Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)

Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа обеспечивает логопедическое сопровождение младших школьников с первичным недоразвитием компонетов устной речи, обучающихся на школьном логопедическом пункте. В приложениях к программе представлено тематическое планирование, составленное в соответствии с нормативными актами Министерства просвещения РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korr._raboty.docx56.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».

В настоящее время значительно увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей являются специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография).  Диагностическое обследование контингента младших школьников показывает, что трудности в усвоении программы по русскому языку и чтению у детей обусловлены в значительной мере первичным недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, нарушением оптико-пространственной и моторной (окуломоторной) организации деятельности письма и чтения, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления).

Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. Изолированные фонетические нарушения, заикание, к примеру, могут вызывать чувство неловкости при общении с учителем и одноклассниками, и, тем самым, значительно снижать познавательную активность учащегося.

1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:

Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, речь, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном учебном заведении.

Формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста, создание условий для преодоления  нарушений чтения и письма и оказание помощи в освоении основной образовательной  программы начального общего образования детям, испытывающим  трудности в обучении.

Задачи программы коррекционной работы.

Образовательные:

  • Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
  • Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
  • Формирование способности к анализу и  принятию автономного решения;
  • Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
  • Формирование оптико-конструктивной деятельности.

Коррекционно-развивающие:

  • Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
  • Развитие зрительной памяти;
  • Развитие  произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
  • Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
  • Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
  • Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
  • Развитие избирательности слухоречевой памяти;
  • Развитие и  формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
  • Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).

1.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Она учитывает особенности  и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений устной и письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой,  Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева, И.В.Прищеповой.

1.4 ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

     Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.

Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.

Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:

  • Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
  • Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
  • Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
  • Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
  • Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
  • Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.

1.5 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.

Основные методы:

  • специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
  • дидактические:

- наглядные;

- словесные методы с опорой на наглядность;

- словесные методы без опоры на наглядность;

- практические методы, которые должны носить игровой характер.

Основные направления коррекционной деятельности

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:

диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения

коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

1.6. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Данная программа коррекционной работы рассчитана на  детей младшего школьного возраста  от 7 до 11 лет.

II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮИ ПИСЬМУ

Трудности обучения письму и чтению с нарушениями устной речи проявляются в стойких типичных специфических ошибках:

- заменах букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также заменах букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);

- пропусках или добавлениях гласных и согласных букв, слогов;

- персеверациях и контаминациях букв и слогов;

- неправильной постановке ударения в слове;

- аграмматизмах при письме и симультанном чтении;

- затруднениях при определении грамматических признаков различных частей речи,

- трудностях при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;

- неумении обобщить информацию, содержащуюся в разных частях

текста;

- неумении привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;

- неумении на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст.

- нарушениях понимания написанного и прочитанного.

2.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Программа  реализуется при групповой и индивидуальной  формах работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один, два или три раза в неделю. Коррекционный курс состоит из нескольких блоков.

Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В  течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования  планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика  (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной  и устной речи  даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной  работы).

Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции,   звукообразованием.

Коррекционный блок.

Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по  необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.

I раздел. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической стороны речи.

Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слого-ритмической структуры слова.

Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:

  • Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
  • Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
  • Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.

II раздел. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи.

 Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.

III раздел. Восполнение пробелов в развитии связной речи.

Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств для построения высказывания. Развитие связной диалогической и монологической речи.

В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.

2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:

— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.

Консолидация усилий специалистов в области психологии, логопедии, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.

2.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

       Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:

  1. Кабинет,  оборудованный  ученическими столами, стульями, доской.
  2.  Логопедическое зеркало с дополнительным освещением.
  3. Методические пособия (муляжи, игровые пособия, раздаточный материал, карточки пр.)
  4. Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.

III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

К концу коррекционно-логопедического обучения дети должны знать:

-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;

-все буквы и звуки родного языка;        

-отличительные признаки гласных и согласных звуков;

-гласные и согласные звуки;

-      твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;

-пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;

К концу обучения дети должны уметь:

- узнавать и различать гласные и согласные звуки;

-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;

-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;

-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;

-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;

-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;

-подбирать слова на заданный звук;

-сравнивать слова со сходными звуками;

-строить звуковые схемы слогов и слов;

-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;

-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;

-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.

Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется  по  критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.

Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности   осуществлять   контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.

IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ

При оценке эффективности коррекционной работы учитываются требования  Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных учебных программ по литературному  чтению и русскому языку, ООПНОО лицея.

Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте  установленного образца.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма» 

Темы

1 раз/нед

2 раза/нед

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

1

1

1

1 час

1 час

1 час

2

1

2

4 часа

1час

4 часа

Подготовительный блок

Речевые и неречевые звуки.

Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата.  Звукообразование.

1

1 час

2

4 часа

 Коррекционный блок

От звука к слову. Понятие «слово».

1

1 час

Слово-предмет.  Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?»

1

1 час

2

2 часа

Слово-действие.  Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы.

1

1 час

2

2 часа

Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения.

1

1 час

Слово-признак. Описание предмета по плану (овощи-фрукты, животные, игрушка). Образование относительных прилагательных. Антонимы.

1

1 час

2

2 часа

Распространение  предложения с помощью прилагательных.

1

1 час

Предлоги В, НА.  Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме.

1

1 час

2

2 часа

Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове (начало, середина, конец слова).  Буква У, у.

1

1 час

1

1 час

Звук [у]. Буква У, у. Предложение с предлогом У. (У дяди пила. У лисы лисята.) Словообразование: детеныши животных.

1

1 час

Звук [а]. Буква А, а. Заглавная буква в именах.

1

1 час

1

1 час

Звуки [у], [а]. Буквы У, А.

Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы.

1

1 час

Звук [и]. Буква И, и.

Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений.

1

1 час

2

2 часа

Звук [о]. Буква О, о.

Предложение с предлогом О.

1

1 час

1

1 час

Звук [с]. Понятие «согласный  звук».

Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении

(Аня с Петей, слон со слоненком, чай с пирогом).

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [с-с']. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения С (СО) (слетел с ветки, упал со стола).

1

1 час

2

2 часа

Звуки [з-з']. Буква З,з.

Предлог ЗА.

1

1 час

1

1 час

Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение.

1

1 час

1

1 час

Предлог ПОД, ИЗ-ПОД.

1

1 час

Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный».

1

1 час

1

1 час

Звуки [с, з] в предложении.

Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА.

1

1 час

Звук [ы]. Буква ы. Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. – мн.ч. сущ. (стол-столы, дом-дома). Чтение слоговых таблиц.

1

1 час

1

1 час

Твердые-мягкие согласные. Гласные I и  II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение.

1

1 час

4

4 часа часов

Звук [ш] в словах и предложениях. Буква Ш.

1

1 час

1

1 час

Звук [ж]. Буква Ж. Чтение.

1

1 час

Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. Диктант.

1

1 час

2

2 часа

Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ.  (олени-олень).

1

1 час

2

2 часа

Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация букв, схожих при написании  а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш,  к-н, л-м, х-ж, ш-щ.  

*

*

Дифференциация звуков [с-ш]  в словах и предложениях. Буквы С, Ш. Чтение.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [з-ж]  в словах и предложениях. Буквы З, Ж. Диктант.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [л-л']  в словах и предложениях. Буква Л.

1

1 час

Звук  [й]. Йотированные гласные. Буква й.  

1

1 час

Дифференциация звуков [л'-й]  в словах и предложениях. Буквы л, й. Диктант.

1

1 час

Дифференциация звуков [р-р']  в словах и предложениях. Буква Р.

1

1 час

Дифференциация звуков [л-р]  в словах и предложениях. Диктант.

1

1 час

2

2 часа

Звук  [ц]. Буква Ц.

1

1 час

Дифференциация звуков [с-ц]  в словах и предложениях. Диктант.

1

1 час

1

1 час

Ударение. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Перенос слова.

1

1 час

1

1 час

Слова-родственники. Однокоренные родственные слова.  

1

1 час

2

2 часа

Предложение. Знаки препинания.

1

1 час

Предлоги в предложениях.

2

2 часа

2

2 часа

Работа над рассказом цепной структуры.

1

1 час

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам.

1

1 час

1

1 час

Работа над рассказом по  сюжетной картинке.

1

1 час

1

1 час

Работа над рассказом-описанием.

1

1 час

Повторение и закрепление пройденного материала.

1

1 час

2

2 часа

Итого

36

36

72

72

Примечание: * отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции). ** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции.

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 2-3 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»

Темы

1/2 года

1 год

Кол-во

 занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

1

1

1 час

1 час

2

1

2

2 часа

1 час

2 часа

Подготовительный блок

1

1 час

2

2 часа

Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки.

1

1 час

Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги.

1

1 час

Коррекционный блок

Имя существительное. Одушевленные-неодушевленные предметы. Антонимы.

1

1 час

1

1 час

Имя существительное. Род и число. Синонимы.

1

1 час

Глагол. Общее значение. Число и род.

1

1 час

1

1 час

Глагол. Антонимы. Словообразование.

1

1 час

Различение имени существительного и глагола.

1

1 час

Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения.

1

1 час

2

2 часа

Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения.

2

2 часа

Имя прилагательное. Общее значение.

1

1 час

1

1 час

Имя прилагательное. Число и род.

1

1 час

Распространение предложения с помощью прилагательных.

1

1 час

1

1 час

Предлоги.

1

1 час

3

3 час

Дифференциация твердых и мягких согласных.

1

1 час

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда.

1

1 час

2

2 часа

Мягкий знак в конце слова.

1

1 час

1

1 час

Мягкий знак в середине слова.

1

1 час

1

1 час

Перенос слов. Ударение.

1

1 час

1

1 час

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [в-ф]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [г-к]  в словах и предложениях. Чтение.  

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [д-т]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [з-с]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ж-ш]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Звонкие и глухие согласные в конце слов.

1

1 час

1

1 час

Родственные однокоренные слова.

1

1 час

2

2 часа

Состав слова.

2

2 часа

3

3 часа

Безударные гласные в корне слова.

2

2 часа

3

3 часа

Дифференциация звуков [с-ш]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [з-ж]  в словах и предложениях.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [с-ц]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [л-р]  в словах и предложениях.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [ш-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [с'-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ч-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ч-т']  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ц-т']  в словах и предложениях.

1

1 час

Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация букв, сходных            при написании  а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш,  к-н, л-м, х-ж, ш-щ.  

*

*

Работа над рассказом цепной структуры.

1

1 час

Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение.

1

1 час

Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение.

1

1 час

1

1 час

Работа над рассказом-описанием.

1

1 час

Итого

36

36

72

72

Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 3-4 классов «Коррекция дисграфии, дислексии, дизорфографии»

Темы

1/2 года

1 год

Кол-во занятий

Кол-во часов

Кол-во занятий

Кол-во часов

Диагностический блок

Первичная диагностика

Промежуточная диагностика**

Итоговая диагностика

1

1

1 час

1 час

2

1

2

2 часа

1 час

2 часа

Подготовительный блок 

Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный», «звук-слог-слово», «слово-предложение».

1

1 час

1

1 час

Слоговой анализ слов. Ударение. Перенос. Чтение слоговых таблиц.

1

1 час

Коррекционный блок

Имя существительное. Род и число.  Одушевленные-неодушевленные предметы.

1

1 час

2

2 часа

Личные местоимения «мой, моя, моё», «он, она, оно».

1

1 час

1

1 час

Глагол. Время, род, число.

Словообразование.

1

1 час

2

2 часа

Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения.

1

1 час

2

2 часа

Имя прилагательное. Число и род. Согласование с существительным.

Словообразование.

1

1 час

2

2 часа

Антонимы. Синонимы. Многозначность слов.

1

1 час

Распространение предложения с помощью прилагательных. Работа над рассказом.

2

2 часа

Состав слова. Родственные однокоренные слова.

1

1 час

3

3 часа

Безударные гласные в корне слова.

1

1 час

3

3 часа

Суффикс. Словообразование.

1

1 час

2

2 часа

Приставка. Словообразование.

1

1 час

2

2 часа

Предлоги.

1

1 час

4

4 часа

Приставки и предлоги. Приставочные глаголы.

1

1 час

3

3 часа

Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [в-ф]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [г-к]  в словах и предложениях. Чтение.  

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [д-т]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [з-с]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [ж-ш]  в словах и предложениях. Чтение.

1

1 час

1

1 час

Звонкие и глухие согласные в конце и  середине слова.

1

1 час

1

1 час

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда.

1

1 час

1

1 час

Мягкий знак в конце и середине слова слова.

1

1 час

1

1 час

Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов.

1

1 час

1

1 час

Разделительный мягкий знак.

1

1 час

2

2 часа

Разделительный твердый знак.

1

1 час

2

2 часа

Разделительные твердый и мягкий знаки.

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [с-ш]  в словах и предложениях.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [з-ж]  в словах и предложениях.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [с-ц]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [л-р]  в словах и предложениях.

1

1 час

1

1 час

Дифференциация звуков [ш-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [с'-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ч-щ]  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ч-т']  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация звуков [ц-т']  в словах и предложениях.

1

1 час

2

2 часа

Дифференциация букв, сходных            при написании  а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш,  к-н, л-м, х-ж, ш-щ.  

*

*

Работа над рассказом цепной структуры. Изложение.

2

2 часа

Работа над рассказом по 3 сюжетным картинкам. Изложение.

1

1 час

2

2 часа

Работа с деформированным текстом.

2

2 часа

Итого

36

36

72

72

Методическое оснащение

Разделы

Упражнения, игры

Источник

Слово и слог

Определение количества слогов в словах, дифференциация слова и слога, работа со схемами слов, «Любопытный», «Цепочка слов», «Много-один», «Поменяй-ка» (анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов), диктант слогов (запись под схемами), «Называй по очереди», «Продолжи ряд», «Эстафета», «Верно или нет».

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

Гласные звуки и буквы

Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук».

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных

Ударение

 «Повтори - не ошибись». Работа над ритмом, «Найди  ударный  звук», «Замени ударный гласный», «Найдите ударение», «Найди в словах ударный слог», «Подними соответствующую гласную букву» (работа с карточками), «Пары слов» (рУки – рукИ), «Укажи цифрой место ударного слога в слове», «Узнай моё имя» (имя соответствует указанному ритму, ударный слог громче), «Разложи картинки соответственно ритмическим схемам» (Хх, хХ, Ххх).

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Согласные звуки и буквы

 «Звуковые часы», «Найди пару», «Определение звука по артикуляции», «Напиши букву, опираясь на условные обозначение», «Игры на кинестетические ощущение».

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Твёрдые и мягкие согласные звуки

Расселение звуков по домикам в Городе звуков.

«Тим и Том», «Измени слово»

«Камень-трава», «Скажи наоборот»

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах.

Дифференциация твёрдых и мягких согласных в предложениях.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Парные звонкие и глухие

Игра с мячом «Выключи звоночек».

Работа со словами-паронимами.

«Скажи наоборот»

«Светофор»

«Кто больше назовёт слов»

«Собери   слова»

«Какое слово лишнее »

«Расшифруйте»

 «Найди пару»

«Отгадай слово».

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.

Дифференциация оппозиционных звуков [л-р], [л'-й], [с-ш], [з-ж], [с-ц], [ш-щ], [с'-щ], [ч-щ], [ч-т'], [ц-т'] в словах и предложениях.

Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Чистякова О.В. 20 занятий для предупреждения дисграфии. С-П., 2010.

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов

Дифференциация букв, схожих при написании  а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, к-н, л-м, х-ж, ш-щ, и-ш и др.

Письменные и устные упражнения на дифференциацию букв

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995.

Чистякова О.В. «Пиши красиво» С-П., 2010

Предложение и слово

«Доскажи словечко», работа с деформированным предложением, «Составь предложение по опорным картинкам», «Из ряда слов составь предложение», «Определи словосочетание и предложение», «Из двух предложений составь одно», «Напиши кукле письмо», «Составь предложение по схеме», «Карлсон прислал письмо», «Восстанови предложение».

Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы.

Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников.

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991

Текст и предложение

«Определи границы предложений», «Составь предложение с различной интонацией по живым иллюстрациям», «Исправь предложение если есть ошибка»

Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.

Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.

Разработчик: Косницкая Елена Алексеевна , учитель-логопед ГБОУ лицей №64.

Приложение 2

Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного  учреждения. Начальная школа. М., 2011.
  2. Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно-  методические материалы. М., 2000.
  3. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
  4. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М.  и др.  Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
  5. Ефименкова Л. Н.  Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
  6. Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших  школьников. – С-П. 1998.
  7. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
  8. Левина  Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
  9. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
  10. Спирова Л. Ф.  Особенности  речевого  развития  учащихся с тяжелыми  нарушениями  речи. - М.,1980.
  11. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
  12. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей.  С-П., 2001.
  13. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий   для логопедов.
  14. Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.
  15. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
  16. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 2000.
  17. Костромина С.Н. Учиться русскому языку КАК М., 2008.
  18. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.  М., 2006.
  19. Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших  школьников. М., 2000.
  20. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
  21. Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.
  22. Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.
  23. Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.
  24. Чистякова О.В. 20 занятий для предупрежденя дисграфии. (3 рабочих тетради для 1 класса, 2 класса, 3класса). С-П., 2010.
  25. Чистякова О.В. «Пиши красиво». С-П., 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.

Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач  на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...

Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.

Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....

Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...

Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.

Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...

Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.

В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....

Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»

Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...