Дидактические материалы по формированию буквенного гнозиса и мнезиса у учащихся 1 классов.
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему

Аленникова Светлана Владимировна

В данной статье предложены виды практических упражнений в работе с письменными буквами для предупреждения оптических ошибок письма у первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon alennikova_s._didakticheskie_materialy_dlya_1_klassa.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв.

 Описание некоторых видов работы с буквами.

 

  1.  Копирование элементов букв.
  2.  Материал для работы по ориентировке на строке.
  3.  Узнавание строчных букв по их элементам. Работа с буквенными домиками.
  4. Складывание буквы из частей.
  5. Показ нужных элементов для буквы.
  6. Угадывание буквы по её элементам.
  7. Работа с буквенным лото.
  8. Узнавание букв.
  9. Решение логопедических примеров.
  10. Нахождение правильной буквы (зеркальные пары).
  11. Нахождение наибольшего количества заданных букв.
  12. Нахождения отличий у сходных букв.
  13. Счёт количества букв за чертой.
  14. Составление буквенных соединений (игра по указанию логопеда).
  15. Угадывание правильных буквенных соединений.
  16. Запись рядов букв по предложенной схеме расположения их элементов.
  17. Работа с буквами на уровне слов.
  18. Узнавание образов «зашумлённых» букв.
  19. Узнавание заглавных букв по их элементам (сбор буквы).
  20. Угадывание нужного элемента заглавной буквы.
  21. Дописывание заглавных букв по предложенным элементам.
  22. Составление букв из элементов.  

 « Буквенные домики».

Цель: развитие зрительного внимания, узнавание образов букв по элементам.

Описание рабочего материала: маленькие домики с изображением элементов букв, разделённых в пространстве. Детям предлагается угадать какая буква « живёт» в домике.

Складывание букв из частей.

Цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие навыков узнавания букв в усложненных условиях.

Описание  материала: маленькие квадраты с написанной по середине буквой и поделённые по диагонали. Дети должны сложить квадрат с буквой, правильно подобрав нужные элементы.  

Буквенные пазлы.

Цель: развитие умения ориентироваться в выборе предложенных элементов для создания определённой буквы.  

Описание материала: карточки с написанными посередине буквами и разными элементами. Дети называют букву и указывают только те элементы, которые ей нужны.

Буквенное лото.

Цель: развитие у учащихся навыков конструирования и реконструирования на материале буквенных элементов.

Описание материала: наборы карточек с отдельными элементами для создания букв. Ученикам предлагается по команде логопеда или самостоятельно выбирать элементы для построения букв.  

Логопедические примеры.

Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки на строке при записи букв, развитие буквенного синтеза.

Описание материала: карточки для складывания букв из элементов, записанных в виде математических примеров. Детям предлагается « решить» примеры и правильно записать букву.    

Зеркальные пары букв.

Цель: развитие навыка зрительного анализа букв, расположенных в пространстве зеркально.

Описание материала: карточки с парами букв, записанными правильно и зеркально. Ученикам предлагается рассмотреть карточку, вспомнить и выбрать правильный образ буквы.  

Буквы в игрушках.

Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных по количеству элементов, расположению в пространстве.

Описание материала:  карточки-фигурки животных, игрушек с записанными парами сходных букв. Ученикам предлагается рассмотреть фигурки и, не считая в них буквы, определить какой буквы большее количество.  

Найди сходства и отличия».

Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных графически, формирование буквенного мнезиса.

Описание материала: карточки с парами букв, сходных графически. Дети должны рассмотреть пары и, назвав буквы, показать у них сходные и отличительные элементы.  

«Буквенные соединения».

Цель: формирование зрительного анализа и синтеза в работе с соединениями букв.

Описание материала: вырезанные из плотного картона объёмные буквы с обозначением начала записи элементов букв, наборы у каждого ученика. Дети должны по просьбе логопеда создать правильное буквенное соединение из двух букв, обращая внимание на начало каждой из них.  

« Буквы  в пространстве. Шифровки букв».

Цель: развитие умения ориентироваться в выборе элементов букв, счёте их количества и правильной записи на строке.

Описание материала: карточки со стрелками по направлениям элементов букв, карточки-шифровки для выбора и записи букв, сходных графически. Ученикам предлагается карточка и пара букв для расшифровки их по элементам и записи в тетради.  

Составление заглавных букв из элементов.

Цель: развитие умения конструировать заглавные буквы из элементов, формирование буквенного гнозиса и мнезиса.

Описание материала: наборы отдельных карточек с элементами заглавных букв. Ученики сами или по просьбе логопеда составляют нужные буквы и считают количество их элементов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические материалы для учащихся начальных классов «Помоги котенку» - Числительные

Помоги  котенку  "Числительные"-  как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности....

Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв

Данные материалы предназначены для работы с учениками первых классов которые изучают письменные буквы и имеют трудности в усвоении образов строчных букв....

Презентация к ЦОР. Тема:"Развитие буквенного гнозиса и дифференциация смешиваемых звуков и букв в слогах, словах."

Цель: предупреждение и коррекция специфических ошибок, связанных с нарушением оптико – пространственных дифференцировок, пространственно – временных представлений, через включение в систему работ...

Виды логопедических примеров в работе с учащимися для формирования буквенного анализа и синтеза

Данный материал  предложен для работы учителя-логопеда с учащимися 2 классов  для формирования буквенного  анализа и синтеза....

Банк дидактических материалов по формированию коммуникативных навыков у обучающихся с нарушением интеллекта

Банк дидактических материалов содержит игры и упражнения для обучающихся начальных классов с нарушением интеллекта....

Материалы для формирования навыка работы с текстом. 3 - 4 класс

Три варианта текстов для формирования у обучающихся навыка работы с текстом...

Учебно- методическое пособие по формированию буквенного гнозиса.

Учебно- методическое пособие по формированию буквенного гнозиса. О.И. Долгова Е.В. Зиборова "Гласные буквы"...