экспресс- диагностика речи
методическая разработка по логопедии

Соколова Ирина Олеговна

Диагностика устной и письменной речи занимает много времени у учителя-логопеда. Очень часто нам необходимо для сокращения времени использовать экспресс-тестирование. в данной разработке также предлагается оценивание заданий в баллах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skrining_pervoklassnika.docx25.64 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика в конце подготовительной группы и первоклассников

Первый блок устная речь

1.Пересказ текста ПЕРЕСКАЖИ ТЕКСТ, ВСЕ ЧТО ЗАПОМНИЛ.

 «Общая горка»

Наступила длинная зима.  Наташа, Ира и Коля решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка!  Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Коля закричал: «Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!». А Наташа улыбнулась и сказала: «Катайся, Вова! Это горка общая».

Вопросы:

  1. Про какое время года говорится в рассказе
  2. Что решили сделать дети, как их звали.
  3. Почему Вова не строил горку с детьми.
  4. Что хотел сделать Вова,  когда выздоровел.
  5. Что сказала  Вове Наташа.

3 – пересказ полный,  составлен без нарушений лексических и грамматических норм; самостоятельный пересказ после первого предъявления (достаточный);

2 -  пересказ неполный, есть недочеты в оформлении предложений.

1 - смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; есть грамматические  и лексические ошибки,  преимущественно требует уточняющих вопросов (недостаточный).

0 баллов - пересказ с  искажением смысла, или включением посторонней информации; воспроизведение отдельных словосочетаний или  слов по вопросам (низкий).

- 1 ПЕРЕСКАЗ НЕДОСТУПЕН, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НЕТОЧНЫЕ

2.Звукопроизношение: по результатам прослушанного пересказа.

Критерии оценок:

3  – нормальное звукопроизношение всех звуков в словах;

2 –дефектное произношение одного звука;

1 –дефектное произношение двух звуков;

0 баллов – фонетический или фонематический дефект трех звуков.

- 1 РЕЧЬ с множественными дефектами произносительной стороны

3.Слоговая структура слова - повторение слов за логопедом: часовщик, кинотеатр,  баскетбол, космонавт,  мотоциклист,  литр, карамель, старушка, спешка, сушка.

Критерии оценок:

3 – правильно воспроизводит звуко –  слоговую структуру всех слов;

2 затруднение в произнесении одного=двух слов

1   балл – затрудняется при произнесении   трех –  четырех слов;

0   баллов – затрудняется при произнесении пяти и более слов.

-1 Слоговая структура всех почти всех сложных слов упрощается, видозменяется.

4.Исследование фонематического восприятия Задание дается при ненарушенном звукопроизношении. При нарушенном при предъявлении задания группу с нарушенными звуками просят повторить куклу (она повторяет ошибочно). Слышит это ребенок?

Повторение   слогов с оппозиционными звуками.

Инструкция: внимательно слушай и повторяй за мной слоги ТА – КА – ТА;  СА – ФА – ЛА; БА – ПА – БА; КА – ГА – КА; ТА-ТЯ-ТА;

РА – ЛА – РА; ЗА – СА – ЦА;  ША – ЖА – ША , ЧА-ША-ЩА, ЧУ-ТЮ-ЩУ

Критерии оценок:

3 – все цепочки названы,  может быть допущена 1 неточность;

2 – 2 ошибки

1 – задания выполняются в медленном темпе, 3-5 рядов слогов воспроизводится неточно, при наблюдении за речью ошибки замечает не все;

0 баллов – больше половины   цепочек  не выполнено, в игре невнимателен.

-1 не справляется с большинством повторов, игру не понимает

 5.Исследование фонематического анализа и синтеза

5.1. Простые формы звукового анализа

Определи место звука   в словах: Аня, мак, рыба

Выдели первый  и последний звук в словах аист, лиса,   дом

5.2.Сложные формы звукового анализа и синтеза

Определение количества звуков в слове: суп, коза, мошка  

Составление слова из звуков: Д..О М………… Л.У, Н, А…………..

Скажи мне звуки, чтобы я угадала слово

Критерии оценок по каждому заданию:

3  – все ответы верные, может не понять последнее

2 – ошибки отдельные (то верно, то неверно)

1  – задания выполняются в медленном темпе, стабильные ошибки в трех заданиях (что-то не освоено совсем);

0  –   ответы ошибочны во всех заданиях, но хотя бы 3 правильно

- 1 – смысл не понимает в большинстве заданий

15-10 (Достаточный и условно-достаточный уровни) – достаточный уровень сформированности устно- речевых предпосылок письма

5- 9  – недостаточный  уровень сформированности устно-речевых предпосылок письма

0-4 (низкий) Необходимо полное логопедическое обследование  всех сторон устной речи.

ФФНР – полное понимание текста, содержательный пересказ или ответы на вопросы, проблемы с произношением, фонематическими процессами (дети к логопеду не ходили)

ОНР 3 уровень: условно-достаточный и недостаточный уровни

ДЛЯ ЗПР – типичен низкий уровень, иногда недостаточный. На первом плане результаты психологического обследования.

Для УО – низкий и крайне низкий.

Второй блок – письмо.

Для письма предлагаю использовать методику Иншаковой для выявления состояния навыка письма первоклассников в начале  обучения  и выявления детей  группы риска. Там заданий 10, но можно взять лишь самые необходимые, критерии  оценки  есть.

1 задание. Написание   фамилии, имени.

Инструкция: «Напиши, как умеешь, свою фамилию и имя».

Оценка:

2 балла получает ребенок, если всё написано верно, без ошибок,  допускается лишь написание с маленькой буквы;

1 балл начисляются, если все написано фонетически правильно, однако в работе имеется от одной до трех ошибок, а также отмечаются зрительно-пространственные трудности;

0 баллов ставится, если допущено более трех ошибок, правильно написано только одно слово, имеются зрительно-пространственные ошибки.

2 задание. Самостоятельное написание алфавита.

Инструкция: «Напиши, как умеешь, все печатные буквы, которые ты знаешь».

Оценка:

2 балла получает ребенок, если написано больше половины букв алфавита, в перечне есть буквы, обозначающие согласные и гласные звуки, нет ошибок в написании; допускаются зеркальность букв, а также несколько повторений букв;

1 балл получает ребенок, если в работе имеется меньше половины букв алфавита, есть буквы, обозначающие согласные и гласные звуки; отмечается разная высота букв;

0 баллов ставится, если написано меньше десяти букв, только гласные, либо только согласные, много ошибок в написании элементов букв, отмечаются зрительно-пространственные трудности.

3 задание. Диктант букв.

Инструкция: «Записывай буквы, которые тебе будут диктоваться; если букву не знаешь, то ставь точку и пиши следующую».

Диктуются разные буквы А, У, М, Б, О, Н, К, Ы, Т, Г, И,  3, Д, Р,  Ч,  Ф,  Ж, Щ.

 Оценка:

2 балла получает ребенок, если написаны все буквы, но могут быть зеркально написанные буквы, повторы, ранее написанные и замены с графически сходными;

1 балла начисляются, если в работе написано больше половины букв верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности   в написании;

0 баллов ставится, если написано  меньше  половины букв, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании.

4 задание. Диктант слогов.

Инструкция: «Записывай слоги, которые услышишь; если не можешь написать какой-либо слог, то ставь точку и продолжай писать дальше»;

БА, МО, АТ, НЫ, КО,  АС, ОСЕ, РИ, ЖУ, ЛОХ, КОР, ПЛА, ВАЧ

Оценка:

2 балла получает ребенок, если воспроизведены все слоги, но могут быть зеркально написанные буквы, повторы ранее написанных и замены графически сходных букв;   

1 балл начисляется, если в работе написано больше половины слогов верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности   в написании;

0 баллов ставится, если написано меньше половины слогов, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании.

5 задание. Написание двух предложений.

Инструкция: «Запиши предложения, которые сначала внимательно прослушаешь; если не можешь написать, то ставь точку и продолжай писать дальше».

1.У ёлки пушистый зайчик.

2.В кустах спрятался зайчишка.

Оценка:

2 балла получает ребенок, если написаны все предложения, но отсутствуют признаки предложения (не ставятся точки и не пишет с большой буквы);

1 балл начисляется, если написано больше половины слов верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности   в написании букв, пропуски гласных и согласных букв, перестановки;

0 баллов ставится, если написано меньше половины слов, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании, либо совсем не справился.

 10 баллов – 7 баллов – достаточный  уровень навыка письма

С 6 баллов – недостаточный уровень навыка письма, группа риска по  нарушениям  письма

Тогда необходимо проводить более развернутое логопедическое обследование всех речевых и неречевых предпосылок письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)

Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....

Тезисы. Экспресс-диагностика младших школьников.

Работая в школе, мы, педагоги начальных классов, не раз попадаем в ситуацию, когда набираем детей не 1 сентября, и не с первого класса... Экспресс- диагностика поможет Вам понять новый детский коллект...

Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет

В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных де...

Методика проведения экспресс-диагностики адаптивных возможностей первоклассников

Предлагаемая методика изучения адаптационных возможностей позволяет определить степень поддержки, необходимой учащимся  при адаптации в первом классе и является удобной опорой для согласования де...

Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...

Экспресс диагностика письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5-6 класс

В данной диагностике представлены короткие тесты-задания для учащихся с ОВЗ 5-6 классов. Тесты  позволяют быстро проверить объем и качество знаний по русскому языку. а так же уровень общих знаний...

Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников

В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной.     ...