Гиперактивность или заторможенность. | Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений. | Практически без отклонений от нормы. |
Состояние мелкой моторики | Нарушения | Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен. | Практически без отклонений от нормы. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая | Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен | Не имеет выраженных нарушений |
Восприятие речи, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. | Сохранно |
Просодика | Без отклонений от нормы | Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен. | Не имеет выраженных нарушений |
Импрессивная речь | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу | Не имеет выраженных нарушений | Не имеет выраженных нарушений |
Звукопроизношение | Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое. | Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко). Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты. М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная. Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена. По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР. | Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи. Нет нарушений просодики. Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна. По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое, нарушение речи. Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет. |
Слоговая структура слова | Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова | При корковой форме - ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов | Не имеет выраженных нарушений |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения. Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии. | Часто ниже нормы | Часто в пределах невысокой нормы |
Грамматический строй речи | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). | Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий | Не имеет выраженных нарушений |
Навыки самостоятельного связного высказывания | Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения | Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики | Не имеет выраженных нарушений |
Коррекционная работа
Алалия | Дизартрия | Дислалия |
Суть логопедической работы состоит в том, чтобы вместо нарушенных каналов речевой деятельности включить те, которые сохранились, заставить их усиленно работать, выполнять двойную, а то и тройную нагрузку. Комплексная систематическая работа над речью и личностью: Речь: создание механизмов речевой деятельности, обогащение речевой практики (использование имеющихся знаний, овладение моделями речевых операций), восполнение пробелов в речевом развитии и дальнейшая подготовка к обучению в школе. Развитие сенсорных и двигательных возможностей: развитие мелкой, общей моторики; формирование сенсорных эталонов Личность: устранение невротических настроений в характере, воспитание целенаправленной личности, воспитание правильного отношения ребенка к речевому недоразвитию и к работ по его преодолению | Коррекция нарушенных речевых функций + обязательное медикаметозное лечение.
| I этап — подготовительный. Основными его задачами являются: а) развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия; б) устранение недостаточности развития речевой моторики, проведение подготовительных артикуляционных упражнений для развития подвижности органов периферического речевого аппарата. II этап — формирование произносительных умений и навыков. В задачи этого этапа входит: а) устранение неправильного звукопроизношения; б) развитие у детей умения дифференцировать в произношении звуки, сходные по артикуляции или по звучанию; в) формирование произносительных умений и навыков в различных видах самостоятельной речи детей. III Этап – формирование коммуникативных умений Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без четкого их различения невозможно и их правильное произношение. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование игр по развитию артикуляторной моторики при дифференциальной диагностике функциональной дислалии и стёртой дизартрии»
Анализ вариативности выполнения произвольных мимических и артикуляционных движений, способствующих дифференциальной диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии.Игры и упражнения по развити...
Дифференциальная диагностика детей с ОВЗ, ее задачи
В статье дано описание дифференциальной диагностики, задачи, теоретико-методологияческие основы. Раскрыты и рекомендованы методы психолого- педагогической диагностики нарушений развития у детей. Говор...
Дифференциальная диагностика моторной алалии от сходных с ней состояний
Материал будет полезен учителям-логопедам....
Дифференциальная диагностика лиц со сходными состояниями.
В материале представлена таблица, в которой рассматриваются сходные состояния детей с умственной отсталостью (УО), с задержкой психического развития (ЗПР) и детей с нарушениями речи....
Дифференциальная диагностика дисграфии и дизорфографии. К кому направить ребёнка: к логопеду или репетитору?
Как определить, есть ли у ребёнка дисграфия или он просто плохо знает правила?...
Д О К Л А Д «Опыт работы по повышению дифференциальной диагностики и сопровождению одаренных и способных детей на различных этапах школьного обучения» (из опыта работы) ( доклад подготовлен для выступления на заседании Районного методического объединения
laquo;Одарённость человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Его необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать всё необходимое, чт...
Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи
В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...