Методические разработки по информационному оформлению школьного логопедического пункта. В помощь молодому логопеду.
методическая разработка по логопедии (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

В данной статье представлены разработки для оформления стенда информации о работе учителя-логопеда на школьном логопункте.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПИСЬМО

НАРУШЕНИЯ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

Дисграфия – частичное специфическое нарушение письма, проявляющееся в стойких и повторяющихся ошибках  и в трудностях овладения письменной речью.

 Причины, лежащие в основе нарушения письма:

  1. Недостаточное развитие или нарушения в развитии фонетико-фонематических процессов речевого развития:
  • нарушения звукопроизношения разной степени сложности;
  • нарушения в развитии фонематического анализа и синтеза, выражающиеся в затруднении определения количества, последовательности звуков, слогов в словах, места заданного звука в слове, в делении слов на звуки и слоги;  
  • нарушения в развитии фонематического слуха и восприятия речевых единиц, что проявляется в неправильной дифференциации фонем, близких по звучанию (с-ш, з-ж, ш-щ, ч-щ…), перестановке последовательности  звуко - слогового  состава слова и т.д.;
  • недостаточная  сформированность фонематических представлений (неумение находить слова с заданным количеством звуков, неумение подобрать слово на звук в нужной позиции).  
  1. Нарушения в развитии устной речи или недостаточная сформированность лексико-грамматической стороны речи:
  • малый объём словарного запаса;
  • грамматически неправильное оформление своих высказываний (нарушения согласования в роде, числе или падеже);
  • нарушения словообразования и словоизменения (образование суффиксов, приставок, сложных слов из двух корней, изменение слов по родам и падежам, несклоняемые слова..);
  • нарушения в построении словосочетания и предложения с предлогами;
  • несвязная речь.  
  1. Нарушения в развитии зрительно-пространственных  и временных ориентировок, тонкокоординированных движений пальцев рук, возможных графо-моторных навыков, а так же недостатки в развитии психических процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия), нарушения биологического слуха и зрения, затруднения процесса латерализации (формирование предпочтения пользоваться правой или левой руками).

Образцы специфических ошибок письма

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
  • пропуск букв и слогов;
  • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял);
  • недописывание слогов и слов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
  • искажение слова – «наотух» (на охоту), «щуки» (щёки);
  • слитное написание слов и их произвольное деление на слоги – «насто»  (на столе), « виситнастене» (висит на  стене);
  • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «шапаги» (сапоги)»; чаще всего замены по акустическому признаку происходят с буквами: з-с, б-п, д-т, ж-ш, в-ф, г-к, с-ш, ш-щ, з-ж, с-ц, ц-щ, сь-ть, а-я, о-ё, у-ю, э-е, й, ё-ю;  
  • нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки),  «смали» (смяли).
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической  стороны речи:
  • аграмматизмы – «Саша и Маша собираит цветы». «Дети сидели на большими стульями.»;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при  летели».
  • неумение определить границы предложения в тексте, перестановка  порядка главных слов предложения.
  1. Нарушение почерка (трудности графо-моторных координаций).
  2. Ошибки, связанные с несформированностью  зрительно-пространственных  ориентировок, нарушением внимания (оптические ошибки). При этом частые ошибки возникают во время выбора букв, сходных с другими по количеству элементов: а-о, л-м, п-т, х-ж, ш-щ, и-ш. Путаются буквы, при написании которых нужно правильно выбрать последующий элемент ( б-д, и-у , в-д ,п-р ,ш-т) или сориентироваться в пространстве. Примеры письма с данным видом ошибок: « мимон» - лимон, «тетух» - петух, «ёхик» - ёжик, «шегол» - щегол, «бубинка» - дубинка, «кист» - куст, «дедро» - ведро, «пастёт» - растёт, «тутка» - шутка….

Образцы специфических ошибок письма

  1. Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
  • пропуск букв и слогов;
  • перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «звял» (взял);
  • недописывание слогов и слов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
  • искажение слова – «наотух» (на охоту), «щуки» (щёки);
  • слитное написание слов и их произвольное деление на слоги – «насто»  (на столе), « виситнастене» (висит на  стене);
  • замена одной буквы на другую – «трюх» (трёх), «шапаги» (сапоги)»; чаще всего замены по акустическому признаку происходят с буквами: з-с, б-п, д-т, ж-ш, в-ф, г-к, с-ш, ш-щ, з-ж, с-ц, ц-щ, сь-ть, а-я, о-ё, у-ю, э-е, й, ё-ю;  
  • нарушения смягчения согласных – «васелки» (васильки),  «смали» (смяли).
  1. Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической  стороны речи:
  • аграмматизмы – «Саша и Маша собираит цветы». «Дети сидели на большими стульями.»;
  • слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при  летели».
  • неумение определить границы предложения в тексте, перестановка  порядка главных слов предложения.
  1. Нарушение почерка (трудности графо-моторных координаций).
  2. Ошибки, связанные с несформированностью  зрительно-пространственных  ориентировок, нарушением внимания (оптические ошибки). При этом частые ошибки возникают во время выбора букв, сходных с другими по количеству элементов: а-о, л-м, п-т, х-ж, ш-щ, и-ш. Путаются буквы, при написании которых нужно правильно выбрать последующий элемент ( б-д, и-у , в-д ,п-р ,ш-т) или сориентироваться в пространстве. Примеры письма с данным видом ошибок: « мимон» - лимон, «тетух» - петух, «ёхик» - ёжик, «шегол» - щегол, «бубинка» - дубинка, «кист» - куст, «дедро» - ведро, «пастёт» - растёт, «тутка» - шутка….

ЧТЕНИЕ

НАРУШЕНИЕ  ЧТЕНИЯ

ДИСЛЕКСИЯ – частичное нарушение процесса овладения чтением, проявляющееся в  многочисленных  повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью психических  функций, участвующих в процессе овладения чтением.

Причины, лежащие в основе нарушения чтения во многом сходны с причинами нарушения письма, но имеют и свою специфику:

- несформированиность сенсомоторных операций (зрительно-пространственный анализ букв и их сочетаний в слове);

- несформированность языковых операций со звуками, слогами, словами и предложениями в тексте;

- нарушение семантических операций (соотнесение со смыслом слов) и другие причины.

Ступени овладения чтением:  

  1. овладение звукобуквенными обозначениями;
  2. послоговое чтение;
  3. ступень становления синтетических приёмов чтения;
  4. ступень синтетического чтения.  

Трудности и помехи, тормозящие скорость чтения.

Учителя и родители бывают в недоумении: ребёнок владеет синтетическим способом чтения, т.е. читает целым словом, но медленно и плохо. Существует много причин, тормозящих процесс чтения и скорость чтения: природный темп деятельности, регрессии, отсутствие антипации, артикуляция, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития памяти. 

ТЕМП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это скорость, с которой работают психические процессы (память, внимание, восприятие, мышление, воображение..). Темп является врождённым и определяет насколько быстро человек работает, запоминает, думает, представляет, читает.

РЕГРЕССИИ – возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного( чтение сначала про себя, а потом вслух).

Причиной регрессии может стать сила привычки, кажущиеся трудности чтения, отсутствие внимания.

АНТИПАЦИИ – недочитывание слов до конца, а угадывание его смысла по содержанию ( предвосхищение, смысловая догадка).

АРТИКУЛЯЦИЯ – её нарушения  выражаются в недостаточной подвижности  речевого аппарата (артикул. аппарат не даёт возможности в нужном темпе произносить вслух прочитанные слова).

МАЛОЕ ПОЛЕ ЗРЕНИЯ – восприятие читаемого только в поле своего зрения, не предвосхищая последующее прочтение, малый объём фиксации взора  и размер оперативного поля, с которого происходит восприятие читаемого.

 УРОВЕНЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВНИМАНИЯ – увеличение объёма и концентрации внимания.

 ПАМЯТЬ – зрительная, слуховая, моторная, смешанный тип памяти.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ – образование слов из звуков, составление сообщений из слов.  

ДИСЛЕКСИЯ проявляется в замедлении процесса овладения чтением,  в замедлении темпа и скорости чтения. При дислексии у детей наблюдаются нарушения движения глаз во время чтения. У многих детей движения глаз при чтении хаотические, беспорядочные, неравномерные, скачкообразные. Отмечается излишнее количество регрессий, излишняя длительность фиксаций. Гораздо более значительными являются  стойкие специфические ошибки.

ОБРАЗЦЫ ГРУПП ОШИБОК ПРИ ЧТЕНИИ:

  1. Замены и смешения букв при чтении (звонких и глухих, аффрикат, входящих в состав слова), замены графически сходных букв ( Х-Ж, П-Н..).
  2. Побуквенное чтение – нарушение слияния звуков в слоги и слова.
  3. Искажения звуко-слоговой структуры слова, проявляющиеся в разнообразных ошибках: пропуски гласных и согласных, добавления звуков, перестановка, пропуски и перестановки слогов.
  4. Нарушения понимания прочитанного (на уровне слова, предложения, текста).
  5. Аграмматизмы при чтении (нарушения падежных окончаний, согласования в числе, изменения окончания глаголов…).  

РАБОТА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА

НА ШКОЛЬНОМ ЛОГОПУНКТЕ

  1. Диагностика нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов: направление учащихся на ТПМПК.
  2. Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся.  
  1. Коррекция звукопроизношения  у  учеников.
  2. Коррекция нарушений письма и чтения.
  3. Профилактическая помощь учащимся первых классов в овладении грамотой.
  4. Коррекция почерка у учащихся начальных классов.
  5. Развитие психических процессов – памяти, мышления, внимания у логопатов.  
  1. Работа с документацией логопункта.
  2. Консультативная помощь учителям и родителям в  преодолении трудностей в обучении детей.

 

 

ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Общий комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата.

Упражнения, которые вырабатывают основные движения и положения органов артикуляции:

  1. Удержание губ в улыбке (на счёт до 10), при этом верхние и нижние резцы обнажены.
  2. Вытягивание губ вперёд трубочкой.
  3. Чередование упражнений « улыбка-трубочка».
  4. Высовывание широкого языка на нижнюю губу – «лопаточка».
  5. Высовывание узкого языка вперёд на небольшое расстояние « иголочка».
  6. Чередование упражнений «лопаточка – иголочка».
  7. Подъём языка за верхние зубы, удерживание позы на счёт до 10 и динамические движения языком влево-вправо.
  8. Чередование положения языка за верхними и нижними зубами.
  9. Движения языком влево-вправо, дотрагиваясь кончиком до уголков рта.
  10. При опущенном кончике языка, сам язык отодвигать вглубь рта и приближать   к передним  нижним резцам.
  11. Упражнение «лошадка»- цоканье языком.  

Общие требования к проведению артикуляционных упражнений на занятиях и дома.

  1. Упражнения проводятся ежедневно, несколько раз в день (2-3 раза), до тех пор, пока не будут поставлены все нарушенные в произношении звуки.
  2. Упражнения выполняются сидя перед зеркалом в течение 5-7 минут.
  3. Каждое из упражнений выполняется не менее 10 раз (динамические, а статические удерживаются в позе на счёт до 10).
  4. Взрослый должен следить за правильностью выполнения каждого упражнения (использовать консультации у логопеда по проведению упражнений) и не допускать сопутствующих движений ребёнка ногами, руками или головой, лбом, щеками.
  5. Упражнения выполнять до конца, не отвлекаться.
  6. Взрослый постепенно должен добиваться от ребёнка качественного выполнения всех упражнений, движения должны быть точными, в заданном логопедом объёме, в нужном темпе.
  7. После выполнения артикуляционных упражнений можно переходить к работе над речевым материалом (по указанию в домашнем задании – проговаривание слов или предложений, заучивание скороговорок…).  

Приблизительный комплекс упражнений

для вызывания  разных групп звуков

  1. Комплекс для свистящих звуков – С, З, Ц. 
  • улыбка
  • трубочка
  • заборчик
  • иголочка
  • лопаточка
  • качели
  • накажем язычок 
  1. Комплекс для шипящих звуков - Ж, Ш и аффрикат.
  • улыбка
  • трубочка
  • заборчик
  • лопаточка
  • чашечка
  • индюк
  • лошадка
  • грибок
  • горочка
  1. Комплекс для сонорных звуков – Р, Л.
  • улыбка
  • трубочка
  • заборчик
  • иголочка
  •  качели
  • часики
  •  в гости к зубу
  • вкусное варенье
  •  маляр
  • покусывание языка зубами
  • лошадка
  • грибок
  •  автомат
  • гудит машина.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по использованию мнемотаблиц на логопедических занятиях по развитию связной речи.

Данный методический материал используется мною на логопедических занятиях по развитию связной письменной и устной речи младших школьников. Здесь представлены некоторые советы и рекомендации учетелям-л...

Методическая разработка "Организация и проведение школьной интерактивной игры "Бегущий класс"

Одна из задач ФГОС – развитие у учащихся метапредметных навыков. Цель не в том, чтобы обучающийся знал как можно больше, а в том, чтобы умел действовать и решать проблемы в любых ситуациях. Данная игр...

Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в процессе реализации ФГОС»

Определение эфективности учебной деятельности в процессе использования информационно -комуникативных технологий на уроках музыки...

Методическая разработка спортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!», приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»

Методическая разработкаспортивно-информационного мероприятия «Будь здоров!»,приуроченного ко «Всемирному дню борьбу со СПИДом»...

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...

Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общег...

Методическая разработка "Требования к оформлению исследовательской работы" (рекомендации)

Исследовательская работа представляет собой рукопись, написаннуюединолично или в соавторстве под руководством учителя с консультантамиили научными сотрудниками согласно требованиям к оформлению научны...