Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) на тему

Горбунова Анастасия Андреевна

 Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.

Лексическая тема: Птицы.

Задачи

Оборудование

Структура занятия

 

Содержит все необходимые задания и лексический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Содержание конспекта32.8 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ФРОНТАЛЬНОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С УЧАЩИМИСЯ

3 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И на уровне слов и словосочетаний.

Грамматическая: Образование множественного числа названий птиц. Образование родительного падежа имен существительных.

        Лексическая: Птицы.

Задачи:

  1. Закреплять навык обозначения твёрдости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И.
  2. Совершенствовать фонематическое восприятие.
  3. Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твёрдых и мягких согласных.
  4. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
  5. Совершенствовать простые формы фонематического анализа на уровне слов и словосочетаний.
  6. Совершенствовать языковой синтез на уровне словосочетаний.
  7. Актуализировать и расширять словарный запас по лексической теме «Птицы».
  8. Совершенствовать навык выразительного чтения.
  9. Развивать образно-логическое мышление.
  10. Развивать общую моторику.
  11.  Развивать навыки работы в команде.
  12.  Развивать и совершенствовать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  13.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  14.  Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование: аудиозапись звуков птиц, веера гласных, индивидуальные карточки с загадками про птиц, предметные картинки c изображением птиц, 2 набора предметных картинок с Ы и И, мышка-мишка, Мила-мыло, индивидуальные карточки со словосочетаниями (с пропущенными буквами ы-и).

Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

II. Развитие ВПФ.

Развитие слухового внимания.

- Послушайте внимательно и отгадайте, кто издает такие звуки.

(Голоса птиц + картинки)

- петух

- курица

- кукушка

- кулик

- журавль

III. Сообщение лексической темы.

- Как вы уже догадались, весь наш сегодняшний урок будет связан с птицами.

IV. Повторение изученного материала.

- Какие два звука вы учились различать на прошлом уроке? Какие это звуки?

- Какими буквами обозначаются эти два звука?

(вывесить транспаранты)

- Давайте напишем рукой в воздухе букву Ы, букву И.

- Какую букву мы пишем после твёрдых согласных?

Какую букву мы пишем после мягких согласных?

- Значит, на что обозначает (на что показывает) буква Ы?

Что обозначает буква И?

-[ы]-[и], гласные

- ы-и

- после твёрдых согласных – ы,

после мягких согласных – и.

- твёрдость предыдущего согласного,

- мягкость предыдущего согласного.

V. Сообщение логопедической темы урока.

- Сегодня мы будем продолжать учиться различать звуки [ы]-[и] и правильно употреблять соответствующие им буквы.

VI. Изучение нового материала.

1) Развитие простого фонематического анализа на материале простых слов.

Работа с веерами гласных.

- Я буду диктовать вам слова, а вы должны определить, какой гласный звук (Ы или И) в этом слове, и показать на веере соответствующую букву.

КИТ, СЫР, МИР, ЛИФТ, ДЫРА, КРЫСА, ФИЛЬМЫ.

2) Развитие образно-логического мышления.

Каждому учащемуся – персональная карточка с загадкой про птицу.

- Отгадайте загадки (у каждого  своя). По очереди выходите к доске.

- Прочитай загадку. Кто это? (Называет отгадку - показывается картинка).

- Как напишешь это слово? С какой буквой (Ы или И) напишешь?

Ты откуда, ты откуда

 Прилетел к нам, красногрудый?

 - Облетел я всю Сибирь.

 - Как зовут тебя?

 (Ответ: снегирь)

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

(Курица)

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

(Синица)

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда...

(Пингвин)

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь — и был таков.

(Пеликан)

Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.

(Павлин)

(Выставлять картинки-отгадки)

3) Развитие зрительной памяти.

- Повторим названия этих птиц. Постарайтесь их запомнить.

Убираю картинки. Запишите в тетрадь слова, которые запомнили (через запятую).  Подчеркните буквы Ы-И одной и двумя чертами.

- У кого все шесть птиц? Проверяем. Как написали?

4) Развитие звукобуквенного анализа слов.

- Один человек к доске. Остальные выполняют в тетрадях.

Посмотри на картинку, назови эту птицу.

Составь на доске звуковую схему этого слова, подпиши слово.

Кулик, стриж, аист, гуси, курицы.

- показывают на веере Ы-И

Отгадывают загадки, называют отгадки, как пишется отгадка.

- снегирь

- курица

- синица

- пингвин

- пеликан

- павлин

Запоминают слова, записывают в тетрадь.

Составляют на доске и в тетрадях звуковую схему слов.

VII. Динамическая пауза.

Образование множественного числа имен существительных. Развитие простого фонематического анализа. Развитие общей моторики.

- Поиграем в игру “Один-много” с мячом.

Я называю одну птицу, а вы - много. Называйте последний гласный звук.

цапля – цапли – и

ворона – вороны – ы

голубь – голуби – и

кукушка – кукушки – и

дятел – дятлы – ы

воробей – воробьи – и

сорока – сороки - и

курица – курицы – ы

гусь – гуси – и

петух – петухи – и

сокол – соколы – ы

лебедь – лебеди - и

VIII. Закрепление изученного материала.

1) Развитие фонематических представлений,

навыка работы в команде.

а) - Разделитесь на две команды. Каждой команде я даю набор картинок (два разных набора). Ваша задача разделить эти картинки на три части: со звуком [ы], со звуком [и], со звуками [ы]-[и] одновременно.

Кто быстрее?

- За каждую правильно расположенную картинку – 1 балл.

               − синицы, спички, ели, крыша, цветы.

              − лимоны, лыжник, веники, сороки, крышка.

- Проверяем. Вторая команда слушает внимательно - за каждую найденную и исправленную ошибку – 1 балл

б) Развитие языкового синтеза на уровне словосочетаний.

- С этими словами составить словосочетания, чтобы в каждом слове были гласные Ы-И.

За каждое составленное словосочетание – 1 балл.

Объявляется команда-победитель.

3) Письменные тренировочные упражнения.

а) Карточки со словосочетаниями с пропущенными буквами Ы-И.

- Перепишите словосочетания в тетрадь, вставляя пропущенные буквы Ы-И.

Подчеркните гласные  Ы-И красным карандашом одной и двумя чертами.

Обозначьте главное и зависимое слово, поставьте вопрос.

б_стр_е   с_н_ц_,  д_к_е   пт_ц_,  х_щн_й  ф_л_н.

б) Графический диктант.

- Я буду диктовать вам словосочетания, а вы будете записывать только гласные Ы-И.

Вкусный сыр, маленький грызун, красивые бусы, хитрые лисы.

Делятся на 2 команды.

Каждой команде – набор картинок.

Распределяют картинки на 3 группы: с Ы, с И, с Ы и И.

Проверяют другую команду.

Устно составляют словосочетания.

Самостоятельная работа в тетрадях.

IX. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую букву мы пишем после мягких согласных?

- Какую букву мы пишем после твёрдых согласных?

X. Оценка деятельности учащихся.

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

XI. Организация окончания урока.

- Закройте тетради. Наведите порядок на столах.

До свидания.

Ты откуда, ты откуда

 Прилетел к нам, красногрудый?

 - Облетел я всю Сибирь.

 - Как зовут тебя?

Съем червя, попью водицы,

Хлебных крошек поищу,

А потом снесу яичко,

Ребятишек угощу.

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика.

В Антарктиде среди льдов

Ходит в фраке день деньской.

Крылья есть, но не летает,

Лихо в прорубь он ныряет,

Очень важный господин

Семенит сюда...

Весь день рыбак в воде стоял,

Мешок рыбёшкой набивал.

Закончив лов, забрал улов,

Поднялся ввысь — и был таков.

Проживает в странах жарких,

А в нежарких - в зоопарках.

И спесив он, и хвастлив,

Потому что хвост красив.

Им любуется он сам

И показывает нам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...