Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме

Горбунова Анастасия Андреевна

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания.

 

Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё на уровне слогов и слов.
Грамматическая: Образование прошедшего времени глаголов несовершенного вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект30.37 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ  ФРОНТАЛЬНОГО  ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО  ЗАНЯТИЯ  С УЧАЩИМИСЯ

3 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ

Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё на уровне слогов и слов.

Грамматическая: Образование прошедшего времени глаголов несовершенного вида.

Задачи:

  1. Сформировать навык обозначения твёрдости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё.
  2. Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твёрдых и мягких согласных.
  3. Развивать навыки звукобуквенного анализа.
  4. Развивать простые формы фонематического анализа.
  5. Совершенствовать умение образовывать прошедшее время глаголов несовершенного вида.
  6. Развивать слуховое внимание.
  7. Совершенствовать чувство ритма.
  8. Развивать общую моторику.
  9.  Развивать навыки работы в команде.
  10.  Развивать и совершенствовать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
  11.  Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  12.  Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.

Оборудование: записи на доске – слоги (Мо, бо, фо, но, мё, бё, фё, нё), картинки с изображением носа  и мальчика с ведром; картинки-квазиомонимы (завод - зовёт, ложка - Лешка, тёк-ток, вёл-вол, воз-вёз); карточки со словами (Зел_ный, вес_лый, дв_рник, з_нтик, сам_л_т) по количеству учеников; веера с гласными; красные, синие и зеленые кружки (по паре на каждого ученика), мяч.

Ход урока:

Деятельность логопеда

Деятельность детей

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом!

Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок.

- Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте.

II. Развитие ВПФ.

Развитие слухового внимания, чувства ритма.

- Каждый отстучит рукой по столу ритм, который я ему покажу.

Отстукивают ритм по образцу.

III. Сообщение темы урока.

- Как мы восклицаем, когда удивляемся?

- [o] – это какой звук (гл, согл)?

- Какой буквой обозначается звук [o]?

- Давайте, нарисуем в воздухе, как пишется буква О.

- А знаете ли вы, какая еще буква может обозначать звук [o]?

- Звук [o] обозначает еще одна буква – Ё.

- Тема нашего сегодняшнего урока «Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме буквами о-ё».

- О!

- гласный

- О

- рисуют в воздухе О

- Ё

IV. Изучение нового материала.

- Буквы О и Ё обозначают на письме звук [о]. Давайте разберёмся, когда какую букву писать.

1) Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа слогов.

На доске написаны слоги.

- Прочитайте верхнюю строчку.

Мо        бо        фо        но

Составьте схему этих слогов на парте.

Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук?

- Прочитаем нижнюю строчку.

мё        бё        фё        нё

Составьте схему этих слогов на парте.

Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук?

- Сравним эти две схемы. Количество звуков?

Гласный звук одинаковый? Отличаются мягкостью согласного звука. И гласный звук [o] на письме обозначается буквами О и Ё.

Кто сможет сделать вывод?

Буква О и буква Ё

Нам нужны для звука [о ].

Слушать нужно звук согласный,

Он всегда нам скажет ясно:

Если слышим МО и НО,

Значит в слове буква О.

Если слышим МЁ и НЁ,

Значит в слове буква Ё.

После твёрдых – буква О.

После мягких – буква Ё

Буква О обозначает твёрдость предыдущего согласного. А буква Ё обозначает мягкость предыдущего согласного.

Работа с тетрадью.

- Открывайте тетради. Напишите сегодняшнее число.

Ниже запишите тему урока – Буква о и буква ё.

Запишем схематично правило:

После            –   о.

После            –   ё.

Обведите в красную рамочку, аккуратно по линейке красным карандашом.

- 2, твердые.

- 2, мягкие.

- количество звуков одинаковое

 - одинаковый гласный звук [o]

Дети пытаются сформулировать вывод.

После твёрдых  согласных на письме – буква о,

После мягких согласных на письме – буква ё.

Записывают в тетрадь правило.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

а) На материале слогов.

Игра «Светофор» с кружками синего и зелёного цвета.

- Я буду диктовать слоги. А вы должны определить твёрдый или мягкий согласный звук в слове и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный).

ПО, СЁ, ВО, ДО, МЁ, РЁ, БО, БЁ.

б) На материале односложных слов.

Работа с веерами гласных.

- Я буду диктовать слова. А вы должны определить какую букву написать (О или Ё) и показать её на веере.

МЁЛ, ЛОМ, ХОР, МОСТ, МЁД, ЛЁД, ТОРТ, НОС, НЁС.

Объясните, почему именно эту букву вы бы написали.

в) На материале односложных и многосложных слов.

-  Разделимся на две команды. Вы будете командой «О», а вы – командой «Ё». Я буду читать  слова, а вам нужно определить, какую букву писать. Если О – встаете вы, если Ё – встаете вы.

КОТ, ЛЁД, КРОТ, ПЁС, КЛЁН, СОК, ДОМ, СОМ, РЁВ, ПЛЁНКА, ПАРОМ, САМОЛЁТ.

  • Обратить внимание: в последнем слове О и Ё.

Поднимают синий или зелёный кружок.

Показывают букву О или Ё на веере.

Делятся на 2 команды - О и Ё.

Если пишется О - встает 1 команда,

Если пишется Ё – встает другая.

V. Динамическая пауза.

Совершенствование навыка образования прошедшего времени глаголов несовершенного вида.

- Я буду называть вам глагол и бросать мяч. А вы будете называть этот глагол в прошедшем времени и бросать мяч мне обратно.

Идёт – шёл (как пишется слово «шёл»?),

несёт – нёс,

плетёт – плёл (а),

дует – дул,

ходит – ходил.

VI. Закрепление изученного материала.

1) Развитие звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов.

а) На доске - рисунки носа и мальчика, который несёт ведро воды.

- Что делает мальчик?  Что делал мальчик? Мальчик нёс ведро. А это что? Нос.

Два человека выходите к доске, нарисуйте мелками схемы этих слов – НОС и НЁС. Чем схемы отличаются? А теперь ниже напишите эти слова.

Вот видите – всего один звук, а как поменялся смысл слова.

б) - Очень важно не путать, какую букву написать. От ошибки слово может совершенно изменить свое значение. Сейчас вы это увидите.

- Вы мне будете помогать, выходя по очереди к доске.

Смотри, это «завод», а это «зовёт». Где какую букву будем писать?

Повесь эти картинки. Слева – с О, справа – с Ё.

Запишите эти два слова в тетрадь через тире.

Аналогичная работа со словами:

завод - зовёт,

ложка - Лешка,

тёк-ток,

вёл-вол,

воз-вёз

  • Обращать внимание детей  на написание других орфограмм.

- Подчеркивайте буквы о-ё красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами).

в) – Придумайте с одной парой слов предложение.

(Пример: Он вёз воз сена.)

2) Письменные тренировочные упражнения.

а) - Возьмите карточки. На них написаны слова, но пропущены буквы.

Перепишите их в тетрадь, вставляя недостающие буквы О или Ё.

Зел_ный, вес_лый, дв_рник, з_нтик, сам_л_т.

- Прочитайте, какие слова у вас получились. Проверьте. Подчеркните вставленные буквы красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами).

б) Графический звуковой диктант.

- Выполните в тетрадях звуковой анализ слов.

КОТЁНОК, ПОРОСЁНОК, ОЛЕНЁНОК.

Мальчик нёс ведро.

Нос.

На доске двое рисуют схемы слов НОС и НЁС.

- Слово «Завод» напишем с буквой О, повесим на доску слева.

Слово «зовёт» напишем с Ё – повесим на доску справа.

Записывают квазиомонимы в тетрадь через тире.

Подчеркивая буквы о-ё одной и двумя чертами.

Придумывают предложение с парой слов-квазиомонимов (устно).

Переписывают слова с карточек, вставляя и подчёркивая буквы О и Ё.

Самостоятельная работа в тетрадях.

VII. Подведение итогов урока.

- Что нового вы узнали на уроке?

- Какую букву мы пишем после мягких согласных?

- Какую букву мы пишем после твёрдых согласных?

VIII. Оценка деятельности учащихся.

Что у кого сегодня хорошо получилось.

Что у кого сегодня получилось не очень хорошо.

IX. Организация окончания урока.

Закройте тетради. Наведите порядок на столах.

До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс

Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И

Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.Лексическая тема: Птицы.ЗадачиОборудованиеСтруктура занятия...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...