Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв
методическая разработка по логопедии (1 класс) на тему
Данные материалы предназначены для работы с учениками первых классов которые изучают письменные буквы и имеют трудности в усвоении образов строчных букв.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аленникова С.В. Дидактический материал по развитию у первоклассников буквенного гнозиса и мнезиса на материале строчных и заглавных букв.
Описание некоторых видов работы с буквами.
- Копирование элементов букв.
- Материал для работы по ориентировке на строке.
- Узнавание строчных букв по их элементам. Работа с буквенными домиками.
- Складывание буквы из частей.
- Показ нужных элементов для буквы.
- Угадывание буквы по её элементам.
- Работа с буквенным лото.
- Узнавание букв.
- Решение логопедических примеров.
- Нахождение правильной буквы (зеркальные пары).
- Нахождение наибольшего количества заданных букв.
- Нахождения отличий у сходных букв.
- Счёт количества букв за чертой.
- Составление буквенных соединений (игра по указанию логопеда).
- Угадывание правильных буквенных соединений.
- Запись рядов букв по предложенной схеме расположения их элементов.
- Работа с буквами на уровне слов.
- Узнавание образов «зашумлённых» букв.
- Узнавание заглавных букв по их элементам (сбор буквы).
- Угадывание нужного элемента заглавной буквы.
- Дописывание заглавных букв по предложенным элементам.
- Составление букв из элементов.
«Буквенные домики».
Цель: развитие зрительного внимания, узнавание образов букв по элементам.
Описание рабочего материала: маленькие домики с изображением элементов букв, разделённых в пространстве. Детям предлагается угадать какая буква « живёт» в домике.
Складывание букв из частей.
Цель: развитие ориентировки в пространстве, развитие навыков узнавания букв в усложненных условиях.
Описание материала: маленькие квадраты с написанной по середине буквой и поделённые по диагонали. Дети должны сложить квадрат с буквой, правильно подобрав нужные элементы.
Буквенные пазлы.
Цель: развитие умения ориентироваться в выборе предложенных элементов для создания определённой буквы.
Описание материала: карточки с написанными посередине буквами и разными элементами. Дети называют букву и указывают только те элементы, которые ей нужны.
Буквенное лото.
Цель: развитие у учащихся навыков конструирования и реконструирования на материале буквенных элементов.
Описание материала: наборы карточек с отдельными элементами для создания букв. Ученикам предлагается по команде логопеда или самостоятельно выбирать элементы для построения букв.
Логопедические примеры.
Цель: развитие зрительного внимания, ориентировки на строке при записи букв, развитие буквенного синтеза.
Описание материала: карточки для складывания букв из элементов, записанных в виде математических примеров. Детям предлагается « решить» примеры и правильно записать букву.
Зеркальные пары букв.
Цель: развитие навыка зрительного анализа букв, расположенных в пространстве зеркально.
Описание материала: карточки с парами букв, записанными правильно и зеркально. Ученикам предлагается рассмотреть карточку, вспомнить и выбрать правильный образ буквы.
Буквы в игрушках.
Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных по количеству элементов, расположению в пространстве.
Описание материала: карточки-фигурки животных, игрушек с записанными парами сходных букв. Ученикам предлагается рассмотреть фигурки и, не считая в них буквы, определить какой буквы большее количество.
Найди сходства и отличия».
Цель: развитие зрительного анализа букв, сходных графически, формирование буквенного мнезиса.
Описание материала: карточки с парами букв, сходных графически. Дети должны рассмотреть пары и, назвав буквы, показать у них сходные и отличительные элементы.
«Буквенные соединения».
Цель: формирование зрительного анализа и синтеза в работе с соединениями букв.
Описание материала: вырезанные из плотного картона объёмные буквы с обозначением начала записи элементов букв, наборы у каждого ученика. Дети должны по просьбе логопеда создать правильное буквенное соединение из двух букв, обращая внимание на начало каждой из них.
«Буквы в пространстве. Шифровки букв».
Цель: развитие умения ориентироваться в выборе элементов букв, счёте их количества и правильной записи на строке.
Описание материала: карточки со стрелками по направлениям элементов букв, карточки-шифровки для выбора и записи букв, сходных графически. Ученикам предлагается карточка и пара букв для расшифровки их по элементам и записи в тетради.
Составление заглавных букв из элементов.
Цель: развитие умения конструировать заглавные буквы из элементов, формирование буквенного гнозиса и мнезиса.
Описание материала: наборы отдельных карточек с элементами заглавных букв. Ученики сами или по просьбе логопеда составляют нужные буквы и считают количество их элементов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.
Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....
Урок русского языка 1 класс. Тема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв.
Урок русского языка в 1 классеТема: Строчная и заглавная буквы Б, б. Сравнение строчной и заглавной букв....
Урок письма и развития речи 1 класс С(К)ОУ VIII вида. Тема: "Письмо строчной и заглавной букв д, Д".
Урок письма и развития речи 1 класса для коррекционных ОУ VIII вида...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
Дидактические материалы по формированию буквенного гнозиса и мнезиса у учащихся 1 классов.
В данной статье предложены виды практических упражнений в работе с письменными буквами для предупреждения оптических ошибок письма у первоклассников....
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока № 6. "Письмо строчной и заглавной букв "ч Ч" (3-я группа)".
Цель урока:- подготовительные упражнения для тренировки свободных движений рук по образцам-росчеркам....
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...