Урок русского языка по теме: «Безударные падежные окончания имён прилагательных единственного числа». 4 класс, УМК «Школа России»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Луценко Ольга Александровна

Урок + презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx22.41 КБ
Файл bezudarnye_padezhnye_okonchaniya_imen_prilagatelnyh.pptx498.06 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме:

«Безударные падежные окончания имён прилагательных единственного числа».

 

4 класс, УМК «Школа России»

Разработала:  Луценко Ольга Александровна,

учитель начальных классов

  ГБОУ  СОШ №91

Петроградского района,

I В. категория

Санкт – Петербург

Тема: «Безударные падежные окончания имён прилагательных

 единственного числа».

Цель:

Закрепить:

  • знания об имени прилагательном как части речи;
  • умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их грамматические признаки;
  • умение правильно писать окончания имён прилагательных.
  • развивать орфографическую зоркость, устную и письменную речь, логическое мышление (умение сравнивать, выделять существенные признаки, делать выводы) навыки самоконтроля и взаимопроверки.
  • прививать любовь к русскому языку, к родной природе.

Ход урока

1. Организационный момент.      1 слайд.             

  Под лежачий камень вода не течёт.

      В чём заключается смысл данной пословицы? Объясните.

      Мы с вами тоже должны хорошо потрудиться, чтобы получить новые знания и  

      научиться их применять.

      Пусть этот урок принесет нам радость познания. Я желаю вам успеха.

Учитель. Запишем дату (с комментированием). Какой сегодня день недели?

Четырнадцатое января.

Классная работа (самостоятельно).

Учитель.  На минутке чистописания сегодня вы отрабатываете безотрывное  написание следующих буквосочетаний.

Слайд 2.

ая  яя     ое  ее     ый  ий  ой

Где можно встретить такие буквосочетания?

В окончаниях имен прилагательных:

 -  женского рода в именительном падеже ед. числа;

 - среднего рода в именительном и винительном падежах ед. числа;

 - мужского рода в именительном и винительном падежах ед. числа.

На второй строчке запишем прилагательные, характеризующие зиму:    Слайд 3.

 - зима (какая?) - (с комментированием). Разберите это прилагательное  по составу.

- день (какой?) -  (с комментированием). 

- настроение (какое?) - (самостоятельно, но –ое,  -ее !)

     3. Актуализация знаний.  Слайд 4.

      Вы, наверное, уже догадались, что сегодня на уроке речь пройдёт о …?

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь.

Что же такое имя прилагательное?   Слайд 5

Конкретизируйте тему урока.

Над какой проблемой мы работали на последних уроках русского языка?

Безударные падежные окончания имен прилагательных.   Слайд 6

Какие цели мы поставим на уроке-закреплении?   Слайд 7

3. Закрепление, обобщение знаний.

Давайте вспомним алгоритм написания безударных падежных окончаний имен прилагательных.   Слайд 8.

Ученик.

  • Определить, с каким существительным сочетается прилагательное.
  • Определить  грамматические признаки  прилагательного (род, число, падеж) по существительному,  с которым оно сочетается.
  • Определить  тип основы имени прилагательного.
  • Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного (можно проверить себя по таблице-памятке) .

Задание в учебнике  стр.14    упр.19

Работа в парах. 

Определение падежей. (Задание в конвертах)

Определите падеж имен прилагательных и составьте предложение с данным словосочетанием.

- освещен ярким светом – Т.п.

- в русской народной сказке – П.п.

- у зимнего пальто – Р.п.

- через заснеженную улицу – В.п.

- к близкому родственнику – Д.п.

Определение частей речи следующих слов.   Слайд 9

(в парах : им.сущ.  или им.прил.)

Столовая посуда – им.прил.

Школьная столовая – им.сущ.

Учительский журнал – им.прил.

Учительская закрыта – им.сущ.

Больной палец – им.прил.

Пришел больной – им.сущ.

Дежурный по классу  – им.сущ.

Дежурный полицейский – им.прил. 

Работа по учебнику стр.15  упр.21

Заполнение таблицы.  Слайд 10

4. Итог урока.      Слайд 11

Лист самооценки. Поставить + или –      

1.

Я активно работал на уроке.

2.

Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся.

3.

Я знаю, что такое имя прилагательное.

4.

Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных.

5.

Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний имен прилагательных.

Закончить фразу:

- Я вспомнил…

- Я закрепил…

- Я повторил…

- Я узнал новое…

5.  Дом. задание:  стр.16 упр.22


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Под лежачий камень вода не течёт.

Слайд 2

- ая - яя - ое -ее - ый - ий -ой

Слайд 4

Определяю я предметы, Они со мной весьма приметны. Я украшаю вашу речь, Меня вам надо знать, беречь.

Слайд 5

Дружит с существительным, подчиняется в Р.,Ч.,П. Имя прилагательное Отвечает на вопросы: к акой? какая? какое? к акие? Часть речи Дает описание предмета, делает речь красочной Обозначает признак предмета

Слайд 6

Тема урока: Безударные падежные о кончания и мен прилагательных

Слайд 7

Цель: Закрепить: знания об имени прилагательном как части речи. умение распознавать имена прилагательные в тексте, определять их род, число, падеж. умение правильно писать окончания имён прилагательных и существительных

Слайд 8

Алгоритм проверки написания безударных окончаний имён прилагательных. Определить, с каким существительным сочетается прилагательное. Определить его грамматические признаки (род, число, падеж) по существительному, с которым оно сочетается. Определить тип основы имени прилагательного. Вспомнить правило написания окончания имени прилагательного (можно проверить себя по таблице-памятке) .

Слайд 9

Определите части речи Столовая посуда Школьная столовая Учительский журнал Учительская закрыта Больной палец Пришёл больной Дежурный по классу Дежурный полицейский

Слайд 10

род И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п. Ж.р. - ая - яя -ой -ей -ой -ей - ую - юю -ой -ей -ой -ей М.р. -ой - ый - ий -ого -его - ому -ему -ой - ый - ий -ого -его - ым -им - ом -ем С.р. - ое -ее -ого -его - ому -ему - ое -ее -ого -его - ым -им - ом -ем

Слайд 11

1. Я активно работал на уроке. 2. Я внимательно слушал учителя и ответы учащихся. 3. Я знаю, что такое имя прилагательное. 4. Я умею определять грамматические признаки имен прилагательных. 5. Я использовал изученные правила, чтобы не ошибиться в написании безударных падежных окончаний прилагательных Лист самооценки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме " Правописание родовых окончаний имён прилагательных"

Урок для 4 класса по программе " Школа России". Цели составлены в соответствии с ФГОС....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён существительных"...

Урок русского языка на тему: Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

урок-закрепление изученного материала по теме "падежные окончания имен прилагательных"...

Конспект урока русского языка по теме: «Большая буква в именах и фамилиях людей» 1 класс УМК " Школа России".

План-конспект урока русского языка по теме " Большая буква в именах и фамилиях людей" Умк " Школа России" включает в себя  игровую форму работы, а также сведения из ономастики...

Урок русского языка по теме "Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе".

Тема урока: Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.Тип урока: применение знаний, умений и навыков.Цель: обобщить знания учащихся об имени при...

Конспект урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс. УМК "Школа России"

Конспект урока по русскому языку по теме  «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного числа». 4 класс УМК "Школа России"  Цели:...