диагностика речи
материал по логопедии на тему
данный материал поможет провести диагностику речи учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rech_razvitiya_doshkolniki_1421670539_90701.docx | 28.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика речевого развития будущих первоклассников
май 201__ года
- Развитие словаря.
Необходимое оборудование:
- Задание «Подбери картинки»: по 5-7 картинок на каждую классификационную группу предметов (музыкальные инструменты, цветы, деревья, транспорт, здания, посуда инструменты, головные уборы, школьные принадлежности).
- Задание «Что лишнее»: 10 карточек (на каждой 4 предмета – 3из них относятся к одной обобщающей группе, четвертый – к другой)
- Задание «Какой? Какая? Какое? Какие?»: предметные картинки (какой – виноград, колокольчик, жираф, шкаф; какая – лягушка, кровать, луна, шляпа; какое – пальто, солнце, кресло, яблоко; какие – белки, звезды, брюки, часы.)
- Задание «Кто что делает?»: картинки (рыба, птица, конь, собака, бабочка, змея, повар, художник, учитель, швея, парикмахер, продавец.)
- Задание «Скажи наоборот»: словосочетания (сильный ветер, высокий дом, короткая дорога, мальчик подбежал, девочка смеётся, зайчик заболел, толстая доска, грязная одежда, самолёт улетел, солнечный день, глубокая тарелка, хороший поступок).
П№ | ФИ ребенка | Задание №1 Зб.- правильно раскладывает и называет обобщающие слова 2б. – 3-4 ошибки, самостоятельно исправляет ошибки 1б. – 5 и более ошибок, затруднение в назывании некоторых обобщ. слов «Подбери картинки» | Задание №2 Зб.- правильно определяет лишний предмет и объясняет 2б. – 3-4 ошибки, 1б. – 5 и более ошибок, затруднение в назывании некоторых обобщ. слов «Что лишнее» | Задание №3 3б. – 26 и более фишек, 2б. – от16 до 25 фишек 1б. – менее 16 фишек «Какой? Какая? Какое? Какие?» | Задание №4 3б. – 12 и более фишек, 2б. – от8 до 11 фишек 1б. – менее 8 фишек «Кто что делает?» | Задание №5 3б. – 12 правильных ответов 2б. – от8 до 11 правильных ответов 1б. – менее 8 правильных ответов «Скажи наоборот» | Сумма баллов | |
Разложи картинки так, чтобы они подходили друг к другу. Назови их одним словом | Разложи предметы из одной группы по видам и назови их одним словом | Ответь на вопрос «какой предмет лишний и почему ?» | Назови предмет и определи какой он | Назови , кто что умеет делать | «Скажи наоборот», например, сильный ветер – слабый ветер | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 |
- Звуковая культура речи
Необходимое оборудование:
- Задание «Определи место звука в слове»: 4 предметные картинки (размер 8х14 см.): мак, дом, сыр, кит (под каждым изображением – схема звукового состава слова); набор фишек, одинаковых по форме и цвету (серые).
- Задание «Назови звук»: предметные картинки, в названиях которых слышен звук [с] – сумка, санки, стакан, слон, скамейка, нос, автобус, ананас, лиса, носок, мост, капуста.
- Задание «Отбери картинки»: по 3-4 картинки на звуки [т], [з], [ж], [к], [р], [ш], [г].
П№ | ФИ ребенка | Задание №1 Зб.-4 правильных ответа 2б. – 2-3 правильных ответа 1б. – менее двух правильных ответов «Определи место звука в слове» | Задание №2 Зб.- правильно выделяет звук и самостоятельно подбирает слова с определенным звуком 2б. – допускает ошибки в выделении звука из слова, но самостоятельно исправляет их и подбирает слова с определенным звуком. 1б. – часто допускает ошибки в выделении и подборе слов с определенным звуком «Назови звук» | Задание №3 3б. – все задания выполнены правильно 2б. – допускает ошибки, но сам их исправляет их 1б. – часто допускает ошибки, затрудняется выполнить задание «Отбери картинки» | Сумма баллов | |
Что нарисовано на картинке? Какой звук в слове первый? Второй? Третий? | Назови изображенный предмет и ответь на вопрос «Какой звук встречается во всех словах? Определи где находится этот звук в разных словах: в начале, середине, в конце слова.» | Придумай и назови слово: в котором звук [с] слышен в начале, в конце, в середине слова | Назови , кто что умеет делать | |||
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
5 | ||||||
6 | ||||||
7 | ||||||
8 | ||||||
9 | ||||||
10 | ||||||
11 | ||||||
12 | ||||||
- Грамматический строй речи
Необходимое оборудование:
- Задание «Какого цвета солнце?»: предметные картинки (кран, куртка, море, колокольчики – синие; автобус, майка, яблоко, маки – красные; бант, шляпа, одуванчики, солнце - желтые.)
- Задание «Машины на дорогах»: 3-4 картинки с изображением улицы, на каждой полосе дороги разное количество машин.
- Задание «Ласковые слова»: слова (Катя, Вова, Таня, Женя, медведь, лиса, заяц, волк, чайник, ложка, чашка, мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра).
- Задание «Расскажи любимую сказку»
- Задание «Что это и чего не стало?»: картинки, на которых изображены один и много предметов (лист - листья, глаз - глаза, ухо – уши, стул – стулья, окно - окна, ведро – ведра, мост – мосты, котенок - котята )
П№ | ФИ ребенка | Задание №1 Зб.- правильно согласовывает прилагательные с существительным 2б. – допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их 1б. – часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании. «Какого цвета солнце» | Задание №2 Зб.- правильно согласовывает числительное с существительным 2б. – допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их 1б. – – часто допускает ошибки и затрудняется в согласовании. «Машины на дорогах» | Задание №3 3б. – правильно образовывает уменьшительно –ласкательные формы сущ-ных 2б. – – допускает ошибки, но самостоятельно исправляет их 1б. – затрудняется образовывать уменьшительно-ласкательную форму сущ-ных «Ласковые слова» | Задание №4 3б. – использует все виды предложений 2б. – использует 1-2 вида предложений 1б. – использует чаще всего простые предложения «Расскажи любимую сказку» | Задание №5 3б. – 24 фишки 2б. – от 16 до 20 фишек 1б. – менее 16 фишек «Что это и чего не стало?» | Сумма баллов | |
Назови предмет. Определи какого он цвета. | Посчитай машины (одна машина, две машины, три машины) | Скажи ласково, например: Катя - Катенька | Расскажи любимую сказку | Назови предметы, изображенные на картинке | Чего не стало? | |||
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
5 |
- Связная речь
Необходимое оборудование:
- Задание «Объяснение сюжетных картинок»: сюжетные картинки и картинки нелепицы.
- Задание «Разложи по порядку»: серия сюжетных картинок (по 4-6 картинок).
- Задание «Давай познакомимся»: вопросы ребенку: Как тебя зовут?, Сколько тебе лет?, С кем ты живешь?, Где ты живешь?, Назови свой адрес., Как зовут твоих родителей (папу и маму)?, Какие игрушки есть у тебя дома?, Какие книги тебе читают дома?, Кто твой лучший друг?, Почему ты так считаешь?, Кем хочешь стать, когда вырастешь?, Если бы ты стал волшебником, какие три чуда совершил бы?
- Задание «Цирк»: иллюстрации на тему цирк.
- Задание «сочиняем сказку»: иллюстрации к сказке «Волк и семеро козлят» и картинка с изображением Карлсона
П№ | ФИ ребенка | Задание №1 «Объяснение сюжетных картинок» | Задание №2 Зб.- правильно раскладывает все картинки, составляет полный рассказ 2б. – допускает ошибки при раскладывании картинок, но сам их исправляет, составляет полный рассказ 1б. –часто допускает ошибки при раскладывании, затрудняется составить рассказ «Разложи по порядку» | Задание №3 3б. – свободно и правильно отвечает на все вопросы 2б. – затрудняется ответить на 2-3 вопроса 1б. – затрудняется ответить более чем на 3 вопроса «Давай познакомимся» | Задание №4 3б. – свободно и последовательно составляет рассказ из личного опыта 2б. – затрудняется последовательно составить рассказ 1б. – отвечает на наводящие вопросы «Цирк» | Задание №5 3б. – придумал и рассказал новую сказку последовательно, интересно, выразительно 2б. – придумал и рассказал новую сказку, но использует простые предложения 1б. – затрудняется в придумывании новой сказки «Сочиняем сказку» | Сумма баллов | ||
Зб.- составляет связные рассказы с элементами фантазии 2б. – составляет связные рассказы, часто использует простые предложения 1б. – затрудняется составить рассказ, называет отдельные предметы или явления, изображенные на картинке | Зб.- определяет, что на рисунке смешно, объясняет почему это нелепица 2б. – называет картинку нелепицей, но не может дать объяснение почему 1б. – показывает смешную картинку, но не называет и не объясняет почему она вызывает смех | ||||||||
Разложи , что здесь происходит | Рсскажи, что здесь смешное | Разложи картинки по порядку, а за тем составь рассказ | Ответь на вопросы | Рассмотри картинки. А ты был в цирке? Расскажи, как это было. | Посмотри на эту иллюстрацию. Какая это сказка. А что бы было если в неё попал Карлсон, сочини новую сказку | ||||
1 | |||||||||
2 |
Итоговая диагностическая таблица
№п | Фомилия И. ребенка | Развитие словаря | Звуковая культура речи | Грамматический строй речи | Связная речь | Сумма баллов | ||||||||||||||
КРИТЕРИИ | ||||||||||||||||||||
Задание №1 (умение обобщать) | Задание №2 (умение обосновывать свой выбор) | Задание №3 (умение использовать в речи прилагательные) | Задание №4 (умение использовать в речи глаголы) | Задание №5 (умение использовать в речи антонимы) | Задание №1 (владение звуковой культурой речи) | Задание №2 (фонематический слух, умение определять место звука в слове) | Задание №3 (фонематическое восприятие) | Задание №1 (умение согласовывать прилагательные с существительными) | Задание №2 ( умение согласовывать числительные с существительными). | Задание №3 (умение образовывать уменьшительно-ласкат. Форму существ.) | Задание №4 (умение использовать в речи предложения разных видов) | Задание №5 (умение использовать в речи сущ. во мн. числе, родительном падеже) | Задание №1 (умение осмысливать содержание ситуации на картинке) | Задание №2 (способность понимать связь между событиями и строить умозаключения) | Задание №3 (умение вести диалоге) | Задание №4 (умение составлять рассказы из личного опыта) | Задание №5 (речетворчество) | |||
Высокий уровень (38-54 балла)
Средний уровень (26-37 баллов)
Уровень ниже среднего (18-25 баллов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика развития речи детей в приготовительном классе
Задания позволяют определить уровень развития разных аспектов речи обучающихся приготовительного класса....
Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников
Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...
Диагностика развития связной речи младших школьников на основе восприятия музыкальных произведений
В статье предложены некоторые способы диагностирования уровня речевого развития младших школьников в процессе восприятия музыкальных произведений...
Диагностика речи учащихся начальных классов по Фотековой.
Доступный материал для диагностики речевых нарушений....
Тестовая методика диагностики устной речи речи младших школьников
Диагностика по Т. А.Фотековой....
Справка-отчет о результатах диагностики речи детей
Результаты диагностики речи детей логопедической группы...
экспресс- диагностика речи
Диагностика устной и письменной речи занимает много времени у учителя-логопеда. Очень часто нам необходимо для сокращения времени использовать экспресс-тестирование. в данной разработке также предлага...