Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему
Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.
Лексическая тема: Птицы.
Задачи
Оборудование
Структура занятия
Содержит все необходимые задания и лексический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Содержание конспекта | 32.8 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ
3 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И на уровне слов и словосочетаний.
Грамматическая: Образование множественного числа названий птиц. Образование родительного падежа имен существительных.
Лексическая: Птицы.
Задачи:
- Закреплять навык обозначения твёрдости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И.
- Совершенствовать фонематическое восприятие.
- Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твёрдых и мягких согласных.
- Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
- Совершенствовать простые формы фонематического анализа на уровне слов и словосочетаний.
- Совершенствовать языковой синтез на уровне словосочетаний.
- Актуализировать и расширять словарный запас по лексической теме «Птицы».
- Совершенствовать навык выразительного чтения.
- Развивать образно-логическое мышление.
- Развивать общую моторику.
- Развивать навыки работы в команде.
- Развивать и совершенствовать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
- Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.
Оборудование: аудиозапись звуков птиц, веера гласных, индивидуальные карточки с загадками про птиц, предметные картинки c изображением птиц, 2 набора предметных картинок с Ы и И, мышка-мишка, Мила-мыло, индивидуальные карточки со словосочетаниями (с пропущенными буквами ы-и).
Ход урока:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент. - Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. - Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте. | |
II. Развитие ВПФ. Развитие слухового внимания. - Послушайте внимательно и отгадайте, кто издает такие звуки. (Голоса птиц + картинки) | - петух - курица - кукушка - кулик - журавль |
III. Сообщение лексической темы. - Как вы уже догадались, весь наш сегодняшний урок будет связан с птицами. | |
IV. Повторение изученного материала. - Какие два звука вы учились различать на прошлом уроке? Какие это звуки? - Какими буквами обозначаются эти два звука? (вывесить транспаранты) - Давайте напишем рукой в воздухе букву Ы, букву И. - Какую букву мы пишем после твёрдых согласных? Какую букву мы пишем после мягких согласных? - Значит, на что обозначает (на что показывает) буква Ы? Что обозначает буква И? | -[ы]-[и], гласные - ы-и - после твёрдых согласных – ы, после мягких согласных – и. - твёрдость предыдущего согласного, - мягкость предыдущего согласного. |
V. Сообщение логопедической темы урока. - Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [ы]-[и] и правильно употреблять соответствующие им буквы. | |
VI. Изучение нового материала. 1) Развитие простого фонематического анализа на материале простых слов. Работа с веерами гласных. - Я буду диктовать вам слова, а вы должны определить, какой гласный звук (Ы или И) в этом слове, и показать на веере соответствующую букву. КИТ, СЫР, МИР, ЛИФТ, ДЫРА, КРЫСА, ФИЛЬМЫ. 2) Развитие образно-логического мышления. Каждому учащемуся – персональная карточка с загадкой про птицу. - Отгадайте загадки (у каждого своя). По очереди выходите к доске. - Прочитай загадку. Кто это? (Называет отгадку - показывается картинка). - Как напишешь это слово? С какой буквой (Ы или И) напишешь? Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? (Ответ: снегирь) Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. (Курица) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) В Антарктиде среди льдов Ходит в фраке день деньской. Крылья есть, но не летает, Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда... (Пингвин) Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь — и был таков. (Пеликан) Проживает в странах жарких, А в нежарких - в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам. (Павлин) (Выставлять картинки-отгадки) 3) Развитие зрительной памяти. - Повторим названия этих птиц. Постарайтесь их запомнить. Убираю картинки. Запишите в тетрадь слова, которые запомнили (через запятую). Подчеркните буквы Ы-И одной и двумя чертами. - У кого все шесть птиц? Проверяем. Как написали? 4) Развитие звукобуквенного анализа слов. - Один человек к доске. Остальные выполняют в тетрадях. Посмотри на картинку, назови эту птицу. Составь на доске звуковую схему этого слова, подпиши слово. Кулик, стриж, аист, гуси, курицы. | - показывают на веере Ы-И Отгадывают загадки, называют отгадки, как пишется отгадка. - снегирь - курица - синица - пингвин - пеликан - павлин Запоминают слова, записывают в тетрадь. Составляют на доске и в тетрадях звуковую схему слов. |
VII. Динамическая пауза. Образование множественного числа имен существительных. Развитие простого фонематического анализа. Развитие общей моторики. - Поиграем в игру “Один-много” с мячом. Я называю одну птицу, а вы - много. Называйте последний гласный звук. цапля – цапли – и ворона – вороны – ы голубь – голуби – и кукушка – кукушки – и дятел – дятлы – ы воробей – воробьи – и сорока – сороки - и курица – курицы – ы гусь – гуси – и петух – петухи – и сокол – соколы – ы лебедь – лебеди - и | |
VIII. Закрепление изученного материала. 1) Развитие фонематических представлений, навыка работы в команде. а) - Разделитесь на две команды. Каждой команде я даю набор картинок (два разных набора). Ваша задача разделить эти картинки на три части: со звуком [ы], со звуком [и], со звуками [ы]-[и] одновременно. Кто быстрее? - За каждую правильно расположенную картинку – 1 балл. − синицы, спички, ели, крыша, цветы. − лимоны, лыжник, веники, сороки, крышка. - Проверяем. Вторая команда слушает внимательно - за каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл б) Развитие языкового синтеза на уровне словосочетаний. - С этими словами составить словосочетания, чтобы в каждом слове были гласные Ы-И. За каждое составленное словосочетание – 1 балл. Объявляется команда-победитель. 3) Письменные тренировочные упражнения. а) Карточки со словосочетаниями с пропущенными буквами Ы-И. - Перепишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы Ы-И. Подчеркните гласные Ы-И красным карандашом одной и двумя чертами. Обозначьте главное и зависимое слово, поставьте вопрос. б_стр_е с_н_ц_, д_к_е пт_ц_, х_щн_й ф_л_н. б) Графический диктант. - Я буду диктовать вам словосочетания, а вы будете записывать только гласные Ы-И. Вкусный сыр, маленький грызун, красивые бусы, хитрые лисы. | Делятся на 2 команды. Каждой команде – набор картинок. Распределяют картинки на 3 группы: с Ы, с И, с Ы и И. Проверяют другую команду. Устно составляют словосочетания. Самостоятельная работа в тетрадях. |
IX. Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали на уроке? - Какую букву мы пишем после мягких согласных? - Какую букву мы пишем после твёрдых согласных? | |
X. Оценка деятельности учащихся. Что у кого сегодня хорошо получилось. Что у кого сегодня получилось не очень хорошо. | |
XI. Организация окончания урока. - Закройте тетради. Наведите порядок на столах. До свидания. |
Ты откуда, ты откуда Прилетел к нам, красногрудый? - Облетел я всю Сибирь. - Как зовут тебя? | Съем червя, попью водицы, Хлебных крошек поищу, А потом снесу яичко, Ребятишек угощу. |
Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. | В Антарктиде среди льдов Ходит в фраке день деньской. Крылья есть, но не летает, Лихо в прорубь он ныряет, Очень важный господин Семенит сюда... |
Весь день рыбак в воде стоял, Мешок рыбёшкой набивал. Закончив лов, забрал улов, Поднялся ввысь — и был таков. | Проживает в странах жарких, А в нежарких - в зоопарках. И спесив он, и хвастлив, Потому что хвост красив. Им любуется он сам И показывает нам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...
Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё...
Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными "
....
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...