Методические разработки по информационному оформлению школьного логопедического пункта. В помощь молодому логопеду.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной статье представлены разработки для оформления стенда информации о работе учителя-логопеда на школьном логопункте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
alennikova_s._metod._razrabotki_po_informatsionn._oformlen.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПИСЬМО
НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках и в трудностях овладения письменной речью.
Причины, лежащие в основе нарушения письма:
- Недостаточное развитие или нарушения в развитии фонетико-фонематических процессов речевого развития:
- нарушения звукопроизношения разной степени сложности;
- нарушения в развитии фонематического анализа и синтеза, выражающиеся в затруднении определения количества, последовательности звуков, слогов в словах, места заданного звука в слове, в делении слов на звуки и слоги;
- нарушения в развитии фонематического слуха и восприятия речевых единиц, что проявляется в неправильной дифференциации фонем, близких по звучанию (с-ш, з-ж, ш-щ, ч-щ…), перестановке последовательности звуко - слогового состава слова и т.д.;
- недостаточная сформированность фонематических представлений (неумение находить слова с заданным количеством звуков, неумение подобрать слово на звук в нужной позиции).
- Нарушения в развитии устной речи или недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи:
- малый объём словарного запаса;
- грамматически неправильное оформление своих высказываний (нарушения согласования в роде, числе или падеже);
- нарушения словообразования и словоизменения (образование суффиксов, приставок, сложных слов из двух корней, изменение слов по родам и падежам, несклоняемые слова..);
- нарушения в построении словосочетания и предложения с предлогами;
- несвязная речь.
- Нарушения в развитии зрительно-пространственных и временных ориентировок, тонкокоординированных движений пальцев рук, возможных графо-моторных навыков, а так же недостатки в развитии психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия), нарушения биологического слуха и зрения, затруднения процесса латерализации (формирование предпочтения пользоваться правой или левой руками).
Образцы специфических ошибок письма
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуск букв и слогов;
- перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял);
- недописывание слогов и слов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
- искажение слова – «наотух» (на охоту), «щуки» (щёки);
- слитное написание слов и их произвольное деление на слоги – «насто» (на столе), « виситнастене» (висит на стене);
- замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «шапаги» (сапоги)»; чаще всего замены по акустическому признаку происходят с буквами: з-с, б-п, д-т, ж-ш, в-ф, г-к, с-ш, ш-щ, з-ж, с-ц, ц-щ, сь-ть, а-я, о-ё, у-ю, э-е, й, ё-ю;
- нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли).
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизмы – «Саша и Маша собираит цветы». «Дети сидели на большими стульями.»;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели».
- неумение определить границы предложения в тексте, перестановка порядка главных слов предложения.
- Нарушение почерка (трудности графо-моторных координаций).
- Ошибки, связанные с несформированностью зрительно-пространственных ориентировок, нарушением внимания (оптические ошибки). При этом частые ошибки возникают во время выбора букв, сходных с другими по количеству элементов: а-о, л-м, п-т, х-ж, ш-щ, и-ш. Путаются буквы, при написании которых нужно правильно выбрать последующий элемент ( б-д, и-у , в-д ,п-р ,ш-т) или сориентироваться в пространстве. Примеры письма с данным видом ошибок: « мимон» - лимон, «тетух» - петух, «ёхик» - ёжик, «шегол» - щегол, «бубинка» - дубинка, «кист» - куст, «дедро» - ведро, «пастёт» - растёт, «тутка» - шутка….
Образцы специфических ошибок письма
- Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
- пропуск букв и слогов;
- перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял);
- недописывание слогов и слов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
- искажение слова – «наотух» (на охоту), «щуки» (щёки);
- слитное написание слов и их произвольное деление на слоги – «насто» (на столе), « виситнастене» (висит на стене);
- замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «шапаги» (сапоги)»; чаще всего замены по акустическому признаку происходят с буквами: з-с, б-п, д-т, ж-ш, в-ф, г-к, с-ш, ш-щ, з-ж, с-ц, ц-щ, сь-ть, а-я, о-ё, у-ю, э-е, й, ё-ю;
- нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки), «смали» (смяли).
- Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
- аграмматизмы – «Саша и Маша собираит цветы». «Дети сидели на большими стульями.»;
- слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели».
- неумение определить границы предложения в тексте, перестановка порядка главных слов предложения.
- Нарушение почерка (трудности графо-моторных координаций).
- Ошибки, связанные с несформированностью зрительно-пространственных ориентировок, нарушением внимания (оптические ошибки). При этом частые ошибки возникают во время выбора букв, сходных с другими по количеству элементов: а-о, л-м, п-т, х-ж, ш-щ, и-ш. Путаются буквы, при написании которых нужно правильно выбрать последующий элемент ( б-д, и-у , в-д ,п-р ,ш-т) или сориентироваться в пространстве. Примеры письма с данным видом ошибок: « мимон» - лимон, «тетух» - петух, «ёхик» - ёжик, «шегол» - щегол, «бубинка» - дубинка, «кист» - куст, «дедро» - ведро, «пастёт» - растёт, «тутка» - шутка….
ЧТЕНИЕ
НАРУШЕНИЕ ЧТЕНИЯ
ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса овладения чтением, проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических функций, участвующих в процессе овладения чтением.
Причины, лежащие в основе нарушения чтения во многом сходны с причинами нарушения письма, но имеют и свою специфику:
- несформированиность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);
- несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте;
- нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом слов) и другие причины.
Ступени овладения чтением:
- овладение звукобуквенными обозначениями;
- послоговое чтение;
- ступень становления синтетических приёмов чтения;
- ступень синтетического чтения.
Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.
Учителя и родители бывают в недоумении: ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но медленно и плохо. Существует много причин, тормозящих процесс чтения и скорость чтения: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антипации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти.
ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это скорость, с которой работают психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение..). Темп является врождённым и определяет насколько быстро человек работает, запоминает, думает, представляет, читает.
РЕГРЕССИИ – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного( чтение сначала про себя, а потом вслух).
Причиной регрессии может стать сила привычки, кажущиеся трудности чтения, отсутствие внимания.
АНТИПАЦИИ – недочитывание слов до конца, а угадывание его смысла по содержанию ( предвосхищение, смысловая догадка).
АРТИКУЛЯЦИЯ – её нарушения выражаются в недостаточной подвижности речевого аппарата (артикул. аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова).
МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – восприятие читаемого только в поле своего зрения, не предвосхищая последующее прочтение, малый объём фиксации взора и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие читаемого.
УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ – увеличение объёма и концентрации внимания.
ПАМЯТЬ – зрительная, слуховая, моторная, смешанный тип памяти.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ – образование слов из звуков, составление сообщений из слов.
ДИСЛЕКСИЯ проявляется в замедлении процесса овладения чтением, в замедлении темпа и скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз во время чтения. У многих детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается излишнее количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными являются стойкие специфические ошибки.
ОБРАЗЦЫ ГРУПП ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ:
- Замены и смешения букв при чтении (звонких и глухих, аффрикат, входящих в состав слова), замены графически сходных букв ( Х-Ж, П-Н..).
- Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
- Искажения звуко-слоговой структуры слова, проявляющиеся в разнообразных ошибках: пропуски гласных и согласных, добавления звуков, перестановка, пропуски и перестановки слогов.
- Нарушения понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста).
- Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования в числе, изменения окончания глаголов…).
РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ
- Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов: направление учащихся на ТПМПК.
- Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся.
- Коррекция звукопроизношения у учеников.
- Коррекция нарушений письма и чтения.
- Профилактическая помощь учащимся первых классов в овладении грамотой.
- Коррекция почерка у учащихся начальных классов.
- Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания у логопатов.
- Работа с документацией логопункта.
- Консультативная помощь учителям и родителям в преодолении трудностей в обучении детей.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Общий комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.
Упражнения, которые вырабатывают основные движения и положения органов артикуляции:
- Удержание губ в улыбке (на счёт до 10), при этом верхние и нижние резцы обнажены.
- Вытягивание губ вперёд трубочкой.
- Чередование упражнений « улыбка-трубочка».
- Высовывание широкого языка на нижнюю губу – «лопаточка».
- Высовывание узкого языка вперёд на небольшое расстояние « иголочка».
- Чередование упражнений «лопаточка – иголочка».
- Подъём языка за верхние зубы, удерживание позы на счёт до 10 и динамические движения языком влево-вправо.
- Чередование положения языка за верхними и нижними зубами.
- Движения языком влево-вправо, дотрагиваясь кончиком до уголков рта.
- При опущенном кончике языка, сам язык отодвигать вглубь рта и приближать к передним нижним резцам.
- Упражнение «лошадка»- цоканье языком.
Общие требования к проведению артикуляционных упражнений на занятиях и дома.
- Упражнения проводятся ежедневно, несколько раз в день (2-3 раза), до тех пор, пока не будут поставлены все нарушенные в произношении звуки.
- Упражнения выполняются сидя перед зеркалом в течение 5-7 минут.
- Каждое из упражнений выполняется не менее 10 раз (динамические, а статические удерживаются в позе на счёт до 10).
- Взрослый должен следить за правильностью выполнения каждого упражнения (использовать консультации у логопеда по проведению упражнений) и не допускать сопутствующих движений ребёнка ногами, руками или головой, лбом, щеками.
- Упражнения выполнять до конца, не отвлекаться.
- Взрослый постепенно должен добиваться от ребёнка качественного выполнения всех упражнений, движения должны быть точными, в заданном логопедом объёме, в нужном темпе.
- После выполнения артикуляционных упражнений можно переходить к работе над речевым материалом (по указанию в домашнем задании – проговаривание слов или предложений, заучивание скороговорок…).
Приблизительный комплекс упражнений
для вызывания разных групп звуков
- Комплекс для свистящих звуков – С, З, Ц.
- улыбка
- трубочка
- заборчик
- иголочка
- лопаточка
- качели
- накажем язычок
- Комплекс для шипящих звуков - Ж, Ш и аффрикат.
- улыбка
- трубочка
- заборчик
- лопаточка
- чашечка
- индюк
- лошадка
- грибок
- горочка
- Комплекс для сонорных звуков – Р, Л.
- улыбка
- трубочка
- заборчик
- иголочка
- качели
- часики
- в гости к зубу
- вкусное варенье
- маляр
- покусывание языка зубами
- лошадка
- грибок
- автомат
- гудит машина.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.
Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...
Методическая разработка "Организация и проведение школьной интерактивной игры "Бегущий класс"
Одна из задач ФГОС – развитие у учащихся метапредметных навыков. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Данная игр...
Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в процессе реализации ФГОС»
Определение эфективности учебной деятельности в процессе использования информационно -комуникативных технологий на уроках музыки...
Методическая разработка спортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!», приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»
Методическая разработкаспортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!»,приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»...
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...
Методическая разработка "Требования к оформлению исследовательской работы" (рекомендации)
Исследовательская работа представляет собой рукопись, написаннуюединолично или в соавторстве под руководством учителя с консультантамиили научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научны...