Программа коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопедическом пункте
рабочая программа по логопедии (1, 2, 3, 4 класс)
Программа коррекционной работы учителя-логопеда направлена на реализацию системы логопедической помощи обучающимся с речевыми нарушениями в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в речевом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Программа обеспечивает логопедическое сопровождение младших школьников с первичным недоразвитием компонетов устной речи, обучающихся на школьном логопедическом пункте. В приложениях к программе представлено тематическое планирование, составленное в соответствии с нормативными актами Министерства просвещения РФ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korr._raboty.docx | 56.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
Одной из важнейших задач начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, - одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья», «учет образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья».
В настоящее время значительно увеличилось количество учащихся, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации детей являются специфические нарушения письменной речи (дисграфия, дислексия и дизорфография). Диагностическое обследование контингента младших школьников показывает, что трудности в усвоении программы по русскому языку и чтению у детей обусловлены в значительной мере первичным недоразвитием устной речи, несформированностью фонетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка, нарушением оптико-пространственной и моторной (окуломоторной) организации деятельности письма и чтения, отставанием в развитии психических процессов (памяти, восприятия, мышления).
Вместе с тем, в определенной коррекционной работе нуждаются и «сильные» дети. Изолированные фонетические нарушения, заикание, к примеру, могут вызывать чувство неловкости при общении с учителем и одноклассниками, и, тем самым, значительно снижать познавательную активность учащегося.
1.2 ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа коррекционной работы направлена на реализацию следующих общих целей:
Диагностика трудностей обучения, межличностного взаимодействия, отдельных индивидуальных психо-физиологических особенностей младших школьников (мышление, речь, пространственная ориентировка, психомоторная координация), обучающихся в данном учебном заведении.
Формирование речевой, языковой и коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста, создание условий для преодоления нарушений чтения и письма и оказание помощи в освоении основной образовательной программы начального общего образования детям, испытывающим трудности в обучении.
Задачи программы коррекционной работы.
Образовательные:
- Развитие восприятия метрического анализа и синтеза;
- Развитие звукобуквенного анализа и синтеза;
- Формирование способности к анализу и принятию автономного решения;
- Формирование пространственной организации деятельности на основе буквенного материала;
- Формирование оптико-конструктивной деятельности.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие зрительно-предметного и пространственного восприятия;
- Развитие зрительной памяти;
- Развитие произвольного внимания, концентрации, переключаемости;
- Расширение лексического запаса речи, устранение аграмматизмов в речи;
- Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза;
- Развитие слухоречевого восприятия, произвольного внимания, памяти;
- Развитие избирательности слухоречевой памяти;
- Развитие и формирование умения понять и принять учебную задачу, поставленную в вербальной форме;
- Формирование и совершенствование связной речи (работа над составлением повествовательного и описательного рассказов).
1.3 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОСНОО. Она учитывает особенности и структуру речевого дефекта и отражает современные подходы к исправлению нарушений устной и письменной речи. В программе нашли отражение работы Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой, Р.И. Лалаевой, А.В. Ястребовой, Т.П. Бессоновой, Л.Г. Парамоновой, А.Н. Корнева, И.В.Прищеповой.
1.4 ПРИНЦИПЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Коррекционная работа с детьми с речевыми нарушениями базируется на принципе ранней диагностики, принципе деятельностного подхода к обучению (согласно концепции Л.С. Выготского о ведущей деятельности), а также строится с учетом индивидуально-дифференцированных особенностей детей.
Одним из исходных принципов коррекционно-педагогической работы с детьми является принцип единства диагностики и коррекции. (У. В. Ульенкова). Наблюдение за динамикой развития ребенка в условиях целенаправленной коррекционной работы имеет важнейшее значение для определения путей, методов конкретного содержания ее на различных этапах обучения и воспитания.
Логопедическая работа по коррекции нарушений письменной речи у школьников основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
- Принцип учета современных научно-теоретических представлений о психофизиологической структуре процесса письма, об операциях данного процесса (по А.Р. Лурии).
- Принцип учета этиологии, механизмов, структуры речевого нарушения, степени выраженности нарушений чтения и письма.
- Принцип учета поэтапности формирования речевых умений (по П.Я.Гальперину, А.Н.Леонтьеву).
- Взаимосвязи развития письменной речи и познавательных процессов; мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации) и других психических процессов и функций;
- Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности по А.Н. Леонтьеву: мотивационно-целевой – операциональный – этап контроля).
- Принцип дифференцированного подхода.
- Онтогенетической принцип (последовательность коррекционной работы определяется последовательностью ее развития в онтогенезе).
- Комплексный и системный подход. Направленность логопедической работы на всю речевую систему в целом, а также на развитие психических функций. Кроме того, в коррекционной работе по преодолению нарушений письменной речи учитываются и общие дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и другие.
1.5 МЕТОДЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Эффективность коррекционной работы зависит от использования разнообразных форм и методов работы. Система коррекционно-развивающих методов направлена на преодоление основного нарушения, на формирование навыков, обеспечивающих овладение чтением и письмом. Использование каждого метода определяется целью, задачами логопедической работы, его местом в общей системе коррекционного процесса.
Основные методы:
- специфические (двигательно-кинестетический, слухозрительно-кинестетический);
- дидактические:
- наглядные;
- словесные методы с опорой на наглядность;
- словесные методы без опоры на наглядность;
- практические методы, которые должны носить игровой характер.
Основные направления коррекционной деятельности
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
— диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения
— коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
— консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
— информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
1.6. ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ
Данная программа коррекционной работы рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 11 лет.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮИ ПИСЬМУ
Трудности обучения письму и чтению с нарушениями устной речи проявляются в стойких типичных специфических ошибках:
- заменах букв, обозначающих сходные в произношении и/или восприятии звуки, а также заменах букв по внешнему сходству (по механизму движения руки);
- пропусках или добавлениях гласных и согласных букв, слогов;
- персеверациях и контаминациях букв и слогов;
- неправильной постановке ударения в слове;
- аграмматизмах при письме и симультанном чтении;
- затруднениях при определении грамматических признаков различных частей речи,
- трудностях при установлении синтаксической взаимосвязи слов в предложении, при определении главного и зависимого слова;
- неумении обобщить информацию, содержащуюся в разных частях
текста;
- неумении привести примеры из текста, доказывающие высказанное утверждение;
- неумении на основании прочитанного высказать свою точку зрения, обосновать ее, опираясь на текст.
- нарушениях понимания написанного и прочитанного.
2.2. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Программа реализуется при групповой и индивидуальной формах работы. Программа включает в себя курс занятий, которые проводятся один, два или три раза в неделю. Коррекционный курс состоит из нескольких блоков.
Диагностический блок. Обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в речевых картах. В течение учебного года проводится три диагностики: первичная диагностика (по результатам обследования планируется дальнейшая коррекционная работа), промежуточная диагностика (проводится по окончании первой половины курса коррекции) и итоговая диагностика (по итогам обследования состояния письменной и устной речи даются рекомендации школьнику и родителям, решается вопрос о целесообразности дальнейшей коррекционной работы).
Подготовительный блок. Уточнение и развитие пространственно – временных представлений. Развитие слухового и зрительного внимания и восприятия. Знакомство со звуками, органами артикуляции, звукообразованием.
Коррекционный блок.
Коррекционный блок включает в себя несколько разделов. Учитель-логопед вправе менять очередность подачи коррекционного материала, исключать или добавлять (по необходимости) темы логопедических занятий и количество часов для повторения и закрепления учебного материала.
I раздел. Восполнение пробелов в развитии фонетико-фонематической стороны речи.
Коррекция дефектов произношения. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова. Совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе. Развитие слого-ритмической структуры слова.
Работа над дифференциацией звуков ведется в следующей последовательности:
- Каждый из звуков, отрабатывается изолированно: уточняется его артикуляция, фонетические характеристики, графическое изображение, фонематический анализ и синтез слов с заданным звуком;
- Оппозиционные звуки дифференцируют по артикуляции, фонетическому оформлению и смыслоразличительной роли в слове, формируется навык правильного письма.
- Работа на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста во 2 и 3 классах проводится на основном этапе работы во время дифференциации оппозиционных звуков.
II раздел. Восполнение пробелов в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Уточнение значений имеющихся в словарном запасе детей слов; дальнейшее обогащение словарного запаса путем накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, и за счет развития у детей умения активно пользоваться различными способами словообразования.
III раздел. Восполнение пробелов в развитии связной речи.
Уточнение, развитие, совершенствование, грамматического оформления речи путем овладения словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.
Основные синтаксические единицы: словосочетание, предложение. Грамматическое оформление предложений. Распространение предложений. Совершенствование навыков строить и перестраивать предложения. Формирование связной речи. Развитие навыков связного высказывания. Отбор адекватных языковых средств для построения высказывания. Развитие связной диалогической и монологической речи.
В процессе планирования учебных занятий по программе необходимо учитывать индивидуально-личностные особенности, уровень речевого развития каждого ребенка. Время освоения содержания каждого блока программы сугубо индивидуально. Тематическое планирование и количество часов может варьироваться в зависимости от возраста детей, структуры дефекта и степени его выраженности. Для установления количества коррекционных часов на одного ребенка, из таблицы «Тематическое планирование логопедических занятий» выбираются темы занятий, необходимых для коррекции тех или иных нарушений в каждом конкретном случае.
2.3. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
— комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
— многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
— составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоциональной-волевой и личностной сфер ребёнка.
Консолидация усилий специалистов в области психологии, логопедии, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка.
2.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования:
- Кабинет, оборудованный ученическими столами, стульями, доской.
- Логопедическое зеркало с дополнительным освещением.
- Методические пособия (муляжи, игровые пособия, раздаточный материал, карточки пр.)
- Демонстрационный наглядный материал (фото, видео, наглядные пособия, реальные образцы) в соответствии с изучаемой темой.
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
К концу коррекционно-логопедического обучения дети должны знать:
-термины, используемые для обозначения основных понятий - речь, звук, слог, слово, буква, предложение и т.д.;
-все буквы и звуки родного языка;
-отличительные признаки гласных и согласных звуков;
-гласные и согласные звуки;
- твердые и мягкие согласные, а также буквы для обозначения мягкости согласных на письме;
-пары гласных звуков; пары согласных звуков по твердости - мягкости, по звонкости - глухости;
К концу обучения дети должны уметь:
- узнавать и различать гласные и согласные звуки;
-обозначать гласные; твердые, мягкие, глухие и звонкие согласные на письме;
-использовать гласные буквы И, Я, Ё, Ю, Е или Ь для обозначения мягкости согласных на письме;
-различать на слух и в произношении смешиваемые звуки;
-производить фонетический разбор слова; производить звукобуквенный разбор слогов и слов;
-записывать слова с гласными буквами И, Я, Ё, Ю, Е, а также буквами Ь и Ъ;
-подбирать слова на заданный звук;
-сравнивать слова со сходными звуками;
-строить звуковые схемы слогов и слов;
-составлять словосочетания и предложения со смешиваемыми звуками;
-восстанавливать предложения и текст с заданными звуками;
-самостоятельно писать слуховые и зрительные диктанты, изложения и сочинения с использованием оппозиционных звуков.
Результативность работы определяется по итогам сравнительного анализа данных первичного логопедического обследования и состояния навыка письма на заключительном тестировании. Для этого при первичном и заключительном обследовании детям предлагается написать под диктовку незнакомые аналогичные по сложности тексты. Состояние навыка письма осуществляется по критериям: количество и качество ошибок, осознанность письма.
Всякое положительное изменение в состоянии сформированности навыка письма учащегося, замеченное учителем-логопедом, фиксируется как успешность в обучении. Успешностью в обучении также можно считать совершенствование эмоционально-волевой сферы в процессе письма и улучшение таких свойств личности, как: способности к самостоятельной организации своей деятельности; способности осуществлять контроль за собственным письмом; умения использовать полученные навыки в новых условиях.
IV. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
При оценке эффективности коррекционной работы учитываются требования Федерального государственного образовательного стандарта НОО, примерных учебных программ по литературному чтению и русскому языку, ООПНОО лицея.
Результаты первичной, промежуточной и итоговой диагностики фиксируются в речевой карте установленного образца.
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 1 классов «Предупреждение нарушений чтения и письма»
Темы | 1 раз/нед | 2 раза/нед | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |
Диагностический блок | ||||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика | 1 1 1 | 1 час 1 час 1 час | 2 1 2 | 4 часа 1час 4 часа |
Подготовительный блок Речевые и неречевые звуки. Развитие слухового внимания. Звуки речи. Строение и функции речевого аппарата. Звукообразование. | 1 | 1 час | 2 | 4 часа |
Коррекционный блок | ||||
От звука к слову. Понятие «слово». | 1 | 1 час | ||
Слово-предмет. Живые-неживые предметы. Постановка вопроса «Кто? Что?» | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Слово-действие. Звукоподражательные глаголы. Глаголы - антонимы. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Понятие «предложение». Двусоставное предложение (предмет-действие). Границы предложения. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация понятий «слово-предложение». Предложение из трех слов (предмет-действие-предмет). Схема предложения. | 1 | 1 час | ||
Слово-признак. Описание предмета по плану (овощи-фрукты, животные, игрушка). Образование относительных прилагательных. Антонимы. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Распространение предложения с помощью прилагательных. | 1 | 1 час | ||
Предлоги В, НА. Символы предлогов. Составление предложения с предлогом по схеме. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Звук [у]. Понятие «гласный звук». Позиция звука в слове (начало, середина, конец слова). Буква У, у. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звук [у]. Буква У, у. Предложение с предлогом У. (У дяди пила. У лисы лисята.) Словообразование: детеныши животных. | 1 | 1 час | ||
Звук [а]. Буква А, а. Заглавная буква в именах. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звуки [у], [а]. Буквы У, А. Сложное предложение с союзом А. Прилагательные-антонимы. | 1 | 1 час | ||
Звук [и]. Буква И, и. Союз И в простом и сложном предложении. Схемы предложений. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Звук [о]. Буква О, о. Предложение с предлогом О. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звук [с]. Понятие «согласный звук». Буква С, с. Предлог С (СО) в предложении (Аня с Петей, слон со слоненком, чай с пирогом). | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [с-с']. Понятие «твердый-мягкий согласный». Предлог движения С (СО) (слетел с ветки, упал со стола). | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Звуки [з-з']. Буква З,з. Предлог ЗА. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Слог. Деление слов на слоги. Звукослоговой анализ и синтез слов. Ударение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Предлог ПОД, ИЗ-ПОД. | 1 | 1 час | ||
Дифференциация звуков [с-з] в словах. Понятие «звонкий-глухой согласный». | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звуки [с, з] в предложении. Предлоги ЗА, ИЗ-ЗА. | 1 | 1 час | ||
Звук [ы]. Буква ы. Дифференциация звуков [и-ы]. Ед.ч. – мн.ч. сущ. (стол-столы, дом-дома). Чтение слоговых таблиц. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Твердые-мягкие согласные. Гласные I и II ряда. Мягкость согласных звуков на письме. Буквы а-я, о-ё, у-ю, э-е. Работа с деформированным словом. Чтение. | 1 | 1 час | 4 | 4 часа часов |
Звук [ш] в словах и предложениях. Буква Ш. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звук [ж]. Буква Ж. Чтение. | 1 | 1 час | ||
Звуки [ш-ж] в словах и предложениях. Правописание ШИ, ЖИ. Диктант. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Мягкий знак в конце слова. Мн.ч. - ед.ч. сущ. (олени-олень). | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Мягкий знак в середине слова. Работа с деформированными предложениями. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | * | * | ||
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. Буквы С, Ш. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. Буквы З, Ж. Диктант. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [л-л'] в словах и предложениях. Буква Л. | 1 | 1 час | ||
Звук [й]. Йотированные гласные. Буква й. | 1 | 1 час | ||
Дифференциация звуков [л'-й] в словах и предложениях. Буквы л, й. Диктант. | 1 | 1 час | ||
Дифференциация звуков [р-р'] в словах и предложениях. Буква Р. | 1 | 1 час | ||
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. Диктант. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Звук [ц]. Буква Ц. | 1 | 1 час | ||
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. Диктант. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Ударение. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Перенос слова. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Слова-родственники. Однокоренные родственные слова. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Предложение. Знаки препинания. | 1 | 1 час | ||
Предлоги в предложениях. | 2 | 2 часа | 2 | 2 часа |
Работа над рассказом цепной структуры. | 1 | 1 час | ||
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Работа над рассказом по сюжетной картинке. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Работа над рассказом-описанием. | 1 | 1 час | ||
Повторение и закрепление пройденного материала. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 |
Примечание: * отмечены темы, прорабатываемые на занятия по необходимости (в течение всего курса коррекции). ** Промежуточная диагностика проводится по окончании первой половины курса коррекции.
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 2-3 классов «Коррекция нарушений чтения и письма»
Темы | 1/2 года | 1 год | |||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | ||
Диагностический блок | |||||
Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика | 1 1 | 1 час 1 час | 2 1 2 | 2 часа 1 час 2 часа | |
Подготовительный блок | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный». Звуки речи. Органы артикуляции. Гласные звуки. | 1 | 1 час | |||
Уточнение понятий «звук», «слог», «слово». Деление слов на слоги. | 1 | 1 час | |||
Коррекционный блок | |||||
Имя существительное. Одушевленные-неодушевленные предметы. Антонимы. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Имя существительное. Род и число. Синонимы. | 1 | 1 час | |||
Глагол. Общее значение. Число и род. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Глагол. Антонимы. Словообразование. | 1 | 1 час | |||
Различение имени существительного и глагола. | 1 | 1 час | |||
Предложение (предмет-действие, предмет-действие-предмет). Грамматическая основа предложения. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. | 2 | 2 часа | |||
Имя прилагательное. Общее значение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Имя прилагательное. Число и род. | 1 | 1 час | |||
Распространение предложения с помощью прилагательных. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Предлоги. | 1 | 1 час | 3 | 3 час | |
Дифференциация твердых и мягких согласных. | 1 | 1 час | |||
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Мягкий знак в конце слова. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Мягкий знак в середине слова. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Перенос слов. Ударение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Звонкие и глухие согласные в конце слов. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Родственные однокоренные слова. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Состав слова. | 2 | 2 часа | 3 | 3 часа | |
Безударные гласные в корне слова. | 2 | 2 часа | 3 | 3 часа | |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | |||
Разделительный мягкий знак. Образование притяжательных прилагательных. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | * | * | |||
Работа над рассказом цепной структуры. | 1 | 1 час | |||
Работа над рассказом по двум сюжетным картинкам. Изложение. | 1 | 1 час | |||
Работа над рассказом по трём сюжетным картинкам. Изложение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час | |
Работа над рассказом-описанием. | 1 | 1 час | |||
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 |
Тематическое планирование групповых логопедических занятий для учащихся 3-4 классов «Коррекция дисграфии, дислексии, дизорфографии»
Темы | 1/2 года | 1 год | ||
Кол-во занятий | Кол-во часов | Кол-во занятий | Кол-во часов | |
Диагностический блок Первичная диагностика Промежуточная диагностика** Итоговая диагностика | 1 1 | 1 час 1 час | 2 1 2 | 2 часа 1 час 2 часа |
Подготовительный блок | ||||
Уточнение понятий «звук-буква», «гласный-согласный», «звук-слог-слово», «слово-предложение». | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Слоговой анализ слов. Ударение. Перенос. Чтение слоговых таблиц. | 1 | 1 час | ||
Коррекционный блок | ||||
Имя существительное. Род и число. Одушевленные-неодушевленные предметы. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Личные местоимения «мой, моя, моё», «он, она, оно». | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Глагол. Время, род, число. Словообразование. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Предложение. Грамматическая основа предложения. Интонация. Знаки препинания в конце предложения. Границы предложения. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Имя прилагательное. Число и род. Согласование с существительным. Словообразование. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Антонимы. Синонимы. Многозначность слов. | 1 | 1 час | ||
Распространение предложения с помощью прилагательных. Работа над рассказом. | 2 | 2 часа | ||
Состав слова. Родственные однокоренные слова. | 1 | 1 час | 3 | 3 часа |
Безударные гласные в корне слова. | 1 | 1 час | 3 | 3 часа |
Суффикс. Словообразование. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Приставка. Словообразование. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Предлоги. | 1 | 1 час | 4 | 4 часа |
Приставки и предлоги. Приставочные глаголы. | 1 | 1 час | 3 | 3 часа |
Парные звонкие-глухие согласные. Дифференциация звуков [б-п] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [в-ф] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [г-к] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [д-т] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [з-с] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [ж-ш] в словах и предложениях. Чтение. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Звонкие и глухие согласные в конце и середине слова. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Мягкий знак в конце и середине слова слова. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Образование гласных II ряда. Звуковой анализ и синтез слов. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Разделительный мягкий знак. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Разделительный твердый знак. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Разделительные твердый и мягкий знаки. | 1 час | 2 | 2 часа | |
Дифференциация звуков [с-ш] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [з-ж] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [с-ц] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [л-р] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 1 | 1 час |
Дифференциация звуков [ш-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [с'-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [ч-щ] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [ч-т'] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация звуков [ц-т'] в словах и предложениях. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Дифференциация букв, сходных при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, и-ш, к-н, л-м, х-ж, ш-щ. | * | * | ||
Работа над рассказом цепной структуры. Изложение. | 2 | 2 часа | ||
Работа над рассказом по 3 сюжетным картинкам. Изложение. | 1 | 1 час | 2 | 2 часа |
Работа с деформированным текстом. | 2 | 2 часа | ||
Итого | 36 | 36 | 72 | 72 |
Методическое оснащение
Разделы | Упражнения, игры | Источник |
Слово и слог | Определение количества слогов в словах, дифференциация слова и слога, работа со схемами слов, «Любопытный», «Цепочка слов», «Много-один», «Поменяй-ка» (анализ и синтез слов, полученных путём перестановки слогов), диктант слогов (запись под схемами), «Называй по очереди», «Продолжи ряд», «Эстафета», «Верно или нет». | Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных |
Гласные звуки и буквы | Определение начального и конечного гласного звука. «Измени один звук», Определение места звука и буквы в словах, составление слова из первых звуков других слов, составление схемы слова, «Узнай звук», «Магазин игрушек», «Кто больше?», «Соедини слово с картинкой», «Узнай слово», «Подскажи Петрушке звук». | Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных |
Ударение | «Повтори - не ошибись». Работа над ритмом, «Найди ударный звук», «Замени ударный гласный», «Найдите ударение», «Найди в словах ударный слог», «Подними соответствующую гласную букву» (работа с карточками), «Пары слов» (рУки – рукИ), «Укажи цифрой место ударного слога в слове», «Узнай моё имя» (имя соответствует указанному ритму, ударный слог громче), «Разложи картинки соответственно ритмическим схемам» (Хх, хХ, Ххх). | Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. |
Согласные звуки и буквы | «Звуковые часы», «Найди пару», «Определение звука по артикуляции», «Напиши букву, опираясь на условные обозначение», «Игры на кинестетические ощущение». | Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. |
Твёрдые и мягкие согласные звуки | Расселение звуков по домикам в Городе звуков. «Тим и Том», «Измени слово» «Камень-трава», «Скажи наоборот» Дифференциация твёрдых и мягких согласных в словах. Дифференциация твёрдых и мягких согласных в предложениях. | Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. |
Парные звонкие и глухие | Игра с мячом «Выключи звоночек». Работа со словами-паронимами. «Скажи наоборот» «Светофор» «Кто больше назовёт слов» «Собери слова» «Какое слово лишнее » «Расшифруйте» «Найди пару» «Отгадай слово». | Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991 Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. |
Дифференциация оппозиционных звуков [л-р], [л'-й], [с-ш], [з-ж], [с-ц], [ш-щ], [с'-щ], [ч-щ], [ч-т'], [ц-т'] в словах и предложениях. | Письменные и устные упражнения на дифференциацию звуков | Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. Чистякова О.В. 20 занятий для предупреждения дисграфии. С-П., 2010. Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов |
Дифференциация букв, схожих при написании а-о, у-и, б-д, н-п, п-т, к-н, л-м, х-ж, ш-щ, и-ш и др. | Письменные и устные упражнения на дифференциацию букв | Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. –М., 1995. Чистякова О.В. «Пиши красиво» С-П., 2010 |
Предложение и слово | «Доскажи словечко», работа с деформированным предложением, «Составь предложение по опорным картинкам», «Из ряда слов составь предложение», «Определи словосочетание и предложение», «Из двух предложений составь одно», «Напиши кукле письмо», «Составь предложение по схеме», «Карлсон прислал письмо», «Восстанови предложение». | Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991 |
Текст и предложение | «Определи границы предложений», «Составь предложение с различной интонацией по живым иллюстрациям», «Исправь предложение если есть ошибка» | Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007. |
Разработчик: Косницкая Елена Алексеевна , учитель-логопед ГБОУ лицей №64.
Приложение 2
Список литературы
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. М., 2011.
- Коррекционно-развивающее обучение. Начальная школа. Программно- методические материалы. М., 2000.
- Чиркина Г.В., Филичева Т.Б., Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Основы логопедической работы с детьми. М., 2003.
- Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М. и др. Логопедия./ Под ред. Волковой Л.С. –М., 1995.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991
- Лалаева Р. И. Нарушение чтения и пути их коррекции у младших школьников. – С-П. 1998.
- Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Нарушение чтения и письма у младших школьников. Диагностика и коррекция. С-П., 2004.
- Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом/ Нарушения письма у детей с недоразвитием речи. М., 1961.
- Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М., 1995.
- Спирова Л. Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. - М.,1980.
- Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Обучаем читать и писать без ошибок. М., 2007.
- Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С-П., 2001.
- Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов.
- Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Н.Н.Яковлевой. С-П., 2009.
- Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. С-П., 2003.
- Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М., 2000.
- Костромина С.Н. Учиться русскому языку КАК М., 2008.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М., 2006.
- Фотекова Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М., 2000.
- Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. С-П., 2009.
- Прищепова И.В. Речевое развитие младших школьников. С-П., 2009.
- Городилова В.И., Кудрявцева М.З. Сборник упражнений по исправлению недостатков письма и чтения. С-П., 2009.
- Русецкая М.Н. Нарушения чтения у младших школьников. С-П., 2009.
- Чистякова О.В. 20 занятий для предупрежденя дисграфии. (3 рабочих тетради для 1 класса, 2 класса, 3класса). С-П., 2010.
- Чистякова О.В. «Пиши красиво». С-П., 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
совместная коррекционная работа учителя-логопеда и учителя начальных класов.
Проблема изучения и коррекции специфических нарушений письменной речи у детей – одна из самых актуальных задач на сегодняшний день. Не секрет, что с каждым годом увеличивается число детей, испыт...
Технология коррекционной работы учителя-логопеда на школьном логопункте.
Описание опыта коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда с учащимися начальных классов....
Значение дидактической игры в коррекционной работе учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
На современном этапе развития образования проблема адаптации детей с речевыми нарушениями к условиям общеобразовательной школы имеет приоритетное значение. В связи с данной проблемой количество детей,...
Использование нейропсихологических методов и приемов в работе в коррекционной работе учителя- логопеда.
Нейропсихологические методы в настоящее время успешно применяются для диагностики и коррекции трудностей в обучении [1, 2]. На наш взгляд, эти методы могут быть продуктивны и в работе с детьми с систе...
Компьютерные технологии – эффективное средство в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми на логопедических занятиях.
В статьи рассматриваются вопросы использования компьютерных технологий на логопедических занятиях....
Презентация «Коррекционная работа учителя-логопеда по устранению нарушений темпо-ритмической организации речи (заикание) в условиях школьного логопедического пункта»
Заикание — это нарушение речи, которое характеризуется частым повторением или пролонгацией звуков, слогов, слов, частыми остановками или нерешительностью в речи, разрывающей её ритмическое ...
Нейропсихологические игры и упражнения в работе учителя-логопеда для повышения эффективности логопедической работы
Преимущества использования нейроигр в логопедической практике:-эмоциональная привлекательность;-многофункциональность;-формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;-формирова...