"Дети должны учиться вместе. Развитие инклюзивного образования в России и за рубежом."
презентация к уроку по логопедии по теме
Презентация "Дети должны учиться вместе" может быть использована для выступления на пед. совете при освещении вопроса о развитии инклюзивного образования в России и за рубежом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deti_dolzhny_uchitsya_vmeste.pptx | 1.25 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое инклюзия? Инклюзивное (от лат. Include – включаю), или включенное образование – термин используемый для описания процесса обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах. В основу инклюзивного образования положена идеология, исключающая любую дискриминацию детей и которая обеспечивает равное отношение ко всем людям , но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Восемь принципов инклюзивного образования: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений; 2. Каждый человек способен чувствовать и думать; 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным; 4. Все люди нуждаются друг в друге; 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений; 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут; 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Мировая практика инклюзивного образования За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе : мэйнстриминг ( mainstreaming ) предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах; интеграция ( integration ) означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них; инклюзия, т.е. включение ( inclusion ) - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения . Исследования экономической эффективности инклюзивного образования, проведенные в 1980 - 1990-х гг. демонстрируют преимущества интегрированного образования в терминах выгоды, пользы, достижений.
К атегории детей, нуждающихся в коррекционном сопровождении: 1. Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие) 2. Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие) 3. Дети с нарушением речи 4. Дети с нарушением интеллекта 5. Дети с ЗПР 6. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП) 7. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы 8. Дети со сложным дефектом развития
В России из 1,7 млн. детей 5,5 % с особыми образовательными потребностями ( 43% школьников и 5 7 % дошкольников)
Ситуация с инклюзивным образованием в России Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 - 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации появилась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).
С осени 1992 года в России началась реализация проекта «Интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья». В результате в 11-ти регионах были созданы экспериментальные площадки по интегрированному обучению детей-инвалидов. По результатам эксперимента были проведены две международные конференции (1995, 1998). 31 января 2001 года участники Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения приняли Концепцию интегрированного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая была направлена в органы управления образования субъектов РФ Министерством образования РФ. С целью подготовки педагогов к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья коллегия Министерства образования РФ приняла решение о вводе в учебные планы педагогических вузов с 1 сентября 1996 года курсов «Основы специальной (коррекционной) педагогики» и «Особенности психологии детей с ограниченными возможностями здоровья».
В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье двадцать четвертой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека . Система инклюзивного образования включает в себя учебные заведения среднего, профессионального и высшего образования. Ее целью является создание безбарьерной среды в обучении и профессиональной подготовке людей с ограниченными возможностями. Внедрение модели инклюзивного образования подразумевает: и зменение технического оснащения образовательных учреждений разработку специальных учебных курсов для педагогов специальные программы, направленные на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в общеобразовательном учреждении
Организация инклюзивного обучения В инклюзивной школе не может быть 50% детей с ограниченными возможностями здоровья, потому что тогда это будет не инклюзивная школа, а специализированная, 10% - это показатель, рекомендованный психологами (не более 3 в классе) По словам заместителя председателя комиссии МГД по науке и образованию Татьяны Потяевой , прием детей-инвалидов в общеобразовательную школу должен быть на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии , то есть должно быть обязательно прописано, что он может учиться в общеобразовательной школе.
Школьное оборудование для детей-инвалидов - необходимая составляющая инклюзивного образования, открывающая детям с ограниченными возможностями путь к обучению вместе со своими сверстниками . Особые требования предъявляются к: в ходу в школу в нутреннему пространству школы ш кольной раздевалке ш кольной столовой т уалету с портивному залу б иблиотеке к лассным кабинетам т ерритории школы
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе инклюзии Психологические проблемы учителей «Смогу ли я это сделать?» Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя и др. специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и активному принятию происходящего. Совет в этом случае – просто делать свое дело, несмотря ни на что. Перемены пугают всех! Но в данном случае речь идет о правах человека, и идти навстречу переменам мы должны в любом случае!
Проблемы, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса на начальном этапе инклюзии Проблемы, которые возникают у «обычных» детей и их родителей Опасение родителей связано с тем, что присутствие в классе «особенных» детей может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако, опыт показывает обратное. Успеваемость детей не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы. Имеются свидетельства, согласно которым школы, наиболее успешно обучающие детей с ограниченными возможностями, в то же время являются лучшими для всех остальных детей.
Важно помнить, что отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те , кто до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие с ними работать.
Заключение Важно помнить, что конечная цель инклюзивного образования – успешная социализация детей, а не сумма знаний, которую они получат! Особенными, в хорошем смысле слова, становятся и здоровые дети, проходящие через инклюзивное образование. У них появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания ( эмпатии ), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для нашего общества с низким уровнем толерантности.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом
Этапы становления метода проектов в школьном образовании в России и за рубежом...
Дополнительное образование учащихся с нарушением слуха как перспективное направление развития инклюзивного образования
В условиях инклюзивного обучения ребёнку – инвалиду легче войти в обычную жизнь, в процесс адаптации и самореализации, он успешнее усваивает нормативную социализацию, но не все дети с нарушением...
"Дети должны учиться вместе!"
Классный час в рамках программы "Самый Большой Урок в Мире". 2 класс. Цели и задачи: привлечь внимание к проблемам детей-инвалидов; воспитывать у учащихся чувство уважения к своим шко...
Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России.
Тема статьи "Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования в современной России" достаточно актуальная, т.к. это один из процессов трансформации общего образования, основанн...
Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"
В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...
Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования
Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы), А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...
Статья по теме «Дети должны учиться у сказок жизни!»
Ни для кого не секрет, что дети очень любят сказки. Почему? Необходимо ли включать сказки в программу по литературному чтению, изучать их на уроках внеклассного чтения? Какое место занимает сказка в ф...