Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в процессе реализации ФГОС»
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

Кувшинова Оксана Антоновна

Определение эфективности учебной деятельности в процессе использования информационно -комуникативных технологий на уроках музыки

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках музыки в процессе реализации ФГОС»

Введение

Приобщение современного школьника к вопросам искусства в XXI веке происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков, в мире электронной культуры. Компьютерное пространство значительно расширяет поле активности и является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией  работы. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности, повышения познавательного интереса и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

Поиск   путей разрешения обозначенного выше   привел  к определению гипотезы: если использовать информационно-коммуникационные технологии на уроке как средство создания ситуации занимательности, то будет повышаться интерес к учебной деятельности  и качество образования.

Итак, объект исследования - процесс использования ИКТ на уроках музыки.

Цель исследования - определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ на уроках музыки.

В соответствии с целью и объектом исследования определены следующие задачи:

1) уточнить сущность, содержание понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

2) обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

3) разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Предполагаемый результат - повышение уровня познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования на уроках информационно-коммуникационных технологий.

В процессе работы предполагается изучение литературы по данному вопросу, опрос и анкетирование учащихся, анализ результатов диагностического обследования, наблюдения в ходе уроков, анализ результатов образовательного процесса.

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Проникновение современных технологий в образовательную практику, в том числе и на уроки музыки, открывает новые возможности. В этом случае, учителю необходимо сделать информационно-коммуникационные технологии новым средством эстетического развития учащихся.

ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  Кроме  того, фрагменты уроков, на которых используются  ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря  использованию ИКТ,  ученики стали отличаться высокой активностью на уроках  (высказывать своё мнение,  размышлять, рассуждать).  

При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов;

Презентация музыки на уроках в видеоформате – это гарантированный эмоциональный тонус на занятиях, увлеченность, погруженность в материал.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др. ); материалы из мемориальных музеев композиторов и исполнителей, документальные фотографии, видовые художественные фотографии

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

6. Литературный ряд: доступные, ёмкие, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

После того, как школы были укомплектованы компьютерами и электронными изданиями на CD-ROM, среди которых были диски и по искусству, началось активное использование готовых электронных образовательных ресурсов в процессе обучения.

В своей работе я также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. А звук это тоже технология. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки. Информационно-коммуникационные технологии использую на уроках музыки, начиная с 1 класса.

Готовые программные продукты на уроках музыки

В своей работе также использую следующие готовые программные продукты:

1. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКИ

Вhello_html_m7a80bfec.jpg этом диске представлены биографии почти 300 композиторов. Здесь же содержится информация о знаменитых исполнителях XIX-XX веков, жанрах классической музыки и наиболее популярных произведениях, а также сведения об устройстве музыкальных инструментов. Слайды и репродукции, видео - и аудиофрагменты, экскурсы в историю музыкальной культуры различных стран раскрывают огромный мир музыкальной классики. Диск содержит викторину с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

2hello_html_6d5ba13c.jpg. СОНАТА НЕ ТОЛЬКО КЛАССИКА

Данный диск является путеводителем по коллекции современных записей европейской и русской классики, джазовой и популярной музыки, поэтической песни, выполненных ведущими мировыми студиями, в исполнении лучших музыкантов планеты.

Коллекция избранных музыкальных произведений представляет материалы для работы на уроках музыки, а также интерактивную среду для развивающей и проектной деятельности учащихся.

Программа содержит информацию более чем о ста композиторах, 300 музыкальных фрагментов, викторину, картинную галерею, рекомендации по оснащению кабинета искусства.

3. ИСТОРИЯ ИСКУССТВА

Эhello_html_m9cb65a1.jpgлектронное средство учебного назначения, которое представляет набор информационных объектов, отражающих произведения, объекты, персоналии, процессы, явления истории искусства, содержит 844 звуковых фрагмента. Синтез мультимедиа-компонентов (текста, звука, видео, анимации), интерактивных форм взаимодействия и компьютерного моделирования обеспечивает возможность восприятия информации на зрительном, слуховом и эмоциональном уровне, что позволяет достичь наилучшего усвоения материала учеником.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Мультимедийные учебные пособия по МХК содержат информационные статьи,видеофрагменты по истории искусства, а также звуковые фрагменты различных музыкальных эпох, начиная с древности и до наших дней.

hello_html_29f83874.jpghello_html_24390a99.jpghello_html_m2adc523.jpg

Использование данных учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Интерактивные экскурсии знакомят детей с музыкальными инструментами и помогают услышать их звучание.

Программы имеют такие положительные моменты, как:

представление учебной информации в интересной форме с использованием рисунков, схем, звука, видеоизображения;

различные эффекты вывода текста и графических фрагментов;

работа в удобном для ученика темпе и проявление инициативы;

интерактивность – активная роль пользователя.

Для подготовки докладов, рефератов и творческих работ по музыкальному искусству учащиеся пользуются энциклопедиями, такими как “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия”, “Большая Советская Энциклопедия”, “Энциклопедия современной музыки”. Они представляют собой электронные аналоги обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников – объединяющие в себе функции демонстрационных и справочных материалов, которые:

поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

поддерживают функцию печати, копирования и вставки в другие документы энциклопедических статей и иллюстраций;

включают в себя аудио- и видеофрагменты;

включают викторины с быстрой, удобной и беспристрастной обработкой полученных результатов.

Конечно, малое количество “обучающих” программ связано со школьной программой, с последовательностью изложения материала, терминологией, предметным наполнением, предписываемыми логикой курса и образовательным стандартом, большинство CD представляют собой электронные книги, т.е. содержат текст и иллюстрации, которые очень трудно включить непосредственно в ткань урока. В этом случае их можно использовать для самостоятельного прочтения или в качестве иллюстраций к рассказу учителя. Таким образом, современные мультимедиа энциклопедии, словари, требуют специальной адаптации, большой творческой работы учителя. Однако если в некоторых программах не предусмотрено пространство для творческой работы учащихся, то много возможностей для творчества учителя: CD содержат качественный иллюстративный материал, обширные комментарии, словари.

hello_html_e0f907f.jpghello_html_4b4d4820.jpghello_html_m48a4da16.jpghello_html_132eef04.jpg

Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки.

Ещё одной интересной формой работы является использование на уроках музыкальных дисков с программой «Караоке».

hello_html_m49dc617a.jpghello_html_m2f40a652.jpgНа этапе окончательного исполнения,пение на уроках можно разнообразить использованием компьютерного аккомпанемента. А в связи с нехваткой времени на уроках (1 час музыки в неделю), выведение слов на проекционный экран позволяет освоить большее количество песенного материала.

Использование мультимедийных учебных пособий в среднем звене при изучении тем, связанных с изучением музыкальных инструментов, отдельных произведений, выявлением общих художественных принципов, биографий композиторов, экскурсии, получило живой отклик в детской аудитории.

Изучая тему “Музыкальные инструменты” в контексте симфонической сказки “Петя и волк” С. Прокофьева, дети находят в мультимедийной энциклопедии историческую справку о происхождении флейты, звучании инструмента, его особенностях. Все энциклопедические статьи сопровождаются видеоаудиорядом. Таким образом, дети получают подтверждение полученной информации.

Выразительно и ярко проходят уроки по теме “Природа в музыке” (изобразительность музыки). При сравнительном анализе музыкальных произведений дети используют энциклопедические определения характера, взятые из просмотренного диска. Дети работают в микрогруппах, затем делятся друг с другом полученной информацией. Так я получаю результат – самостоятельное получение знаний. Умение концентрироваться на выполнении заданий и в то же время распределять свои умения в работе с другими детьми - важная часть организации этой деятельности. Ребёнок совершает открытие: он сам узнал, сам понял, сам дал объяснение.

Учащиеся  используют программные диски для осуществления проектной деятельности, результатом которой явилось создание мультимедиа презентаций. Цель этой работы: привлекать детей к самостоятельному изучению предмета, развивать умение ориентироваться в широком объёме информации, анализировать её, выделяя существенное, важное для всех участников деятельности.

Мультимедиа презентации.

Одним из инструментов внедрения информационных технологий является программа Power Point, которую продуктивно и творчески использую в преподавании музыки, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю и ученику проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

При составлении презентаций использую материалы CD и Интернет ресурсы, а также возможности компьютера, прикладных программ и приложений. Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ красочными картинами, фотографиями, диаграммами, видеофрагментами и, конечно же, звуковыми фрагментами. Возможно добавление записи дикторского текста учителя. Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл».

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал. Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте, и, кроме того, используя гиперссылку, вернуться к любому моменту урока, затратив при этом минимальное количество времени.

При первичном контроле на уроке «Инструменты симфонического оркестра в симфонической сказке С.С.Прокофьева «Петя и волк» ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Создавая мультимедиа презентации учителю необходимо помнить об требованиях, предъявляемых к презентации. Основные их них приведены ниже.

Требования к содержанию:

–  соответствие содержания презентации поставленным дидактическим целям и задачам;

–  соблюдение принятых правил орфографии, пунктуации, сокращений и правил оформления текста (отсутствие точки в заголовках и т.д.);

–  отсутствие фактических ошибок, достоверность представленной информации;

–  лаконичность текста на слайде;

–  завершенность (содержание каждой части текстовой информации логически завершено);

–  объединение семантически связанных информационных элементов в целостно воспринимающиеся группы;

–  сжатость и краткость изложения, максимальная информативность текста;

–  расположение информации на слайде (предпочтительно горизонтальное расположение информации, сверху вниз по главной диагонали; наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана; если на слайде картинка, надпись должна располагаться под ней; желательно форматировать текст по ширине; не допускать «рваных» краев текста);

–  наличие не более одного логического ударения: краснота, яркость, обводка, мигание, движение;

–  информация подана привлекательно, оригинально, обращает внимание учащихся.

Требования к визуальному и звуковому ряду:

–  использование только оптимизированных изображений (например, уменьшение с помощью Microsoft Office Picture Manager, сжатие с помощью панели настройки изображения Microsoft Office);

–  соответствие изображений содержанию;

–  соответствие изображений возрастным особенностям учащихся;

–   качество изображения (контраст изображения по отношению к фону; отсутствие «лишних» деталей на фотографии или картинке, яркость и контрастность изображения, одинаковый формат файлов);

–   качество музыкального ряда (ненавязчивость музыки, отсутствие посторонних шумов);

–   обоснованность и рациональность использования графических объектов.

Требования к тексту:

–  читаемость текста на фоне слайда презентации (текст отчетливо виден на фоне слайда, использование контрастных цветов для фона и текста);

–  кегль шрифта соответствует возрастным особенностям учащихся и должен быть не менее 24 пунктов;

–  расстояние между строками внутри абзаца 1,5,  а между абзацев – 2 интервала;

Требования к дизайну:

–  использование единого стиля оформления;

–  соответствие стиля оформления презентации (графического, звукового, анимационного) содержанию презентации;

–  использование для фона слайда психологически комфортного тона;

–  фон должен являться элементом заднего (второго) плана: выделять, оттенять, подчеркивать информацию, находящуюся на слайде, но не заслонять ее;

–  использование не более трех цветов на одном слайде (один для фона, второй для заголовков, третий для текста);

–  соответствие шаблона представляемой теме (в некоторых случаях может быть нейтральным);

–  целесообразность использования анимационных эффектов.

Требования к эффективности использования презентации:

–  обеспечение всех уровней компьютерной поддержки: индивидуальной, групповой, фронтальной работы обучающихся;

–  педагогическая целесообразность использования презентации;

–  учет требований СанПиНов к использованию технических средств(длительность непрерывной работы за компьютером для учащихся 1-х классов не более 10 мин, 2-4-х классов - 15 мин; длительность непрерывного просмотра презентации – не более 20 мин);

–  адаптивность мультимедийной презентации, возможность внесения в нее изменений и дополнений в зависимости от учебной программы и особенностей конкретного учебного заведения, целей педагогов;

–  творческий, оригинальный подход к созданию презентации.

Интернет-ресурсы в музыкальном образовании.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет-семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов.

Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:

свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;

изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям учителя.

На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации в WWW, повышающие эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования on-line, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям учащихся.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

При подготовке к урокам мною используются материалы сайтов, посвящённых современной музыке, современным композиторам, именно из Интернета на сайтах различных сообществ узнаю о новинках в мире музыки, в частности о новых музыкальных программах. Так, готовя урок по теме «Мюзикл», большой пласт информации нашла на сайте мюзикла «Кошки» (это не только текстовая информация, но и музыкальные фрагменты в формате МР-3, цифровые фотографии).

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале. Огромный интерес для учителя музыки представляет Интернет-фестиваль «Открытый урок», где много статей и разработок уроков, посвящённых музыкальной педагогике. Вот некоторые сайты, где можно найти интересный и нужный материал для уроков.

1.http://www.belcanto.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- новости оперной жизни в России и за рубежом;

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- книги, статьи, освещающие различные аспекты оперного искусства;

- записи великих классических произведений в формате mp3;

- каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

2. http://www.classic-music.ru/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- биографии и творческие портреты композиторов и исполнителей классической музыки;

- крупнейшая коллекция записей классической музыки в формате mp3.

- все фонограммы из собраний частных коллекционеров виниловых дисков Москвы, исполненные до 1971 года;

- словарь музыкальных терминов и инструментов;

- ссылки на сайты о классической музыке.

3. http://www.fedorov.ws/index.html

Вашему вниманию предлагаются:

- сведения о лучших произведениях жанра (сюжеты, комментарии-эссе);

- информация об оперных театрах, фестивалях;

- биографии и творческие портреты певцов, дирижеров, композиторов;

- ссылки на страницы, содержащие записи в mp3;

-каталог ссылок на оперные ресурсы Интернета.

4. http://www.posternazakaz.ru/shop/category/180/82/?orderby=views

Фото известных композиторов, портеры композиторов.

Тестовые формы контроля

В процессе преподавания музыкального искусства в школе тест является педагогическим инструментом в руках учителя, позволяющим осуществлять педагогические измерения в рамках преподаваемого предмета и используется как средство проверки, контроля и оценки.

Основные задачи использования тестов в преподавании музыкального искусства в школе направлены на:

определение объёма и качества освоения содержания программного материала;

проверку и контроль уровня усвоения основных видов деятельности учащихся;

проверку и оценку качества развития психофизиологических свойств ребёнка, необходимых для занятия музыкальной деятельностью;

оценку педагогической деятельности учителя музыки.

На уроках музыки использую различные формы тестового контроля:

1. «Бумажные» - педагогические тесты, предъявляемые учащимся на бумажном носителе в виде распечатки. Эти тесты наиболее часто используются и их хранение, редактирование и вариативная распечатка происходит с помощью специальных программных средств.

2. «Звуковые» - педагогические тесты характерны именно для музыкального образования, т.к. музыка – искусство, существующее в звуковых формах. Создание и осуществление такого теста осуществляется с помощью специализированных технических средств. При создании теста необходимо точно выверять временные границы звучащих фрагментов. На уроке «звуковые» тесты чаще всего используются как коллективные или фронтальные формы контроля. Индивидуальный контроль возможен лишь при наличии соответствующих технических средств (аудиоплеер и наушники).

3. «Компьютерные» - наиболее актуальные тесты для современной системы образования. Особая роль здесь принадлежит компьютерно-индивидуальному тестированию, когда каждому испытуемому предъявляется уникальный набор заданий. Возможности компьютерных средств позволяют сочетать звуковые и зрительные формы предъявления тестовых заданий.

При создании тестов наряду с общедидактическими критериями, необходимо учитывать и методические особенности учебного предмета при определении качества тестов. Специфические характеристики предмета «музыка» в школе в том, что музыка является учебной дисциплиной образовательного процесса, с другой – искусством.

Выбор заданий продиктован наличием в содержании программы соответствующих основных разделов.

Традиционной формой проверки на уроках музыки являются викторины, которые содержатся во многих готовых программных продуктах. Вопросы викторины чаще всего объединены какой-либо общей темой.

Применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала у всех учащихся и своевременно его скорректировать. При этом есть возможность выбора уровня трудности задания для конкретного ученика.

Для  ученика важно то, что сразу после выполнения теста (когда эта информация еще не потеряла свою актуальность) он получает объективный результат с указанием ошибок, что невозможно, например, при устном опросе.

Результативность использования ИКТ

Проводя целенаправленную работу по внедрению информационно-коммуникационных технологий удалось добиться стабильности результатов, повышения интереса к урокам, высокого качества знаний и повышения духовного и нравственного уровней.

В результате использования на уроках музыки ИКТ повышается учебная мотивация, формируется эмоционально положительное отношение к предмету, внимание учеников остается устойчивым на протяжении всего урока. Вопрос об утомляемости учеников на уроках с использованием ИКТ пока остается открытым и требует дополнительного исследования.

Заключение

Современное общество ставит перед школой задачу развития личностно значимых качеств подрастающего поколения, а не только передачу знаний. Знания выступают не как цель, а как способ, средство развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии.

В этих методических рекомендациях я делюсь опытом своей работы о необходимости применения ИКТ в музыкальном образовании учащихся общеобразовательных школ.

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить учащихся большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Использование ИКТ на уроках музыки - повысить качество обучения предмету;- отразить существенные стороны музыкальных фактов, зримо воплотив в жизнь принцип наглядности;- позволяет сделать деятельность учителя и учащегося более

эффективной;- выдвинуть на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений музыкального искусства и, самое главное, значительно повысить уровень обученности, так как ученики проявляют больший интерес к урокам музыки с использованием информационно-коммуникационных технологий. А интерес является прекрасным стимулом к учению вообще и приобщению к музыке в частности. При наличии интереса к урокам развивается музыкальная наблюдательность, интеллектуальная активность, обостряется воображение, восприятие, усиливается произвольное внимание, сосредоточенность. При этом школьники переживают самые разные чувства. Здесь – и сомнения в правильности музыкальной оценки, и радость самостоятельного открытия, и восхищение глубиной музыкального сочинения, и удивление, и восторг…

Учащиеся легче и быстрее усваивают материал, испытывая при этом моральный подъем, проявляют готовность и стремление к совершенствованию. Исключается необходимость жесткого контроля процесса и результатов учебного труда. Успешная учебно-познавательная деятельность укрепляет чувство собственного достоинства, повышает самооценку и статус школьника в коллективе.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности.

Практика показывает, что, благодаря мультимедийному сопровождению занятий, учитель экономит до 30% учебного времени. Экономя время, учитель может увеличить плотность урока, обогатить его новым содержанием.

Следовательно, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний; создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе; продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, обеспечивает подготовку выпускников школы к жизни в условиях информационного общества, реализацию социального заказа, обусловленного процессами глобальной информатизации.

Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни.

Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Литература и интернет – источники

1. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке. Серия

«Модернизация общего образования». - СПб., 2004

2. Ваграменко Я.А. О направлениях информатизации российского образования // Системы и средства информатики: Информационные технологии в образовании: От компьютерной грамотности - к информационной культуре общества /Отв. ред. И.А.Мизин. Вып. 8. - М.: Наука, Физматлит, 1996

3. Водзинский Д.И. Воспитание интереса к знаниям у подростков. М., Просвещение,1963

4. Гузеев В. В. Современные образовательные технологии. М. , 1989.

5. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Изд.центр «Академия», 2003

6. Красильников И.М. Концепция музыкального обучения на основе цифрового инструментария // Искусство в школе. – 2005

7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Подред. Е.С. Полат. - М., 2000

8. http://physics.herzen.spb.ru/teaching/materials/gosexam/b25.htm

9. http://knowledge.allbest.ru/programming/d-2c0a65625a2ac78b5d43a89521316c27.html

10. http://festival.1september.ru/articles/310931/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация системно-деятельностного подхода на уроках музыки в контексте реализации ФГОС

Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её освоения....

«Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС НОО»

Учебно-воспитательный процесс в начальных классах весьма многогранен и, прежде всего, направлен на развитие у детей речи, памяти и мышления. И здесь немаловажное значение имеет грамотное и умелое испо...

Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.

Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке  "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...

«Системно-деятельностный подход на уроках музыки в контексте реализации ФГОС»

     Современный человек живёт в условиях постоянного обновления знаний; телевидение, интернет, печатная продукция, предлагая огромный объём информации, требуют новых способов её...

Игровые технологии на уроках математики в условиях реализации ФГОС

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный   мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающа...