экспресс- диагностика речи
методическая разработка по логопедии
Диагностика устной и письменной речи занимает много времени у учителя-логопеда. Очень часто нам необходимо для сокращения времени использовать экспресс-тестирование. в данной разработке также предлагается оценивание заданий в баллах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skrining_pervoklassnika.docx | 25.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика в конце подготовительной группы и первоклассников
Первый блок устная речь
1.Пересказ текста ПЕРЕСКАЖИ ТЕКСТ, ВСЕ ЧТО ЗАПОМНИЛ.
«Общая горка»
Наступила длинная зима. Наташа, Ира и Коля решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Коля закричал: «Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!». А Наташа улыбнулась и сказала: «Катайся, Вова! Это горка общая».
Вопросы:
- Про какое время года говорится в рассказе
- Что решили сделать дети, как их звали.
- Почему Вова не строил горку с детьми.
- Что хотел сделать Вова, когда выздоровел.
- Что сказала Вове Наташа.
3 – пересказ полный, составлен без нарушений лексических и грамматических норм; самостоятельный пересказ после первого предъявления (достаточный);
2 - пересказ неполный, есть недочеты в оформлении предложений.
1 - смысловые звенья воспроизведены с сокращениями; есть грамматические и лексические ошибки, преимущественно требует уточняющих вопросов (недостаточный).
0 баллов - пересказ с искажением смысла, или включением посторонней информации; воспроизведение отдельных словосочетаний или слов по вопросам (низкий).
- 1 ПЕРЕСКАЗ НЕДОСТУПЕН, ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ НЕТОЧНЫЕ
2.Звукопроизношение: по результатам прослушанного пересказа.
Критерии оценок:
3 – нормальное звукопроизношение всех звуков в словах;
2 –дефектное произношение одного звука;
1 –дефектное произношение двух звуков;
0 баллов – фонетический или фонематический дефект трех звуков.
- 1 РЕЧЬ с множественными дефектами произносительной стороны
3.Слоговая структура слова - повторение слов за логопедом: часовщик, кинотеатр, баскетбол, космонавт, мотоциклист, литр, карамель, старушка, спешка, сушка.
Критерии оценок:
3 – правильно воспроизводит звуко – слоговую структуру всех слов;
2 затруднение в произнесении одного=двух слов
1 балл – затрудняется при произнесении трех – четырех слов;
0 баллов – затрудняется при произнесении пяти и более слов.
-1 Слоговая структура всех почти всех сложных слов упрощается, видозменяется.
4.Исследование фонематического восприятия Задание дается при ненарушенном звукопроизношении. При нарушенном при предъявлении задания группу с нарушенными звуками просят повторить куклу (она повторяет ошибочно). Слышит это ребенок?
Повторение слогов с оппозиционными звуками.
Инструкция: внимательно слушай и повторяй за мной слоги ТА – КА – ТА; СА – ФА – ЛА; БА – ПА – БА; КА – ГА – КА; ТА-ТЯ-ТА;
РА – ЛА – РА; ЗА – СА – ЦА; ША – ЖА – ША , ЧА-ША-ЩА, ЧУ-ТЮ-ЩУ
Критерии оценок:
3 – все цепочки названы, может быть допущена 1 неточность;
2 – 2 ошибки
1 – задания выполняются в медленном темпе, 3-5 рядов слогов воспроизводится неточно, при наблюдении за речью ошибки замечает не все;
0 баллов – больше половины цепочек не выполнено, в игре невнимателен.
-1 не справляется с большинством повторов, игру не понимает
5.Исследование фонематического анализа и синтеза
5.1. Простые формы звукового анализа
Определи место звука в словах: Аня, мак, рыба
Выдели первый и последний звук в словах аист, лиса, дом
5.2.Сложные формы звукового анализа и синтеза
Определение количества звуков в слове: суп, коза, мошка
Составление слова из звуков: Д..О М………… Л.У, Н, А…………..
Скажи мне звуки, чтобы я угадала слово
Критерии оценок по каждому заданию:
3 – все ответы верные, может не понять последнее
2 – ошибки отдельные (то верно, то неверно)
1 – задания выполняются в медленном темпе, стабильные ошибки в трех заданиях (что-то не освоено совсем);
0 – ответы ошибочны во всех заданиях, но хотя бы 3 правильно
- 1 – смысл не понимает в большинстве заданий
15-10 (Достаточный и условно-достаточный уровни) – достаточный уровень сформированности устно- речевых предпосылок письма
5- 9 – недостаточный уровень сформированности устно-речевых предпосылок письма
0-4 (низкий) Необходимо полное логопедическое обследование всех сторон устной речи.
ФФНР – полное понимание текста, содержательный пересказ или ответы на вопросы, проблемы с произношением, фонематическими процессами (дети к логопеду не ходили)
ОНР 3 уровень: условно-достаточный и недостаточный уровни
ДЛЯ ЗПР – типичен низкий уровень, иногда недостаточный. На первом плане результаты психологического обследования.
Для УО – низкий и крайне низкий.
Второй блок – письмо.
Для письма предлагаю использовать методику Иншаковой для выявления состояния навыка письма первоклассников в начале обучения и выявления детей группы риска. Там заданий 10, но можно взять лишь самые необходимые, критерии оценки есть.
1 задание. Написание фамилии, имени.
Инструкция: «Напиши, как умеешь, свою фамилию и имя».
Оценка:
2 балла получает ребенок, если всё написано верно, без ошибок, допускается лишь написание с маленькой буквы;
1 балл начисляются, если все написано фонетически правильно, однако в работе имеется от одной до трех ошибок, а также отмечаются зрительно-пространственные трудности;
0 баллов ставится, если допущено более трех ошибок, правильно написано только одно слово, имеются зрительно-пространственные ошибки.
2 задание. Самостоятельное написание алфавита.
Инструкция: «Напиши, как умеешь, все печатные буквы, которые ты знаешь».
Оценка:
2 балла получает ребенок, если написано больше половины букв алфавита, в перечне есть буквы, обозначающие согласные и гласные звуки, нет ошибок в написании; допускаются зеркальность букв, а также несколько повторений букв;
1 балл получает ребенок, если в работе имеется меньше половины букв алфавита, есть буквы, обозначающие согласные и гласные звуки; отмечается разная высота букв;
0 баллов ставится, если написано меньше десяти букв, только гласные, либо только согласные, много ошибок в написании элементов букв, отмечаются зрительно-пространственные трудности.
3 задание. Диктант букв.
Инструкция: «Записывай буквы, которые тебе будут диктоваться; если букву не знаешь, то ставь точку и пиши следующую».
Диктуются разные буквы А, У, М, Б, О, Н, К, Ы, Т, Г, И, 3, Д, Р, Ч, Ф, Ж, Щ.
Оценка:
2 балла получает ребенок, если написаны все буквы, но могут быть зеркально написанные буквы, повторы, ранее написанные и замены с графически сходными;
1 балла начисляются, если в работе написано больше половины букв верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности в написании;
0 баллов ставится, если написано меньше половины букв, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании.
4 задание. Диктант слогов.
Инструкция: «Записывай слоги, которые услышишь; если не можешь написать какой-либо слог, то ставь точку и продолжай писать дальше»;
БА, МО, АТ, НЫ, КО, АС, ОСЕ, РИ, ЖУ, ЛОХ, КОР, ПЛА, ВАЧ
Оценка:
2 балла получает ребенок, если воспроизведены все слоги, но могут быть зеркально написанные буквы, повторы ранее написанных и замены графически сходных букв;
1 балл начисляется, если в работе написано больше половины слогов верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности в написании;
0 баллов ставится, если написано меньше половины слогов, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании.
5 задание. Написание двух предложений.
Инструкция: «Запиши предложения, которые сначала внимательно прослушаешь; если не можешь написать, то ставь точку и продолжай писать дальше».
1.У ёлки пушистый зайчик.
2.В кустах спрятался зайчишка.
Оценка:
2 балла получает ребенок, если написаны все предложения, но отсутствуют признаки предложения (не ставятся точки и не пишет с большой буквы);
1 балл начисляется, если написано больше половины слов верно, но могут быть зрительно-пространственные трудности в написании букв, пропуски гласных и согласных букв, перестановки;
0 баллов ставится, если написано меньше половины слов, отмечаются ошибки разного характера, зрительно-пространственные трудности при написании, либо совсем не справился.
10 баллов – 7 баллов – достаточный уровень навыка письма
С 6 баллов – недостаточный уровень навыка письма, группа риска по нарушениям письма
Тогда необходимо проводить более развернутое логопедическое обследование всех речевых и неречевых предпосылок письма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экспресс-диагностика речевой успешности (по Фотековой)
Электронный вариант теста.Для выставления количества баллов необходимо ознакомиться с методикой диагностики Т.Фотековой....
Тезисы. Экспресс-диагностика младших школьников.
Работая в школе, мы, педагоги начальных классов, не раз попадаем в ситуацию, когда набираем детей не 1 сентября, и не с первого класса... Экспресс- диагностика поможет Вам понять новый детский коллект...
Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6-7 лет
В настоящее время появилось большое количество школ, в которых обучение ведется по ускоренным программам, с углубленным изучением каких-либо предметов, по специальным программам для одаренных де...
Методика проведения экспресс-диагностики адаптивных возможностей первоклассников
Предлагаемая методика изучения адаптационных возможностей позволяет определить степень поддержки, необходимой учащимся при адаптации в первом классе и является удобной опорой для согласования де...
Экспресс-диагностика лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
В условиях работы школьного логопедического пункта или ЦПМСС, когда логопедическое обследование ребенка необходимо провести в крайне ограниченное время, мы столкнулись с необходимостью оптимизации диа...
Экспресс диагностика письменной речи учащихся с ОВЗ (ЗПР) 5-6 класс
В данной диагностике представлены короткие тесты-задания для учащихся с ОВЗ 5-6 классов. Тесты позволяют быстро проверить объем и качество знаний по русскому языку. а так же уровень общих знаний...
Адаптированная методика экспресс-диагностики письменной речи младших школьников
В материале представлены протокол и критерии оценивания письменной речи младших школьников на основе методик по Т.А. Фотековой, Т.В. Ахутиной. ...