Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»; 4 класс, УМК «Школа России»
методическая разработка по логопедии (4 класс) на тему
Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»;
4 класс, УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_1_shehovtsova.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку по теме «Обогащение словарного состава. Прямое и переносное значение слов»;
4 класс, УМК «Школа России»
Подготовила и провела:
Шеховцова Людмила Дмитриевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СПШ №33»
Тема: «Обогащение словарных слов. Прямое и переносное значение слов»
Цель урока: систематизировать знания детей о многозначности слов, прямом и переносном значении слов.
Задачи урока:
1. Обогащать словарный запас, раскрывая смысл фразеологических оборотов.
2. Учить употреблять фразеологические обороты в речи.
3. Воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник «Русский язык 4 класс», карточки со схемой правила, иллюстрации, рисунок человечка, фонограмма песни «Точка, точка, запятая», карточки с заданиями для работы в малых группах.
Ход урока:
1. Приветствие. Мотивация.
(Под фонограмму песни учитель рисует на доске человечка, затем заменяя его картинкой)
Учитель: Рисуя нашего человечка, мы употребляли слова: ручки, ножки… (далее показывает указкой, а дети хором продолжают: носик, головка, ушко, глазок и т.д.)
Учитель: Прочитайте эти слова.
(Человечек, язычок, головка, ушко, ножка, глазок, ручка, носик.)
2. Актуализация знаний.
Учитель: Назовите слово, в котором звуков больше, чем букв. Почему?
Дети:
-Язычок, потому что буква Я в начале слова обозначает два звука.
Учитель: Назовите слова, в которых все согласные звуки твёрдые.
Дети:
-Головка, ножка, глазок, ушко
Учитель: Что общего во всех этих словах?
Дети:
-Эти слова имена существительные.
-Слова имеют уменьшительно – ласкательное значение.
-Да, они ласково называют предметы.
-А я считаю, что человечек здесь лишнее слово. Все слова обозначают только части, а человечек нет.
-Я с тобой не согласен, слово человечек тоже называет предмет ласково, это общее в словах.
Учитель: Как вы считаете, какое слово можно было бы исключить и почему?
Дети:
-Человечек! Правильно говорили, все слова обозначают только части тела.
- А я считаю, что можно исключить слово ручка. Оно имеет несколько значений. Есть пишущая ручка, есть ручка у двери.
- Подождите, а у слов язычок, головка, ушко, ножка, глазок, носик тоже есть несколько значений!
- Да я согласен, у этих слов тоже несколько значений, а у слова человечек – нет.
-Нужно исключить слово человечек! Оно лишнее!
Учитель: Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
Дети:
-О многозначных словах.
3. Формулировка темы урока. Многозначность слов. Прямое и переносное значение слов.
Учитель: Существует два мнения: эти слова употреблены в переносном значении; эти слова употреблены в прямом значении.
Какого мнения придерживаетесь вы?
Дети:
-Здесь прямое значение.
-Да я согласен, здесь слова употреблены в прямом значении.
Учитель:
-Внимание, послушайте задание:
1 ряд - ваши слова: язычок, головка.
2 ряд – ваши слова: ушко, ножка.
3 ряд – ваши слова: глазок, ручка.
Валера тебе слово - носик.
- С каждым из этих слов составьте словосочетания, употребив эти слова в переносном значении. Обсудите с товарищем по парте и запишите.
Дети: (читают получившиеся словосочетания, учитель вывешивает соответствующую картинку)
-Язычок костра, колокольчика, ботинка.
-Головка чеснока, лука, цветка, сыра
-Ушко игольное, у деревянного тазика ушко, у ведра, цветок «ушко» называется.
Учитель: Правильно, хочу уточнить: деревянный тазик назывался ушат, а цветок имеет название «медвежье ушко».
-Ножка стола, стула.
-Глазок дверной, картофельный.
-Ручка шариковая, у двери, у чайника, у чашки.
-Носик у чайника, птичий, у снеговика.
Учитель: Какой вывод можно сделать по проделанной нами работе?
Дети:
-Многозначные слова имеют несколько значений.
-Многозначные слова употребляются в прямом и переносном значении.
4. Открытие новых знаний.
НЕСКОЛЬКО ЗНАЧЕНИЙ
ПРЯМОЕ ПЕРЕНОСНОЕ
Учитель: Напомните, с какими частями речи мы работали?
Дети: С именами существительными, которые обозначают предметы.
1. Работа в парах.
ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ – ПРЕДМЕТЫ
Учитель: Как вы думаете, слова других частей речи могут иметь несколько значений.
Дети:
- Мне кажется, что могут.
-Нет, не могут.
Учитель: Я предлагаю провести исследование. Попробуем представить, каким вырастет наш человечек. Когда он станет большим, мы уже не будем называть его словом с уменьшительно – ласкательным значением. Какое существительное мы употребим?
Дети: Человек
ЧЕЛОВЕК добрый
травяной
золотой
сильный
здоровый
деревянный
умный
Учитель: Подберите из правого столбика имена прилагательные, которые подойдут для составления словосочетаний со словом человек и запишите в тетрадь.
-Какие прилагательные вы выбрали?
Дети: Человек – добрый, сильный, здоровый, умный.
- А я ещё записала слово золотой, так тоже говорят о человеке.
- Нет, слово золотой не надо писать.
- А я считаю, что надо. Так говорят про очень хорошего человека.
- Да у такого человека золотое сердце!
- Золотой характер.
- Я тоже считаю, что это слово надо записать. В этом словосочетании оно употребляется в переносном значении.
Учитель: Сколько ещё значений слова «золотой» вы знаете?
Дети:
-Золотое кольцо, золотой ключик, золотые листья, золотые руки и т.д.
Учитель: В каких значениях употреблены эти выражения?
Дети: - Золотые листья, руки, характер в переносном значении, а золотой ключ, золотое кольцо в прямом, значит, сделаны из золота.
Учитель: Напомните, к какой части речи относится слово золотой?
Дети: Это имя прилагательное.
Учитель: Какой мы можем сделать вывод?
Дети: Имена прилагательные тоже могут иметь несколько значений.
- Имена прилагательные тоже могут быть многозначными.
2. Исследовательская работа.
ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ – ПРИЗНАКИ
Учитель: Исследуем, могут ли глаголы быть многозначными. В нашем исследовании нам поможет упражнение № 253, стр. 116.
- Прочитайте стихотворение. Какое настроение создаёт это стихотворение?
Дети:
-Весёлое, радостное.
Учитель: Какое это стихотворение?
Дети:
- Юмористическое, шуточное.
Учитель: Найдите и выпишите из стихотворения слова одинаковые по написанию, но разные по значению.
Дети:
-Шлёпал - в значении бил, и шлёпал - в значении шел, и брызги летели во все стороны.
- Всыпал, значит, насыпал, всыпал, значит бил.
- Получил - это Киту поставили двойку, от папы получил – это папа его опять отшлёпал.
- Это папа так сына воспитывал. Но это же в шутку.
- Если родители нас любят, то воспитывают и наказывают иногда.
Учитель: стихотворение шуточное, юмористическое. Может быть, родители иногда и наказывают непослушных детей, но все родители любят вас и желают вам добра.
- Сделайте вывод о словах действиях.
Дети:
-Слова действия (глаголы) могут быть многозначными, иметь несколько значений.
3. Исследовательская работа.
ГЛАГОЛЫ – ДЕЙСТВИЯ
Учитель: Проверим правильность наших выводов, прочитайте правило в учебнике на стр.116.
- Прочитайте ту часть правила, где говорится, какие слова называются многозначными. (Каждое утверждение сверяется со схемой на доске.)
Дети:
-Слова, у которых более чем одно значение, называются многозначными
Учитель:
- Прочитайте ту часть правила, где говорится, какие части речи могут быть многозначными.
Дети:
- Такие слова называют разные, но чем-то похожие предметы, признаки, действия.
Учитель:
- Прочитайте ту часть правила, в которой говорится, как распознать значение слов.
Дети:
- Значение такого слова становится ясным в сочетании с другими словами.
4. Работа над правилом.
Учитель: Наш русский язык богат и могуч. В русской речи используются выражения, в которых слова употребляются в переносном значении. Такие выражения называются фразеологическими оборотами.
Я предлагаю выбрать из группы фразеологических оборотов те, которые помогут охарактеризовать человека с положительной стороны.
1 группа – общий язык, язык без костей.
2 группа – золотые руки, рукой подать.
3 группа – говорить в глаза, хоть глаз выколи.
4 группа – человек с головой, потерять голову.
5 группа – держать ухо востро, развесить уши.
6 группа – падать с ног, идти в ногу.
7 группа – держать нос по ветру, клевать носом.
(Выбранные выражения помещаются на доску, дети объясняют свой выбор).
Дети выбрали фразеологические обороты: общий язык, золотые руки, говорить в глаза, человек с головой, держать ухо востро, идти в ногу, держать нос по ветру.
Дети:
- Я считаю, что надо было выбрать выражение язык без костей.
- Я с тобой не согласен, это значит, что человек много болтает.
- но это же хорошо, когда человек много говорит!
- Хорошо, когда говорит по делу, а если просто болтает – плохо. Не нужно выбирать это выражение.
- Мне кажется, что фразеологический оборот «держать нос по ветру» надо осторожно выбирать. Оно может означать, что человек всё знает, а может, то, что человек быстро меняет свои решения, не имеет собственного мнения. Это не положительная черта характера.
Учитель: Я предлагаю вам выбрать любой фразеологизм и закончить им предложение, что вы на сегодняшний день цените в своём друге больше всего.
Я ХОЧУ ИМЕТЬ ТАКОГО ДРУГА, ЧТОБЫ…
Учитель: Каким фразеологическим оборотом вы закончили фразу? Кто ещё выбрал этот фразеологический оборот? (Подсчитывается количество учеников, которые выбрали фразеологизм и число записывается около карточки с этим фразеологическим оборотом.)
Учитель: Вот теперь наглядно видно, что вы в своих друзьях цените, если у вашего друга золотые руки, если друг умеет находить с вами общий язык, если ваш друг говорит правду в глаза. А если вы цените это в своих друзьях, значит в себе, вы тоже это воспитываете.
5. Рефлексия.
Учитель: Кто устал? Почему?
- Кто чувствует себя хорошо? Почему?
- Кто к концу урока чувствует себя лучше, чем в начале? Почему?
6. Домашнее задание.
Учитель: Дома предлагаю вам разгадать кроссворд, записанный на доске, и подумать, в каких выражениях ключевое слово будет употребляться в прямом значении, а в каких выражениях, в переносном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Безударные падежные окончания имён прилагательных единственного числа». 4 класс, УМК «Школа России»
Урок + презентация....
Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".
План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя игровую форму работы, а также сведения из ономастики...
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Употребление глаголов в прямом и переносном смысле" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")
Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ...
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Конспект урока по русскому языку на тему: "Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени", 4 класс, УМК "Школа России"
Цель деятельности учителя: знакомство с правилом правописания безударного суффикса перед суффиксом –л- в глаголах прошедшего времени; развитие умения правильно писать глаголы с этой орфограммой....
Интерактивный урок Прямое и переносное значение слова для умк школа россии 2 класс
2 класс УМК "Школа России"...