Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё
план-конспект занятия по логопедии (3 класс) по теме
Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания.
Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё на уровне слогов и слов.
Грамматическая: Образование прошедшего времени глаголов несовершенного вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ
3 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ
Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё на уровне слогов и слов.
Грамматическая: Образование прошедшего времени глаголов несовершенного вида.
Задачи:
- Сформировать навык обозначения твёрдости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё.
- Совершенствовать фонематическую дифференциацию на материале твёрдых и мягких согласных.
- Развивать навыки звукобуквенного анализа.
- Развивать простые формы фонематического анализа.
- Совершенствовать умение образовывать прошедшее время глаголов несовершенного вида.
- Развивать слуховое внимание.
- Совершенствовать чувство ритма.
- Развивать общую моторику.
- Развивать навыки работы в команде.
- Развивать и совершенствовать умение выполнять действия согласно заданному алгоритму.
- Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
- Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.
Оборудование: записи на доске – слоги (Мо, бо, фо, но, мё, бё, фё, нё), картинки с изображением носа и мальчика с ведром; картинки-квазиомонимы (завод - зовёт, ложка - Лешка, тёк-ток, вёл-вол, воз-вёз); карточки со словами (Зел_ный, вес_лый, дв_рник, з_нтик, сам_л_т) по количеству учеников; веера с гласными; красные, синие и зеленые кружки (по паре на каждого ученика), мяч.
Ход урока:
Деятельность логопеда | Деятельность детей |
I. Организационный момент. - Здравствуйте, встаньте ровно рядом со своим местом! Давайте улыбнёмся друг другу и начнём урок. - Сядьте ровно, спина прямая, руки на парте. | |
II. Развитие ВПФ. Развитие слухового внимания, чувства ритма. - Каждый отстучит рукой по столу ритм, который я ему покажу. | Отстукивают ритм по образцу. |
III. Сообщение темы урока. - Как мы восклицаем, когда удивляемся? - [o] – это какой звук (гл, согл)? - Какой буквой обозначается звук [o]? - Давайте, нарисуем в воздухе, как пишется буква О. - А знаете ли вы, какая еще буква может обозначать звук [o]? - Звук [o] обозначает еще одна буква – Ё. - Тема нашего сегодняшнего урока «Обозначение твёрдости и мягкости согласных на письме буквами о-ё». | - О! - гласный - О - рисуют в воздухе О - Ё |
IV. Изучение нового материала. - Буквы О и Ё обозначают на письме звук [о]. Давайте разберёмся, когда какую букву писать. 1) Развитие фонематического восприятия, звукобуквенного анализа слогов. На доске написаны слоги. - Прочитайте верхнюю строчку. Мо бо фо но Составьте схему этих слогов на парте. Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук? - Прочитаем нижнюю строчку. мё бё фё нё Составьте схему этих слогов на парте. Сколько звуков? Какие здесь все согласные (тв. или мягк.)? Какой в этих слогах гласный звук? - Сравним эти две схемы. Количество звуков? Гласный звук одинаковый? Отличаются мягкостью согласного звука. И гласный звук [o] на письме обозначается буквами О и Ё. Кто сможет сделать вывод? Буква О и буква Ё Нам нужны для звука [о ]. Слушать нужно звук согласный, Он всегда нам скажет ясно: Если слышим МО и НО, Значит в слове буква О. Если слышим МЁ и НЁ, Значит в слове буква Ё. После твёрдых – буква О. После мягких – буква Ё Буква О обозначает твёрдость предыдущего согласного. А буква Ё обозначает мягкость предыдущего согласного. Работа с тетрадью. - Открывайте тетради. Напишите сегодняшнее число. Ниже запишите тему урока – Буква о и буква ё. Запишем схематично правило: После – о. После – ё. Обведите в красную рамочку, аккуратно по линейке красным карандашом. | - 2, твердые. - 2, мягкие. - количество звуков одинаковое - одинаковый гласный звук [o] Дети пытаются сформулировать вывод. После твёрдых согласных на письме – буква о, После мягких согласных на письме – буква ё. Записывают в тетрадь правило. |
2. Развитие простых форм фонематического анализа. а) На материале слогов. Игра «Светофор» с кружками синего и зелёного цвета. - Я буду диктовать слоги. А вы должны определить твёрдый или мягкий согласный звук в слове и поднять соответствующий кружок (твёрдый – синий, мягкий – зелёный). ПО, СЁ, ВО, ДО, МЁ, РЁ, БО, БЁ. б) На материале односложных слов. Работа с веерами гласных. - Я буду диктовать слова. А вы должны определить какую букву написать (О или Ё) и показать её на веере. МЁЛ, ЛОМ, ХОР, МОСТ, МЁД, ЛЁД, ТОРТ, НОС, НЁС. Объясните, почему именно эту букву вы бы написали. в) На материале односложных и многосложных слов. - Разделимся на две команды. Вы будете командой «О», а вы – командой «Ё». Я буду читать слова, а вам нужно определить, какую букву писать. Если О – встаете вы, если Ё – встаете вы. КОТ, ЛЁД, КРОТ, ПЁС, КЛЁН, СОК, ДОМ, СОМ, РЁВ, ПЛЁНКА, ПАРОМ, САМОЛЁТ.
| Поднимают синий или зелёный кружок. Показывают букву О или Ё на веере. Делятся на 2 команды - О и Ё. Если пишется О - встает 1 команда, Если пишется Ё – встает другая. |
V. Динамическая пауза. Совершенствование навыка образования прошедшего времени глаголов несовершенного вида. - Я буду называть вам глагол и бросать мяч. А вы будете называть этот глагол в прошедшем времени и бросать мяч мне обратно. Идёт – шёл (как пишется слово «шёл»?), несёт – нёс, плетёт – плёл (а), дует – дул, ходит – ходил. | |
VI. Закрепление изученного материала. 1) Развитие звукобуквенного анализа на материале слов-квазиомонимов. а) На доске - рисунки носа и мальчика, который несёт ведро воды. - Что делает мальчик? Что делал мальчик? Мальчик нёс ведро. А это что? Нос. Два человека выходите к доске, нарисуйте мелками схемы этих слов – НОС и НЁС. Чем схемы отличаются? А теперь ниже напишите эти слова. Вот видите – всего один звук, а как поменялся смысл слова. б) - Очень важно не путать, какую букву написать. От ошибки слово может совершенно изменить свое значение. Сейчас вы это увидите. - Вы мне будете помогать, выходя по очереди к доске. Смотри, это «завод», а это «зовёт». Где какую букву будем писать? Повесь эти картинки. Слева – с О, справа – с Ё. Запишите эти два слова в тетрадь через тире. Аналогичная работа со словами: завод - зовёт, ложка - Лешка, тёк-ток, вёл-вол, воз-вёз
- Подчеркивайте буквы о-ё красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами). в) – Придумайте с одной парой слов предложение. (Пример: Он вёз воз сена.) 2) Письменные тренировочные упражнения. а) - Возьмите карточки. На них написаны слова, но пропущены буквы. Перепишите их в тетрадь, вставляя недостающие буквы О или Ё. Зел_ный, вес_лый, дв_рник, з_нтик, сам_л_т. - Прочитайте, какие слова у вас получились. Проверьте. Подчеркните вставленные буквы красным карандашом (о- одной чертой, ё – двумя чертами). б) Графический звуковой диктант. - Выполните в тетрадях звуковой анализ слов. КОТЁНОК, ПОРОСЁНОК, ОЛЕНЁНОК. | Мальчик нёс ведро. Нос. На доске двое рисуют схемы слов НОС и НЁС. - Слово «Завод» напишем с буквой О, повесим на доску слева. Слово «зовёт» напишем с Ё – повесим на доску справа. Записывают квазиомонимы в тетрадь через тире. Подчеркивая буквы о-ё одной и двумя чертами. Придумывают предложение с парой слов-квазиомонимов (устно). Переписывают слова с карточек, вставляя и подчёркивая буквы О и Ё. Самостоятельная работа в тетрадях. |
VII. Подведение итогов урока. - Что нового вы узнали на уроке? - Какую букву мы пишем после мягких согласных? - Какую букву мы пишем после твёрдых согласных? | |
VIII. Оценка деятельности учащихся. Что у кого сегодня хорошо получилось. Что у кого сегодня получилось не очень хорошо. | |
IX. Организация окончания урока. Закройте тетради. Наведите порядок на столах. До свидания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обозначение мягкости согласных на письме гласными буквами: Е,Ё,Ю,Я,И и ь."
Конспект урока по русскому языку для обучающихся 3 класса школы VIII вида...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными " 1 класс...
Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И
Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.Лексическая тема: Птицы.ЗадачиОборудованиеСтруктура занятия...
Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю
КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...
Конспект урока по Обучению грамоте на тему "Обозначение мягкости согласных на письме гласными "
....
Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.
Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...
Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»
Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...