Материалы для формирования навыка работы с текстом. 3 - 4 класс
учебно-методический материал по чтению (3, 4 класс)
Три варианта текстов для формирования у обучающихся навыка работы с текстом
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_kukushkah.docx | 249.65 КБ |
strekozy.docx | 42.32 КБ |
tigr.docx | 15.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Ещё раз о кукушках.
Много раз ты был в лесу и слышал самый известный птичий голос – голос кукушки. Его ни с чьим лесным голосом не перепутаешь – издалека слышно в лесу звонкое и чёткое «ку-ку». В средней полосе России кукушка обычно подкладывает свои яйца в чужие гнёзда, за что её считают плохой матерью.
Но делает она это для того, чтобы другие птицы кормили кукушат разнообразным кормом, ведь сама кукушка питается, в основном, волосатыми гусеницами бабочек – шелкопрядов. Волоски этих гусениц ранили бы пищевод маленьких кукушат, и они просто погибли бы от такого корма.
Однако, в других странах есть разные виды кукушек, которые сами высиживают яйца и выводят птенцов. Нам Земле живёт 130 видов кукушек, и многие из них заботятся о своём потомстве. Например, шпорцевая кукушка строит для кладки яиц гнездо шаровидной формы с крышей. Гнездо имеет сбоку отверстие для вылета и влёта. В гнездо шпорцевая кукушка откладывает до пяти яиц, которые высиживает сама. Земляная кукушка строит своё гнездо на земле. В её гнезде можно обнаружить до девяти яиц.
Кукушка – ани интересно заботится о своём потомстве. Обычно в одно гнездо откладывают яйца несколько кукушек. Число яиц в таком «коллективном» гнезде может достигать сорока штук! Насиживают столь большую кладку яиц поочерёдно несколько кукушек – одна группа птиц сменяет собой следующую. На время «пересменки», когда кладка в гнезде остаётся без присмотра птиц, яйца укрываются листьями, чтобы они не остыли и птенцы не погибли.
Оказывается, не надо строго судить кукушек, тем более что среди них есть и заботливые мамы. Гнёзда птиц надо беречь и не разорять их.
(По материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З.А. Клепининой)
- Запиши, почему принято считать, что кукушка плохая мать.___________________
_____________________________________________________________________
- Почему кукушки многих видов подкладывают свои яйца в гнёзда к другим птицам? Запиши словами их текста. ______________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Найди, где в тексте слово «гнездо» можно заменить другим, чтобы не было повтора. Зачеркни его и сверху запиши свой вариант.
- Запиши название вида кукушки, которая строит для своих птенцов гнездо шаровидной формы с крышей._________________________________________
- Запиши, почему один из видов кукушек называется земляной. ______________
____________________________________________________________________
- Найди объяснение слова «пересменка» из смыслового анализа соответствующего предложения_________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Выпиши, как защищают кладку яиц кукушки –ани, если гнездо на время остаётся без присмотра.________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Выпиши из текста сведения о том, с какой целью кукушка –ани укрывает гнездо листьями. ____________________________________________________________
_____________________________________________________________________
- Соотнеси столбцы диаграммы , обозначающие среднее число яиц в кладке , с названиями кукушек.
- Используя данные текста или диаграммы , запиши ответы на вопросы простых задач.
А) На сколько меньше яиц в кладке шпорцевой кукушки, чем земляной?____________
Б) Во сколько раз больше кладка яиц кукушек –ани, чем кладка яиц шпорцевой кукушки? ______________________________________
В) На сколько меньше яиц в гнезде земляной кукушки , чем кукушки – ани? __________
11. Отметь знаком V, чем достаточно было воспользоваться при выполнении задания 9? текстом и диаграммой только текстом только диаграммой
12. Запиши, чьё гнездо среди кукушек самое маленькое по величине. ___________
13. Укажи V, к какому жанру относится текст о кукушках.
басня сказка рассказ быль
14. Укажи, какая орфограмма есть в слове «кукушка», подбери к ней проверочное слово. ___________________________________ Укажи части речи над словами.
15. Найди в тексте восклицательное предложение. Перечитай его. Укажи V, что, по твоему мнению, хотел выразить автор восклицательной интонацией.
Восхищение коллективными действиями кукушек
Удивление от большого числа яиц в одном гнезде
Призыв к охране гнёзд кукушек –ани
- Запиши, почему гнездо шпорцевой кукушки в отличие от кукушки земляной имеет шаровидную форму___________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2.Гнездо какого вида кукушки можно назвать «детским садом». Объясни, почему?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Укажи источник информации, которым пользовался автор для составления текста. ____________________________________________________________
- Запиши, где ещё можно было взять информацию по данной теме.__________
___________________________________________________________________
- Выбери подходящие названия к каждой части текста и запиши их в нужной последовательности. Если данные предложения тебе не понравятся, запиши свои.
Плохая мать-кукушка
Надо заботиться о птичьих гнёздах
Кукушкин «Детский сад»
Разнообразие видов кукушек
___1.______________________________________________________________________2.______________________________________________________________________3._____________________________________________________________________ 4.___________________________________________________________________
6.Объясни, почему автор так назвал рассказ о кукушках. ______________________
_______________________________________________________________________
- Систематизируй в таблице знания, полученные о разных видах кукушек.
Название вида кукушки | |||
Относительный размер гнёзд – от меньшего к большему. | |||
Число яиц в кладке |
- Составь свой вопрос или задание по данному тексту. Запиши его грамотно. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
________________________________________
Наступило яркое тёплое лето. Всё ожило в природе, зажужжало, залетало, да с такими скоростями, что голова кругом идёт от быстрого движения. Просто вечный двигатель природы!
Каждый из вас хотя бы однажды наблюдал за природным «вертолётом» - стрекозой, которая умеет не только летать, но и останавливаться, «зависать» в воздухе. Однако в погоне за своей добычей стрекозы могут развивать скорость до 50 километров в час, а некоторые из них и до 150 километров! При этом своими крыльями они делают в секунду около 30 взмахов. Попробуй на счёт «один» сделать столько же движений своими ладошками – не получится.
Со стороны наблюдателя за живой природой кажется, что труженица – пчела неторопливо и обстоятельно выбирает цветок, с которого будет собирать нектар. Но и её не назовёшь медлительной – скорость этого насекомого может доходить до 20 километров в час. В пчелиной семье бывает до 100 тысяч пчёл, которые за один сезон собирают все вместе около 150 килограммов мёда. На маленькой скорости такого результата не получишь!
Надоедливые мухи летают тоже достаточно быстро, пролетая по 2 километра в час. Число взмахов их крыльев составляет более 300 в секунду. Может быть, поэтому с ними трудно бороться при помощи мухобойки?
Вот какие скорости есть в природе. Но это не значит, что все перечисленные «герои» часами летают без отдыха, преодолевая столь значительные расстояния. Такую большую скорость они развивают лишь на короткое время в погоне за добычей.
(По материалам энциклопедии «Тайны окружающего мира» З.А.Клепининой)
- Укажи V тему текста.
о детях о природе о насекомых
- Подумай, какова главная мысль текста. Озаглавь текст.
- Выпиши из второго предложения все глаголы. ______________________________
______________________________________________________________________
- Выпиши общее понятие для слов.
Стрекоза, пчела, муха - _______________________________
- Проверь безударную гласную в слове задания 4. Запиши проверочное слово.
__________________________________
- Перечитай сведения о скорости взмахов крыльев мухи за одну секунду. Посчитай, сколько взмахов крыльями муха сделает за одну минуту. 1мин. = 60 сек.
Решение: _________________________________________________
Ответ: ____________________________________________________
- Соотнеси столбцы диаграммы , обозначающие скорость передвижения в км в час, с названием насекомых.
- На основе данных диаграммы задания 7 укажи V, кто из насекомых передвигается быстрее всех: стрекоза муха пчела
- Найди в тексте сведения о том, какую меру массы упоминает автор. __________________________________
- Укажи верное продолжение утверждения. 150 кг мёда собирает…
одна пчела за лето
вся пчелиная семья за день
вся пчелиная семья за сезон
- Озаглавь каждый абзац текста. Запиши план.
1._____________________________________________
2. _____________________________________________
3._____________________________________________
4._____________________________________________
5._____________________________________________
1. Точно ли автор выбрал сравнение стрекозы с вертолётом? Объясни, почему. ________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
2. Найди в толковом словаре и запиши значение слова «герой» - _____________
________________________________________________________________________
3. Подумай, почему в данном тексте автор употребил слово «герои» в кавычках.
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
4. Дополни условие задачи сведениями из текста и словами к вопросу. Реши задачу.
Стрекоза делает около ____ взмахов в секунду , а муха____ взмахов в секунду.
Во сколько раз ______________ делает взмахов в секунду муха, чем ________?
Решение:_________________________________
Ответ:____________________________________
5. Подумай и запиши, почему мы не видим взмахов крыльев мухи или стрекозы?
________________________________________________________________________
- Систематизируй сведения из текста в таблице.
Насекомые | стрекоза | муха | пчела |
Скорость передвижения с указанием единиц измерения скорости. |
2.Придумай и запиши свой вопрос к тексту.
____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
_____________________________________________
Тигр – это огромная кошка. По своим размерам он не меньше бурого медведя. Живёт в Индии и у нас на Дальнем Востоке, по берегам больших рек, в зарослях кустарников и камыша. Его желтовато- дымчатая шкура разрисована тёмными поперечными полосами.
Тигры почти всегда встречаются в одиночку. Такому большому зверю нужно много пищи. Если бы тигры жили стадом, из-за добычи у них происходили бы кровавые схватки.
Тигр, напав на след какого – либо зверя, идёт за ним. Догнав его, хищникбыстро и осторожно забегает вперёд и залегает на пути своей жертвы, ожидая в засаде её приближения. Бывает, что тигр подкарауливает добычу, лёжа в траве около места её постоянного водопоя. Если тигру удаётся поймать крупного оленя, то он, наевшись до отвала, тут же отдыхает несколько дней. При этом он, как и сытая кошка , мурлычет, фыркает и валяется на спине.
Тигр опасен для всех животных. Он охотится на кабанов, оленей, лосей. Даже волки убегают из тех мест, где они постоянно живут, если там появится тигр.
Это самый страшный враг диких свиней. Если кабаны, напуганные частыми нападениями, переселятся на новое место, тигр следует за ними. За сутки он может пройти 24-35 километров, а иногда и больше.
Тигр редко нападает на человека, он очень осторожен и избегает встречи с людьми.
Раз в два года тигрица, скрывшись в укромном месте, приносит тигрят, величиной с крупную кошку. Мать живёт вместе с детёнышами несколько месяцев, пока они питаются её молоком. Потом те живут самостоятельно. В это время тигроловы и охотятся на молодых тигрят.
- Укажите V тему текста. о детях о животных о природе
- Подумай, какова основная мысль текста. Озаглавь текст. Запиши название.
- Сравни тигра с кошкой и бурым медведем по размеру, начиная с некрупного зверя. ______________________________________________________________
- Выпиши из текста сведения о том, где живёт тигр._________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
- Выбери и подчеркни слова, характеризующие тигра.
Медлительный, ловкий, осторожный, ленивый, хитрый, умный, трусливый, быстрый.
- Прочитай словосочетания. Как ты понимаешь их смысл? Соедини стрелками близкие по значению словосочетания.
караулить добычу наевшись до отвала
быть сытым кровавая схватка
смертельная битва ожидание в засаде
- Почему тигра трудно заметить в зарослях? Выпиши предложение, в котором об этом сказано. Обозначь падеж существительных и прилагательных в форме множественного числа.________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Почему тигры обычно встречаются в одиночку? _____________________________
______________________________________________________________________
- Прочитай о том, как охотится тигр. Выпиши глаголы, которые описывают состояние сытой кошки. _________________________________________________
- Определи в задании 8 лицо, число и время глаголов.
- Прочитай второй абзац текста. Найди и выпиши три слова с безударной гласной в корне, подбери проверочные слова. ______________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
- Найди в тексте меру длины, о которой упоминает автор. ____________________
- Реши задачу.
След волка равен 11 см, а лося на 21 см больше. Чему равен след тигра, если он на 14 см короче следа лося?
Решение: ________________________________________________
Ответ:___________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы для развития навыка работы с текстом на уроках окружающего мира, ОРКСЭ и чтения..
Подобные тесты помогут ребятам научиться работать с текстами....
Проверка навыков работы с текстом. Тест 2 класс
Тестовая работа по литературному чтению для 2 класса...
Формирование навыка работы с текстом – основа формирования УУД.
Навык работы с текстом приводит обучающихся к умению самостоятельно учиться, что и есть саморазвитие и самосовершенствование...
Способы формирования навыков работы по преобразованию и интерпретации текста, по оценке информации на коррекционных логопедических занятиях во 3-4 классах.
Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, фильмы, видео вытесняют литературное и смысловое чтение. Непосредственным следствием низкой кул...
статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...
Доклад "Формирование навыка чтения и навыка работы над текстом"
В докладе описываются приемы работы по формированию навыка чтения у учащихся с ОВЗ....
Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...